Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗНАНИЙ СОЦИАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГАМИ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Леванова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
В статье приводятся основные механизмы интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе педагогической практики. Педагогическая практика является системообразующим фактором интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе подготовки в вузе, поскольку позволяет: приобрести опыт использования полученных знаний в решении профессиональных задач, целевой установки и мотивации к анализу ситуаций профессиональной деятельности, научному обоснованию принимаемых решений; сформировать соответствующие умения и навыки; реализовать методологический потенциал, содержащийся в использовании профессиональных ресурсов, показавших свою действенность в подготовке социальных педагогов в вузе. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе убеждает, что педагогический процесс, ориентированный на усвоение фундаментальных или прикладных знаний, не достигает главного - не готовит будущего социального педагога, способного практически выполнять социально-педагогическую деятельность.
процесс педагогической практики
профессионально – ориентированные знания
социальные педагоги
механизмы интериоризации
1. Бурлакова Н.Е. Педагогическая практика в системе многоуровневой подготовки бакалавра и специалиста образования: Дис. ... канд. пед. наук. – Липецк, 1999. – 162 с.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 031300 Социальная педагогика. – М., 2005.
3. Дроздова Л.В. Формирование познавательно-профессиональной самостоятельности студентов в процессе педагогической практики: Дис. ... канд. пед. наук. – Тамбов, 2003. – 160 с.
4. Коник О.А. Организация педагогической практики студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки будущих учителей (на примере факультета иностранных языков): Дис. .... канд. пед. наук. – Курган, 1997. – 159 с.
5. Педагогическая практика в системе подготовки учителя иностранных языков: Методическое пособие / Сост. М.К. Колкова и др. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. – 41 с.
6. Сандалова В.Б. Единство дидактической и методической подготовки студентов в процессе педагогической практики: Дис. .... канд. пед.наук. – М., 1984. – 189 с.
7. Щелкунова Л.А. Подготовка будущих учителей к взаимодействию с учащимися в процессе педагогической практики: Дис. ... канд.пед. наук. – Ярославль, 1997. – 227 с.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе убеждает, что педагогический процесс, ориентированный на усвоение фундаментальных или прикладных знаний, не достигает главного - не готовит будущего социального педагога, способного практически выполнять социально-педагогическую деятельность. Даже студенты, имеющие хорошие знания, порой не могут интериоризировать их и трансформировать в способы собственной профессиональной деятельности. Педагогический процесс в вузе чаще ориентирован на объяснение студентам «как надо» вести профессиональную деятельность, «как надо» работать с детьми, педагогами, родителями и т.д. Будущие социальные педагоги в меру своих интеллектуальных способностей усваивают все эти «надо», а профессионально действовать «как надо» не могут.

Целью исследования является выявить основные механизмы интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе педагогической практики.

Материал, методы и результаты исследования

Суть их связана с необходимостью профессиональной подготовки будущих социальных педагогов на основе интериоризации профессионально-ориентированных знаний и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к организации процесса обучения, не только обеспечивающего студентов необходимыми знаниями, умениями и навыками, посредством которых профессиональная деятельность реализуется на практике, но и предусматривающего целенаправленную работу по формированию опыта ценностного отношения к себе как профессионалу, другим людям и миру в целом.

Следовательно, требуется такая организация процесса профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе, которая позволила бы интегрировать теоретическую и практическую подготовку. Основной путь реализации этой задачи, на наш взгляд, - это разработка качественно нового содержания учебно-педагогических практик.

Педагогическая практика - важнейшее звено системы профессиональной подготовки социального педагога, которое является связующим звеном между теоретическим обучением будущих социальных педагогов и их практической профессиональной деятельностью. Она выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки социального педагога:

  • обучающую (актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решении конкретных профессиональных задач, формирование педагогических умений и навыков);
  • развивающую (развитие познавательной и творческой активности будущих социальных педагогов, развитие педагогического мышления);
  • воспитывающую (формирование социально активной личности социального педагога, научного мировоззрения, устойчивого интереса и мотивации профессиональной деятельности);
  • диагностическую (проверка уровня профессиональной направленности будущих социальных педагогов, степени профессиональной подготовленности и пригодности к социально-педагогической деятельности).

Реализация этих функций педагогической практики оказывает существенное влияние на интериоризацию профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе.

Педагогическая практика предназначена для того, чтобы стимулировать профессионально-личностное развитие будущего специалиста и обеспечить подготовку его к самостоятельной профессиональной деятельности. Подобное отношение к педагогической практике в различных педагогических концепциях опирается на ряд положений:

  • целостность педпрактики как процесса, опирающаяся в свою очередь на единство всех составляющих - циклов дисциплин, содержания и норм деятельности, всех сторон психики и личности студента;
  • ориентир на развитие студента как приоритетную цель по отношению к целям педагогической деятельности;
  • восприятие практики как средства развития профессиональных умений, психических и личностных свойств и качеств студента;
  • самостоятельность студента в развитии профессиональных умений, включая самоконтроль, самодиагностику, самоанализ результатов;
  • индивидуальность программы профессионального самосовершенствования студентов;
  • интегрированность педпрактики в общий процесс подготовки социального педагога, взаимосвязь и скоординированность ее компонентов.

Анализируя профессиональную подготовку социальных педагогов, становится ясным, что система педагогических практик логична и разнообразна. Казалось бы, задача реализации полученных теоретических знаний на практике решена, но это не совсем так. Необходимо не только получить и накопить практический опыт, но и его анализировать, интериоризовать профессионально-ориентированные знания. Не присвоенные студентами знания остаются «мертвым грузом» и вскоре забываются, оставляя лишь некоторый эмоциональный след.

В этой связи мы согласны с мнением М.К. Колковой, что педагогическая практика «обладает наиболее благоприятными возможностями для мобилизации практического применения и углубления всех накопленных студентами знаний, навыков и умений по избранной специальности и развития индивидуальных педагогических способностей каждого студента» [295].

На наш взгляд, интериоризацию профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе педагогической практики в вузе обеспечивают следующие процессы:

  • освоение фундаментальных социально-педагогических и психологических знаний;
  • освоение конкретных приемов и техник социально-педагогической работы;
  • исследование, проектирование и рефлексия собственного профессионального знания и собственной педагогической деятельности;
  • самоопределение в многообразии педагогических парадигм практик.

Основные виды практики будущих социальных педагогов отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Социальная педагогика»: педагогическая и учебная практика.

I. Учебная практика (инструктивно-методический лагерь) направлена на приобретение методом погружения первичных навыков профессиональной деятельности социального педагога и педагога-воспитателя группы (отряда) детей и подростков.

Содержание учебной практики определяется главной задачей создания мотивационно-ценностного отношения к предстоящей педагогической деятельности в лагере, осознание на этой основе необходимости самообразования и самоподготовки к практической работе.

II. Педагогическая практика включает в себя следующие формы:

1. Летняя педагогическая практика - проводится в детских оздоровительных лагерях, ее основные задачи:

  • формирование мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие в период совместной жизни с детьми;
  • углубление и закрепление теоретических знаний применение их в решении конкретных социально-педагогических задач;
  • формирование аналитического мышления, умения анализировать, прогнозировать и моделировать профессиональную деятельность в условиях изменяющегося социума.

2. Практика в школе - проводится на базе учреждений среднего общего образования, социальных приютов для детей и подростков, учреждений интернатного типа, ее основные задачи:

  • формирование интереса к психолого-педагогической деятельности, выработка потребности в самообразовании;
  • овладение психологическими и педагогическими технологиями, систематизация и обращение полученной информации в личные знания;
  • исследование межличностных отношений, психологического климата учебной группы;
  • ознакомление с коррекционными технологиями работы с детьми «группы риска».

3. Социально-педагогическая практика - проводится на базе социальных учреждений различного типа, ее основные задачи:

  • ознакомление студентов со спецификой содержания и организации образовательно-воспитательного процесса в социальных учреждениях различного типа;
  • овладение технологиями разрешения проблем детей и подростков специалистами данных учреждений;
  • практическое изучение основных функциональных ролей социальных педагогов на практике;
  • ознакомление с основными видами социального инструментария, используемого социальным учреждением в своей деятельности;
  • формирование у студентов социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в социально-педагогической деятельности.

4. Комплексная практика - проводится на базе социально-педагогических учреждений различного типа, ее основные задачи:

  • формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности;
  • формирование представлений и знаний об основных социально-педагогических и психологических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи детям и их семьям;
  • формирование у студентов важнейших практических навыков в различных видах социально-педагогической и психологической работы с ребёнком, подростком и семьёй;
  • профессиональное и личностное развитие студентов с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов;
  • развитие профессиональной рефлексии [115].

Содержание всех видов практики, особенности их проведения, форма отчётности определяются программами практики, которые разрабатываются на основе примерных программ практик, рекомендуемых УМО по специальностям педагогического образования.

Педагогическая практика является необходимым и важным компонентом развития личного опыта будущего социального педагога на этапе вузовской подготовки к профессиональной деятельности. Прохождение педагогической практики студентами предполагает следующие этапы развития их личного опыта:

1) Осознанное наблюдение за профессиональной деятельностью других педагогов. Цель такого наблюдения - осознание структуры педагогической деятельности и средств ее осуществления, анализ форм, средств, методов педагогической деятельности и педагогического общения. На этом этапе студент учиться оценивать действия других, высказывает предположение о том, какой конечный результат необходимо получить.

2) Формирование навыка социально-педагогической деятельности. На этом этапе происходит закрепление навыка организации собственной профессиональной деятельности. В начале своей самостоятельной педагогической деятельности студент многое копирует, подражает действиям социального педагога, у которого он проходит практику. В процессе прохождения педагогической практики происходит расширение самостоятельных действий будущего социального педагога, формируются собственные средства и приемы осуществления социально-педагогической деятельности.

3) Дальнейшим этапом работы является осознание студентом своих личностных психических проявлений в профессиональных педагогических ситуациях. На этом этапе студенты должны были выразить собственные чувства, которые они испытали в процессе практической деятельности, осознать мотивы своих действий, обдуманность или спонтанность поступков, выделить трудности, которые они пережили в процессе педагогической практики.

Таким образом, если в начале педагогической практики студент наблюдает, анализирует деятельность опытных социальных педагогов, затем повторяет увиденные педагогические действия в своей самостоятельной профессиональной деятельности, отрабатывает и закрепляет отдельные элементы педагогической деятельности как собственные, индивидуальные умения.

Особенности профессиональной деятельности в период педагогической практики нуждаются в рефлексии, которая обеспечивается системой самоанализа практической социально-педагогической деятельности, а также характером итоговых конференций, которые проводятся по окончанию педагогической практики. На конференции приглашаются преподаватели кафедры, социальные педагоги, студенты разных курсов. По окончании практики студентам выставляются оценки за прохождение педагогической практики. В некоторых российских вузах практикуется рейтинговая оценка педагогической практики студентов, учитывающая различные параметры деятельности студентов.

В период педагогической практики проводятся индивидуальные консультации со студентами для оказания помощи в разработке социально-педагогических мероприятий, составления индивидуальных планов работы, обсуждения выполненных заданий, проектирования коррекционной и профилактической работы социального педагога. Активно используется на консультациях видеозапись различных мероприятий, проводимых студентами, их анализ.

В этой связи Н.Е. Бурлакова [74] указывает на важность единства планирования, организации, регулирования, контроля и учета для оптимизации руководства педагогической практикой. Готовность руководителей педагогической практики означает умение планировать педагогическую практику, опираясь на глубокое осознание задач и целей, определяемых государственным образовательным стандартом высшего педагогического образования, которое направлено на достижение дидактических и воспитательных целей, формирование определенных умений и навыков у студентов - будущих социальных педагогов, а также на создание надежной базы для дальнейшей педагогической деятельности. Регулярные встречи и консультации с руководителем практики проводятся по определенной схеме, включающей определение плана прохождения практики с учетом типа образовательного или психокоррекционного учреждения, дополнительных характеристик; осуществляется работа с педагогической литературой по теме научного исследования студентов. Практика выступает в качестве важного условия «живого созерцания» конкретных явлений воспитания, образования и обучения, дополняет и обогащает теоретическую подготовку студентов, являясь в целом важным источником познания [328].

Л.В. Дроздова говорит в данном случае о формировании «познавательно-профессиональной самостоятельности» студентов [136]. В это понятие включается, очевидно, и умение развивать и поощрять познавательную активность, интересы и потребности студентов.

Многие исследователи указывают на комплексный, многосторонний и сложный характер педагогической практики. Так, О.А. Коник отмечает, что педагогическая практика связана с весьма сложным процессом упражнений по формированию у студентов педагогической умелости с начального этапа их профессиональной подготовки [195]. Организация педпрактики, по ее мнению, преследует задачи выбрать наиболее эффективные методы, разработать условия ее совершенствования, обеспечить ее комплексность и сочетать рационально пространственное и временное при выполнении поставленных задач.

Это понимание педагогической практики подтверждает необходимость моделировать ее, превратить ее в объект педагогического конструирования [406]. Упоминая усложняющийся характер педагогической практики, Г.М. Коджаспирова,

В этой связи педагогическую практику относят к формам профессионального обучения в высшей педагогической школе, придавая ей функции направленности на практическое познание закономерностей и принципов профессиональной деятельности, на реализацию обучающей деятельности, на теоретическое осмысление педагогических явлений и фактов.

Студент, выполняя предлагаемые задания, определяет возрастные, психолого-педагогические, социально-педагогические особенности практической работы в области развивающей, учебно-воспитательной, социально-педагогической, научно-методической, культурно-просветительской и организационно-управленческой деятельности. Студент-практикант должен быть способен к проектированию работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания, разработке развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе.

Все сказанное позволяет считать, что педагогическая практика является системообразующим фактором интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе подготовки в вузе, поскольку позволяет:

  • приобрести опыт использования полученных знаний в решении профессиональных задач, целевой установки и мотивации к анализу ситуаций профессиональной деятельности, научному обоснованию принимаемых решений;
  • сформировать соответствующие умения и навыки;
  • реализовать методологический потенциал, содержащийся в использовании профессиональных ресурсов, показавших свою действенность в подготовке социальных педагогов в вузе.

Рецензенты:

Жог В.И., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;

Пушкарева Т.В., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Леванова Е.А. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗНАНИЙ СОЦИАЛЬНЫМИ ПЕДАГОГАМИ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17369 (дата обращения: 24.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074