Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES AS BASE COMPONENTS OF THE INNOVATION SYSTEM

Zhandarova L.F. 1
1 Kazan National Research Technological University
Национальные исследовательские университеты представляют собой образовательные учреждения, которые эффективно осуществляют в равных пропорциях как образовательную, так и научную деятельность, базируясь при этом на принципах интеграции сфер науки и образования. Поэтому активная научно-исследовательская деятельность данных университетов оказывает огромное воздействие на такой фактор, как качество подготовки будущих специалистов, которые непосредственно вовлечены в научные исследования и разработки, а также на повышение конкурентоспособности конкретного учреждения образования. При этом важным направлением повышения эффективности функционирования национальной инновационной системы выступает формирование новой институциональной формы организации образовательной и научной деятельности на базе реализации программ развития национальных исследовательских университетов. В основе этого направления лежат целевые программы, которые нацелены на усиление исследовательской деятельности в НИУ.
National research universities are educational institutions that are effectively carried out in equal proportions both educational and research activities, while based on the principles of integration of science and education. Therefore, active research activities of these universities has a huge impact on such factors as the quality of preparation of future specialists who are directly involved in research and development, and to increase the competitiveness of the particular educational institution. An important direction of improving the efficiency of the national innovation system is the formation of new institutional forms of organization of educational and scientific activities on the basis of the development of national research universities. The basis of this direction are the target program, which is aimed at strengthening research activities in the national research universities.
national research universities
educational institutions
national innovation system
program development
education services.

Национальные исследовательские университеты (НИУ) представляют собой рациональное воплощение нового метода к качественной модернизации области  науки, образования и также новой институциональной формы организации научно-образовательной деятельности, которая предназначена для кадрового и научного обеспечения потребностей высокотехнологичного сектора российской экономики [1].

Исследовательский университет - это высшее образовательное учреждение, которое эффективно осуществляет в равных пропорциях как образовательную, так и научную деятельность, базируясь при этом на принципах  интеграции сфер науки и образования. Они предназначены для  генерирования знаний, обеспечения рационального  трансфера технологий в экономику, проведения фундаментальных и прикладных исследований, обеспечения наличия эффективной базы подготовки кадров высокой квалификации.

 По нашему мнению, исследовательские университеты, в первую очередь, необходимы для того, чтобы оказать содействие динамичному развитию научно-технологического сектора  каждой страны и обеспечить его необходимыми человеческими ресурсами, которые непосредственно сбалансированы по численности, возрастной и квалификационной структуре, направлениям подготовки с учетом определенных темпов их обновления и планируемых структурных преобразований в сфере экономики и науки.

Главными характеристиками национальных исследовательских университетов являются:

- приоритетная доля сферы науки в бюджете высшего учебного заведения;

- привлечение учащихся из зарубежных стран;

- проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований;

-  наличие    зарубежных    профессорско-преподавательских кадров международного уровня;

-  преобладание численности аспирантов над численностью обучающихся студентов;

- наличие послевузовской системы переподготовки и повышения квалификации;

- наличие развитой инновационной инфраструктуры и т.д.

В целом, приоритетной целью государственной поддержки российских национальных исследовательских университетов выступает вывод на международный уровень учреждений образования, которые способны взять на себя полную ответственность за развитие и сохранение высококвалифицированного  кадрового потенциала науки, профессионального образования, инноваций, развитие и коммерциализацию российских высоких технологий [1].

Согласно мнению большинства специалистов данной отрасли, активная научно-исследовательская деятельность данных университетов оказывает огромное воздействие на такой фактор, как качество подготовки будущих специалистов, которые непосредственно вовлечены в научные исследования и разработки, а также на повышение конкурентоспособности конкретного учреждения образования. Однако, по нашему мнению,  необходимо отметить, что российская образовательная система является неконкурентоспособной в пространстве мирового образования, т.к. основные показатели даже ведущих высших учебных заведений намного отстают от позиций университетов развитых стран [4].

При этом важным направлением повышения эффективности функционирования национальной инновационной системы выступает формирование новой институциональной формы организации образовательной и научной деятельности на базе реализации программ развития национальных исследовательских университетов.

В основе этого направления лежат целевые программы, которые нацелены на усиление исследовательской деятельности в НИУ.

Необходимо отметить также, что весьма важным фактором выступает развитие международного сотрудничества научных исследовательских университетов   с   зарубежным партнерами в сфере мирового образования [5].

К примеру, международная деятельность Казанского национального исследовательского технологического университета в 2012-2013 учебном году осуществлялась на основании приоритетов Программы развития, которые ставит сам статус национального исследовательского университета.

Международную деятельность КНИТУ за этот отчетный год, в целом, можно охарактеризовать как качественный переход, который был связан с формированием весомого списка международных партнеров.

Огромное  внимание уделялось поиску новых зарубежных стран среди ведущих университетов всего мира, однако, наиболее приоритетным оказался планомерный подход развития отношений с уже существующими зарубежными вузами, включающий многочисленные визиты, конференции, совместные проекты, академический обмен, образовательные программы и гранты.

         Необходимо отметить, что основным критерием формирования приоритетных партнеров Казанского национального исследовательского университета является охват стран в стратегических регионах мира - Северная Америка, Европа, а также Азиатско-Тихоокеанский регион, что подкреплено существенными позициями посещаемых учебных заведений в мировом рейтинге организаций высшего образования [2].

Российские национальные исследовательские университеты для достижения своей главной стратегической цели в международной деятельности на период 2010-2018 гг., а также до 2020 г. предусматривают получение следующих результатов:

- войти в число первых лидеров мирового образования в сфере исследований и разработок по таким перспективным направлениям, как непрерывный мониторинг социально-экономических процессов, моделирование реформ, инновационное прогнозирование сфер экономики, образования, науки и т.д.;

- разработать и вывести на международный уровень образовательных программ, научных разработок и прикладных программ по таким направлениям, в которых на сегодняшний день Россия существенно отстает от ряда развитых стран: экономический анализ права, международные финансы, управление знаниями и т.д.;

- достичь мировых стандартов качества по образовательным программам высших учебных заведений.

К примеру, национальный исследовательский Томский политехнический университет своей главной целью Комплексной программы развития на 2015-2020гг. ставит непосредственное становление этого высшего учебного заведения, как национального исследовательского университета международного уровня, который, в первую очередь, будет ориентирован, на высокопрофессиональное кадровое обеспечение и разработку новых технологий, отвечающих современным требованиям, для ресурсосберегающей экономики.

 Национальный исследовательский университет Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина наиболее приоритетным направлением реализации своей программы отмечает процесс интернационализации научно-практической деятельности и внедрение в передовой науке в пределах междисциплинарного научно-технического сотрудничества, проведение различных стажировок в зарубежных международных центрах, публикации итоговых результатов научно-практических исследований в престижных зарубежных периодических изданиях [3].

Таким образом, подводя итоги, можно отметить,, что огромный вклад в развитие национальной инновационной системы вносят национальные исследовательские университеты, которые  своей основной задачей считают интегрирование с высшим образованием системы научных исследований и разработок, которые весьма гибко реагируют на первоочередные потребности экономики, обеспечивают конкурентоспособность российского высшего образования на международном уровне, кадровое обеспечение фундаментальных отраслей инновационной экономики, а также коммерциализацию научных исследований.

Поэтому, по нашему мнению, благоприятные условия, направленные на стимулирование молодых ученых, специалистов, преподавателей, обеспечение преемственности поколений  в науке и образовании, повышение квалификации и переподготовки кадров в данной области, перенимание лучших методов осуществления образовательной деятельности с привлечением высококвалифицированных специалистов из развитых стан мира, академической мобильности как студентов, так и преподавателей высших образовательных учреждений и т.д. будет непосредственно способствовать развитию эффективной национальной инновационной системы.

Рецензенты:  

Останина С.Ш., д.э.н., профессор кафедры «Экономика» ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань;

Романова А.И., д.э.н., профессор, директор Института дополнительного профессионального образования Казанского государственного архитектурно-строительного университета,              г. Казань.