Национальные исследовательские университеты (НИУ) представляют собой рациональное воплощение нового метода к качественной модернизации области науки, образования и также новой институциональной формы организации научно-образовательной деятельности, которая предназначена для кадрового и научного обеспечения потребностей высокотехнологичного сектора российской экономики [1].
Исследовательский университет - это высшее образовательное учреждение, которое эффективно осуществляет в равных пропорциях как образовательную, так и научную деятельность, базируясь при этом на принципах интеграции сфер науки и образования. Они предназначены для генерирования знаний, обеспечения рационального трансфера технологий в экономику, проведения фундаментальных и прикладных исследований, обеспечения наличия эффективной базы подготовки кадров высокой квалификации.
По нашему мнению, исследовательские университеты, в первую очередь, необходимы для того, чтобы оказать содействие динамичному развитию научно-технологического сектора каждой страны и обеспечить его необходимыми человеческими ресурсами, которые непосредственно сбалансированы по численности, возрастной и квалификационной структуре, направлениям подготовки с учетом определенных темпов их обновления и планируемых структурных преобразований в сфере экономики и науки.
Главными характеристиками национальных исследовательских университетов являются:
- приоритетная доля сферы науки в бюджете высшего учебного заведения;
- привлечение учащихся из зарубежных стран;
- проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований;
- наличие зарубежных профессорско-преподавательских кадров международного уровня;
- преобладание численности аспирантов над численностью обучающихся студентов;
- наличие послевузовской системы переподготовки и повышения квалификации;
- наличие развитой инновационной инфраструктуры и т.д.
В целом, приоритетной целью государственной поддержки российских национальных исследовательских университетов выступает вывод на международный уровень учреждений образования, которые способны взять на себя полную ответственность за развитие и сохранение высококвалифицированного кадрового потенциала науки, профессионального образования, инноваций, развитие и коммерциализацию российских высоких технологий [1].
Согласно мнению большинства специалистов данной отрасли, активная научно-исследовательская деятельность данных университетов оказывает огромное воздействие на такой фактор, как качество подготовки будущих специалистов, которые непосредственно вовлечены в научные исследования и разработки, а также на повышение конкурентоспособности конкретного учреждения образования. Однако, по нашему мнению, необходимо отметить, что российская образовательная система является неконкурентоспособной в пространстве мирового образования, т.к. основные показатели даже ведущих высших учебных заведений намного отстают от позиций университетов развитых стран [4].
При этом важным направлением повышения эффективности функционирования национальной инновационной системы выступает формирование новой институциональной формы организации образовательной и научной деятельности на базе реализации программ развития национальных исследовательских университетов.
В основе этого направления лежат целевые программы, которые нацелены на усиление исследовательской деятельности в НИУ.
Необходимо отметить также, что весьма важным фактором выступает развитие международного сотрудничества научных исследовательских университетов с зарубежным партнерами в сфере мирового образования [5].
К примеру, международная деятельность Казанского национального исследовательского технологического университета в 2012-2013 учебном году осуществлялась на основании приоритетов Программы развития, которые ставит сам статус национального исследовательского университета.
Международную деятельность КНИТУ за этот отчетный год, в целом, можно охарактеризовать как качественный переход, который был связан с формированием весомого списка международных партнеров.
Огромное внимание уделялось поиску новых зарубежных стран среди ведущих университетов всего мира, однако, наиболее приоритетным оказался планомерный подход развития отношений с уже существующими зарубежными вузами, включающий многочисленные визиты, конференции, совместные проекты, академический обмен, образовательные программы и гранты.
Необходимо отметить, что основным критерием формирования приоритетных партнеров Казанского национального исследовательского университета является охват стран в стратегических регионах мира - Северная Америка, Европа, а также Азиатско-Тихоокеанский регион, что подкреплено существенными позициями посещаемых учебных заведений в мировом рейтинге организаций высшего образования [2].
Российские национальные исследовательские университеты для достижения своей главной стратегической цели в международной деятельности на период 2010-2018 гг., а также до 2020 г. предусматривают получение следующих результатов:
- войти в число первых лидеров мирового образования в сфере исследований и разработок по таким перспективным направлениям, как непрерывный мониторинг социально-экономических процессов, моделирование реформ, инновационное прогнозирование сфер экономики, образования, науки и т.д.;
- разработать и вывести на международный уровень образовательных программ, научных разработок и прикладных программ по таким направлениям, в которых на сегодняшний день Россия существенно отстает от ряда развитых стран: экономический анализ права, международные финансы, управление знаниями и т.д.;
- достичь мировых стандартов качества по образовательным программам высших учебных заведений.
К примеру, национальный исследовательский Томский политехнический университет своей главной целью Комплексной программы развития на 2015-2020гг. ставит непосредственное становление этого высшего учебного заведения, как национального исследовательского университета международного уровня, который, в первую очередь, будет ориентирован, на высокопрофессиональное кадровое обеспечение и разработку новых технологий, отвечающих современным требованиям, для ресурсосберегающей экономики.
Национальный исследовательский университет Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина наиболее приоритетным направлением реализации своей программы отмечает процесс интернационализации научно-практической деятельности и внедрение в передовой науке в пределах междисциплинарного научно-технического сотрудничества, проведение различных стажировок в зарубежных международных центрах, публикации итоговых результатов научно-практических исследований в престижных зарубежных периодических изданиях [3].
Таким образом, подводя итоги, можно отметить,, что огромный вклад в развитие национальной инновационной системы вносят национальные исследовательские университеты, которые своей основной задачей считают интегрирование с высшим образованием системы научных исследований и разработок, которые весьма гибко реагируют на первоочередные потребности экономики, обеспечивают конкурентоспособность российского высшего образования на международном уровне, кадровое обеспечение фундаментальных отраслей инновационной экономики, а также коммерциализацию научных исследований.
Поэтому, по нашему мнению, благоприятные условия, направленные на стимулирование молодых ученых, специалистов, преподавателей, обеспечение преемственности поколений в науке и образовании, повышение квалификации и переподготовки кадров в данной области, перенимание лучших методов осуществления образовательной деятельности с привлечением высококвалифицированных специалистов из развитых стан мира, академической мобильности как студентов, так и преподавателей высших образовательных учреждений и т.д. будет непосредственно способствовать развитию эффективной национальной инновационной системы.
Рецензенты:Останина С.Ш., д.э.н., профессор кафедры «Экономика» ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань;
Романова А.И., д.э.н., профессор, директор Института дополнительного профессионального образования Казанского государственного архитектурно-строительного университета, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Жандарова Л.Ф. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ КАК БАЗОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16724 (дата обращения: 19.02.2025).