Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

BASIC MECHANISMS OF INTERNALIZATION OF PROFESSIONALLY-ORIENTED KNOWLEDGE IN THE PROCESS OF SOCIAL TEACHERS TEACHING PRACTICE

Levanova E.A. 1
1 Moscow State Pedagogical University
В статье приводятся основные механизмы интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе педагогической практики. Педагогическая практика является системообразующим фактором интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе подготовки в вузе, поскольку позволяет: приобрести опыт использования полученных знаний в решении профессиональных задач, целевой установки и мотивации к анализу ситуаций профессиональной деятельности, научному обоснованию принимаемых решений; сформировать соответствующие умения и навыки; реализовать методологический потенциал, содержащийся в использовании профессиональных ресурсов, показавших свою действенность в подготовке социальных педагогов в вузе. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе убеждает, что педагогический процесс, ориентированный на усвоение фундаментальных или прикладных знаний, не достигает главного - не готовит будущего социального педагога, способного практически выполнять социально-педагогическую деятельность.
The article presents the basic mechanisms of internalization of professionally-oriented knowledge in the process of social teachers teaching practice. Teaching practice is a factor which internalization of professionally-oriented knowledge in the process of social teachers training in high school, because it allows: to acquire experience in using the knowledge gained in solving professional tasks, goals and motivation to analyze the situation of professional activity, scientific substantiation of decisions; establish appropriate skills; implement methodological potential contained in the use of professional resources, showing its effectiveness in the preparation of social teachers in high school. Analysis of the psychological and pedagogical literature on the problem of internalization professionally-oriented knowledge social teachers in the learning process at the university confirms that the pedagogical process focused on mastering basic or applied knowledge, does not reach the main thing - does not prepare future social teacher, able to perform virtually socio-educational activities.
the process of teaching practice
professionally - oriented knowledge
social workers
mechanisms of internalization
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе убеждает, что педагогический процесс, ориентированный на усвоение фундаментальных или прикладных знаний, не достигает главного - не готовит будущего социального педагога, способного практически выполнять социально-педагогическую деятельность. Даже студенты, имеющие хорошие знания, порой не могут интериоризировать их и трансформировать в способы собственной профессиональной деятельности. Педагогический процесс в вузе чаще ориентирован на объяснение студентам «как надо» вести профессиональную деятельность, «как надо» работать с детьми, педагогами, родителями и т.д. Будущие социальные педагоги в меру своих интеллектуальных способностей усваивают все эти «надо», а профессионально действовать «как надо» не могут.

Целью исследования является выявить основные механизмы интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе педагогической практики.

Материал, методы и результаты исследования

Суть их связана с необходимостью профессиональной подготовки будущих социальных педагогов на основе интериоризации профессионально-ориентированных знаний и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к организации процесса обучения, не только обеспечивающего студентов необходимыми знаниями, умениями и навыками, посредством которых профессиональная деятельность реализуется на практике, но и предусматривающего целенаправленную работу по формированию опыта ценностного отношения к себе как профессионалу, другим людям и миру в целом.

Следовательно, требуется такая организация процесса профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе, которая позволила бы интегрировать теоретическую и практическую подготовку. Основной путь реализации этой задачи, на наш взгляд, - это разработка качественно нового содержания учебно-педагогических практик.

Педагогическая практика - важнейшее звено системы профессиональной подготовки социального педагога, которое является связующим звеном между теоретическим обучением будущих социальных педагогов и их практической профессиональной деятельностью. Она выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки социального педагога:

  • обучающую (актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решении конкретных профессиональных задач, формирование педагогических умений и навыков);
  • развивающую (развитие познавательной и творческой активности будущих социальных педагогов, развитие педагогического мышления);
  • воспитывающую (формирование социально активной личности социального педагога, научного мировоззрения, устойчивого интереса и мотивации профессиональной деятельности);
  • диагностическую (проверка уровня профессиональной направленности будущих социальных педагогов, степени профессиональной подготовленности и пригодности к социально-педагогической деятельности).

Реализация этих функций педагогической практики оказывает существенное влияние на интериоризацию профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе обучения в вузе.

Педагогическая практика предназначена для того, чтобы стимулировать профессионально-личностное развитие будущего специалиста и обеспечить подготовку его к самостоятельной профессиональной деятельности. Подобное отношение к педагогической практике в различных педагогических концепциях опирается на ряд положений:

  • целостность педпрактики как процесса, опирающаяся в свою очередь на единство всех составляющих - циклов дисциплин, содержания и норм деятельности, всех сторон психики и личности студента;
  • ориентир на развитие студента как приоритетную цель по отношению к целям педагогической деятельности;
  • восприятие практики как средства развития профессиональных умений, психических и личностных свойств и качеств студента;
  • самостоятельность студента в развитии профессиональных умений, включая самоконтроль, самодиагностику, самоанализ результатов;
  • индивидуальность программы профессионального самосовершенствования студентов;
  • интегрированность педпрактики в общий процесс подготовки социального педагога, взаимосвязь и скоординированность ее компонентов.

Анализируя профессиональную подготовку социальных педагогов, становится ясным, что система педагогических практик логична и разнообразна. Казалось бы, задача реализации полученных теоретических знаний на практике решена, но это не совсем так. Необходимо не только получить и накопить практический опыт, но и его анализировать, интериоризовать профессионально-ориентированные знания. Не присвоенные студентами знания остаются «мертвым грузом» и вскоре забываются, оставляя лишь некоторый эмоциональный след.

В этой связи мы согласны с мнением М.К. Колковой, что педагогическая практика «обладает наиболее благоприятными возможностями для мобилизации практического применения и углубления всех накопленных студентами знаний, навыков и умений по избранной специальности и развития индивидуальных педагогических способностей каждого студента» [295].

На наш взгляд, интериоризацию профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе педагогической практики в вузе обеспечивают следующие процессы:

  • освоение фундаментальных социально-педагогических и психологических знаний;
  • освоение конкретных приемов и техник социально-педагогической работы;
  • исследование, проектирование и рефлексия собственного профессионального знания и собственной педагогической деятельности;
  • самоопределение в многообразии педагогических парадигм практик.

Основные виды практики будущих социальных педагогов отражены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «Социальная педагогика»: педагогическая и учебная практика.

I. Учебная практика (инструктивно-методический лагерь) направлена на приобретение методом погружения первичных навыков профессиональной деятельности социального педагога и педагога-воспитателя группы (отряда) детей и подростков.

Содержание учебной практики определяется главной задачей создания мотивационно-ценностного отношения к предстоящей педагогической деятельности в лагере, осознание на этой основе необходимости самообразования и самоподготовки к практической работе.

II. Педагогическая практика включает в себя следующие формы:

1. Летняя педагогическая практика - проводится в детских оздоровительных лагерях, ее основные задачи:

  • формирование мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие в период совместной жизни с детьми;
  • углубление и закрепление теоретических знаний применение их в решении конкретных социально-педагогических задач;
  • формирование аналитического мышления, умения анализировать, прогнозировать и моделировать профессиональную деятельность в условиях изменяющегося социума.

2. Практика в школе - проводится на базе учреждений среднего общего образования, социальных приютов для детей и подростков, учреждений интернатного типа, ее основные задачи:

  • формирование интереса к психолого-педагогической деятельности, выработка потребности в самообразовании;
  • овладение психологическими и педагогическими технологиями, систематизация и обращение полученной информации в личные знания;
  • исследование межличностных отношений, психологического климата учебной группы;
  • ознакомление с коррекционными технологиями работы с детьми «группы риска».

3. Социально-педагогическая практика - проводится на базе социальных учреждений различного типа, ее основные задачи:

  • ознакомление студентов со спецификой содержания и организации образовательно-воспитательного процесса в социальных учреждениях различного типа;
  • овладение технологиями разрешения проблем детей и подростков специалистами данных учреждений;
  • практическое изучение основных функциональных ролей социальных педагогов на практике;
  • ознакомление с основными видами социального инструментария, используемого социальным учреждением в своей деятельности;
  • формирование у студентов социальной ответственности, профессиональной направленности и устойчивости в социально-педагогической деятельности.

4. Комплексная практика - проводится на базе социально-педагогических учреждений различного типа, ее основные задачи:

  • формирование у студента целостной картины будущей профессиональной деятельности;
  • формирование представлений и знаний об основных социально-педагогических и психологических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи детям и их семьям;
  • формирование у студентов важнейших практических навыков в различных видах социально-педагогической и психологической работы с ребёнком, подростком и семьёй;
  • профессиональное и личностное развитие студентов с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов;
  • развитие профессиональной рефлексии [115].

Содержание всех видов практики, особенности их проведения, форма отчётности определяются программами практики, которые разрабатываются на основе примерных программ практик, рекомендуемых УМО по специальностям педагогического образования.

Педагогическая практика является необходимым и важным компонентом развития личного опыта будущего социального педагога на этапе вузовской подготовки к профессиональной деятельности. Прохождение педагогической практики студентами предполагает следующие этапы развития их личного опыта:

1) Осознанное наблюдение за профессиональной деятельностью других педагогов. Цель такого наблюдения - осознание структуры педагогической деятельности и средств ее осуществления, анализ форм, средств, методов педагогической деятельности и педагогического общения. На этом этапе студент учиться оценивать действия других, высказывает предположение о том, какой конечный результат необходимо получить.

2) Формирование навыка социально-педагогической деятельности. На этом этапе происходит закрепление навыка организации собственной профессиональной деятельности. В начале своей самостоятельной педагогической деятельности студент многое копирует, подражает действиям социального педагога, у которого он проходит практику. В процессе прохождения педагогической практики происходит расширение самостоятельных действий будущего социального педагога, формируются собственные средства и приемы осуществления социально-педагогической деятельности.

3) Дальнейшим этапом работы является осознание студентом своих личностных психических проявлений в профессиональных педагогических ситуациях. На этом этапе студенты должны были выразить собственные чувства, которые они испытали в процессе практической деятельности, осознать мотивы своих действий, обдуманность или спонтанность поступков, выделить трудности, которые они пережили в процессе педагогической практики.

Таким образом, если в начале педагогической практики студент наблюдает, анализирует деятельность опытных социальных педагогов, затем повторяет увиденные педагогические действия в своей самостоятельной профессиональной деятельности, отрабатывает и закрепляет отдельные элементы педагогической деятельности как собственные, индивидуальные умения.

Особенности профессиональной деятельности в период педагогической практики нуждаются в рефлексии, которая обеспечивается системой самоанализа практической социально-педагогической деятельности, а также характером итоговых конференций, которые проводятся по окончанию педагогической практики. На конференции приглашаются преподаватели кафедры, социальные педагоги, студенты разных курсов. По окончании практики студентам выставляются оценки за прохождение педагогической практики. В некоторых российских вузах практикуется рейтинговая оценка педагогической практики студентов, учитывающая различные параметры деятельности студентов.

В период педагогической практики проводятся индивидуальные консультации со студентами для оказания помощи в разработке социально-педагогических мероприятий, составления индивидуальных планов работы, обсуждения выполненных заданий, проектирования коррекционной и профилактической работы социального педагога. Активно используется на консультациях видеозапись различных мероприятий, проводимых студентами, их анализ.

В этой связи Н.Е. Бурлакова [74] указывает на важность единства планирования, организации, регулирования, контроля и учета для оптимизации руководства педагогической практикой. Готовность руководителей педагогической практики означает умение планировать педагогическую практику, опираясь на глубокое осознание задач и целей, определяемых государственным образовательным стандартом высшего педагогического образования, которое направлено на достижение дидактических и воспитательных целей, формирование определенных умений и навыков у студентов - будущих социальных педагогов, а также на создание надежной базы для дальнейшей педагогической деятельности. Регулярные встречи и консультации с руководителем практики проводятся по определенной схеме, включающей определение плана прохождения практики с учетом типа образовательного или психокоррекционного учреждения, дополнительных характеристик; осуществляется работа с педагогической литературой по теме научного исследования студентов. Практика выступает в качестве важного условия «живого созерцания» конкретных явлений воспитания, образования и обучения, дополняет и обогащает теоретическую подготовку студентов, являясь в целом важным источником познания [328].

Л.В. Дроздова говорит в данном случае о формировании «познавательно-профессиональной самостоятельности» студентов [136]. В это понятие включается, очевидно, и умение развивать и поощрять познавательную активность, интересы и потребности студентов.

Многие исследователи указывают на комплексный, многосторонний и сложный характер педагогической практики. Так, О.А. Коник отмечает, что педагогическая практика связана с весьма сложным процессом упражнений по формированию у студентов педагогической умелости с начального этапа их профессиональной подготовки [195]. Организация педпрактики, по ее мнению, преследует задачи выбрать наиболее эффективные методы, разработать условия ее совершенствования, обеспечить ее комплексность и сочетать рационально пространственное и временное при выполнении поставленных задач.

Это понимание педагогической практики подтверждает необходимость моделировать ее, превратить ее в объект педагогического конструирования [406]. Упоминая усложняющийся характер педагогической практики, Г.М. Коджаспирова,

В этой связи педагогическую практику относят к формам профессионального обучения в высшей педагогической школе, придавая ей функции направленности на практическое познание закономерностей и принципов профессиональной деятельности, на реализацию обучающей деятельности, на теоретическое осмысление педагогических явлений и фактов.

Студент, выполняя предлагаемые задания, определяет возрастные, психолого-педагогические, социально-педагогические особенности практической работы в области развивающей, учебно-воспитательной, социально-педагогической, научно-методической, культурно-просветительской и организационно-управленческой деятельности. Студент-практикант должен быть способен к проектированию работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания, разработке развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе.

Все сказанное позволяет считать, что педагогическая практика является системообразующим фактором интериоризации профессионально-ориентированных знаний социальными педагогами в процессе подготовки в вузе, поскольку позволяет:

  • приобрести опыт использования полученных знаний в решении профессиональных задач, целевой установки и мотивации к анализу ситуаций профессиональной деятельности, научному обоснованию принимаемых решений;
  • сформировать соответствующие умения и навыки;
  • реализовать методологический потенциал, содержащийся в использовании профессиональных ресурсов, показавших свою действенность в подготовке социальных педагогов в вузе.

Рецензенты:

Жог В.И., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва;

Пушкарева Т.В., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва.