Современные целевые ориентиры системы иноязычного образования в условиях динамичной социокультурной ситуации и реализации новых федеральных образовательных стандартовпредусматривают не только подготовку профессионально компетентной личности, но и создание условий для развития гражданских качеств, активной социальной и духовно-нравственной позиции, чувства патриотизма и способности гармонично развиваться в поликультурном обществе.Как указывается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, наиболее системно, последовательно и глубоко такое развитие происходит в сфере образования, при этом особое значение имеет последовательный переход воспитательной деятельности от детства к подростковому возрасту, а затем к юности [2].
Сейчас образование в целом и её гуманитарная составляющая - языковое поликультурное образование - рассматриваются как основной инструмент преобразования человеческого бытия, который в немалой степени способствует продуктивной эволюции и гармонизации отношений внутри человеческого социума в ходе осуществления инновационной модернизации[5].Система непрерывного иноязычного образования имеет мощный воспитательный потенциал в создании условий для становления личности нового типа, формирования ценностных ориентаций и развития нравственных качеств, являющихся основой её гражданского самоопределения и самореализации. Особенно актуальной в этой связи является проблема возрождения воспитательных основ подготовки личности к иноязычной и межкультурной коммуникации с её фундаментальной культурологической составляющей.
Анализ отечественного педагогического опыта и современных тенденций развития образования за рубежом, а также рассмотрение требования ФГОС для различных ступеней обучения иностранному языку позволил определить генеральную цель процесса воспитания, включенного непосредственно в образовательную деятельность: формирование и дальнейшее развитие базовой культуры личности, которая представлена совокупностью личностных качеств, реализующихся в когнитивно-познавательном, социально-нравственном, поведенческом и рефлексивно-оценочном компонентах.
Методологической основойразработки системы воспитания базовой культуры личности средствами иноязычного образования выступает культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, согласно которой воспитание происходит путём усвоения личностью культурно и исторически выработанных способов деятельности, ценностных ориентаций, культуры общения и поведения, а также способов познания мира. При этом базовая культура не вносится «извне», а вырабатывается личностью самостоятельно в процессе освоения различных способов деятельности и социального поведения.
В качестве основного методологического ориентира выделяется культурологический подход, представляющий совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий, обеспечивающих культурное самоопределение личности в среде, развивающей и питающей личность школьника и студента, позволяющих рассматривать культурную деятельность как способ развития человека в культуре.
В качестве следующего методологического ориентира определяется системно-деятельностный подход, обеспечивающий непрерывность и преемственность начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования развития и воспитания обучающихся.
Содержание воспитания и развития базовой культуры детей младшего школьного возраста требует разработки и внедрения интерактивных методов воспитания, в основе которых тематико-ситуативная организация культуросообразного содержания и его активизация. Компоненты содержания воспитания базовой культуры детей представлены следующим образом.
Когнитивно-познавательный компонент: овладение универсальными учебными действиями и мотивацией к учению; способность осмысления знаний для формирования ценностно-смысловых установок; способность и готовность к личностному саморазвитию и самообразованию; потребность в овладении новыми знаниями и интерес к ним; умение использовать иноязычные знания для изучения и сопоставления языков и культур.
Социально-нравственный компонент: усвоение общечеловеческих ценностей; формирование у школьников позитивного отношения к другим людям (дружелюбие), способности не наносить обид, ущерба другим, потребности оказывать посильную помощь (доброта); развитие способности к взаимопринятию, сопереживанию (любовь, милосердие).
Поведенческий компонент: осознание собственного поведения в учебной и внеучебной деятельности: выдержка - проявление терпения в сложной ситуации; смелость - преодоление тревоги и страха, проявление твёрдости и решительности в стрессовой или угрожающей ситуации; вежливость - использование этических норм общения, уважение прав и достоинств других, соблюдение этики культуры общения в отношениях со сверстниками, учителями, родителями.
Личностный рефлексивно-оценочный компонент: формирование позитивного отношения ребёнка к себе, умение выделять в себе различные качества; развитие уверенности, самостоятельности, умение принимать решения и действовать на основе адекватной оценки своих возможностей; формирование у школьников позитивного эмоционального настроя, желания разобраться в своих переживаниях и переживаниях сверстников, родителей, учителей, умения сопереживать, сочувствовать, содействовать; формирование личной позиции в процессе взаимодействия: положительного доминирования (руководства) и положительного подчинения, то есть обучение равнопартнерскому взаимодействию в учебном процессе. Как отмечает В. И. Загвязинский, «большое значение для формирования нравственного самосознания имеет диалог» [1], который в нашем случае выступает в качестве основы развития способности личности к саморазвитию и самообразованию, актуализации потребности в знакомстве с новыми социокультурными мирами, поддержания интереса к чтению.
Программа основной школы предусматривает дальнейшее развитие и воспитание основных компонентов базовой культуры, представленных у младших школьников с учётом особенностей структурирования учебно-воспитательной работы по иностранному языку, а именно: расширение и детализация содержания способов формирования системы знаний, умений и способов деятельности, формирования гражданской позиции, нравственных качеств и социализации учащихся. Содержание программ обучения и воспитания в средней и старшей школе задано социальными требованиями к уровню развития личностных и познавательных качеств, предметным содержанием системы общего среднего образования и, конечно, возрастными психологическими особенностями учащихся. Например, содержание предмета «Иностранный язык» в основной школе представляет систему научных филологических понятий и соответствующих им способов действий, что создаёт необходимую основу для формирования теоретического рефлексивного мышления у школьников. В этой связи необходимым становится переход от умения учиться в начальной школе к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития в основной школе. Это раскрывает новые возможности воспитания и развития познавательных, коммуникативных, социально-нравственных качеств на основе ценностно-смысловой ориентации личности в поликультурном мире и многонациональном российском обществе, развития самосознания и целеполагания в выстраивании индивидуальной образовательной траектории.
Основной особенностью подросткового возраста (11-15 лет) является начало перехода от детства к взрослости, что отражается в познавательной, личностной, коммуникативной, социально-эмоциональной сферах, поэтому видится необходимым воспитание нового уровня учебной мотивации ученика: направленность на самостоятельный поиск; самостоятельная постановка целей учения; освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; проявление инициативы в организации учебного сотрудничества.
Социально-нравственный компонент базовой культуры также приобретает особую роль - межличностное общение со сверстниками: овладение качественно новым уровнем общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности; овладение речевыми средствами общения; самоопределение в системе ценностей в отношении мира, культуры, общества; формирование гражданской идентичности.
На данном этапе происходит включение учеников в проектную и исследовательскую учебную деятельность, в том числе с материалами Интернета, с целью развития познавательных исследовательских действий в современном мире (видеть проблемы в сфере межкультурного взаимодействия, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи).
Старшая школа характеризуется значительными изменениями в развитии школьников (расширение кругозора и представлений о мире, моделях нравственного поведения), сформированностью элементарных коммуникативных умений на иностранном языке.
Наряду с этим идёт воспитание и развитие личности старшеклассников, реализуемые посредством воспитательного потенциала иностранного языка:потребности в овладении иностранным языком как средством общения, самореализации, социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации;формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности, воспитание качеств гражданина своей родины, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами изучаемых языков, к достижению общеевропейского уровня иноязычной коммуникативной компетенции.
Методы воспитания связаны с содержанием иноязычного образования, приоритетными направлениями которого (по ФГОС второго поколения) являются личностное, метапредметное, предметное. Это современные научные и практико-ориентированные методы формирования социально нравственного сознания школьников (методы моделирования, проектирования, мотивации и др.); методы формирования социально-нравственного опыта в поведении и деятельности (методы коррекции, стимулирования, поощрения, метод анализа, метод ориентации на цели); методы стимулирования гражданственно-ориентированного нравственного поведения (проблемно-модульные методы, социально-этические чтения, деловые и ролевые игры).
Следующим этапом воспитательного развития личности является профессиональная ступень иноязычного образования, которая определяется как профессионально-нравственное воспитание. На этапе профессионального овладения иностранным языком категория воспитания рассматривается нами как основная смыслообразующая категория, способствующая профессионально нравственному и интеллектуальному развитию личности будущего специалиста.Профессионально-нравственная ориентированность - это интегральное качество студента, характеризующееся совокупностью нравственно ценных установок, базовых знаний, содержательностью представлений о профессиональной морали, аргументированностью суждений, осознанностью эмоциональных переживаний, соответствием нравственных суждений поступкам.
Целями профессионально-нравственного воспитания студентов в вузе выступают: 1) формирование способов применять получаемые социально-значимые знания в практической деятельности и общении, формирование личностной композиции социально-ценностных отношений, позитивной Я-концепции; 2) создание образа жизнедеятельности коллектива на основе корпоративной культуры, ведущими характеристиками которой являются профессионально-нравственные деятельность и отношения; 3) создание условий для реализации социально значимых норм и ценностей в образовательном процессе; 4) эффективное использование условий для реализации продуктивной и творческой деятельности участников образовательного процесса.
Содержание воспитания студентов составляет содержание дисциплин профессионально-гуманитарного цикла: философия и культурология, раскрывающая философские категории универсального характера (картина мира, человек, ценности); дисциплины литературоведческого блока, формирующие текстовые аналитические стратегии; дисциплины лингвистического блока, развивающие у студентов стратегии языкового и культурного сопоставления (знаково-языковые коды, ценностно-нравственного категории культуры, лингвокультуронимы универсального и частного характера), а также стратегии профессиональной межкультурной коммуникации (коммуникативные коды, профессионально-нравственные ориентиры); дисциплины страноведческого блока, раскрывающие информационно-познавательные ориентиры зарубежной профессиональной культуры, обеспечивающие овладение стратегиями осмысления универсального / специфического в отечественной и зарубежной профессиональной культуре.
Воспитательная работа в процессе овладения иностранным языком в вузе характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм, в полной мере соотносится с обозначенными выше практико-ориентированными методами воспитания социально-нравственного сознания личности.
В соответствии с целью, концептуальными подходами выделены следующие требования к отбору и дидактической организации учебно-воспитательного, языкового и культуроведческого материала[6]:
- культуроведческое наполнение, характеризующееся включением образцов детско-юношеской родной и иноязычной культуры (фольклор, поэзия, сказки, проза, былины и т. д.);
- воспитательная ценность, то есть личностно-образующий потенциал дидактических материалов, способствующих воспитанию эмоциональных, социальных, когнитивных, гражданско-нравственных, творческих качеств, проявляющихся в когнитивно-познавательном, поведенческом, социально-нравственном и личностном рефлексивно-оценочном компонентах базовой культуры школьников;
- развивающий потенциал изучения иностранных языков представлен в отборе содержания и развивающих технологиях обучения;
- тематическаямаркированность в соответствии с основными образовательными стандартами;
- соответствие жизненному опыту, потребностям и интересам обучающихся и создание условий для развития новых интересов и мотивации в построении картины мира в родном и иностранном языках.
Стратегия диагностирования содержит требование всесторонней проверки результатов формирования заданных качеств:
- на когнитивно-познавательном уровне: понимание ценности осваиваемого знания; устойчивый интерес к познанию других культур и изучению языков; способность интегрировать полученные языковые и культуроведческие знания в процесс межкультурной иноязычной коммуникации;
- на социально-нравственном уровне диагностируются степень овладения социальными нормами, нравственное и правовое самосознание, общественная активность, адаптируемость в коллективе и способность к совершенствованию профессиональных компетенций в изменяющейся социальной среде;
- на поведенческом уровне проверяется корректность поведения личности в ситуации иноязычного взаимодействия, умение действовать в стандартных и нестандартных ситуациях сообразно общечеловеческим нравственным ориентирам;
- на рефлексивно-оценочном уровне - определение уровня отношения к самому себе и своему окружению, умение произвести адекватную оценку себя, своей деятельности и деятельности других, диагностирование уровня эмоционального интеллекта, умения установить равнопартнёрское взаимодействие в учебном процессе.
Как показывает анализ проводимого нами исследования, в системе воспитания представляется возможным выделение так называемых сквозных методов учебно-воспитательной работы, которые используются на различных ступенях иноязычного образования: методы воспитания социально-нравственного сознания личности, методы формирования социально-нравственного опыта в поведении и деятельности, а также методы стимулирования социально-ориентированного нравственного поведения и деятельности. Их содержание, безусловно, модифицируется в зависимости от целей воспитания, условий реализации учебного материала, возрастных и психологических особенностей воспитанников, а успешная реализация возможна при соблюдении следующих условий: 1) создание в учебном заведении воспитательной среды, представляющей собой пространство учебной / профессиональной культуры, обладающей потенциалом создания личностных смыслов и основанной на традиционной и инновационной деятельности, сочетании учебной и внеучебной работы; 2) осуществление воспитания личности в системе непрерывного иноязычного образования в процессе диалога субъектов - учеников / студентов и преподавателей - в ходе целенаправленной образовательно-развивающей воспитательной деятельности и взаимодействия.
В заключение ещё раз отметим, что иноязычное образование во всём своем многообразии обладает большим воспитательным потенциалом и богатыми возможностями в развитии интеллектуальных, творческих возможностей, гражданского сознания, активной социальной позиции, духовно-нравственных ориентиров, гуманного отношения к себе самому и окружающему миру и многих других качеств, которые формируют облик гражданина современного российского и международного сообщества.
Рецензенты:Ерофеева Н.Ю., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г.Ижевск;
Гришанова И.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики Филиала Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко в г. Ижевске, Ижевск.
Библиографическая ссылка
Утехина А.Н., Маханькова Н.В., Тройникова Е.В. ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: УРОВЕНЬ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16617 (дата обращения: 19.02.2025).