Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Уманец Д.О. 1
1 Московский городской университет управления Правительства Москвы
Государственно-частное партнёрство в реализации целей контрактной системы в сфере закупок – один из актуальных вопросов взаимодействия власти и бизнеса. Несмотря на достаточно широко исследованную природу взаимодействия власти и бизнеса, быстроизменяющиеся социально-экономические условия, развитие информационного общества вносят необходимость в разработку новых управленческих механизмов взаимодействия власти и бизнеса, которые бы учитывали и отечественные реалии, и общемировые тенденции. Площадкой для взаимодействия власти и бизнеса в сфере закупок стала «Биржа торгов», расположенная в павильоне №14 ВДНХ. Стартовавший в декабре 2014 года проект «Биржа торгов» в 14 павильоне ВДНХ предназначен для интеграции различных электронных ресурсов, задействованных в контрактной системе закупок столицы и привлечения инвестиций в развитие Москвы. Стратегическая цель проекта «Биржа торгов» заключается в популяризация конкурсных процедур рынка закупок и инвестиционных предложений города Москвы.
инвестиционная стратегия
закупки
бизнес
власть
государственно-частное партнёрство
1. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. – М.: Логос, 2000. – 200 с.
2. Гладилина И.П. Управленческая компетентность в структуре профессионализма заказчика // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2.
3. Гладилина И.П. Ответственное лидерство в бизнесе и государственно-частное партнерство // Государственные и корпоративные закупки как форма государственно- частного партнерства: сборник научных статей. – М.: МГУУ Правительства Москвы, ЦОиНК, 2014. – С.16-20.
4. Дёгтева Г.В. Создание условий для проявления и продвижения инициатив государства и бизнеса – важный фактор развития и эффективности государственно-частного партнерства // Государственные и корпоративные закупки как форма государственно-частного партнерства: сборник научных статей. – М.: МГУУ Правительства Москвы, ЦОиНК, 2014. – С.5-11.
5. Землин А.И. Актуальные организационно-правовые вопросы противодействия коррупции при осуществлении закупок для государственных нужд // Государственные и корпоративные закупки как форма государственно-частного партнерства: сборник научных статей. – М.: МГУУ Правительства Москвы, ЦОиНК, 2014. – С.21-31.
6. Сергеева С.А. Сущность понятия «государственно-частное партнерство» в сфере закупок // Государственные и корпоративные закупки как форма государственно-частного партнерства: сборник научных статей. – М.: МГУУ Правительства Москвы, ЦОиНК, 2014. – С.70–74.
Государственно-частное партнёрство в реализации целей контрактной системы в сфере закупок рассмотрим на примере инвестиционных возможностей города Москвы.

Такой подход обусловлен пониманием сущности термина государственно-частное партнерство относительно содержания закупочной деятельности [3;4;5;6]. Инвестиционная стратегия города Москвы на период до 2025 года позволила определить направления инвестиционной политики столицы для обеспечения динамичного социально-экономического развития города Москвы. Превращение Москвы в город, удобный для жизни, потребовало определения текущих конкурентных позицией Москвы как места для инвестиций; стратегических целей инвестиционной политики; отраслевых и территориальных приоритетов инвестиционной политики и др. Для нас интерес представляет то, что инвестиционная стратегия Москвы основана на взаимодействии органов государственной власти с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности. При этом данное взаимодействие выстраивается на таких принципах:

  • недискриминационный подход ко всем субъектам инвестиционной деятельности;
  • развитие добросовестной конкуренции;
  • взаимная ответственность города и инвесторов в рамках заключённых соглашений;
  • участие субъектов инвестиционной деятельности в процессе принятия решений органами государственной власти города Москвы, затрагивающих их интересы;
  • общедоступность документированной информации органов государственной власти Москвы;
  • внедрение лучших практик взаимодействия органов государственной власти с субъектами инвестиционной деятельности.

Остановимся подробнее на последнем принципе, касающейся лучших практик взаимодействия власти и бизнеса.

Вопросы взаимодействия бизнеса и общества отражены в трудах многих учёных (Г. Саймрн, Д. Смитбург, В. Томпсон и др.). Несмотря на достаточно широко исследованную природу взаимодействия власти и бизнеса, быстроизменяющиеся социально-экономические условия, развитие информационного общества вносит необходимость в разработку новых управленческих механизмов взаимодействия власти и бизнеса, которые бы учитывали и отечественные реалии, и общемировые тенденции [1].

Сегодняшний день диктует новые требования к информационно-коммуникационным аспектам взаимодействия власти и бизнеса. Понятие открытости и прозрачности в данном случае является ключевым. Именно открытость и прозрачность - одни из основных принципов контрактной системы в сфере закупок.

Понятие «взаимодействие» приобретает сегодня особую актуальность. Рассмотрим сущностно-содержательную характеристику рассматриваемого термина. Общепринято толковать сущность категории «взаимодействие» как процесса установления и развития связей между экономическими субъектами для осуществления согласованной деятельности. Как философская категория «взаимодействие» рассматривается как объективная и универсальная форма движения, развития. Кант взаимодействие рассматривал как отношения, которые порождают единство вещей и процессов чувственного мира.

Управление процессом взаимодействия власти и бизнеса в сфере закупок можно рассматривать следующим образом: начало процесса включает в себя функции управленческой деятельности; окончание процесса - результат управленческого решения. Для управления закупками с точки зрения взаимодействия власти и бизнеса характерно ограничение в отсутствии информации для принятия управленческого решения. Поэтому вопросы формирования управленческой компетентности в структуре профессионализма заказчика в целом и в части, касающейся взаимодействия власти и бизнеса при осуществлении закупок, являются чрезвычайно важной образовательной задачей [2].

Взаимодействие власти и бизнеса города Москвы на сегодняшний день представляет собой целостную систему поддержки инновационных компаний. Данная целостная система включает деятельность специальных площадок, представляющих доступ к необходимой инфраструктуре, налоговые льготы, информационную и консультационную поддержку. Специальные площадки можно разделить на четыре типа: 1 - коворкинг; 2 - бизнес-инкубатор; 3 - технопарк, технополис, индустриальный парк; 4 - особая экономическая зона «Зеленоград».

Коворкинг предназначен для начинающих предпринимателей, специалистов, работающих в дистанционном режиме. Коворкинг - это офисные помещения для совместной работы начинающих предпринимателей и специалистов; деловой центр, где можно арендовать рабочее место. Преимущества данной площадки заключаются в наличии необходимой офисной инфраструктуры; приобретения новых бизнес-контактов; менторской помощи; бесплатных образовательных мероприятий; юридических консультаций. Среди коворкинг-центров - ГБУ «Малый бизнес Москвы» и др.

Бизнес-инкубаторы оказывают услуги субъектам малого предпринимательства, которые зарегистрированы на территории г. Москвы в течение не более трёх лет по предоставлению в аренду помещений, помощь в установлении связей с инвесторами, с потенциальными клиентами. При этом представление помещений в аренду происходит на льготных условиях (первый год - 40 % от рыночной стоимости; второй год - 60 %, третий - 80 %). Представители малых предприятий в бизнес-инкубаторе могут получить консультации. Среди бизнес-инкубаторов Москвы - бизнес-инкубаторов Академии народного хозяйства InCube и др.

Технопарки, технополисы, индустриальные парки - это специально организованные территории, офисные помещения, набор специализированных сервисов, центры коллективного пользования и др. для субъектов научно-технической и инновационной деятельности. Технопарк предназначен для небольших, начинающих свою деятельность организаций в области высоких технологий. Технополисы - это более крупные площадки для производственных компаний из числа приоритетных для Москвы отраслей промышленности. Индустриальный парк представляет собой своего рода «точку роста» для малых и средних производственных компаний.

Особая экономическая зона «Зеленоград» - одна из специальных площадок, представляющая собой научно-индустриальный район Москвы, специализирующийся в области микроэлектроники, нанотехнологий, биотехнологий, IT-технологий и др. Преимущества для клиентов особой экономической зоны «Зеленоград» заключаются в следующем:

  • льготное пользование инфраструктурой (льготные ставки аренды и выкупа земли, льготная стоимость доступа к инженерным и транспортным коммуникациям);
  • налоговые льготы (льготы по налогу на прибыль, освобождение от уплаты налога на имущество, налога на землю и др.);
  • освобождение от уплаты таможенных пошлин.

Площадкой для взаимодействия власти и бизнеса в сфере закупок стала «Биржа торгов», расположенная в павильоне № 14 ВДНХ. Стартовавший в декабре 2014 года проект «Биржа торгов» в  14 павильоне ВДНХ  предназначен для интеграции различных электронных ресурсов, задействованных  в контрактной системе  закупок столицы и привлечения инвестиций в развитие Москвы. Стратегическая цель проекта «Биржа торгов» заключается в популяризации конкурсных процедур рынка закупок и инвестиционных предложений города Москвы. Кафедрой управления государственными и муниципальными закупками Московского городского университета управления Правительства Москвы, возглавляемой Г.В.Дёгтевым - доктором юридических наук, руководителем Департамента города Москвы по конкурентной политике, в работе на Бирже торгов приоритетными направлениями определены следующие: законодательство в сфере закупок переводим на язык управления закупочной деятельностью; учим, как пользоваться городскими информационными ресурсами для осуществления эффективных и качественных закупок; осуществляем аналитическое сопровождение закупочной деятельности заказчиков и поставщиков: насколько их деятельность соответствует действующему законодательству. Таким образом, государственно-частное партнёрство в сфере закупок - это развитие конкуренции на имущественно-земельных торгах; дальнейшее совершенствование системы государственных закупок.

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.

Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Уманец Д.О. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20606 (дата обращения: 16.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074