Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ КАК БАЗОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Жандарова Л.Ф. 1
1 ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
Национальные исследовательские университеты представляют собой образовательные учреждения, которые эффективно осуществляют в равных пропорциях как образовательную, так и научную деятельность, базируясь при этом на принципах интеграции сфер науки и образования. Поэтому активная научно-исследовательская деятельность данных университетов оказывает огромное воздействие на такой фактор, как качество подготовки будущих специалистов, которые непосредственно вовлечены в научные исследования и разработки, а также на повышение конкурентоспособности конкретного учреждения образования. При этом важным направлением повышения эффективности функционирования национальной инновационной системы выступает формирование новой институциональной формы организации образовательной и научной деятельности на базе реализации программ развития национальных исследовательских университетов. В основе этого направления лежат целевые программы, которые нацелены на усиление исследовательской деятельности в НИУ.
национальные исследовательские университеты
образовательные учреждения
национальная инновационная система
программы развития
услуги образования.
1. Болотов В.А. Система оценка качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. - 2007. – 305с.
2. Итоги деятельности Университета в 2012-2013 учебном году. – http//www. kstu.ru
3. Курамшина К.С. Специфика влияния научной инфраструктуры на развитие малых инновационных предприятий в рамках национальных исследовательских университетов / Курамшина К.С. – Казань: Вестник Казанского технологического университета. – 2013. - №3. – С. 288-291.
4. Молчанов И.Н. Потенциал высшего профессионального образования: теоретико-методологические основы исследования: Монография / И.Н. Молчанов // М: Экономический факультет МГУ, ТЕИС.-2008.- 245с.
5. Останина С.Ш. Основные направления совершенствования управления коммерциализацией интеллектуальной собственности / Останина С.Ш. Рыболовлева А.А., Водолажская Е.Л., Авилова В.В. – Казань: Вестник Казанского технологического университета. – 2011. - №4. – С. 223-230.

Национальные исследовательские университеты (НИУ) представляют собой рациональное воплощение нового метода к качественной модернизации области  науки, образования и также новой институциональной формы организации научно-образовательной деятельности, которая предназначена для кадрового и научного обеспечения потребностей высокотехнологичного сектора российской экономики [1].

Исследовательский университет - это высшее образовательное учреждение, которое эффективно осуществляет в равных пропорциях как образовательную, так и научную деятельность, базируясь при этом на принципах  интеграции сфер науки и образования. Они предназначены для  генерирования знаний, обеспечения рационального  трансфера технологий в экономику, проведения фундаментальных и прикладных исследований, обеспечения наличия эффективной базы подготовки кадров высокой квалификации.

 По нашему мнению, исследовательские университеты, в первую очередь, необходимы для того, чтобы оказать содействие динамичному развитию научно-технологического сектора  каждой страны и обеспечить его необходимыми человеческими ресурсами, которые непосредственно сбалансированы по численности, возрастной и квалификационной структуре, направлениям подготовки с учетом определенных темпов их обновления и планируемых структурных преобразований в сфере экономики и науки.

Главными характеристиками национальных исследовательских университетов являются:

- приоритетная доля сферы науки в бюджете высшего учебного заведения;

- привлечение учащихся из зарубежных стран;

- проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований;

-  наличие    зарубежных    профессорско-преподавательских кадров международного уровня;

-  преобладание численности аспирантов над численностью обучающихся студентов;

- наличие послевузовской системы переподготовки и повышения квалификации;

- наличие развитой инновационной инфраструктуры и т.д.

В целом, приоритетной целью государственной поддержки российских национальных исследовательских университетов выступает вывод на международный уровень учреждений образования, которые способны взять на себя полную ответственность за развитие и сохранение высококвалифицированного  кадрового потенциала науки, профессионального образования, инноваций, развитие и коммерциализацию российских высоких технологий [1].

Согласно мнению большинства специалистов данной отрасли, активная научно-исследовательская деятельность данных университетов оказывает огромное воздействие на такой фактор, как качество подготовки будущих специалистов, которые непосредственно вовлечены в научные исследования и разработки, а также на повышение конкурентоспособности конкретного учреждения образования. Однако, по нашему мнению,  необходимо отметить, что российская образовательная система является неконкурентоспособной в пространстве мирового образования, т.к. основные показатели даже ведущих высших учебных заведений намного отстают от позиций университетов развитых стран [4].

При этом важным направлением повышения эффективности функционирования национальной инновационной системы выступает формирование новой институциональной формы организации образовательной и научной деятельности на базе реализации программ развития национальных исследовательских университетов.

В основе этого направления лежат целевые программы, которые нацелены на усиление исследовательской деятельности в НИУ.

Необходимо отметить также, что весьма важным фактором выступает развитие международного сотрудничества научных исследовательских университетов   с   зарубежным партнерами в сфере мирового образования [5].

К примеру, международная деятельность Казанского национального исследовательского технологического университета в 2012-2013 учебном году осуществлялась на основании приоритетов Программы развития, которые ставит сам статус национального исследовательского университета.

Международную деятельность КНИТУ за этот отчетный год, в целом, можно охарактеризовать как качественный переход, который был связан с формированием весомого списка международных партнеров.

Огромное  внимание уделялось поиску новых зарубежных стран среди ведущих университетов всего мира, однако, наиболее приоритетным оказался планомерный подход развития отношений с уже существующими зарубежными вузами, включающий многочисленные визиты, конференции, совместные проекты, академический обмен, образовательные программы и гранты.

         Необходимо отметить, что основным критерием формирования приоритетных партнеров Казанского национального исследовательского университета является охват стран в стратегических регионах мира - Северная Америка, Европа, а также Азиатско-Тихоокеанский регион, что подкреплено существенными позициями посещаемых учебных заведений в мировом рейтинге организаций высшего образования [2].

Российские национальные исследовательские университеты для достижения своей главной стратегической цели в международной деятельности на период 2010-2018 гг., а также до 2020 г. предусматривают получение следующих результатов:

- войти в число первых лидеров мирового образования в сфере исследований и разработок по таким перспективным направлениям, как непрерывный мониторинг социально-экономических процессов, моделирование реформ, инновационное прогнозирование сфер экономики, образования, науки и т.д.;

- разработать и вывести на международный уровень образовательных программ, научных разработок и прикладных программ по таким направлениям, в которых на сегодняшний день Россия существенно отстает от ряда развитых стран: экономический анализ права, международные финансы, управление знаниями и т.д.;

- достичь мировых стандартов качества по образовательным программам высших учебных заведений.

К примеру, национальный исследовательский Томский политехнический университет своей главной целью Комплексной программы развития на 2015-2020гг. ставит непосредственное становление этого высшего учебного заведения, как национального исследовательского университета международного уровня, который, в первую очередь, будет ориентирован, на высокопрофессиональное кадровое обеспечение и разработку новых технологий, отвечающих современным требованиям, для ресурсосберегающей экономики.

 Национальный исследовательский университет Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина наиболее приоритетным направлением реализации своей программы отмечает процесс интернационализации научно-практической деятельности и внедрение в передовой науке в пределах междисциплинарного научно-технического сотрудничества, проведение различных стажировок в зарубежных международных центрах, публикации итоговых результатов научно-практических исследований в престижных зарубежных периодических изданиях [3].

Таким образом, подводя итоги, можно отметить,, что огромный вклад в развитие национальной инновационной системы вносят национальные исследовательские университеты, которые  своей основной задачей считают интегрирование с высшим образованием системы научных исследований и разработок, которые весьма гибко реагируют на первоочередные потребности экономики, обеспечивают конкурентоспособность российского высшего образования на международном уровне, кадровое обеспечение фундаментальных отраслей инновационной экономики, а также коммерциализацию научных исследований.

Поэтому, по нашему мнению, благоприятные условия, направленные на стимулирование молодых ученых, специалистов, преподавателей, обеспечение преемственности поколений  в науке и образовании, повышение квалификации и переподготовки кадров в данной области, перенимание лучших методов осуществления образовательной деятельности с привлечением высококвалифицированных специалистов из развитых стан мира, академической мобильности как студентов, так и преподавателей высших образовательных учреждений и т.д. будет непосредственно способствовать развитию эффективной национальной инновационной системы.

Рецензенты:  

Останина С.Ш., д.э.н., профессор кафедры «Экономика» ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань;

Романова А.И., д.э.н., профессор, директор Института дополнительного профессионального образования Казанского государственного архитектурно-строительного университета,              г. Казань.


Библиографическая ссылка

Жандарова Л.Ф. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ КАК БАЗОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16724 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252