Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА И СПОСОБЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Соснин В.П. 1
1 Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
В статье представлен анализ литературных данных о состоянии здоровья современного студента за последние 20 лет, согласно которым в условиях современного высшего образования отмечается негативная динамика роста числа студентов с функциональными отклонениями, развитием хронической патологии, появлением вредных привычек. Исследования в научных изданиях свидетельствуют о том, что в большинстве случаев изменения в состоянии здоровья обучающихся вузов обусловлены нерациональной организацией режима дня, пренебрежением двигательной активностью, отсутствием знаний об здоровьесберегающем стиле поведения. Авторы исследований отмечают бесспорную положительную роль в формировании культуры и здоровья студентов занятий физической культурой и спортом. Ряд авторов предлагают разнообразные способы и средства по повышению эффективности занятий физической культурой среди студентов. Предложен ряд способов по коррекции здоровья студентов, занимающихся в специальных медицинских группах. Анализ научной литературы также позволил выявить наиболее существенные проблемы в системе физического воспитания студентов, направленного на сохранение и укрепление их здоровья.
здоровье студента
физическая культура
1. Абросимова, М. Ю. Состояние здоровья и самосохранительное поведение молодежи (комплексное медико-социальное исследование по материалам Республики Татарстан ) автореф. дис. . докт. мед. наук / М. Ю. Абросимова. — Казань, 2005. — 46
2. Агаджанян, Н. А. Проблема здоровья студентов и перспективы развития / Н. А. Агаджанян, В. В. Пономарев, Н. В. Ермакова // Образ жизни и здоровье студентов: материалы I Всерос. науч. конф., г.Москва, 21-23 ноября 1995 года М, Изд-во РУДН, 1995. — С. 5–9
3. Агарков В.И. Оценка популяционного здоровья студентов-первокурсников и пути ее предупреждения / В.И. Агарков, Г.К. Северин // Здоровье студентов: Сб. тезисов междунар. науч.-практ. конф., г. Москва, 17 ноября 1999 г. — М.: Изд-во РУДН, 1999. — С. 99–100.
4. Александрова И.Э., Степанова М.И., Седова А.С. Регламентация учебной нагрузки как фактор сохранения здоровья школьников //Российский педиатрический журнал. — 2009. — № 2. — С. 11–14.
5. Артеменков А.А. Изменения вегетативных функций у студентов при адаптации к умственным нагрузкам // Гиг. и сан. — 2007. — № 1. — С. 62–64.
6. Балицкая Е.П. Мотивация студентов к занятиям фитнесом в техническом университете // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — № 6. – 2013. – С. 3–6
7. Болотин А.Э., Чистяков В.А. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах // Вестник спортивной науки. — № 1. – 2014. – С. 3–5.
8. Болотов В.А., Сериков В.В. Размышления о педагогическом образовании // Педагогика. — 2007. — № 9. – С. 3–11.
9. Васильковская Ю.А. Особенности использования спортивно-оздоровительного туризма в физическом воспитании студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. —№ 10(68). — 2010. — С. 17–19.
10. Влияние умственных и психоэмоциональных нагрузок на кардиогемодинамические показатели абитуриентов / Э.С. Геворкян (и др.) // Гиг. и сан. — 2004. — № 3. — С. 67–71.
11. Голиков Л.В. Факторы, влияющие на укрепление и устойчивость здоровья студентов / Л.В. Голиков, Ю.Н. Комаров // Здоровье человека: Материалы III международного конгресса валеологов, Санкт-Петербург, 23-25 апреля 2002 г. — СПб., 2002. — С. 53–55.
12. Дорошенко В.В. Спортивно-ориентированное физическое воспитание студентов вузов на основе модульно-рейтингового обучения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — № 2 (72). – 2011. – С. 76–78
13. Зиннатнуров А.З., Панов И.Г. Кроссфит как направление совершенствования процесса физического воспитания в вузе // Вестник Томского государственного университета. — № 1. – 2014. – С. 66–70.
14. Зарубина Н.В. Комплексный подход к выявлению и лечению пограничных нервно-психических расстройств // Материалы I Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. — М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2008. — С. 70–71.
15. Казин Э. М. Центры содействия укреплению здоровья обучающихся воспитанников образовательных учреждений / Э. М. Казин, Г. А. Кураев, Т. С. Панина, А. И. Федоров. — Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. — 258 с.
16. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Белоногова Е. В. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях. Медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга / Под ред. Э. М Казина — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006.
17. Красик Е.Д. Нервно-психические заболевания студентов / Красик Е.Д., Положий Ю.С., Крюков Е.А. — Томск: Томск. ун-т, 1982.
18. Кряжевских Н.С., Капилевич Л.В. Применение терренкуров на занятиях по физическому воспитанию для групп отделения лечебной физической культуры. // Вестник Томского государственного университета. — № 379. – 2014. – С. 181–183
19. Лукьянов С.И. Роль физической культуры в формировании здоровья студентов // Фундаментальные исследования. — № 11. — 2006.
20. Мирская Н.Б., Коломенская А.Н., Ляхович А.В. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата // Вопросы современной педиатрии. — С. 384–385
21. Наговицын Р.С. Формирование физической культуры личности обучающихся на основе принципов, обусловленных личностно-ориентированным подходом // Перспективы науки и образования. — № 2(8). — 2014. — С. 59–62
22. Петрова Г.С. Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — № 2. — 2012. — С. 499–504
23. Правдов М.А., Айгубов Н.М. Влияние физкультурных занятий с использованием средств кикбоксинга на физическую подготовленность студентов вузов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — № 10(68). — 2010. — С. 76–78
24. Рыбина Л.Д., Исмиянов В.В. Эффективность внедрения нестандартного хоккея с мячом в учебно-тренировочный процесс физического воспитания студентов-сирот // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — № 12(94). — 2012. – С. 106–108
25. Ушаков В.В., Прыткова Е.Г. Эффективность факультативных занятий по физическому воспитанию студентов вузов технического профиля // Известия волгоградского государственного технического университета. — № 6(10). — 2009. — С. 162–164
26. Черенко В.А., Данилова Н.В. Рациональная методика применения упражнений различной направленности в процессе физического воспитания студентов вузов // Вестник спортивной науки. — № 1. — 2009. — С. 68–71
В последние десятилетия в современной педагогике центральной идеей является ценность любой человеческой личности во всей широте ее физических, психических и духовных возможностей и ограничений. В связи с этим актуальной становится задача более глубокого раскрытия потенциальных возможностей человека, что неосуществимо без обеспечения всей полноты его здоровья как основополагающего фактора полноценной жизни, высокого творческого потенциала и работоспособности [16]. До некоторых пор единственной целью прогрессивного обучения считалось повышение успеваемости студента, развитие интеллектуальных способностей, приобретение профессиональных навыков, что зачастую осуществляется ценой его здоровья [8]. Важно отметить, что в вузы поступают подростки, уже имеющие внушительный багаж функциональных отклонений и хронических заболеваний, приобретенных в общеобразовательных учреждениях [4].

Цель исследования - провести анализ современной научной литературы по вопросам состояния здоровья современного студента и его коррекции средствами физической культуры вуза.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось путем анализа публикаций периодических научных изданий за последние 20 лет по педагогическим и медицинским наукам.

Результаты исследования и их обсуждение

Студенты являются одной из представительных групп молодежи страны. В последние годы существенно увеличилось число высших учебных заведений, а количество студентов сегодня превышает 10 млн человек [11]. С медико-биологической точки зрения студенты относятся в большинстве случаев к подросткам в стадии социального созревания, что требует должного внимания как со стороны администрации вузов, так и исследователей к здоровью этой категории населения [15, 18]. 

По мнению Л.В. Голикова [11], социально-гигиенические, медико-биологические, экологические и психологические факторы могут приводить к развитию заболеваний и морфофункциональных расстройств, ограничивающих профессиональную пригодность, снижающих годность юношей к прохождению воинской службы, а также снижающих качество жизни подростков. Показано, что основной вклад в структуру функциональных отклонений вносят отклонения в деятельности системы кровообращения (382,1%о), нервной системы (211,4 %о), органа зрения (168,1%о). Среди этой категории населения неуклонно растет заболеваемость и инвалидность, остается высоким уровень смертности [3]. Среди хронических заболеваний первое ранговое место прочно занимают болезни пищеварительной системы (277,8%о). На втором месте находятся заболевания органа зрения (97,2%о).    

Показано, что к концу обучения в вузе наблюдается тенденция к росту хронических заболеваний. В научных работах отмечается, что количество студентов специальной медицинской группы увеличивается с 10 до 20-25%, в некоторых вузах достигает 40%  [1, 3, 5, 8]. Ко второму курсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к четвертому - на 43%. По данным М. Ю. Абросимова [1], четверть студентов переходит в более низкую медицинскую группу.

В течение дня у студента происходит длительная и напряженная работа центральной нервной системы, сочетающаяся с влиянием фактора гиподинамии и гипокинезии, которые способствую формированию специфического морфофункционального статуса организма, характеризующегося снижением активности функциональных систем. Последствиями умственного переутомления могут быть различные болезни, прежде всего нервной и сердечно-сосудистой систем.

Исследованиями установлена ведущая роль поведения в сохранении здоровья и формировании различных патологических состояний [1, 19, 20]. Факторами риска для здоровья являются  вредные привычки - табакокурение, употребление психоактивных веществ, алкоголя, Интернет-зависимость, злоупотребление мобильными телефонами. Так, использование последних, по данным ряда исследователей в Европе, является причиной массовой бессонницы у подростков, достигающей 10-30%. Доказано, что использование мобильных телефонов и компьютеров оказывает негативное влияние на здоровье их владельцев, предъявляющих жалобы на головные боли, повышенную слабость, утомляемость, раздражительность, имеющих низкую сопротивляемость организма. В процессе интенсивной умственной работы во время экзамена у 60% студентов возникает напряжение механизмов регуляции сердечно-сосудистой системы, 30% студентов жалуются на учащенное сердцебиение перед экзаменами, у 20% студентов в этих условиях отмечается неконтролируемая мышечная дрожь, каждый четвертый студент жалуется на нарушение сна в период сессии, а 5% студентов при подготовке к экзаменам беспокоят головные боли

В научной литературе отмечено, что около 19% студентов первого курса имеют невротические расстройства [20]. Оценивая распространенность пограничных нервно-психических заболеваний у студентов, отдельные авторы приводят цифру 56,6% [10, 17]. От 51 до 70,5% пациентов с невротическими заболеваниями - это лица в возрасте 19-25 лет. Е. Д. Красик с соавт. [17] провели анализ заболеваемости студентов в различных многопрофильных вузах. Ими установлено, что распространение пограничных нервно-психических расстройств на технических, медико-биологических, физико-математических и гуманитарных факультетах составило пропорцию 1:1,5:2:6. Различные авторы считают, что наибольший риск возникновения этих заболеваний в изучаемой студенческой популяции приходится на младшие курсы (1-й и 2-й), достигая максимума к 3-му курсу. Затем вероятность развития этой патологии снижается, становясь минимальной на 4-ом-6-ом курсах обучения. Причем в 46,6% случаев заболевание возникало во время экзаменационной сессии, так как она является пиком умственной перегрузки и сильной стрессовой ситуацией.

Общеизвестно, что чувствительным показателем состояния здоровья является физическое развитие, уровень которого тесно связан с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни [1, 2, 3, 4, 5]. Как известно, обучение в вузе сопряжено с необходимостью длительного сохранения положения сидя, которое формирует статическое напряжение мышц спины («статический стресс») и снижает двигательную активность. Кроме того, в условиях гиподинамии формируются застойные процессы в системе кровообращения. С биомеханической точки зрения важным является отсутствие физической нагрузки на суставы нижних конечностей, в том числе суставы стоп, что приводит к нарушению формирования суставных поверхностей и их деформации. Н.Б. Мирская, А.Н. Коломенская и А.Д. Синякина [20] подчеркивают, что из всего комплекса факторов, влияющих на формирование костно-мышечной системы, особого рассмотрения требуют особенности двигательной активности. Авторы указывают на прямую зависимость между физическим воспитанием, уровнем двигательной активности и состоянием костно-мышечной системы и ухудшением таких показателей, как экскурсия грудной клетки, кистевая и становая динамометрия, жизненная емкость легких. Поступают в вуз до 38% учащихся с пониженным физическим развитием. Установлено, что неудобная поза студентов приводит к статическому напряжению позных мышц, которое влечет за собой функциональные нарушения ряда систем организма. В динамике 30-летнего наблюдения за физическим развитием у современных студентов наблюдаются положительные сдвиги соматометрических показателей (роста, массы тела, окружности грудной клетки), в то время как жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, становая сила, напротив, уменьшились по сравнению с аналогичными показателями у студентов предыдущих лет.  У студентов, занимающихся спортом, в сравнении со студентами, ведущими малоподвижный образ жизни, отмечаются более высокие показатели физического здоровья. 

В связи с этим, как отмечается во многочисленных научных публикациях, система высшего образования остается единственным социальным институтом и каналом, через который возможно целенаправленное профилактическое воздействие на каждого студента. Физическое воспитание в высших учебных заведениях является основным звеном организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди студентов. В этой связи огромное значение приобретает правильная организация занятий со студентами на кафедрах физического воспитания вузов, которые должны выпускать квалифицированных специалистов. В настоящее время в современной литературе приведены многочисленные методики повышения эффективности занятий физической культурой, как с помощью современных компьютерных технологий, так и специально разработанных педагогических систем с использованием приемов командных игр, гимнастических упражнений и т.п. Нужно отметить, что большинство авторов в своих публикациях акцентируют внимание на разработку личностно-ориентированных систем обучения физической культурой [18, 21, 22].  В научной литературе предложено ряд методик оздоровления студентов средствами физической культуры [18-26]. Особую роль в успешности физического воспитания авторы статей отдают формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также формированию культуры здоровья у студентов, рассматривая ее в качестве одной из главных методических задач физического воспитания для решения проблемы профессионального становления студентов, что подразумевает формирование и развитие активности знаний, умений, способностей, готовность применить их на практике [17-23] .  Тем не менее А.Э. Болотин, В.А.Чистяков [7] отмечают, что в настоящее время слабо изучены научно-теоретические подходы к совершенствованию системы физического воспитания студентов в вузах России. Это негативно сказывается на определении путей развития теории и практики физического воспитания студентов. Авторы статьи отмечают, что в настоящее время ведущие идеи науки в сфере физического воспитания студентов выглядят неопределенно. Так, например, весьма сложно понять, что делать на практике для реализации принципов целостности, системности физического воспитания студентов, структурирования педагогических процессов и др. Это негативно сказывается на совершенствовании процесса физического воспитания студентов в вузах России. 

Заключение

Таким образом, установлено, что особенности состояния здоровья современного студента обусловлены в том числе и факторами вузовской среды, что в свою очередь ведет к повышенным умственным нагрузкам, дефициту времени на сон, прием пищи, отдых, двигательную активность. Физическая культура в вузе является одним из важных способов коррекции и управления здоровьем студента, что требует системного подхода к разработке и внедрению научно-теоретических основ по совершенствованию системы физического воспитания студентов.

Рецензенты:

Крайник В.Л., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул;

Мацюра А.В., д.б.н., профессор, доцент ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул.


Библиографическая ссылка

Соснин В.П. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА И СПОСОБЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18886 (дата обращения: 18.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252