Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: УРОВЕНЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Утехина А.Н. 1 Маханькова Н.В. 1 Тройникова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
В статье рассматриваются вопросы воспитания и развития в контексте непрерывного иноязычного образования. Излагаются подходы к организации процесса воспитания и развития школьников и студентов. На основе выделенных методологических ориентиров выделяется генеральная цель – вос¬пи-та¬ние базовой культуры личности, включающей когнитивно-познавательный, социально-нрав¬ствен¬ный, поведенческий и рефлексивно-оценочный компоненты.В качестве методологического основания разработки системы воспитания базовой культуры личности средствами иноязычного образования составляет культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, согласно которой воспитание происходит путем усвоения личностью культурно и исторически выработанных способов деятельности, ценностных ориентаций, культуры общения и поведения, а также способов познания мира.Важное место в статье занимает описание целевых ориентиров воспитания и развития личности на разных уровнях иноязычного образования: младшая, средняя и старшая ступени общеобразовательной школы, а также профессионально-нравственное воспитание студентов.
профессионально-нравственное воспитание студентов.
базовая культура личности
воспитание и развитие личности в иноязычном образовании
иноязычное образование
1. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Общая педагогика. – М.: Высшая школа, 2008. – 391 с.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2014. – 24 с.
3. Селевко Г. К. Воспитательные технологии. – М., 2005. – 256 с.
4. Тройникова Е.В. Современные ориентиры развития языкового поликультурного образования: уровень образовательных технологий // Вестник ИжГТУ. – 2010. – № 3. – С.180-183.
5. Утехина А. Н. Межкультурное образование молодёжи в полиэтническом регионе (на примере Удмуртской Республики). – Ижевск, 2006. – 150 с.
6. Шевхужев А.Ф., Арова О.З. Формирование культуры межнациональных отношений в сту¬денческой среде // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1;
URL: www.science-education.ru/115-11795 (дата обращения: 11.12.2014).
7. Маханькова Н. В. Игровое моделирование как технология становления про¬фес¬сио-наль¬но-творческой компетентности студентов // Вопросы филологии. – М., 2013. – №2 «44»; URL: www.gaudeamus.ru/rus/journal.htm (дата обращения: 11.12.2014).

Современные целевые ориентиры системы иноязычного образо­вания в условиях дина­мич­ной социокультурной ситуации и реализации новых федеральных образовательных стан­дартовпредусматривают не только подготовку профессио­нально компетентной личности, но и создание условий для развития гражданских качеств, активной социальной и ду­ховно-нрав­ственной позиции, чувства патриотизма и способности гармонично развиваться в поли­куль­тур­ном обществе.Как указывается в Концепции духовно-нравственного развития и воспи­та­ния личности гражданина России, наиболее системно, последовательно и глубоко такое раз­ви­тие происходит в сфере образования, при этом особое значение имеет последовательный переход воспитательной деятельности от детства к подростковому возрасту, а затем к юности [2].

Сейчас образование в целом и её гуманитарная составляющая - языковое поликультурное образование - рассматриваются как основной инструмент преобразования человеческого бытия, который в немалой степени способствует продуктивной эволюции и гармонизации отно­шений внутри человеческого социума в ходе осуществления инновационной модер­ни­зации[5].Система непрерывного иноязычного образования имеет мощный воспитательный потенциал в создании условий для становления личности нового типа, формирования ценностных ориентаций и развития нравственных качеств, являющихся основой её граждан­ско­го самоопределения и самореализации. Особенно актуальной в этой связи является проблема возрождения воспитательных основ подготовки личности к иноязычной и меж­культурной коммуникации с её фундаментальной культурологической составляющей.

Анализ отечественного педагогического опыта и современных тенденций развития образования за рубежом, а также рассмотрение требования ФГОС для различных ступеней обучения иностранному языку позволил определить генеральную цель процесса воспитания, включенного непосредственно в образовательную деятельность: формирование и даль­ней­шее развитие базовой культуры личности, которая представлена совокупностью личностных качеств, реализующихся в когнитивно-познавательном, социально-нравственном, поведен­чес­ком и рефлексивно-оценочном компонентах.

Методологической основойразработки системы воспитания базовой культуры личности средствами иноязычного образования выступает культурно-истори­чес­кая концепция Л. С. Выготского, согласно которой воспитание происходит путём усвоения личностью культурно и исторически выработанных способов деятельности, ценностных ориентаций, культуры общения и пове­де­ния, а также способов познания мира. При этом базовая культура не вносится «извне», а вырабатывается личностью самостоятельно в процессе освоения различных способов деятельности и социаль­ного поведения.

В качестве основного методологического ориентира выделяется культурологический подход, представляющий совокуп­ность теоретико-методологических положений и организа­цион­но-педагогических мер, направленных на создание условий, обеспечивающих культур­ное самоопределение личности в среде, развивающей и питающей личность школьника и сту­ден­та, позволяющих рассматривать культурную деятельность как способ развития человека  в культуре.

В качестве следующего методологического ориентира определяется системно-дея­тель­ност­ный подход, обеспечивающий неп­рерыв­ность и преемственность начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования развития и воспита­ния обучающихся.

Содержание воспитания и развития базовой культуры детей младшего школьного воз­рас­та требует разработки и внедрения интерактивных методов воспитания, в основе которых тема­тико-ситуативная организация культуросообразного содержа­ния и его активи­зация. Компоненты содержания воспитания базовой культуры детей представлены следующим образом.

Когнитивно-познавательный компонент: овладение универсальными учебными дей­ст­вия­ми и мотивацией к учению; способность осмысления знаний для формирования ценностно-смысловых установок; способность и готовность к личностному саморазвитию и само­об­ра­зо­ванию; потребность в овладении новыми знаниями и интерес к ним; умение использовать иноязычные знания для изучения и сопоставления языков и культур.

Социально-нравственный компонент: усвоение общечеловеческих ценностей; формирование у школьников позитивного отношения к другим людям (дружелюбие), способности не наносить обид, ущерба другим, потребности оказывать посильную помощь (доброта); развитие способности к взаимопринятию, сопереживанию (любовь, милосердие).

Поведенческий компонент: осознание собственного поведения в учебной и внеучебной деятельности: выдержка - проявление терпения в сложной ситуации; смелость - пре­одо­ле­ние тревоги и страха, проявление твёрдости и решительности в стрес­совой или угрожающей ситу­ации; вежливость - использование этических норм общения, уважение прав и дос­то­инств других, соблюдение этики культуры общения в отношениях со сверстниками, учителями, родителями.

Личностный рефлексивно-оценочный компонент: формирование позитивного отношения ребёнка к себе, умение выделять в себе различные качества; развитие уверенности, самос­то­я­тель­ности, умение принимать решения и действовать на основе адекватной оценки своих возможностей; формирование у школьников позитивного эмоционального настроя, желания разобраться в своих переживаниях и переживаниях сверстников, родителей, учителей, умения сопереживать, сочувствовать, содействовать; формирование личной позиции в про­цес­се взаимодействия: положительного доминирования (руководства) и положительного под­чинения, то есть обучение равнопартнерскому взаимодействию в учебном процессе. Как отмечает В. И. Загвязинский, «большое значение для формирования нравственного самосознания имеет диалог» [1], который в нашем случае выступает в качестве основы развития способности личности к саморазвитию и самообразованию, актуализации потребности в знакомстве с новыми социокультурными мирами, поддержания интереса к чтению.

Программа основной школы предусматривает дальнейшее развитие и воспитание основных компонентов базовой культуры, представленных у младших школьников с учётом особенностей структурирования учебно-воспитательной работы по иностранному языку, а именно: расширение и детализация содержания способов формирования системы знаний, умений и способов деятельности, формирования гражданской позиции, нравственных ка­честв и социализации учащихся. Содержание программ обучения и воспитания в сред­ней и стар­­шей школе задано социальными требованиями к уровню развития личностных и поз­навательных качеств, предметным содержанием системы общего среднего образования и, конечно, возрастными психологическими особенностями учащихся. Например, содержание предмета «Иностранный язык» в основной школе представляет систему научных филологических понятий и соответствующих им способов действий, что создаёт необ­хо­ди­мую основу для формирования теоре­ти­ческого рефлексивного мышления у школьников. В этой связи необходимым становится переход от умения учиться в начальной школе к учеб­ной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе. Это раск­рывает новые возможности воспитания и развития познавательных, коммуникативных, социально-нравственных качеств на основе ценностно-смысловой ориентации личности в по­ли­культурном мире и многонациональном российском обществе, развития самосознания и целеполагания в выстраивании индивидуальной образовательной траектории.

Основной особенностью подросткового возраста (11-15 лет) является начало перехода от детства к взрослости, что отражается в познавательной, личностной, коммуникативной, социально-эмоциональной сферах, поэтому видится необходимым воспитание нового уровня учебной мотивации ученика: направленность на самостоятельный поиск; самостоятельная постановка целей учения; освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оце­ноч­ных действий; проявление инициативы в организации учебного сотрудничества.

Социально-нравственный компонент базовой культуры также приоб­ре­тает особую роль - меж­личностное общение со сверстниками: овладение качественно новым уровнем общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности; овладение речевыми средствами общения; самоопределение в системе ценностей в отношении мира, культуры, общества; формирование гражданской идентичности.

На данном этапе происходит включение учеников в проектную и исследовательскую учеб­ную деятельность, в том числе с материалами Интернета, с целью развития позна­ва­тельных исследовательских действий в современном мире (видеть проб­ле­мы в сфере меж­куль­турного взаимодействия, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи).

Старшая школа  характеризуется значительными изменениями в развитии школьни­ков (рас­ширение кругозора и представлений о мире, моделях нравственного поведения), сфор­ми­ро­ванностью элементарных коммуникативных умений на иностранном языке.

Наряду с этим идёт воспитание и развитие личности старшеклассников, реализуемые посредством воспитательного потенциала иностранного языка:потребности в овладении иностранным языком как средством общения, самореализации, социальной адаптации в по­ли­культурном, полиэтническом мире в услови­ях глобализации;формирование обще­куль­турной и этнической идентичности как сос­тав­ляю­щих гражданской идентичности личности, воспитание качеств гражданина своей родины, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами изучаемых языков, к достижению общеевропейского уровня иноязычной коммуникативной компетенции.

Методы воспитания связаны с содержанием иноязычного образования, приоритетными направлениями которого (по ФГОС второго поколения) являются личностное, мета­пред­мет­ное, предметное. Это современные науч­ные и практико-ориентированные методы формиро­вания социально нравст­венного сознания школьников (методы моделирования, проектиро­вания, мотивации и др.); методы формирования социально-нравственного опыта в поведении и деятель­ности (методы коррекции, стимулирования, поощрения, метод анализа, метод ориентации на цели); методы стиму­ли­ро­ва­ния гражданственно-ориентированного нрав­ствен­ного поведения (проб­лемно-модульные методы, соци­аль­но-этические чтения, деловые и ролевые игры).

Следующим этапом воспитательного развития личности является профессиональная ступень иноязычного образования, которая определяется как профессионально-нравственное воспитание. На этапе профессионального овладения иностранным язы­ком кате­го­рия воспитания рассматривается нами как основная смысло­обра­зую­щая кате­­гория, способствующая профессионально нрав­ствен­но­му и интеллек­туаль­ному развитию личности будущего специалиста.Профессионально-нравственная ориентированность - это интег­раль­ное качество студента, характеризующееся совокупностью нрав­ственно ценных устано­вок, базовых знаний, содержательностью пред­став­ле­ний о профессиональной морали, аргумен­ти­рованностью суждений, осознан­ностью эмоциональных пе­ре­живаний, соответствием нравственных суждений поступкам.

Целями профессионально-нравственного воспитания студентов в вузе выступают: 1) фор­ми­рование способов применять получаемые социально-значимые зна­ния в практической деятельности и общении, формирование личностной компо­зиции социально-ценностных отношений, позитивной Я-концепции; 2) создание образа жизнедеятельности коллектива на основе корпоративной культуры, ведущими характеристиками которой являются профес­сио­наль­но-нравственные деятельность и отношения; 3) создание условий для реализации социаль­но значимых норм и цен­ностей в образовательном процессе; 4) эффективное использование условий для реализации продуктивной и творческой деятельности участников образовательного процесса.

Содержание воспитания студентов составляет содержание дисциплин профес­сио­нально-гу­ма­­нитарного цикла: философия и куль­турология, раскрывающая философские категории уни­версального харак­тера (картина мира, человек, ценнос­­ти); дисциплины литера­ту­ро­ведческого блока, формирующие текстовые ана­ли­­тические стра­­тегии; дисциплины линг­вис­ти­чес­кого блока, развивающие у студентов стратегии языкового и культурного сопостав­ле­ния (зна­ково-языковые коды, ценностно-нравст­вен­ного категории культуры, лингв­о­куль­­ту­ро­­ни­мы универсаль­но­го и частного характера), а также страте­гии про­фес­­сио­наль­ной меж­куль­­тур­ной коммуникации (комму­ника­тивные коды, про­фес­­сионально-нравственные ориен­­­тиры); дисциплины страновед­чес­кого блока, раск­ры­ва­ю­щие информацион­но-поз­на­ва­тель­ные ориентиры зару­беж­ной про­фес­сиональ­ной культуры, обес­пе­чи­ва­ю­щие овладение страте­ги­ями осмыс­ления универсального / спе­цифического в отечест­вен­ной и зарубежной профессиональной культуре.

Воспитательная работа в процессе овладения иностранным языком в вузе характе­ризу­ет­ся разно­сторон­ностью содержания, исключительным богатством и мобиль­ностью организа­цион­ных форм, в полной мере соотносится с обозначенными выше практико-ориентированными методами воспитания социально-нравственного сознания личности.

В соответствии с целью, концептуальными подходами выделены следую­щие требования к отбору и дидактической организации учебно-воспита­тель­ного, языкового и куль­ту­ро­вед­ческого материала[6]:

-               культуроведческое наполнение, характеризующееся включением образцов детско-юношеской родной и иноязычной культуры (фольклор, поэзия, сказки, проза, былины и т. д.);

-               воспитательная ценность, то есть личностно-образующий потенциал дидак­тических материалов, способствующих воспитанию эмоциональных, соци­аль­ных, когнитивных, гражданско-нравственных, творческих качеств, прояв­ляю­щихся в ког­нитивно-познавательном, поведенческом, социально-нравст­вен­ном и личностном рефлексивно-оценочном компонентах базовой культу­ры школьников;

-               развивающий потенциал изучения иностранных языков представлен в отборе содержания и развивающих технологиях обучения;

-               тематическаямаркированность в соответствии с основными образова­тель­ными стандартами;

-               соответствие жизненному опыту, потребностям и интересам обучающихся и создание условий для развития новых интересов и мотивации  в пост­ро­е­нии картины мира в родном и иностранном языках.

Стратегия диагностирования содержит требование всесторонней проверки результатов формирования заданных качеств:

-               на когнитивно-познавательном уровне: понимание ценности осваиваемого знания; устойчивый  интерес к познанию других культур и изучению языков; способность интегрировать полученные языковые и культуроведческие знания в процесс межкультурной иноязычной коммуникации;

-               на социально-нравственном уровне диагностируются степень овладения социальными нормами, нравственное и правовое самосознание, общественная активность, адаптируемость в коллективе и способность к совершенствованию профессиональных компетенций в изменяющейся социальной среде;

-               на поведенческом уровне проверяется корректность поведения личности в ситуации иноязычного взаимодействия, умение действовать в стандартных и нестандартных ситуациях сообразно общечеловеческим нравственным ориентирам;

-               на рефлексивно-оценочном уровне - определение уровня отношения к самому себе и своему окружению, умение произвести адекватную оценку себя, своей деятельности и деятельности других, диагностирование уровня эмоционального интеллекта, умения установить равнопартнёрское взаимодействие в учебном процессе.

       Как показывает анализ проводимого нами исследования, в системе воспитания представляется возможным выделение так называемых сквозных методов учебно-воспитательной работы, которые используются на различных ступенях иноязычного образования: методы воспитания социально-нравственного сознания личности, методы формирования социально-нравственного опыта в поведении и дея­тель­нос­ти, а также методы стимулирования социально-ориентированного нравст­вен­ного пове­дения и деятельности. Их содержание, безусловно, модифицируется в зависимости от целей воспитания, условий реализации учебного материала, возрастных и психологических особенностей вос­пи­тан­ников, а успешная реализация возможна при соблюдении следующих условий: 1) создание в учеб­ном заведении воспитательной среды, представляющей собой пространство учебной / про­­фессиональной куль­туры, обладающей потенциалом создания личностных смыслов и основанной на традиционной и инновационной дея­тельности, сочетании учебной и вне­учеб­ной работы; 2) осуществление воспитания личности в системе непрерывного ино­языч­ного образования в процессе диалога субъектов - учеников / студентов и преподавателей - в хо­де целенаправленной образовательно-развивающей воспитательной деятельности и взаимодействия.

В заключение ещё раз отметим, что иноязычное образование во всём своем многообразии обладает большим воспитательным потенциалом и богатыми возможностями в развитии интеллектуальных, творческих возможностей, гражданского сознания, активной социальной позиции, духовно-нравственных ориентиров, гуманного отношения к себе самому и окру­жа­ю­щему миру и многих других качеств, которые формируют облик гражданина современного российского и международного сообщества.

Рецензенты:

Ерофеева Н.Ю., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г.Ижевск;

Гришанова И.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики Филиала Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко в г. Ижевске, Ижевск.


Библиографическая ссылка

Утехина А.Н., Маханькова Н.В., Тройникова Е.В. ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: УРОВЕНЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16617 (дата обращения: 23.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252