Введение
Агропромышленный комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя. АПК занимает особое место в жизни государства, так как обеспечивает страну продовольствием и товарами народного потребления [10].
АПК - это стратегически важнейший комплекс экономики, основу которого составляет сельское хозяйство.
В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» от 25.07.2011 г. № 210-ФЗ [7] понятия «государственная поддержка» и «государственное регулирование» применяются в одном значении, и дается определение понятия «государственное регулирование» («экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства»). В рамках Закона перечислены задачи государственного регулирования агропромышленного производства:
- стабилизация и развитие агропромышленного производства;
- обеспечение продовольственной безопасности РФ;
- улучшение продовольственного обеспечения населения;
- поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
- сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности;
- защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
В экономической литературе [3, 5, 9, 2] понятие «государственная поддержка» экономисты и специалисты органов государственного управления трактуют далеко не однозначно. Наиболее часто встречаются и отождествляются такие понятия, как система государственного регулирования, финансовая поддержка, государственное экономическое регулирование, система бюджетной поддержки, государственная помощь аграрному сектору и другие. В табл. 1 автором даны варианты характеристики понятия «государственная поддержка» [3, 5, 9, 2].
В рыночных условиях решаются задачи выживания аграрной отрасли и повышения ее конкурентоспособности. Поэтому взаимодействия государства и аграрной отрасли осуществляются через государственную поддержку.
Изучив мнение экономистов по поводу определения понятия «государственная поддержка», автор считает, что как ресурсный фактор государственную поддержку можно определить с позиции сложившихся возможностей деятельности предприятий и продвижения сельхозпродукции на рынок с высокой конкурентоспособностью, при низкой степени риска и высокой доходности с учетом внедрения новых технологий.
На основе обобщения научных теорий в области государственного регулирования дано авторское определение государственной поддержки как ресурсный фактор, позволяющий ускорить обновление и развитие сельского хозяйств с учетом инновационного подхода, который направлен на повышение конкурентоспособности аграрной отрасли.
Таблица 1. Варианты характеристики понятия «государственная поддержка»
Ученые |
Понятия «государственная поддержка» |
Примечание |
М. И. Козырь
Е. А. Куделя
В. Ф. Урсов
И. А. Алтухов |
Подходит к проблеме как к сложному экономико-правовому механизму регули-рования общественных отношений, по-средством которого сельхозтоваропроизво-дителям оказывается необходимая для ведения предпринимательской деятель-ности различная материальная, финансовая и консультативная помощь и поддержка со стороны государства, что нашло отражение и в российском аграрном законодательстве [3]; Государственная поддержка сельхоз-товаропроизводителей - это целенаправ-ленные действия государства и негосудар-ственных структур по стабилизации сель-скохозяйственного производства и обес-печению его приспособления к изменяю-щимся рыночным условиям через систему ценообразования или регулирования доходов сельхозтоваропроизводителей, которые осуществляются через систему методов: субсидирование, дотирование, стимулирование ресурсосберегающих технологий, инвестирование развития инфраструктуры, повышение занятости сельскохозяйственного населения [5]; «Государственная поддержка - неотъемлемая часть системы государ-ственного регулирования. Механизмы этой поддержки на разных уровнях должны дополнять друг друга и способствовать становлению и нормальному функциони-рованию рынка» [9];
Отмечает, что государственная поддер-жка в новых условиях необходима «для предотвращения злоупотребления эконо-мической властью» и что «государ-ственная поддержка сельских товаро-производителей в условиях рынка - объективная необходимость» [2]. |
Мы согласны с мнением автора, но считаем, что в рамках финансовой поддержки кроме дотации и субсидии необходимо учитывать мероприятия по финансовому оздоровлению, сельхозтоваропроизводителей и проводить реструктуризацию их финансовых обязательств;
В целом автор дает объемное определение государственной поддержки но мы считаем, что все перечисленные рычаги управле-ния сельскохозяйственным про-изводством должны действовать в комплексе с учетом ресурсного потенциала, что будет способ-ствовать стабильному функци-онированию аграрной отрасли;
Нельзя не согласится с высказ-ыванием этого автора в части поддержки сельхозтоваропроиз-водителей на разных уровнях, но при этом мы считаем, что поддержка должна представляет собой совокупность различных рычагов и инструментов льгот-ного и безвозмездного финан-сирования наиболее ущем-ленных в экономическом отно-шении сельхозтоваропроиз-водителей; Автор в своем определение делает упор на предотвращение злоупотребления экономической властью, не учитывая либераль-ные подходы к аграрной поли-тике, сводит решения проблемы государственной поддержки к политическим играм. |
С учетом особенностей агропромышленного комплекса выработаны теоретические основы и определена необходимость государственного регулирования экономики агропромышленного комплекса, в первую очередь, сельскохозяйственного производства, которые на практике широко используются в аграрной политике Кировской области. Экономические теории и практика доказали, что сельское хозяйство в силу своей специфики, то есть высокой зависимости от природных условий, наличия постоянных рисков, высокой фондоемкости, а также особенностей функционирования продовольственного рынка, требует постоянного вмешательства государства.
Государственное регулирование, опираясь на юридическую, экономическую, социально-идеологическую, образовательную и иную деятельность государственных органов, должно содействовать созданию эффективного функционирования рыночного механизма, рационального проведения реформ [8].
При этом важнейшими инструментами политики государственного регулирования являются земельная, закупочная, налоговая, ценовая, кредитная, бюджетная, страховая и внешнеэкономическая политика [6]. Разработанная концептуальная модель государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей как ресурсного фактора аграрного сектора экономики, которая позволит систематизировать цели, принципы и функции государственной поддержки (рисунок 1).
С учетом этого разработаны административные, экономические, рыночные механизмы, что позволит учитывать потребность потребителей агропромышленной продукции.
Все перечисленные рычаги управления сельскохозяйственным производством должны действовать в комплексе и способствовать стабильному функционированию аграрной отрасли. Эффективность использования бюджетных ресурсов зависит от того, насколько быстро и качественно продукция сельхозтоваропроизводителей дойдет до конкретного потребителя, то есть агропромышленного рынка.
Проблема определения объемов финансирования АПК за счет федерального бюджета обусловлена не только общеэкономическими, но и политическими факторами. Её решение, то есть осуществление надлежащей и обоснованной государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей АПК, во многом зависит от приоритетов проводимой экономической политики в стране, усиления роли государства в регулировании рыночной экономики.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬХОЗТОВАРО-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ |
↓ ↓ ↓
ЦЕЛИ: -обеспечение продовольстве-нной безопасности государ-ства и населения страны дос-тупными высококачествен- ными продуктами питания в объемах и ассортименте, под-держивающих нормальный уровень жизни населения страны; - рациональное использова-ние земельных и водных ре-сурсов; - развитие инфраструктуры сельской местности и конку-рентоспособного произво-дства сельскохозяйственной продукции и продовольствия; - регулирование импорта и стимулирование экспорта се-льскохозяйственных продук-тов. |
ПРИНЦИПЫ: - программного регулирова-ния на основе разработки, выполнения и контроля над выполнением принимаемых на различных уровнях целе-вых программ; - приоритетного развития сельскохозяйственного про-изводства и АПК в целом; - оказание государственной, финансовой и иной поддер-жки; -сохранение и гарантия само-стоятельности в осуществ-лении сельскохозяйственны-ми предприятиями производ-ственнохозяйственной дея-тельности. |
ФУНКЦИИ: - контрольная (контроль за соблюдением паритета цен на продукцию сельского хо- зяйства и промышленности); - регулирующая (регулиро-вание финансово-экономи-ческих отношений в АПК, охраны окружающей среды); - правового обеспечения (за-коны, указы, нормативы); - стимулирующая (создание стимулов к достижению объ-емов производства продук-ции, обеспечивающих про-довольственную безопас-ность); -кадрового обеспечения (под-готовка кадров для АПК). |
Механизмы (формы)
↓ ↓
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - бюджетная поддержка; - кредитно-финансовая политика; - налоговая политика; - ценовое регулирование; - госзаказ; - таможенно-тарифное регулирование внешне-экономической деятельности; - льготное страхование. |
РЫНОЧНОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ - спрос; - предложение; - конкуренция; - цена. |
АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ -антимонопольная полити-ка государства; -ветеринарный, экологичес-кий контроль; -стандартизация, лицензиро-вание; - квотирование производства и экспорта- импорта; -государственное планиро-вание и прогнозирование |
↓↑ ↓ ↓↑
Потребители агропромышленной продукции |
Рисунок 1. Концептуальная модель государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей как ресурсного фактора развития аграрной отрасли
Благодаря государственной поддержке, оказанной федеральным центром и органами власти субъектов Российской Федерации, некоторые регионы сумели достичь почти дореформенного уровня производства. Несмотря на эти положительные тенденции, все же коренного перелома в развитии сельского хозяйства России не произошло. Ведь за последние годы в отрасли существенно снизились темпы экономического роста [4].
Разумеется, в такой ситуации сельхозтоваропроизводители не могут приобретать в полном объеме необходимые материально-технические ресурсы, своевременно и в полной мере рассчитываться с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, страховать посевы и имущество.
Сельские поселения Российской Федерации (обитаемые территории вне городских территорий) занимают две трети общей площади страны, на которой проживает 38,3 млн человек, или 27 % населения России. На территории нашей страны образовано 24,4 тысячи муниципальных образований, из них сельских поселений - 8,8 тысячи [10].
Поэтому, по мнению автора, сложившаяся ситуация на продовольственном рынке настоятельно диктует необходимость усиления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, сегодняшний уровень которой, по сравнению с дореформенным, значительно снизился. Российское сельское хозяйство нуждается сегодня в чисто финансовой бюджетной поддержке, призванной постепенно компенсировать изымавшийся смежными отраслями доход, повышать платежеспособность товаропроизводителей и улучшать их инвестиционную привлекательность. Это обеспечит пополнение оборотных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволит им выступать в качестве ссудозаемщиков на рынке кредитных ресурсов для пополнения сезонного недостатка оборотных средств и получения долгосрочных кредитов для технического оснащения производства [5].
В условиях рыночной экономики государство с помощью различных экономических и финансовых действий и приемов (в том числе системой дотаций и компенсаций, ослаблением или освобождением от налогов, снижением тарифов на потребляемые сельским хозяйством ресурсы, системой кредитования и страхования с компенсацией из бюджета и т. д.) осуществляет постоянную и стабильную поддержку сельского хозяйства. Это дает возможность не только обеспечивать продовольствием население страны, но и экспортировать сельхозпродукцию и продукты питания, тем самым обеспечивая продовольственную безопасность страны.
Рецензенты:
Бурцева Т.А., д.э.н., профессор, декан факультета экономики и менеджмента Вятского государственного университета, г.Киров.
Логинов Д.А., д.э.н., профессор кафедры финансов и экономической безопасности Вятского государственного университета, г.Киров.