Введение
Повсеместная компьютеризация общества имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Рассматривая данную тенденцию с позиции улучшения и ускорения производства, расширения возможностей медицинского обслуживания, упрощения коммуникационных отношений между людьми посредством портативных устройств и множества других преимуществ, компьютеризация, бесспорно, является огромным «плюсом» современного общества. С другой стороны, повышенное внимание к социальным сетям и компьютерным играм значительно снижает двигательную активность населения. В результате чего возникает дефицит двигательных локомоций, который негативно сказывается на работоспособности систем организма человека.
Особо остро данная проблема проявляется в студенческой среде. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования российских специалистов [1-5]. Но в данных работах мы не встретили исследований, направленных на изучение и сравнение двигательной активности у студентов различных специальностей. В результате чего использование двигательных режимов, предлагаемых специалистами, могут быть эффективными для студентов, например, гуманитарного направления и неэффективными для естественно-научного или технического. Это обусловило цель исследования - изучить двигательную активность студентов различных специализаций.
Материал и методы исследования
На базе Белгородского государственного национального исследовательского университета были сформированы три группы: 1-я, 2-я и 3-я группа. В первую группу вошли студенты гуманитарной специализации (ГС) (девушки n=35, юноши n=10, всего n=45), во вторую - естественно-научной специализации (ЕНС) (девушки n=35, юноши n=13, всего n=48) и в третью - технической специализации (ТС) (девушки n=13, юноши n=20, всего n=33). Всего в исследовании участвовало 126 студентов. Двигательная активность оценивалась с помощью анкетного опроса и шагометрии.
Результаты исследования и их обсуждение
Двигательная активность во многом определяется наличием времени, свободного от учебных занятий, которое может быть использовано для физических упражнений. Поэтому с помощью анкетного опроса была исследована занятость студентов учебной работой в вузе и после занятий, а также времени, затраченного на дорогу к вузу и обратно. При этом мы предполагали, что студенты, живущие в городе, тратят меньше времени на дорогу. Следовательно, располагают большим временем для занятий физическими упражнениями. Полученные результаты отражены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 - Результаты анкетирования девушек (n=83) основной медицинской группы (в %)
|
Вопросы - варианты ответов |
все (n - 83 чел.) |
по месту жительства |
по специальностям |
|||||
город (n - 64 чел.) |
пригород (n - 19 чел.) |
гуманитарные (n - 35 чел.) |
технические (n - 13 чел.) |
естественнонаучные (n - 35 чел.) |
|||||
1 |
Сколько часов в неделю в среднем Вы находитесь на учёбе в вузе |
менее 30 часов |
2,5 |
6,3 |
0,0 |
0,0 |
10,0 |
2,9 |
|
30-48 часов |
86,3 |
86,3 |
86,3 |
91,4 |
60,0 |
88,6 |
|||
48 и более часов |
7,5 |
7,5 |
13,8 |
8,6 |
0,0 |
8,6 |
|||
2 |
Сколько часов в день в среднем Вы дополнительно занимаетесь учебной деятельностью вне вуза |
менее 2 часов |
33,8 |
33,8 |
18,5 |
42,9 |
30,0 |
25,7 |
|
2-4 часа |
48,8 |
48,8 |
76,3 |
42,9 |
60,0 |
51,4 |
|||
более 4 часов |
17,5 |
17,5 |
5,2 |
14,3 |
10,0 |
22,9 |
|||
3 |
Из дома на учёбу Вы преимущественно ходите пешком или добираетесь на транспорте |
пешком |
18,8 |
18,8 |
0,0 |
20,0 |
10,0 |
20,0 |
|
чаще пешком |
3,8 |
3,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8,6 |
|||
на транспорте |
61,3 |
61,3 |
100,0 |
62,9 |
70,0 |
57,1 |
|||
чаще на транспорте |
10,0 |
10,0 |
0,0 |
11,4 |
10,0 |
8,6 |
|||
когда как |
5,0 |
5,0 |
0,0 |
2,9 |
10,0 |
5,7 |
|||
4 |
С учёбы домой Вы преимущественно ходите пешком или добираетесь на транспорте |
пешком |
18,8 |
18,8 |
0,0 |
20,0 |
10,0 |
20,0 |
|
чаще пешком |
5,0 |
5,0 |
0,0 |
0,0 |
10,0 |
8,6 |
|||
на транспорте |
58,8 |
58,8 |
100,0 |
62,9 |
40,0 |
60,0 |
|||
чаще на транспорте |
11,3 |
11,3 |
0,0 |
11,4 |
30,0 |
5,7 |
|||
когда как |
6,3 |
6,3 |
0,0 |
5,7 |
10,0 |
5,7 |
|||
5 |
Среднее расстояние от Вашего дома до места учёбы |
менее 1 км |
17,5 |
17,5 |
0,0 |
22,9 |
10,0 |
14,3 |
|
1-3 км |
15,0 |
15,0 |
0,0 |
17,1 |
10,0 |
14,3 |
|||
3-5 км |
27,5 |
27,5 |
0,0 |
20,0 |
40,0 |
31,4 |
|||
более 5 км |
40,0 |
40,0 |
100,0 |
40,0 |
40,0 |
40,0 |
|||
6 |
Сколько времени в день в среднем Вы двигаетесь (включая пешие переходы, походы в магазины, уборку дома и пр.) |
менее 1 часа |
3,8 |
3,8 |
0,0 |
0,0 |
10,0 |
5,7 |
|
1-2 часа |
6,3 |
6,3 |
0,0 |
2,9 |
10,0 |
8,6 |
|||
2-3 часа |
26,3 |
26,3 |
42,7 |
28,6 |
30,0 |
22,9 |
|||
3-5 часов |
30,0 |
30,0 |
48,3 |
34,3 |
20,0 |
28,6 |
|||
более 5 часов |
33,8 |
33,8 |
9,0 |
34,3 |
30,0 |
34,3 |
|||
7 |
Занимаетесь ли Вы какими-либо видами физических упражнений (помимо физкультуры в вузе) |
да |
33,8 |
33,8 |
44,4 |
37,1 |
50,0 |
25,7 |
|
время от времени |
47,5 |
47,5 |
33,3 |
54,3 |
50,0 |
40,0 |
|||
нет |
18,8 |
18,8 |
22,2 |
8,6 |
0,0 |
34,3 |
|||
характер этих занятий (% от ответивших «да» и «время от времени» |
организованный под наблюдением специалиста |
23,1 |
24,7 |
24,1 |
12,5 |
37,5 |
30,8 |
||
самостоятельный |
78,5 |
84,1 |
82,0 |
87,5 |
62,5 |
69,2 |
Продолжение таблицы 1
|
Вопросы - варианты ответов |
все (n - 83 чел.) |
по месту жительства |
по специальностям |
|||||
город (n - 64 чел.) |
пригород (n - 19 чел.) |
гуманитарные (n - 35 чел.) |
технические (n - 13 чел.) |
естественно-научные (n - 35 чел.) |
|||||
7 |
Занимаетесь ли Вы какими-либо видами физических упражнений (помимо физкультуры в вузе) |
сколько часов в неделю в среднем Вы занимаетесь (% от ответивших «да» и «время от времени» |
1-2 часа |
44,6 |
47,8 |
42,9 |
43,8 |
30,0 |
46,2 |
2-3 часа |
18,5 |
19,8 |
14,3 |
18,8 |
30,0 |
11,5 |
|||
3-4 часа |
16,9 |
18,1 |
14,3 |
9,4 |
0,0 |
30,8 |
|||
5-6 часов |
9,2 |
9,9 |
21,4 |
6,3 |
20,0 |
7,7 |
|||
более 6 часов |
15,4 |
16,5 |
7,1 |
21,9 |
20,0 |
3,8 |
|||
какими видами физических упражнений Вы занимаетесь (% от ответивших «да» и «время от времени» |
аэробика |
11,3 |
11,3 |
11,1 |
17,1 |
20,0 |
2,9 |
||
атлетическая гимнастика |
8,8 |
8,8 |
11,1 |
8,6 |
10,0 |
8,6 |
|||
гимнастика по системе Пилатеса |
2,5 |
2,5 |
5,6 |
0,0 |
0,0 |
5,7 |
|||
йога |
1,3 |
1,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2,9 |
|||
танцы |
18,8 |
18,8 |
16,7 |
17,1 |
30,0 |
17,1 |
|||
оздоровительная ходьба |
17,5 |
17,5 |
16,7 |
25,7 |
40,0 |
2,9 |
|||
оздоровительный бег |
37,5 |
37,5 |
38,9 |
40,0 |
60,0 |
28,6 |
|||
оздоровительное плавание |
6,3 |
6,3 |
11,1 |
5,7 |
20,0 |
2,9 |
|||
другое |
7,5 |
7,5 |
22,2 |
11,4 |
0,0 |
5,7 |
|||
8 |
Занимались ли Вы ранее (в том числе в детстве) каким-либо видом спорта |
да |
60,0 |
60,0 |
66,7 |
60,0 |
40,0 |
65,7 |
|
периодически |
17,5 |
17,5 |
22,2 |
20,0 |
30,0 |
11,4 |
|||
нет |
22,5 |
22,5 |
11,1 |
20,0 |
30,0 |
22,9 |
|||
каким видом спорта Вы занимались (% от ответивших «да» и «периодически» |
гимнастикой |
8,8 |
8,8 |
16,7 |
8,6 |
20,0 |
5,7 |
||
лёгкой атлетикой |
17,5 |
17,5 |
22,2 |
22,9 |
0,0 |
17,1 |
|||
спортивными играми |
36,3 |
36,3 |
16,7 |
48,6 |
20,0 |
28,6 |
|||
фигурным катанием |
2,5 |
2,5 |
0,0 |
5,7 |
0,0 |
0,0 |
|||
танцами |
30,0 |
30,0 |
27,8 |
37,1 |
20,0 |
25,7 |
|||
другое |
1,3 |
1,3 |
11,1 |
0,0 |
10,0 |
0,0 |
|||
9 |
Какой вид отдыха Вы предпочитаете |
активный |
37,5 |
37,5 |
55,6 |
34,3 |
80,0 |
28,6 |
|
пассивный |
6,3 |
6,3 |
11,1 |
2,9 |
0,0 |
11,4 |
|||
смешанный |
56,3 |
56,3 |
33,3 |
62,9 |
20,0 |
60,0 |
|||
10 |
Является ли Ваша двигательная активность для Вас достаточной |
да |
25,0 |
25,0 |
16,7 |
25,7 |
10,0 |
28,6 |
|
скорее да |
32,5 |
32,5 |
16,7 |
28,6 |
50,0 |
31,4 |
|||
нет |
16,3 |
16,3 |
44,4 |
11,4 |
20,0 |
20,0 |
|||
скорее нет |
21,3 |
21,3 |
16,7 |
28,6 |
10,0 |
17,1 |
|||
затрудняюсь ответить |
5,0 |
5,0 |
5,6 |
5,7 |
10,0 |
2,9 |
Таблица 2 - Результаты анкетирования юношей (n=43) основной медицинской группы (в %)
|
Вопросы - варианты ответов |
все (n - 43 чел.) |
по месту жительства |
по специальностям |
|||||
город (n - 33 чел.) |
пригород (n - 10 чел.) |
гуманитарные (n - 10 чел.) |
технические (n - 20 чел.) |
естественно-научные (n - 13 чел.) |
|||||
1 |
Сколько часов в неделю в среднем Вы находитесь на учёбе в вузе |
менее 30 часов |
4,7 |
6,1 |
0,0 |
10,0 |
5,0 |
0,0 |
|
30-48 часов |
83,7 |
81,8 |
90,0 |
70,0 |
95,0 |
76,9 |
|||
48 и более часов |
11,6 |
12,1 |
10,0 |
20,0 |
0,0 |
23,1 |
|||
2 |
Сколько часов в день в среднем Вы дополнительно занимаетесь учебной деятельностью вне вуза |
менее 2 часов |
30,2 |
30,3 |
30,0 |
50,0 |
35,0 |
7,7 |
|
2-4 часа |
41,9 |
39,4 |
50,0 |
30,0 |
50,0 |
38,5 |
|||
более 4 часов |
27,9 |
30,3 |
20,0 |
20,0 |
15,0 |
53,8 |
|||
3 |
Из дома на учёбу Вы преимущественно ходите пешком или добираетесь на транспорте |
пешком |
23,3 |
24,2 |
0,0 |
20,0 |
30,0 |
15,4 |
|
чаще пешком |
4,7 |
3,0 |
0,0 |
0,0 |
5,0 |
7,7 |
|||
на транспорте |
39,5 |
39,4 |
100,0 |
40,0 |
50,0 |
23,1 |
|||
чаще на транспорте |
16,3 |
18,2 |
0,0 |
20,0 |
10,0 |
23,1 |
|||
когда как |
16,3 |
15,2 |
0,0 |
20,0 |
5,0 |
30,8 |
|||
4 |
С учёбы домой Вы преимущественно ходите пешком или добираетесь на транспорте |
пешком |
27,9 |
27,3 |
0,0 |
30,0 |
35,0 |
15,4 |
|
чаще пешком |
4,7 |
3,0 |
0,0 |
0,0 |
5,0 |
7,7 |
|||
на транспорте |
32,6 |
33,3 |
100,0 |
40,0 |
40,0 |
15,4 |
|||
чаще на транспорте |
20,9 |
27,3 |
0,0 |
20,0 |
20,0 |
23,1 |
|||
когда как |
14,0 |
9,1 |
0,0 |
10,0 |
0,0 |
38,5 |
|||
5 |
Среднее расстояние от Вашего дома до места учёбы |
менее 1 км |
11,6 |
15,2 |
0,0 |
0,0 |
15,0 |
15,4 |
|
1-3 км |
37,2 |
36,4 |
0,0 |
40,0 |
25,0 |
53,8 |
|||
3-5 км |
30,2 |
30,3 |
0,0 |
20,0 |
45,0 |
15,4 |
|||
более 5 км |
20,9 |
20,7 |
100,0 |
40,0 |
15,0 |
15,4 |
|||
6 |
Сколько времени в день в среднем Вы двигаетесь (включая пешие переходы, походы в магазины, уборку дома и пр.) |
менее 1 часа |
7,0 |
6,1 |
0,0 |
10,0 |
10,0 |
0,0 |
|
1-2 часа |
27,9 |
33,3 |
10,0 |
30,0 |
20,0 |
38,5 |
|||
2-3 часа |
18,6 |
18,2 |
10,0 |
20,0 |
15,0 |
23,1 |
|||
3-5 часов |
20,9 |
21,2 |
40,0 |
30,0 |
25,0 |
7,7 |
|||
более 5 часов |
25,6 |
21,2 |
40,0 |
10,0 |
30,0 |
30,8 |
|||
7 |
Занимаетесь ли Вы какими-либо видами физических упражнений (помимо физкультуры в вузе) |
да |
74,4 |
72,7 |
80,0 |
70,0 |
95,0 |
46,2 |
|
время от времени |
16,3 |
15,2 |
20,0 |
20,0 |
0,0 |
38,5 |
|||
нет |
9,3 |
9,1 |
10,0 |
10,0 |
5,0 |
15,4 |
|||
характер этих занятий (% от ответивших «да» и «время от времени» |
организованный под наблюдением специалиста |
7,7 |
6,9 |
11,1 |
11,1 |
5,3 |
9,1 |
||
самостоятельный |
92,3 |
96,6 |
88,9 |
88,9 |
94,7 |
90,9 |
Продолжение таблицы 2
|
Вопросы - варианты ответов |
все (n - 43 чел.) |
по месту жительства |
по специальностям |
|||||
город (n - 33 чел.) |
пригород (n - 10 чел.) |
гуманитарные (n - 10 чел.) |
технические (n - 20 чел.) |
естественнонаучные (n - 13 чел.) |
|||||
7 |
Занимаетесь ли Вы какими-либо видами физических упражнений (помимо физкультуры в вузе) |
сколько часов в неделю в среднем Вы занимаетесь (% от ответивших «да» и «время от времени» |
1-2 часа |
33,3 |
34,5 |
33,3 |
22,2 |
36,8 |
36,4 |
2-3 часа |
23,1 |
24,1 |
22,2 |
22,2 |
26,3 |
18,2 |
|||
3-4 часа |
17,9 |
17,2 |
22,2 |
33,3 |
15,8 |
9,1 |
|||
5-6 часов |
23,1 |
24,1 |
22,2 |
11,1 |
21,1 |
36,4 |
|||
более 6 часов |
7,7 |
6,9 |
11,1 |
11,1 |
5,3 |
9,1 |
|||
какими видами физических упражнений Вы занимаетесь (% от ответивших «да» и «время от времени» |
аэробика |
9,3 |
6,1 |
20,0 |
30,0 |
0,0 |
7,7 |
||
атлетическая гимнастика |
46,5 |
45,5 |
50,0 |
50,0 |
35,0 |
61,5 |
|||
гимнастика по системе Пилатеса |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||
йога |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||
танцы |
4,7 |
3,0 |
10,0 |
0,0 |
10,0 |
0,0 |
|||
оздоровительная ходьба |
7,0 |
6,1 |
10,0 |
10,0 |
5,0 |
7,7 |
|||
оздоровительный бег |
32,6 |
33,3 |
30,0 |
50,0 |
30,0 |
23,1 |
|||
оздоровительное плавание |
4,7 |
3,0 |
10,0 |
20,0 |
0,0 |
0,0 |
|||
другое |
20,9 |
21,2 |
20,0 |
10,0 |
35,0 |
7,7 |
|||
8 |
Занимались ли Вы ранее (в том числе в детстве) каким-либо видом спорта |
да |
65,1 |
69,7 |
50,0 |
60,0 |
70,0 |
61,5 |
|
периодически |
18,6 |
18,2 |
20,0 |
20,0 |
10,0 |
30,8 |
|||
нет |
14,0 |
12,1 |
20,0 |
10,0 |
20,0 |
7,7 |
|||
каким видом спорта Вы занимались (% от ответивших «да» и «периодически» |
гимнастикой |
4,7 |
6,1 |
0,0 |
10,0 |
0,0 |
7,7 |
||
лёгкой атлетикой |
11,6 |
12,1 |
10,0 |
20,0 |
0,0 |
23,1 |
|||
спортивными играми |
39,5 |
39,4 |
40,0 |
50,0 |
40,0 |
30,8 |
|||
фигурным катанием |
4,7 |
6,1 |
0,0 |
20,0 |
0,0 |
0,0 |
|||
танцами |
4,7 |
6,1 |
0,0 |
10,0 |
0,0 |
7,7 |
|||
другое |
27,9 |
30,3 |
20,0 |
10,0 |
40,0 |
23,1 |
|||
9 |
Какой вид отдыха Вы предпочитаете |
активный |
34,9 |
33,3 |
40,0 |
20,0 |
50,0 |
23,1 |
|
пассивный |
9,3 |
9,1 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
7,7 |
|||
смешанный |
55,8 |
57,6 |
50,0 |
70,0 |
40,0 |
69,2 |
|||
10 |
Является ли Ваша двигательная активность для Вас достаточной |
да |
41,9 |
42,4 |
40,0 |
50,0 |
45,0 |
30,8 |
|
скорее да |
16,3 |
18,2 |
10,0 |
10,0 |
15,0 |
23,1 |
|||
нет |
9,3 |
9,1 |
10,0 |
10,0 |
15,0 |
0,0 |
|||
скорее нет |
20,9 |
18,2 |
30,0 |
10,0 |
20,0 |
30,8 |
|||
затрудняюсь ответить |
11,6 |
12,1 |
10,0 |
20,0 |
5,0 |
15,4 |
Из таблиц 1 и 2 видно, что существенные различия между студентами, проживающими в городе, и студентами, проживающими в пригороде, отсутствуют. Сравнение ответов студентов различных специализаций свидетельствует, что на вопрос о среднем времени двигательной активности в неделю большинство респондентов были схожи в ответах (3-5 и более 5 часов). Следует отметить, что 30% девушек ТС ответили, что их двигательная активность составляет 2-3 часа в неделю, а 30% юношей ГС и 38,5% ЕНС на этот вопрос ответили: 1-2 часа.
Практически все респонденты ответили, что самостоятельно занимаются физическими упражнениями. При этом наибольший процент регулярно занимающихся физическими упражнениями как у девушек, так и у юношей отмечен в 3-й группе. Рассматривая другие ответы на вопросы анкеты, мы посчитали целесообразным отметить, что практически все респонденты предпочитают смешанный вид отдыха. Исключением являются девушки (80%) и юноши (50%) ТС, отдающие предпочтение активному отдыху. При анализе ответов на вопрос об удовлетворенности студентов своей двигательной активностью необходимо отметить полярность ответов девушек 1-й группы: 28,6% ответили «скорее да» и 28,6% - «скорее нет»; и юношей 2-й группы: 30,8% - «да» и 30,8% - «скорее нет». Большинство девушек других групп ответили «скорее да». 50% юношей ГС и 45% ТС ответили «да».
Следовательно, анкетный опрос позволил установить, что существенных отличий в двигательной активности между студентами различных специализаций не выявлено.
Учитывая то, что анкетирование является субъективным методом оценки двигательной активности, мы на протяжении семестра применяли метод шагометрии. Диапазон средних значений показателей шагометрии в сравнении различных специализаций представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты шагометрии девушек и юношей (кол-во локомоций)
пол |
период исследования ДА |
по месту жительства |
по специализации |
|||
город |
пригород |
гуманитарные |
технические |
естественно-научные |
||
девушки |
сутки |
8711±249 |
8306±402 |
7695±371 |
9846±219 |
8364±243 |
неделя |
58032±982 |
57649±1653 |
52065±1604 |
67613±1721 |
54514±1579 |
|
месяц |
260116±7981 |
248596±7681 |
216854±12732 |
283380±8437 |
246816±11813 |
|
семестр |
1037618±51973 |
990834±36187 |
854566±30509 |
1005319±31586 |
964111±40912 |
|
юноши |
сутки |
9134±376 |
8947±427 |
8478±408 |
10081±445 |
8695±483 |
неделя |
61482±1604 |
60840±1381 |
58164±1527 |
69813±1701 |
60504±1541 |
|
месяц |
298114±7084 |
259483±5378 |
251084±8462 |
301207±8618 |
267081±10804 |
|
семестр |
1132654±47248 |
1030329±40187 |
1002196±26815 |
1201579±36482 |
1062943±34825 |
Анализ двигательной активности студентов по специализациям свидетельствует о примерно одинаковых показателях у юношей гуманитарной и естественно-научной специализации. Девушки гуманитарной специализации имеют более низкий показатель двигательной активности, по сравнению с другими студентками. Наиболее высокие показатели двигательной активности у девушек и юношей технической специализации (77,1%), в среднем они выполняют норму и превышают ее.
Выводы
Проведенное исследование свидетельствует, что наиболее высокая недельная, месячная, семестровая двигательная активность у студентов технических специальностей, которые предпочитают проводить выходные дни с использованием активных видов отдыха (туристические походы, велопрогулки, занятия в секциях и т.д.). У студентов других специализаций в выходные дни двигательная активность резко снижается, что можно объяснить выбором смешанного и пассивного отдыха.
Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме «Системные механизмы регулирования двигательной активности студенческой молодёжи» (соглашение № 14.А18.21.0281.)
Рецензенты:
Горелов А.А., д.п.н., профессор, заместитель директора ФГНУ «Институт социализации и образования» Российской академии образования, г. Москва.
Румба О.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры физического воспитания № 1, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г.Белгород.