Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

NURTURING AND DEVELOPMENT POTENTIAL OF THE FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AT THE PRESENT STAGE: THE LEVEL OF GOAL SETTING

Utekhina A.N. 1 Makhankova N.V. 1 Troynikova E.V. 1
1 Udmurt State University
The article deals with different aspects of training and development in the field of continuous foreign language education. The approaches of pupils and students training and development management are stated in the text. On basic of chosen methodological approaches the main aim is determined − person basic culture training including cognitive, social-moral, behavioral and reflexive- evaluative components. Methodological foundation for the system of person basic culture training by means of foreign language education is L. S. Vygotsky’ culture-historical concept which implies that person training is the result of person acquisition of culture and history-conditioned activity methods, value orientations, culture of communication and behavior, and methods of the world cognition. The article describes guiding line of person training and development in different levels of foreign language education: junior, middle and senior levels of the secondary school and student professional-moral training.
professional and moral education of students.
the basic culture of personality
upbringing and personal development in foreign language education
continuous foreign language education

Современные целевые ориентиры системы иноязычного образо­вания в условиях дина­мич­ной социокультурной ситуации и реализации новых федеральных образовательных стан­дартовпредусматривают не только подготовку профессио­нально компетентной личности, но и создание условий для развития гражданских качеств, активной социальной и ду­ховно-нрав­ственной позиции, чувства патриотизма и способности гармонично развиваться в поли­куль­тур­ном обществе.Как указывается в Концепции духовно-нравственного развития и воспи­та­ния личности гражданина России, наиболее системно, последовательно и глубоко такое раз­ви­тие происходит в сфере образования, при этом особое значение имеет последовательный переход воспитательной деятельности от детства к подростковому возрасту, а затем к юности [2].

Сейчас образование в целом и её гуманитарная составляющая - языковое поликультурное образование - рассматриваются как основной инструмент преобразования человеческого бытия, который в немалой степени способствует продуктивной эволюции и гармонизации отно­шений внутри человеческого социума в ходе осуществления инновационной модер­ни­зации[5].Система непрерывного иноязычного образования имеет мощный воспитательный потенциал в создании условий для становления личности нового типа, формирования ценностных ориентаций и развития нравственных качеств, являющихся основой её граждан­ско­го самоопределения и самореализации. Особенно актуальной в этой связи является проблема возрождения воспитательных основ подготовки личности к иноязычной и меж­культурной коммуникации с её фундаментальной культурологической составляющей.

Анализ отечественного педагогического опыта и современных тенденций развития образования за рубежом, а также рассмотрение требования ФГОС для различных ступеней обучения иностранному языку позволил определить генеральную цель процесса воспитания, включенного непосредственно в образовательную деятельность: формирование и даль­ней­шее развитие базовой культуры личности, которая представлена совокупностью личностных качеств, реализующихся в когнитивно-познавательном, социально-нравственном, поведен­чес­ком и рефлексивно-оценочном компонентах.

Методологической основойразработки системы воспитания базовой культуры личности средствами иноязычного образования выступает культурно-истори­чес­кая концепция Л. С. Выготского, согласно которой воспитание происходит путём усвоения личностью культурно и исторически выработанных способов деятельности, ценностных ориентаций, культуры общения и пове­де­ния, а также способов познания мира. При этом базовая культура не вносится «извне», а вырабатывается личностью самостоятельно в процессе освоения различных способов деятельности и социаль­ного поведения.

В качестве основного методологического ориентира выделяется культурологический подход, представляющий совокуп­ность теоретико-методологических положений и организа­цион­но-педагогических мер, направленных на создание условий, обеспечивающих культур­ное самоопределение личности в среде, развивающей и питающей личность школьника и сту­ден­та, позволяющих рассматривать культурную деятельность как способ развития человека  в культуре.

В качестве следующего методологического ориентира определяется системно-дея­тель­ност­ный подход, обеспечивающий неп­рерыв­ность и преемственность начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования развития и воспита­ния обучающихся.

Содержание воспитания и развития базовой культуры детей младшего школьного воз­рас­та требует разработки и внедрения интерактивных методов воспитания, в основе которых тема­тико-ситуативная организация культуросообразного содержа­ния и его активи­зация. Компоненты содержания воспитания базовой культуры детей представлены следующим образом.

Когнитивно-познавательный компонент: овладение универсальными учебными дей­ст­вия­ми и мотивацией к учению; способность осмысления знаний для формирования ценностно-смысловых установок; способность и готовность к личностному саморазвитию и само­об­ра­зо­ванию; потребность в овладении новыми знаниями и интерес к ним; умение использовать иноязычные знания для изучения и сопоставления языков и культур.

Социально-нравственный компонент: усвоение общечеловеческих ценностей; формирование у школьников позитивного отношения к другим людям (дружелюбие), способности не наносить обид, ущерба другим, потребности оказывать посильную помощь (доброта); развитие способности к взаимопринятию, сопереживанию (любовь, милосердие).

Поведенческий компонент: осознание собственного поведения в учебной и внеучебной деятельности: выдержка - проявление терпения в сложной ситуации; смелость - пре­одо­ле­ние тревоги и страха, проявление твёрдости и решительности в стрес­совой или угрожающей ситу­ации; вежливость - использование этических норм общения, уважение прав и дос­то­инств других, соблюдение этики культуры общения в отношениях со сверстниками, учителями, родителями.

Личностный рефлексивно-оценочный компонент: формирование позитивного отношения ребёнка к себе, умение выделять в себе различные качества; развитие уверенности, самос­то­я­тель­ности, умение принимать решения и действовать на основе адекватной оценки своих возможностей; формирование у школьников позитивного эмоционального настроя, желания разобраться в своих переживаниях и переживаниях сверстников, родителей, учителей, умения сопереживать, сочувствовать, содействовать; формирование личной позиции в про­цес­се взаимодействия: положительного доминирования (руководства) и положительного под­чинения, то есть обучение равнопартнерскому взаимодействию в учебном процессе. Как отмечает В. И. Загвязинский, «большое значение для формирования нравственного самосознания имеет диалог» [1], который в нашем случае выступает в качестве основы развития способности личности к саморазвитию и самообразованию, актуализации потребности в знакомстве с новыми социокультурными мирами, поддержания интереса к чтению.

Программа основной школы предусматривает дальнейшее развитие и воспитание основных компонентов базовой культуры, представленных у младших школьников с учётом особенностей структурирования учебно-воспитательной работы по иностранному языку, а именно: расширение и детализация содержания способов формирования системы знаний, умений и способов деятельности, формирования гражданской позиции, нравственных ка­честв и социализации учащихся. Содержание программ обучения и воспитания в сред­ней и стар­­шей школе задано социальными требованиями к уровню развития личностных и поз­навательных качеств, предметным содержанием системы общего среднего образования и, конечно, возрастными психологическими особенностями учащихся. Например, содержание предмета «Иностранный язык» в основной школе представляет систему научных филологических понятий и соответствующих им способов действий, что создаёт необ­хо­ди­мую основу для формирования теоре­ти­ческого рефлексивного мышления у школьников. В этой связи необходимым становится переход от умения учиться в начальной школе к учеб­ной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе. Это раск­рывает новые возможности воспитания и развития познавательных, коммуникативных, социально-нравственных качеств на основе ценностно-смысловой ориентации личности в по­ли­культурном мире и многонациональном российском обществе, развития самосознания и целеполагания в выстраивании индивидуальной образовательной траектории.

Основной особенностью подросткового возраста (11-15 лет) является начало перехода от детства к взрослости, что отражается в познавательной, личностной, коммуникативной, социально-эмоциональной сферах, поэтому видится необходимым воспитание нового уровня учебной мотивации ученика: направленность на самостоятельный поиск; самостоятельная постановка целей учения; освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оце­ноч­ных действий; проявление инициативы в организации учебного сотрудничества.

Социально-нравственный компонент базовой культуры также приоб­ре­тает особую роль - меж­личностное общение со сверстниками: овладение качественно новым уровнем общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности; овладение речевыми средствами общения; самоопределение в системе ценностей в отношении мира, культуры, общества; формирование гражданской идентичности.

На данном этапе происходит включение учеников в проектную и исследовательскую учеб­ную деятельность, в том числе с материалами Интернета, с целью развития позна­ва­тельных исследовательских действий в современном мире (видеть проб­ле­мы в сфере меж­куль­турного взаимодействия, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи).

Старшая школа  характеризуется значительными изменениями в развитии школьни­ков (рас­ширение кругозора и представлений о мире, моделях нравственного поведения), сфор­ми­ро­ванностью элементарных коммуникативных умений на иностранном языке.

Наряду с этим идёт воспитание и развитие личности старшеклассников, реализуемые посредством воспитательного потенциала иностранного языка:потребности в овладении иностранным языком как средством общения, самореализации, социальной адаптации в по­ли­культурном, полиэтническом мире в услови­ях глобализации;формирование обще­куль­турной и этнической идентичности как сос­тав­ляю­щих гражданской идентичности личности, воспитание качеств гражданина своей родины, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами изучаемых языков, к достижению общеевропейского уровня иноязычной коммуникативной компетенции.

Методы воспитания связаны с содержанием иноязычного образования, приоритетными направлениями которого (по ФГОС второго поколения) являются личностное, мета­пред­мет­ное, предметное. Это современные науч­ные и практико-ориентированные методы формиро­вания социально нравст­венного сознания школьников (методы моделирования, проектиро­вания, мотивации и др.); методы формирования социально-нравственного опыта в поведении и деятель­ности (методы коррекции, стимулирования, поощрения, метод анализа, метод ориентации на цели); методы стиму­ли­ро­ва­ния гражданственно-ориентированного нрав­ствен­ного поведения (проб­лемно-модульные методы, соци­аль­но-этические чтения, деловые и ролевые игры).

Следующим этапом воспитательного развития личности является профессиональная ступень иноязычного образования, которая определяется как профессионально-нравственное воспитание. На этапе профессионального овладения иностранным язы­ком кате­го­рия воспитания рассматривается нами как основная смысло­обра­зую­щая кате­­гория, способствующая профессионально нрав­ствен­но­му и интеллек­туаль­ному развитию личности будущего специалиста.Профессионально-нравственная ориентированность - это интег­раль­ное качество студента, характеризующееся совокупностью нрав­ственно ценных устано­вок, базовых знаний, содержательностью пред­став­ле­ний о профессиональной морали, аргумен­ти­рованностью суждений, осознан­ностью эмоциональных пе­ре­живаний, соответствием нравственных суждений поступкам.

Целями профессионально-нравственного воспитания студентов в вузе выступают: 1) фор­ми­рование способов применять получаемые социально-значимые зна­ния в практической деятельности и общении, формирование личностной компо­зиции социально-ценностных отношений, позитивной Я-концепции; 2) создание образа жизнедеятельности коллектива на основе корпоративной культуры, ведущими характеристиками которой являются профес­сио­наль­но-нравственные деятельность и отношения; 3) создание условий для реализации социаль­но значимых норм и цен­ностей в образовательном процессе; 4) эффективное использование условий для реализации продуктивной и творческой деятельности участников образовательного процесса.

Содержание воспитания студентов составляет содержание дисциплин профес­сио­нально-гу­ма­­нитарного цикла: философия и куль­турология, раскрывающая философские категории уни­версального харак­тера (картина мира, человек, ценнос­­ти); дисциплины литера­ту­ро­ведческого блока, формирующие текстовые ана­ли­­тические стра­­тегии; дисциплины линг­вис­ти­чес­кого блока, развивающие у студентов стратегии языкового и культурного сопостав­ле­ния (зна­ково-языковые коды, ценностно-нравст­вен­ного категории культуры, лингв­о­куль­­ту­ро­­ни­мы универсаль­но­го и частного характера), а также страте­гии про­фес­­сио­наль­ной меж­куль­­тур­ной коммуникации (комму­ника­тивные коды, про­фес­­сионально-нравственные ориен­­­тиры); дисциплины страновед­чес­кого блока, раск­ры­ва­ю­щие информацион­но-поз­на­ва­тель­ные ориентиры зару­беж­ной про­фес­сиональ­ной культуры, обес­пе­чи­ва­ю­щие овладение страте­ги­ями осмыс­ления универсального / спе­цифического в отечест­вен­ной и зарубежной профессиональной культуре.

Воспитательная работа в процессе овладения иностранным языком в вузе характе­ризу­ет­ся разно­сторон­ностью содержания, исключительным богатством и мобиль­ностью организа­цион­ных форм, в полной мере соотносится с обозначенными выше практико-ориентированными методами воспитания социально-нравственного сознания личности.

В соответствии с целью, концептуальными подходами выделены следую­щие требования к отбору и дидактической организации учебно-воспита­тель­ного, языкового и куль­ту­ро­вед­ческого материала[6]:

-               культуроведческое наполнение, характеризующееся включением образцов детско-юношеской родной и иноязычной культуры (фольклор, поэзия, сказки, проза, былины и т. д.);

-               воспитательная ценность, то есть личностно-образующий потенциал дидак­тических материалов, способствующих воспитанию эмоциональных, соци­аль­ных, когнитивных, гражданско-нравственных, творческих качеств, прояв­ляю­щихся в ког­нитивно-познавательном, поведенческом, социально-нравст­вен­ном и личностном рефлексивно-оценочном компонентах базовой культу­ры школьников;

-               развивающий потенциал изучения иностранных языков представлен в отборе содержания и развивающих технологиях обучения;

-               тематическаямаркированность в соответствии с основными образова­тель­ными стандартами;

-               соответствие жизненному опыту, потребностям и интересам обучающихся и создание условий для развития новых интересов и мотивации  в пост­ро­е­нии картины мира в родном и иностранном языках.

Стратегия диагностирования содержит требование всесторонней проверки результатов формирования заданных качеств:

-               на когнитивно-познавательном уровне: понимание ценности осваиваемого знания; устойчивый  интерес к познанию других культур и изучению языков; способность интегрировать полученные языковые и культуроведческие знания в процесс межкультурной иноязычной коммуникации;

-               на социально-нравственном уровне диагностируются степень овладения социальными нормами, нравственное и правовое самосознание, общественная активность, адаптируемость в коллективе и способность к совершенствованию профессиональных компетенций в изменяющейся социальной среде;

-               на поведенческом уровне проверяется корректность поведения личности в ситуации иноязычного взаимодействия, умение действовать в стандартных и нестандартных ситуациях сообразно общечеловеческим нравственным ориентирам;

-               на рефлексивно-оценочном уровне - определение уровня отношения к самому себе и своему окружению, умение произвести адекватную оценку себя, своей деятельности и деятельности других, диагностирование уровня эмоционального интеллекта, умения установить равнопартнёрское взаимодействие в учебном процессе.

       Как показывает анализ проводимого нами исследования, в системе воспитания представляется возможным выделение так называемых сквозных методов учебно-воспитательной работы, которые используются на различных ступенях иноязычного образования: методы воспитания социально-нравственного сознания личности, методы формирования социально-нравственного опыта в поведении и дея­тель­нос­ти, а также методы стимулирования социально-ориентированного нравст­вен­ного пове­дения и деятельности. Их содержание, безусловно, модифицируется в зависимости от целей воспитания, условий реализации учебного материала, возрастных и психологических особенностей вос­пи­тан­ников, а успешная реализация возможна при соблюдении следующих условий: 1) создание в учеб­ном заведении воспитательной среды, представляющей собой пространство учебной / про­­фессиональной куль­туры, обладающей потенциалом создания личностных смыслов и основанной на традиционной и инновационной дея­тельности, сочетании учебной и вне­учеб­ной работы; 2) осуществление воспитания личности в системе непрерывного ино­языч­ного образования в процессе диалога субъектов - учеников / студентов и преподавателей - в хо­де целенаправленной образовательно-развивающей воспитательной деятельности и взаимодействия.

В заключение ещё раз отметим, что иноязычное образование во всём своем многообразии обладает большим воспитательным потенциалом и богатыми возможностями в развитии интеллектуальных, творческих возможностей, гражданского сознания, активной социальной позиции, духовно-нравственных ориентиров, гуманного отношения к себе самому и окру­жа­ю­щему миру и многих других качеств, которые формируют облик гражданина современного российского и международного сообщества.

Рецензенты:

Ерофеева Н.Ю., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г.Ижевск;

Гришанова И.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики Филиала Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко в г. Ижевске, Ижевск.