Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Снигирева Г.Д. 1
1 ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет»
Проведен анализ понятия «государственная поддержка» с учетом особенностей агропромышленного комплекса, в результате которого выработаны теоретические основы и определена необходимость государственного регулирования АПК. На основе обобщения научных теорий в области государственного регулирования дано авторское определение государственной поддержки как ресурсный фактор, позволяющий ускорить обновление и развитие сельского хозяйств с учетом инновационного подхода, который направлен на повышение конкурентоспособности аграрной отрасли. Государственное регулирование, опираясь на юридическую, экономическую, социально-идеологическую, образовательную и иную деятельность государственных органов, должно содействовать созданию эф¬фективного функционирования рыночного механизма, рационального проведения реформ. Разработаны административные экономические и рыночные механизмы, учитывающие потребность агропромышленной продукции на сельскохозяйственном рынке.
экономические механизмы.
«государственная поддержка»
агропромышленный комплекс
1. Адуков Р. Х. Совершенствование государственного управления агропромышленным комплексом страны / Р. Х. Адуков, А. И. Алтухов // Менеджмент и бизнес- администрирование. - 2007. - № 1. - С. 50.
2. Алтухов И. А. Новый аграрный строй России / И. А. Алтухов, А. Е. Шамин. - Нижний Новгород: Нижегородполитграф, 1996. - 281 с.
3. Козырь М. И. Государственное регулирование сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в Российской Федерации / М. И. Козырь // Аграрное и земельное право. - 2008. - № 9. - С. 4-20.
4. Котлячков А. А. Курс на создание агрофирм, имеющих законченный производственный цикл, в полной мере оправдывает себя / А. А. Котлячков // Сельская жизнь. - 2010. - 20 апреля. - С. 2.
5. Куделя Е. А. Модели и методы поддержки сельскохозяйственных производителей в переходной экономике России: автореф. дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05 / Е. А. Куделя. - Майкоп, 1999. - 24 с.
6. Мухамеджанов Р. М. Система государственной поддержки сельскохозяйственного производства: проблемы и пути их решения / Р. М. Мухамеджанов, Ю. М. Захаров // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2006. - № 2. - С. 9-14.
7. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»: федер. закон от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ: с изм. от 07. 12. 2011 // Российская газета. - 2011. - 27 июля. - Режим доступа: КонсультантПлюс.
8. Скрынник Е. Основные направления развития сельского хозяйства России / Е. Скрынник // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. - № 7. - С. 31-32.
9. Урсов В. Ф. Государственное регулирование и саморегулирование в системе организационно-экономического механизма АПК регионального уровня / В. Ф. Урсов, Р. В. Сафиуллин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2001. - № 5. - С. 20-23.
10. Экономические и социальные индикаторы городов-центров регионов Приволжского федерального округа в январе-июне 2009 года: стат. бюл. - Киров: Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Киров. обл., 2009 (Киров: отд. маркетинга и информ. обеспечения Кировстата). - 35 с.

Введение

Агропромышленный комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя. АПК занимает особое место в жизни государства, так как обеспечивает страну продовольствием и товарами народного потребления [10].

АПК - это стратегически важнейший комплекс экономики, основу которого составляет сельское хозяйство.

В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» от 25.07.2011 г. № 210-ФЗ [7] понятия «государственная поддержка» и «государственное ре­гулирование» применяются в одном значении, и дается определение понятия «государственное регулирование» («экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое об­служивание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства»). В рамках Закона перечислены задачи государственного регулирования агропромышленного производ­ства:

  • стабилизация и развитие агропромышленного производ­ства;
  • обеспечение продовольственной безопасности РФ;
  • улучшение продо­вольственного обеспечения населения;
  • поддержание экономического парите­та между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
  • сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности;
  • защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного произ­водства.

В экономической литературе [3, 5, 9, 2] понятие «государственная поддержка» экономисты и специалисты органов государственного управления трактуют далеко не однозначно. Наиболее часто встречаются и отождествляются такие понятия, как система государственного регулирования, финансовая под­держка, государственное экономическое регулирование, система бюджетной поддержки, государственная помощь аграрному сектору и другие. В табл. 1 автором даны варианты характеристики понятия «государственная поддержка» [3, 5, 9, 2].

В рыночных условиях решаются задачи выживания аграрной отрасли и повышения ее конкурентоспособности. Поэтому взаимодействия государства и аграрной отрасли осуществляются через государственную поддержку.

Изучив мнение экономистов по поводу определения понятия «государственная поддержка», автор считает, что как ресурсный фактор государственную поддержку можно определить с позиции сложившихся возможностей деятельности предприятий и продвижения сельхозпродукции на рынок с высокой конкурентоспособностью, при низкой степени риска и высокой доходности с учетом внедрения новых технологий.

На основе обобщения научных теорий в области государственного регулирования дано авторское определение государственной поддержки как ресурсный фактор, позволяющий ускорить обновление и развитие сельского хозяйств с учетом инновационного подхода, который направлен на повышение конкурентоспособности аграрной отрасли.

Таблица 1. Варианты характеристики понятия «государственная поддержка»

Ученые

Понятия «государственная поддержка»

Примечание

М. И. Козырь

 

 

 

 

 

Е. А. Куделя

 

 

 

 

 

 

В. Ф. Урсов

 

 

 

 

 

И. А. Алтухов

Подходит к проблеме как к сложному экономико-правовому механизму регули-рования общественных отношений, по-средством которого сельхозтоваропроизво-дителям оказывается необходимая для ведения предпринимательской деятель-ности различная материальная, финансовая и консультативная помощь и поддержка со стороны государства, что нашло отражение и в российском аграрном законодательстве [3];

Государственная поддержка сельхоз-товаропроизводителей - это целенаправ-ленные действия государства и негосудар-ственных структур по стабилизации сель-скохозяйственного производства и обес-печению его приспособления к изменяю-щимся рыночным условиям через систему ценообразования или регулирования доходов сельхозтоваропроизводителей, которые осуществляются через систему методов: субсидирование, дотирование, стимулирование ресурсосберегающих технологий, инвестирование развития инфраструктуры, повышение занятости сельскохозяйственного населения [5];

«Государствен­ная поддержка - неотъемлемая часть системы государ-ственного регулирова­ния. Механизмы этой поддержки на разных уровнях должны дополнять друг друга и способствовать становлению и нормальному функциони-рованию рынка» [9];

 

 

Отмечает, что государственная поддер-жка в новых условиях необходима «для предотвращения злоупотребления эконо-мической властью» и что «государ-ственная поддержка сельских товаро-производителей в условиях рынка - объективная необходи­мость» [2].

Мы согласны с мнением автора, но считаем, что в рамках финансовой поддержки кроме дотации и субсидии необходимо учитывать мероприятия по финансовому оздоровлению, сельхозтоваропроизводителей и проводить реструктуризацию их финансовых обязательств;

 

В целом автор дает объемное определение государственной поддержки но мы считаем, что все перечисленные рычаги управле-ния сельскохозяйственным про-изводством должны действовать в комплексе с учетом ресурсного потенциала, что будет способ-ствовать стабильному функци-онированию аграрной отрасли;

 

 

Нельзя не согласится с высказ-ыванием этого автора в части поддержки сельхозтоваропроиз-водителей на разных уровнях, но при этом мы считаем, что поддержка должна представляет собой совокупность различных рычагов и инструментов льгот-ного и безвозмездного финан-сирования наиболее ущем-ленных в экономическом отно-шении сельхозтоваропроиз-водителей;

Автор в своем определение делает упор на предотвращение злоупотребления экономической властью, не учитывая либераль-ные подходы к аграрной поли-тике, сводит решения проблемы государственной поддержки к политическим играм.

С учетом особенностей агропромышленного комплекса выработаны теоретические основы и определена необходимость государственного регулирования экономики агропромышленного комплекса, в первую очередь, сельскохозяйственного производства, которые на практике широко используются в аграрной политике Кировской области. Экономические теории и практика доказали, что сельское хозяйство в силу своей специфики, то есть высокой зависимости от природ­ных условий, наличия постоянных рисков, высокой фондоемкости, а также особенностей функционирования продовольственного рынка, требует по­стоянного вмешательства государства.

Государственное регулирование, опираясь на юридическую, экономическую, социально-идеологическую, образовательную и иную деятельность государственных органов, должно содействовать созданию эф­фективного функционирования рыночного механизма, рационального проведения реформ [8].

При этом важнейшими ин­струментами политики государственного регулирования являются земельная, закупочная, налоговая, ценовая, кредитная, бюджетная, страховая и внешне­экономическая политика [6]. Разработанная концептуальная модель государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей как ресурсного фактора аграрного сектора экономики, которая позволит систематизировать цели, принципы и функции государственной поддержки (рисунок 1).

С учетом этого разработаны административные, экономические, рыночные механизмы, что позволит учитывать потребность потребителей агропромышленной продукции.

Все перечисленные рычаги управления сельскохозяйственным производством должны действовать в комплексе и способствовать стабильному функционированию аграрной отрасли. Эффективность использования бюджетных ресурсов зависит от того, насколько быстро и качественно продукция сельхозтоваропроизводителей дойдет до конкретного потребителя, то есть агропромышленного рынка.

Проблема определения объемов финансирования АПК за счет федерального бюджета обусловлена не только общеэкономическими, но и политическими факторами. Её решение, то есть осуществление надлежащей и обоснованной государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей АПК, во многом зависит от приоритетов проводимой экономической политики в стране, усиления роли государства в регулировании рыночной экономики.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬХОЗТОВАРО-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

                              ↓                                               ↓                                                   ↓

ЦЕЛИ:

-обеспечение продовольстве-нной безопасности государ-ства и населения страны дос-тупными высококачествен-

ными продуктами питания в объемах и ассортименте, под-держивающих нормальный уровень жизни населения страны;

- рациональное использова-ние земельных и водных ре-сурсов;

- развитие инфраструктуры сельской местности и конку-рентоспособного произво-дства сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- регулирование импорта и стимулирование экспорта се-льскохозяйственных продук-тов.

ПРИНЦИПЫ:

- программного регулирова-ния на основе разработки, выполнения и контроля над выполнением принимаемых на различных уровнях целе-вых программ;

- приоритетного развития сельскохозяйственного про-изводства и АПК в целом;

- оказание государственной, финансовой и иной поддер-жки;

-сохранение и гарантия само-стоятельности в осуществ-лении сельскохозяйственны-ми предприятиями производ-ственнохозяйственной дея-тельности.

ФУНКЦИИ:

- контрольная (контроль за соблюдением паритета цен на продукцию сельского хо-

зяйства и промышленности);

- регулирующая (регулиро-вание финансово-экономи-ческих отношений в АПК, охраны окружающей среды);

- правового обеспечения (за-коны, указы, нормативы);

- стимулирующая (создание стимулов к достижению объ-емов производства продук-ции, обеспечивающих про-довольственную безопас-ность);

-кадрового обеспечения (под-готовка кадров для АПК).

                                                              Механизмы (формы)

                                         ↓                                                                      ↓

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

- бюджетная поддержка;

- кредитно-финансовая политика;

- налоговая политика;

- ценовое регулирование;

- госзаказ;

- таможенно-тарифное регулирование внешне-экономической деятельности;

- льготное страхование.

РЫНОЧНОЕ

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

- спрос;

- предложение;

- конкуренция;

- цена.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ

РЕГУЛИРОВАНИЕ

-антимонопольная полити-ка государства;

-ветеринарный, экологичес-кий контроль;

-стандартизация, лицензиро-вание;

- квотирование производства и экспорта- импорта;

-государственное планиро-вание и прогнозирование

                       ↓↑                                                  ↓                                                      ↓↑

Потребители агропромышленной продукции

Рисунок 1. Концептуальная модель государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей как ресурсного фактора развития аграрной отрасли

Благодаря государственной поддержке, оказанной федеральным центром и органами власти субъектов Российской Федерации, некоторые регионы сумели достичь почти дореформенного уровня производства. Несмотря на эти положительные тенденции, все же коренного перелома в развитии сельского хозяйства России не произошло. Ведь за последние годы в отрасли существенно снизились темпы экономического роста [4].

Разумеется, в такой ситуации сельхозтоваропроизводители не могут приобретать в полном объеме необходимые мате­риально-технические ресурсы, сво­евременно и в полной мере рассчи­тываться с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, страховать посевы и имущество.

Сельские поселения Российской Федерации (обитаемые территории вне городских террито­рий) занимают две трети общей пло­щади страны, на которой проживает 38,3 млн человек, или 27 % населе­ния России. На территории нашей страны образовано 24,4 тысячи му­ниципальных образований, из них сельских поселений - 8,8 тысячи [10].

Поэтому, по мнению автора, сложившаяся ситуация на продо­вольственном рынке настоятельно диктует необходимость усиления го­сударственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, сегодняшний уровень которой, по сравнению с дореформенным, значи­тельно снизился. Российское сельское хозяйство нуждается сегодня в чисто финансовой бюджетной поддержке, призванной постепенно компенсировать изымавшийся смежными отраслями доход, повышать платежеспособность товаропроизводителей и улучшать их инвестиционную привлекательность. Это обеспечит пополнение оборотных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволит им выступать в качестве ссудозаемщиков на рынке кредитных ресурсов для пополнения сезонного недостатка оборотных средств и получения долгосрочных кредитов для технического оснащения производства [5].

В условиях рыночной экономики государство с помощью различных экономических и финансовых действий и приемов (в том числе системой дотаций и компенсаций, ослаблением или освобождением от налогов, снижением тарифов на потребляемые сельским хозяйством ресурсы, системой кредитования и страхования с компенсацией из бюджета и т. д.) осуществляет постоянную и стабильную поддержку сельского хозяйства. Это дает возможность не только обеспечивать продовольствием население страны, но и экспортировать сельхозпродукцию и продукты питания, тем самым обеспечивая продовольственную безопасность страны.

Рецензенты:

Бурцева Т.А., д.э.н., профессор, декан факультета экономики и менеджмента Вятского государственного университета, г.Киров.

Логинов Д.А., д.э.н., профессор кафедры финансов и экономической безопасности Вятского государственного университета, г.Киров.


Библиографическая ссылка

Снигирева Г.Д. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10101 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674