Введение
В середине прошлого века теория транспортных потоков образовала самостоятельную ветвь в прикладной математике. Существует большое количество математических моделей, отличающихся по математическому аппарату и степени детализации, позволяющих решать различные задачи по распределению транспортных потоков внутри сети. Задачи макромоделирования базируются на поиске равновесного распределения потоков, микромоделирование решает проблемы пропускных способностей локальных участков сетей [2]. Из-за различного характера гипотез, закладываемых в макро- и микромодели, задача обмена информацией между ними не решена ни теоретически, ни в виде программных продуктов.
Эффективность решения задачи поиска потокового равновесия во многом зависит от способа аналитического задания функции транспортных затрат. Авторами в работе [3] предложена математическая модель транспортной сети, которая базируется на гипотезе о распределении интервалов по времени по обобщенному закону Эрланга.
Функция распределения обобщенного закона Эрланга
Согласно проведенным авторами исследованиям [5], распределение интервалов по времени между требованиями в транспортном потоке при интенсивности движения по одной полосе до 300 авт/ч хорошо согласуется с законом Эрланга. Однако в более плотных потоках расхождение между теоретическим и эмпирическим распределениями становится существенным. Ряд авторов [1,4] утверждает, что с помощью обобщенного закона Эрланга можно аппроксимировать практически любое распределение случайной величины.
Простым обобщением специального распределения Эрланга порядка
является случай, при котором показательные распределения длительности
стадий имеют различные параметры
. Преобразование Лапласа функции плотности такого распределения является рациональной функцией и имеет вид:
. (1)
Для получения самой функции плотности распределения
необходимо разложить (1) на простые дроби с помощью метода неопределенных коэффициентов и найти оригинал по его изображению. В случае, если все параметры
различны, функция плотности имеет вид:
(2)
Если ввести следующие обозначения:
,
,
то функция плотности распределения примет более простой вид:
. (3)
При этих условиях нетрудно определить интегральную функцию распределения:
. (4)
Математическое ожидание для обобщенного закона Эрланга может быть получено с учетом его свойств и определения потока Эрланга:
. (5)
Рассуждая аналогично, получим значение дисперсии для обобщенного закона Эрланга:
. (6)
Определение параметров обобщенного закона Эрланга по экспериментальным данным
Параметры обобщенного закона Эрланга авторы предлагают определять с помощью метода моментов, то есть, приравняв теоретические и эмпирические значения математического ожидания и дисперсии.
Пусть
, где
– выборочная средняя случайной величины
– интервалов между следующими подряд по одной полосе автомобилями;
– выборочная дисперсия случайной величины
. Параметр
– целое число, большее
.
Экспериментальные исследования авторов показали, что значение
для случайной величины
не превышает четырех.
Пусть
. В этом случае необходимо определить два неизвестных параметра:
и
.
При
.
.
Обозначим
, тогда
;
Переменная
является решением квадратного уравнения:
;
.
Таким образом, при условии
значения параметров:
,
. (7)
Найдем отношение
. Введем обозначение:
, тогда:
.
Неравенство
равносильно следующему:
.
Последнее условие как раз и гарантирует наличие действительных значений параметров
.
При
. Пусть
, тогда
После элементарных преобразований:
.
Возведем первое уравнение в квадрат и разделим первое уравнение на второе. После упрощения получим квадратное уравнение:
.
При
корнями уравнения являются:
, (8)
Учтем обозначение
, тогда
, при
.
Условие
гарантирует наличие действительных корней.
После этого находим параметр
:
. (9)
При
. Пусть
.
Составим систему уравнений с двумя неизвестными параметрами
и
.
Возведем первое уравнение в квадрат и разделим первое уравнение на второе. После элементарных преобразований получим:
.
Это уравнение четвертой степени с симметричными коэффициентами, сводится к квадратному с помощью замены переменной:
. Следовательно:
При условии
положительным решением уравнения является:
. (10)
Тогда:
;
. (11)
Учитывая, что
, то есть
, найдем условие, гарантирующее наличие действительных значений переменной
:
,
.
При
неравенство выполнено. При
:
,
,
.
Таким образом, условие
гарантирует наличие действительных значений переменной
.
Отметим, что если
– целое число, то для всех
значение
, а, следовательно, все
совпадают. Таким образом, получим специальное распределение Эрланга, подробно рассмотренное в работах [5,6].
Алгоритм проверки гипотезы о виде распределения интервалов по времени по обобщенному закону Эрланга
Адекватность гипотезы о распределении интервалов между автотранспортными средствами по обобщенному закону Эрланга можно проверить по следующему алгоритму:
1) при помощи эксперимента получить зависимость между
– интервалом (по времени) между двумя последовательными прибытиями автомобилей, двигающихся в данном направлении, и количеством ni таких интервалов, появившихся в результате эксперимента;
2) вычислить эмпирические моменты:
, где
– объем выборки.
3) найти вероятность pi попадания случайной величины
в каждый интервал
по формуле:
.
Тогда теоретическое число значений, попавших в интервал
, рассчитывается по формуле:
.
4) в качестве меры расхождения эмпирических частот и теоретических используется критерий Пирсона:
( 12)
с (L – 3) степенями свободы.
Также можно использовать критерий Романовского:
, (13)
где К – число разрядов. Если R < 3, то сходимость считается хорошей.
Заключение
Авторами разработана математическая модель транспортной сети, в которой поток на дугах графа задан как функция плотности распределения интервалов по времени между автотранспортными средствами; выведено аналитическое задание функции транспортных затрат при условии справедливости гипотезы о распределении интервалов по времени по обобщенному закону Эрланга. В данной работе приведен метод определения параметров для работы с вышеуказанной моделью.
Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект р-юг-а-13-08-96502.
Рецензенты:
Атрощенко В.А., д.т.н., профессор, декан факультета компьютерных технологий ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет» Министерства образования и науки РФ, г. Краснодар.
Видовский Л.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой вычислительной техники и автоматизированных систем управления ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет» Министерства образования и науки РФ, г. Краснодар.



