Такой подход обусловлен пониманием сущности термина государственно-частное партнерство относительно содержания закупочной деятельности [3;4;5;6]. Инвестиционная стратегия города Москвы на период до 2025 года позволила определить направления инвестиционной политики столицы для обеспечения динамичного социально-экономического развития города Москвы. Превращение Москвы в город, удобный для жизни, потребовало определения текущих конкурентных позицией Москвы как места для инвестиций; стратегических целей инвестиционной политики; отраслевых и территориальных приоритетов инвестиционной политики и др. Для нас интерес представляет то, что инвестиционная стратегия Москвы основана на взаимодействии органов государственной власти с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности. При этом данное взаимодействие выстраивается на таких принципах:
- недискриминационный подход ко всем субъектам инвестиционной деятельности;
- развитие добросовестной конкуренции;
- взаимная ответственность города и инвесторов в рамках заключённых соглашений;
- участие субъектов инвестиционной деятельности в процессе принятия решений органами государственной власти города Москвы, затрагивающих их интересы;
- общедоступность документированной информации органов государственной власти Москвы;
- внедрение лучших практик взаимодействия органов государственной власти с субъектами инвестиционной деятельности.
Остановимся подробнее на последнем принципе, касающейся лучших практик взаимодействия власти и бизнеса.
Вопросы взаимодействия бизнеса и общества отражены в трудах многих учёных (Г. Саймрн, Д. Смитбург, В. Томпсон и др.). Несмотря на достаточно широко исследованную природу взаимодействия власти и бизнеса, быстроизменяющиеся социально-экономические условия, развитие информационного общества вносит необходимость в разработку новых управленческих механизмов взаимодействия власти и бизнеса, которые бы учитывали и отечественные реалии, и общемировые тенденции [1].
Сегодняшний день диктует новые требования к информационно-коммуникационным аспектам взаимодействия власти и бизнеса. Понятие открытости и прозрачности в данном случае является ключевым. Именно открытость и прозрачность - одни из основных принципов контрактной системы в сфере закупок.
Понятие «взаимодействие» приобретает сегодня особую актуальность. Рассмотрим сущностно-содержательную характеристику рассматриваемого термина. Общепринято толковать сущность категории «взаимодействие» как процесса установления и развития связей между экономическими субъектами для осуществления согласованной деятельности. Как философская категория «взаимодействие» рассматривается как объективная и универсальная форма движения, развития. Кант взаимодействие рассматривал как отношения, которые порождают единство вещей и процессов чувственного мира.
Управление процессом взаимодействия власти и бизнеса в сфере закупок можно рассматривать следующим образом: начало процесса включает в себя функции управленческой деятельности; окончание процесса - результат управленческого решения. Для управления закупками с точки зрения взаимодействия власти и бизнеса характерно ограничение в отсутствии информации для принятия управленческого решения. Поэтому вопросы формирования управленческой компетентности в структуре профессионализма заказчика в целом и в части, касающейся взаимодействия власти и бизнеса при осуществлении закупок, являются чрезвычайно важной образовательной задачей [2].
Взаимодействие власти и бизнеса города Москвы на сегодняшний день представляет собой целостную систему поддержки инновационных компаний. Данная целостная система включает деятельность специальных площадок, представляющих доступ к необходимой инфраструктуре, налоговые льготы, информационную и консультационную поддержку. Специальные площадки можно разделить на четыре типа: 1 - коворкинг; 2 - бизнес-инкубатор; 3 - технопарк, технополис, индустриальный парк; 4 - особая экономическая зона «Зеленоград».
Коворкинг предназначен для начинающих предпринимателей, специалистов, работающих в дистанционном режиме. Коворкинг - это офисные помещения для совместной работы начинающих предпринимателей и специалистов; деловой центр, где можно арендовать рабочее место. Преимущества данной площадки заключаются в наличии необходимой офисной инфраструктуры; приобретения новых бизнес-контактов; менторской помощи; бесплатных образовательных мероприятий; юридических консультаций. Среди коворкинг-центров - ГБУ «Малый бизнес Москвы» и др.
Бизнес-инкубаторы оказывают услуги субъектам малого предпринимательства, которые зарегистрированы на территории г. Москвы в течение не более трёх лет по предоставлению в аренду помещений, помощь в установлении связей с инвесторами, с потенциальными клиентами. При этом представление помещений в аренду происходит на льготных условиях (первый год - 40 % от рыночной стоимости; второй год - 60 %, третий - 80 %). Представители малых предприятий в бизнес-инкубаторе могут получить консультации. Среди бизнес-инкубаторов Москвы - бизнес-инкубаторов Академии народного хозяйства InCube и др.
Технопарки, технополисы, индустриальные парки - это специально организованные территории, офисные помещения, набор специализированных сервисов, центры коллективного пользования и др. для субъектов научно-технической и инновационной деятельности. Технопарк предназначен для небольших, начинающих свою деятельность организаций в области высоких технологий. Технополисы - это более крупные площадки для производственных компаний из числа приоритетных для Москвы отраслей промышленности. Индустриальный парк представляет собой своего рода «точку роста» для малых и средних производственных компаний.
Особая экономическая зона «Зеленоград» - одна из специальных площадок, представляющая собой научно-индустриальный район Москвы, специализирующийся в области микроэлектроники, нанотехнологий, биотехнологий, IT-технологий и др. Преимущества для клиентов особой экономической зоны «Зеленоград» заключаются в следующем:
- льготное пользование инфраструктурой (льготные ставки аренды и выкупа земли, льготная стоимость доступа к инженерным и транспортным коммуникациям);
- налоговые льготы (льготы по налогу на прибыль, освобождение от уплаты налога на имущество, налога на землю и др.);
- освобождение от уплаты таможенных пошлин.
Площадкой для взаимодействия власти и бизнеса в сфере закупок стала «Биржа торгов», расположенная в павильоне № 14 ВДНХ. Стартовавший в декабре 2014 года проект «Биржа торгов» в 14 павильоне ВДНХ предназначен для интеграции различных электронных ресурсов, задействованных в контрактной системе закупок столицы и привлечения инвестиций в развитие Москвы. Стратегическая цель проекта «Биржа торгов» заключается в популяризации конкурсных процедур рынка закупок и инвестиционных предложений города Москвы. Кафедрой управления государственными и муниципальными закупками Московского городского университета управления Правительства Москвы, возглавляемой Г.В.Дёгтевым - доктором юридических наук, руководителем Департамента города Москвы по конкурентной политике, в работе на Бирже торгов приоритетными направлениями определены следующие: законодательство в сфере закупок переводим на язык управления закупочной деятельностью; учим, как пользоваться городскими информационными ресурсами для осуществления эффективных и качественных закупок; осуществляем аналитическое сопровождение закупочной деятельности заказчиков и поставщиков: насколько их деятельность соответствует действующему законодательству. Таким образом, государственно-частное партнёрство в сфере закупок - это развитие конкуренции на имущественно-земельных торгах; дальнейшее совершенствование системы государственных закупок.
Рецензенты:
Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.
Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Уманец Д.О. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20606 (дата обращения: 10.05.2025).