Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА ВУЗА

Пак Л.Г. 1 Яблонских Ю.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
В статье обоснованы возможности деятельностного подхода, значимые для профессиональной подготовки студента: вариативность организации содержания деятельности студента в вузе; многообразие сфер включения в разнообразные виды деятельности; усиление связи образовательного процесса с практикой; открытость содержания образования. Раскрыт педагогический аспект уточнения концептуальных положений деятельностного подхода, выражающийся в определении векторной направленности педагогических средств, технологий, условий образовательного процесса вуза на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности студента (образовательной, социальной, досуговой, практической), обеспечивающей перевод студента в позицию субъекта, инициирующей его активное отношение к окружающей действительности, определяющей оптимальное освоение и интериоризацию норм, свойственных будущей профессиональной среде.
содержание деятельности студента вуза
образовательный процесс вуза
профессиональная подготовка в вузе
студент
система высшего профессионального образования
деятельностный подход
1. Емельянова М.А. Становление профессиональной зрелости социального педагога в образовательном процессе вуза : автореф. дис. … д-ра пед. наук. — Оренбург, 2005. — 38 с.
2. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика. — М.: Наука, 2003. — 456 с.
3. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. — М.: Эгвес, 2008. — 136 с.
4. Пак Л.Г. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента вуза: дис. … докт. пед. наук. — Оренбург, 2011. — 434 с.
5. Пак Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания. — М.: Спутник, 2010. — 178 с.
6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие. — Изд. 2-е, стер. — М.: Академия, 2008. — 365 с.
7. Смирнов В.И. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям. — М.: Логос, 2002. — 304 с.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 576 с.
9. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. — Изд. 2-е, перераб. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с.
Повышение темпов экономического, научно-технического развития и гуманизации общества привело к существенному обновлению парадигмы высшего образования в контексте разработки новых подходов к системе профессиональной подготовки студента, ориентированных в соответствии с современными требованиями общества на овладение обучающимся не только системой знаний, но и системой инновационно-творческих умений, позволяющих успешно творить экосоциальную действительность. Понимание значимости образования как процесса расширения возможностей компетентного выбора студентом его личностного, профессионального и жизненного пути позволяет рассматривать деятельностный подход в качестве интегрирующей, централизующей, координирующей «инстанции», обеспечивающей достаточно мощную теоретическую основу знаний, качественную общеобразовательную подготовку студента, широту общего и профессионального кругозора в мировом и отечественном информационном пространстве.

Деятельностный подход рассматривается нами как актуальный ориентир современного высшего профессионального образования, который обусловливает организацию образовательного процесса в вузе в контексте вариативности его содержания, усиления связи с практикой, поиска и самоопределения личности в деятельностной активности, направленной на раскрытие сущностных сил, удовлетворение духовных, умственных и физических потребностей обучающегося путем включения в разнообразные виды деятельности (образовательную, общественную, практическую).

Правомерность использования деятельностного подхода в профессиональной подготовке студента подтверждается тем, что данный подход является лидирующим в современном образовании. Его суть выражается в направленности всех педагогических средств, технологий, условий на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, содержащей новые для развивающейся личности элементы, обеспечивающие решение определенных жизненно важных задач. Сущностные характеристики деятельности обеспечивают перевод студента в позицию субъекта, инициируют его активное отношение к окружающей действительности, посредством которого обучаемый осваивает мир, науку и культуру, способы познания и преобразования социума, формирует и совершенствует личностные качества.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей, становится фактором развития духовного мира, формой и условием реализации его культурных потребностей; является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов; служит источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития; создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов; обеспечивает познание и преобразование окружающего мира [7].

Научные представления, составляющие теорию деятельности, позволяют констатировать, что интенсивность, динамика профессиональной подготовки во многом определяются мерой активности студента. Поэтому особый смысл приобретают гносеологический и праксеологический аспекты категории «деятельность». Гносеологическое значение этой категории состоит в том, что она позволяет проанализировать динамику профессиональной подготовки как процесса самопроизводства студента, в котором он самостоятельно разрешает и преодолевает противоречия индивидуального и социального бытия. Принцип деятельности позволяет преодолеть взгляд на личность как на пассивный объект манипулирования, качества которого однозначно заданы внешними требованиями и являются результатом воздействия извне (среды, идеологии, воспитательных институтов и т.д.). Деятельность одновременно является средством вхождения в социум, культуру и способом самореализации субъекта [2].

Принимая во внимание специфику деятельностного подхода, мы рассматриваем профессиональную подготовку студента с полифункциональных позиций, выделяя многообразие видов деятельности, «определяющих уровень развития личности студента как субъекта образования: специально организованную педагогическую и исследовательскую деятельность; учебную и общественную, практическую (все виды практик) деятельности обучающегося, осваивающего интегративное содержание высшего профессионального образования, реализующего свой личностный, академический и социальный потенциал; управленческую деятельность преподавателей (кафедры, факультета, вуза); другие виды деятельности, связанные с обеспечением и усовершенствованием процесса профессиональной подготовки обучающегося [1], что в свою очередь предполагает возникновение новых научных, профессиональных и практических интересов студента как самодеятельного, самосознающего, предельно индивидуализированного субъекта, активно осваивающего и созидающего собственное пространство бытия.  Именно в этом мы усматриваем собственно педагогический аспект проблемы, суть которого заключается в поиске содержания, механизмов, способов освоения разносодержательных культурных полей социоприродного окружения на микро-, мезо-, макроуровнях, предполагающих проявление разноплановых и различных по интенсивности видов деятельности в соответствии со способностями, состояниями, возможностями, установкой, отношением субъекта к задаче, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной и социальной деятельности, формирование индивидуального своеобразия профессионально-субъектной позиции обучающегося. Посредством погружения в богатую палитру многообразия форм, методов, содержания деятельности происходит формирование социального и профессионального мышления обучающегося, развитие инициативы, умения направлять деятельность, ведущую к успеху, способности самостоятельно, в пределах выполняемых в социуме функций прогнозировать возможные последствия принимаемых решений [5].

В соответствии с вышеизложенным с позиций деятельностного подхода необходимо уточнить следующие положения, значимые для профессиональной подготовки студента [4]:

1) в контексте реализации деятельностного подхода в образовательном процессе студент предстает как субъект многообразной деятельности, который способен активно познавать мир, самого себя и свое место в мире, оптимизируя отношения в системе «общество - индивид», ориентируясь на внутренний духовный мир, всю систему своих индивидных, психофизических, психических, личностных возможностей, включенных в более широкое социальное окружение поликультурного пространства;

2) оптимальная профессиональная подготовка студента строится на основе реализации основных видов деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентировочной, коммуникативной, эстетической), духовно-информационных взаимодействий, социальных отношений, взаимосвязи членов института образования, обусловливает всесторонний процесс преобразования студентом микро- и макросреды, которые тесно взаимодействуют, взаимовлияют и взаимодетерминируют друг друга, включая его самого в соответствии с его потребностями, целями и формами жизнедеятельности;

3) деятельностно-преобразовательный способ жизнедеятельности студента обеспечивает сознательное освоение многообразия социальных статусов и ролей в системе социальной структуры общества, среди которых базовыми выступают: профессионал (профессиональная или трудовая социализация), брачно-семейно-родственный статус (семейная социализация), гражданин (политическая социализация), мужчина-женщина (полоролевая социализация), религиозный статус (религиозная социализация) и др.;

4) самопреобразование социальных и внутренних условий собственного развития студента гармонизирует процессы социальной интеграции, индивидуации и индивидуализации личности в образовательном процессе вуза, т.е. от совместно-разде­лен­ной деятельности к индивидуализированной деятельности субъекта, от витального уровня до самовыражения и самоутверждения на уровне социальных потребностей, в связи с чем происходит осознание собственной значимости, ответственности за результаты деятельности, формирование содержательных субъектных характеристик личности.

Значимыми для нашего исследования являются взгляды Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, связанные с деятельностным подходом в образовании и модифицированные в рамках задач проводимого исследования [6]:

1) оптимальная профессиональная подготовка выпускника предполагает движение «снаружи» «внутрь», от внешних, практических действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным, для того чтобы обеспечить самостоятельную творческую деятельность каждого студента. Причем внешние воздействия носят лишь инициирующий, но не формообразующий характер. Источник развития личности находится в ней самой;

2) деятельностный подход предполагает открытие перед студентом всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и так или иначе обоснованный выбор той или иной возможности (или же нахождение новых возможностей, не предусмотренных опытом обучаемого и его социальной среды). Для этого необходимо сделать процесс профессиональной подготовки мотивированным, учить студента самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать обучаемому сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Инновационные знания, умения, приемы должны быть для него осмысленными, взаимосвязанными, он должен уметь самостоятельно выбрать наиболее подходящий прием решения задачи, а в идеале - найти собственные, не встречавшиеся в его опыте решения [6].

Следовательно, оптимальная подготовка студента вуза с позиций деятельностного подхода дает возможность перейти к «открытому содержанию» познания, рассчитанному на варьирование видов деятельности в зависимости от целей и задач личности, субъекта деятельности и формирование у него социально востребованного отношения к окружающему миру, к себе, своей собственной деятельности [8].

Мы считаем, что в контексте деятельностного подхода актуальна идея А.М. Новикова об опережающем образовании, предполагающем такой уровень творческого владения фундаментальными знаниями, который позволил бы человеку «опережать и формировать уровень развития производства, его техники и технологии»; о непрерывном образовании, когда у индивида формируется идея «перехода от конструкции "образование на всю жизнь" к конструкции "образование через всю жизнь"» [3]. Для этого необходимо, по мнению А.В. Хуторского, реализовать принцип открытого содержания образования, предполагающий не усвоение студентом образовательной среды во всей ее необъятности и «великом многообразии», а умение действовать в ней продуктивно, опираясь на собственную позицию и выстраивая индивидуальную образовательную траекторию [9].

Таким образом, деятельностный подход в образовании исходным пунктом содержит идею о том, что организация образовательного процесса в вузе должна включать разнообразные значимые для студента виды деятельности, что обусловливает включение студента в разносторонние общественные отношения, создающие общий фон, на котором происходит его личностное, социальное и профессиональное становление. Реализация деятельностного подхода в профессиональной подготовке выпускника в контексте выявленных возможностей (вариативность организации содержания деятельности студента в вузе; многообразие сфер включения в разнообразные виды деятельности; усиление связи образовательного процесса с практикой; открытость содержания образования) определяет оптимальное овладение студентом инновационными  знаниями, общечеловеческой и профессиональной культурой, развитие познавательных сил и творческого потенциала, усвоение образцов социоориентированного мышления в соответствии с требованиями современного постиндустриального общества.

Рецензенты:

Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Иванищева Н.А., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.   


Библиографическая ссылка

Пак Л.Г., Яблонских Ю.П. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21556 (дата обращения: 20.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074