Деятельностный подход рассматривается нами как актуальный ориентир современного высшего профессионального образования, который обусловливает организацию образовательного процесса в вузе в контексте вариативности его содержания, усиления связи с практикой, поиска и самоопределения личности в деятельностной активности, направленной на раскрытие сущностных сил, удовлетворение духовных, умственных и физических потребностей обучающегося путем включения в разнообразные виды деятельности (образовательную, общественную, практическую).
Правомерность использования деятельностного подхода в профессиональной подготовке студента подтверждается тем, что данный подход является лидирующим в современном образовании. Его суть выражается в направленности всех педагогических средств, технологий, условий на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, содержащей новые для развивающейся личности элементы, обеспечивающие решение определенных жизненно важных задач. Сущностные характеристики деятельности обеспечивают перевод студента в позицию субъекта, инициируют его активное отношение к окружающей действительности, посредством которого обучаемый осваивает мир, науку и культуру, способы познания и преобразования социума, формирует и совершенствует личностные качества.
Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей, становится фактором развития духовного мира, формой и условием реализации его культурных потребностей; является сферой реализации человеком своего личностного потенциала, достижения жизненных целей, успехов; служит источником и критерием научного познания, самопознания и саморазвития; создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений, для реализации его социальных интересов; обеспечивает познание и преобразование окружающего мира [7].
Научные представления, составляющие теорию деятельности, позволяют констатировать, что интенсивность, динамика профессиональной подготовки во многом определяются мерой активности студента. Поэтому особый смысл приобретают гносеологический и праксеологический аспекты категории «деятельность». Гносеологическое значение этой категории состоит в том, что она позволяет проанализировать динамику профессиональной подготовки как процесса самопроизводства студента, в котором он самостоятельно разрешает и преодолевает противоречия индивидуального и социального бытия. Принцип деятельности позволяет преодолеть взгляд на личность как на пассивный объект манипулирования, качества которого однозначно заданы внешними требованиями и являются результатом воздействия извне (среды, идеологии, воспитательных институтов и т.д.). Деятельность одновременно является средством вхождения в социум, культуру и способом самореализации субъекта [2].
Принимая во внимание специфику деятельностного подхода, мы рассматриваем профессиональную подготовку студента с полифункциональных позиций, выделяя многообразие видов деятельности, «определяющих уровень развития личности студента как субъекта образования: специально организованную педагогическую и исследовательскую деятельность; учебную и общественную, практическую (все виды практик) деятельности обучающегося, осваивающего интегративное содержание высшего профессионального образования, реализующего свой личностный, академический и социальный потенциал; управленческую деятельность преподавателей (кафедры, факультета, вуза); другие виды деятельности, связанные с обеспечением и усовершенствованием процесса профессиональной подготовки обучающегося [1], что в свою очередь предполагает возникновение новых научных, профессиональных и практических интересов студента как самодеятельного, самосознающего, предельно индивидуализированного субъекта, активно осваивающего и созидающего собственное пространство бытия. Именно в этом мы усматриваем собственно педагогический аспект проблемы, суть которого заключается в поиске содержания, механизмов, способов освоения разносодержательных культурных полей социоприродного окружения на микро-, мезо-, макроуровнях, предполагающих проявление разноплановых и различных по интенсивности видов деятельности в соответствии со способностями, состояниями, возможностями, установкой, отношением субъекта к задаче, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной и социальной деятельности, формирование индивидуального своеобразия профессионально-субъектной позиции обучающегося. Посредством погружения в богатую палитру многообразия форм, методов, содержания деятельности происходит формирование социального и профессионального мышления обучающегося, развитие инициативы, умения направлять деятельность, ведущую к успеху, способности самостоятельно, в пределах выполняемых в социуме функций прогнозировать возможные последствия принимаемых решений [5].
В соответствии с вышеизложенным с позиций деятельностного подхода необходимо уточнить следующие положения, значимые для профессиональной подготовки студента [4]:
1) в контексте реализации деятельностного подхода в образовательном процессе студент предстает как субъект многообразной деятельности, который способен активно познавать мир, самого себя и свое место в мире, оптимизируя отношения в системе «общество - индивид», ориентируясь на внутренний духовный мир, всю систему своих индивидных, психофизических, психических, личностных возможностей, включенных в более широкое социальное окружение поликультурного пространства;
2) оптимальная профессиональная подготовка студента строится на основе реализации основных видов деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентировочной, коммуникативной, эстетической), духовно-информационных взаимодействий, социальных отношений, взаимосвязи членов института образования, обусловливает всесторонний процесс преобразования студентом микро- и макросреды, которые тесно взаимодействуют, взаимовлияют и взаимодетерминируют друг друга, включая его самого в соответствии с его потребностями, целями и формами жизнедеятельности;
3) деятельностно-преобразовательный способ жизнедеятельности студента обеспечивает сознательное освоение многообразия социальных статусов и ролей в системе социальной структуры общества, среди которых базовыми выступают: профессионал (профессиональная или трудовая социализация), брачно-семейно-родственный статус (семейная социализация), гражданин (политическая социализация), мужчина-женщина (полоролевая социализация), религиозный статус (религиозная социализация) и др.;
4) самопреобразование социальных и внутренних условий собственного развития студента гармонизирует процессы социальной интеграции, индивидуации и индивидуализации личности в образовательном процессе вуза, т.е. от совместно-разделенной деятельности к индивидуализированной деятельности субъекта, от витального уровня до самовыражения и самоутверждения на уровне социальных потребностей, в связи с чем происходит осознание собственной значимости, ответственности за результаты деятельности, формирование содержательных субъектных характеристик личности.
Значимыми для нашего исследования являются взгляды Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, связанные с деятельностным подходом в образовании и модифицированные в рамках задач проводимого исследования [6]:
1) оптимальная профессиональная подготовка выпускника предполагает движение «снаружи» «внутрь», от внешних, практических действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным, для того чтобы обеспечить самостоятельную творческую деятельность каждого студента. Причем внешние воздействия носят лишь инициирующий, но не формообразующий характер. Источник развития личности находится в ней самой;
2) деятельностный подход предполагает открытие перед студентом всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и так или иначе обоснованный выбор той или иной возможности (или же нахождение новых возможностей, не предусмотренных опытом обучаемого и его социальной среды). Для этого необходимо сделать процесс профессиональной подготовки мотивированным, учить студента самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать обучаемому сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Инновационные знания, умения, приемы должны быть для него осмысленными, взаимосвязанными, он должен уметь самостоятельно выбрать наиболее подходящий прием решения задачи, а в идеале - найти собственные, не встречавшиеся в его опыте решения [6].
Следовательно, оптимальная подготовка студента вуза с позиций деятельностного подхода дает возможность перейти к «открытому содержанию» познания, рассчитанному на варьирование видов деятельности в зависимости от целей и задач личности, субъекта деятельности и формирование у него социально востребованного отношения к окружающему миру, к себе, своей собственной деятельности [8].
Мы считаем, что в контексте деятельностного подхода актуальна идея А.М. Новикова об опережающем образовании, предполагающем такой уровень творческого владения фундаментальными знаниями, который позволил бы человеку «опережать и формировать уровень развития производства, его техники и технологии»; о непрерывном образовании, когда у индивида формируется идея «перехода от конструкции "образование на всю жизнь" к конструкции "образование через всю жизнь"» [3]. Для этого необходимо, по мнению А.В. Хуторского, реализовать принцип открытого содержания образования, предполагающий не усвоение студентом образовательной среды во всей ее необъятности и «великом многообразии», а умение действовать в ней продуктивно, опираясь на собственную позицию и выстраивая индивидуальную образовательную траекторию [9].
Таким образом, деятельностный подход в образовании исходным пунктом содержит идею о том, что организация образовательного процесса в вузе должна включать разнообразные значимые для студента виды деятельности, что обусловливает включение студента в разносторонние общественные отношения, создающие общий фон, на котором происходит его личностное, социальное и профессиональное становление. Реализация деятельностного подхода в профессиональной подготовке выпускника в контексте выявленных возможностей (вариативность организации содержания деятельности студента в вузе; многообразие сфер включения в разнообразные виды деятельности; усиление связи образовательного процесса с практикой; открытость содержания образования) определяет оптимальное овладение студентом инновационными знаниями, общечеловеческой и профессиональной культурой, развитие познавательных сил и творческого потенциала, усвоение образцов социоориентированного мышления в соответствии с требованиями современного постиндустриального общества.
Рецензенты:
Жданова С.Н., д.п.н., профессор ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;
Иванищева Н.А., д.п.н., доцент ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Пак Л.Г., Яблонских Ю.П. РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21556 (дата обращения: 15.01.2025).