Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Малышев И.В. 1
1 Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского
Проведен сравнительный анализ особенностей ценностной сферы и социальной приспособленности у представителей трех национальностей, проживающих на территории Саратовской области. В результатах анализа ценностной сферы у значительной части испытуемых отмечается позитивная тенденция, в частности ориентация на счастливую семейную жизнь и уверенность в себе, что особенно важно для успешной социализации в современном обществе. Однако недостаточная значимость таких ценностей как «активная, деятельная жизнь» и других тормозит позитивное начало в личности. У большинства представителей разных национальностей обнаружен средний уровень социальной приспособленности. При этом выявлены нарушения, связанные с эмоциональной нестабильностью, трудностями в управлении и контроле над своими чувствами. В целом прослеживается взаимосвязь между явлениями, для изучения которой необходим дополнительный анализ данных.
ценностная сфера
социализация личности
социальная приспособленность
1. Григорьева М.В.Значение понятия «Россия» у молодежи в зависимости от условий социализации // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Акмеология образования. Психология развития. –2009. –Т. 2. –№ 1. – С. 9-15.
2. Григорьева М.В.Представление о своем будущем у старшеклассников в зависимости от условий социализации//Теория и практика общественного развития. –2012. –№ 10. – С. 63-65.
3. Донцов А.И. О ценностных факторах формирования личности // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательный процесс. – М., 1975. – С. 130–140.
4. Донцов, А.И. К вопросу о механизмах формирования личности // Психологические исследования. – 1975. – Вып. 5. – С. 21–34.
5. Малышев И.В. Характеристики ценностно-смысловой сферы в зависимости от профессиональной направленности личности студента // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Акмеология образования. Психология развития. –2010. –Т. 3. – № 4. – С. 52-56.
6. Малышев И.В. Характеристика социально-психологической адаптации и копинг-стратегий личности в разных условиях социализации //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. № 12(20). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/12/malyshev.pdf
7. Психологический словарь. Под общей ред. Ю.Л. Неймера. –Ростов н/Д . Феникс, –2003. 640 с.
8. Шамионов Р.М. Социализация личности: системно-диахронический подход//Психологические исследования: электронный научный журнал. –2013. –Т. 6. № 27. –С. 8.
9. Шибутани Т. Социальная психология. –Ростов н/Д: Феникс, 1999. –539 с.
Проблематика социализации личности является одной из актуальнейших на сегодняшний день. Современные условия предъявляют высокие требования к самой личности, которой необходимо быть готовой к постоянным переменам оставаясь при этом незыблемой по своей сути, сохраняя основные жизненные ценности и принципы.  Особое место в данном контексте приобретает изучение социальной приспособленности личности во взаимосвязи с ее ценностно-мотивационной сферой на примере разных национальностей. От эффективного  вхождения в различные слои российского общества представителей разных национальностей зависит социальное благополучие не только отдельного человека, но и государства в целом, что определяет перспективы развития будущих поколений.

Теоретический анализ проблемы

Представляет интерес разные подходы к пониманию в психологии явления социализации. В психологической науке социализация рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, который происходит в общении и деятельности. Она осуществляется как в условиях стихийного воздействия различных жизненных обстоятельств в обществе, так и в условиях воспитания, в процессе целенаправленного формирования личности [7]. Т.Шибутани полагает, что человек в процессе социализации усваивает конвенциальные значения и символы. Окружение в значительной степени концептуализировано. В результате этого человек способен участвовать в различных коллективных мероприятиях, где научается проводить различия и ему открываются коммуникационные каналы, вводящие его в иное символическое окружение [9].

Раскрытие дефиниции «социализация личности» трудно себе представить без определения ее социальных составляющих представленных в виде ценностей или ценностных ориентаций. Ценности часто рассматриваются в психологии как мощный регулятор социального поведения личности.

Ценностные ориентации образуют качественную составляющую направленности личности, основу ее мировоззрения и отношения к окружающему миру. Как полагает, А.И.Донцов, они являются основой активности человека и их важная  функция, как полагает, - направлять и корректировать процесс целеполагания человека [3].  

Формирование индивидуальных ценностей, по мнению исследователя, представляет собой процесс интериоризации (присвоения) личностью социальных ценностей. Так, вхождение личности в новую систему приводит к необходимости присвоения новых ценностей, смене приоритетов к этому времени в сформированной системе ценностей. Без этого у личности возникает психологический дискомфорт, который приводит к конфликту с системой [4].

На сегодняшний день исследование характеристик процесса социализации личности в разных его аспектах не должно ограничиваться только рамками известных в психологии подходов. Р.М.Шамионов обращает внимание на применение системно-диахронического подхода к изучению процессов социализации личности. Он понимает данное явление как процесс усвоения социального опыта, его обобщения и преобразования с включением в существующие подсистемы личности и объективизацию ее в системе социальных связей». То есть социализация личности - это сложная, многоуровневая, не линейная, динамическая система со множеством взаимосвязанных подсистем, образующих иерархию [8].

В этой связи, существенное значение в изучении процессов социализации личности имеет анализ ее составляющих, социально-психологических характеристик личности. Так, в   исследовании И.В.Малышева рассматривается проблема социально-психологической адаптации личности с точки зрения преодоления ею сложных, стрессовых ситуаций в разных условиях социализации (процесс обучения в Вузе, профессиональная социализация в экстремальных условиях). Определена взаимосвязь между социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями личности в процессе социализации. Обнаружена зависимость между высоким уровнем адаптивности и выбором соответствующей копинг-стратегии [6]. В других исследованиях автора раскрываются жизненно важные ценности, определяющие развитие личности молодых людей. Показано, что определенная иерархия ценностных предпочтений позитивно влияет на стабильность личности студентов разной профессиональной направленности, в дальнейшем (по окончании вузовского образования) на их социальную, профессиональную адаптацию и в целом процесс их социализации [5].

В рамках исследования социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества, М.В.Григорьева анализирует особенности представлений и перспективы о своем будущем старшеклассников в зависимости от условий социализации.

Автор отмечает, что на процесс формирования жизненной перспективы у старшеклассников

оказывают влияние условия жизни в селе и городе. Она выделяет различия по таким критериям как четкость, сложность, долгосрочность перспективы, вариативность планов и т.д [2]. Кроме этого, ученый экспериментальным путем определила специфику значения понятия «Россия» у старшеклассников и студентов в зависимости от условий социализации. То есть, содержания и объема осваиваемых знаний, особенностей субкультуры, сфер взаимодействия представителей групп с другими людьми, межличностных взаимоотношений внутри группы и т.д. [1].

Таким образом, можно в определенной мере говорить о влиянии на успешность социализации личности, как ее адаптационных возможностей, так и социально-психологических составляющих в виде ценностной сферы. Основной целью данного исследования является изучение особенностей социализации и ценностных ориентаций  личности на примере представителей трех этносов, проживающих в Саратовской области (русские, лезгины, татары).

Методика

В эмпирическом исследовании для изучения уровня социализации личности использовалась методика Х.Белла. Шкалы методики («приспособленность в семье», «здоровье», «субмиссивность», «эмоциональность», «враждебность», «мужественность-женственность») позволяют определить, в какой именно области индивид испытывает трудности приспособления. Для изучения ценностных ориентаций применялась методика Е.Б.Фанталовой "Уровень соотношения "Ценности" и "Доступности" в различных, жизненных сферах". Для статистической  обработки данных применен метод определения средних,  параметрический метод сравнения двух независимых выборок (t-критерий Стьюдента, критерий Манн-Уитни). Выборку исследования составили представители трех национальностей (лезгины, русские, татары), проживающие на территории Саратовской области (90 человек в возрасте от 20 до 35 лет).

Результаты и их обсуждение

Из результатов анализа ценностной сферы личности у представителей трех разных национальностей следует, что ценность «уверенность в себе» является ведущей (оценка по двум критериям методики:  привлекательность и доступность) у испытуемых лезгин и татар) и у всех трех национальностей по критерию привлекательности. Кроме этого в двух группах испытуемых (лезгины и русские) по критерию привлекательности, а также  татар по критерию доступность ведущими являются ценности «счастливая семейная жизнь» и «здоровье». У испытуемых русской национальности сюда также относится ценность «любовь», а у татар ценность «материально-обеспеченная жизнь». Высокие результаты по данным ценностям (7 баллов и выше) отражает как национальные, так и социально-психологические особенности  испытуемых, представляющие три народа. Но в то же время  практически у всех испытуемых заметно снижение активности (ценность «активность») без которой невозможна или затруднена реализация в профессиональном плане и успешность социальной адаптации в обществе (средний балл 3). Кроме этого у большинства лиц разной национальности отмечается значительное снижение  (1-2 балла) по критерию привлекательности ценностей отражающих творчество и интерес к природе и искусству. То есть данные  ценностные ориентации не является социально-значимыми для личности испытуемых, что безусловно сдерживает ее духовное и гармоничное развитие. У лиц русской национальности также обнаружено снижение ценности «познание», что негативно влияет на интеллектуальное развитие. Это также важно, как и развитие эстетических качеств («красота природы и искусства»), ведь их развитие позволяет личности наиболее полно раскрыть себя. Здесь мы видим явную негативную тенденцию, которая в целом  ограничивает возможности представителей разной национальности, в духовном самосовершенствовании, на пути реализации себя в своей профессии.  Несмотря на это привлекательными для большинства лиц являются ценности социальной и межличностной направленности, что заметно в ценностях: «любовь», «счастливая семейная жизнь» и «наличие хороших и верных друзей». Важно отметить, что для многих испытуемых (лезгины и русские) малодоступной ценностью остается «материально-обеспеченная жизнь», что отражено в подобной ценностной ориентации. Кроме этого в двух национальных группах (лезгины, татары) отмечаются трудности в реализации творческой деятельности.

Статистический анализ ценностных ориентаций по критерию Манна-Уитни (см. таб.), проведенный с целью выявления различий по ценностям между разными национальными группами подтверждает проведенное ранее исследование. Так, в группах лезгин и русских обнаружены статистически значимые различия по  ценностям  (критерий привлекательность) «познание»,  «свобода как независимость в поступках и действиях», «творчество». В группах испытуемых лезгин и татар обнаружены различия по таким ценностям как «здоровье», «красота природы и искусства», «интересная работа», «материально-обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь». В группах испытуемых русских и татар обнаружены следующие различия по ценностным ориентациям: «здоровье», «красота природы и искусства», «любовь», «материально-обеспеченная жизнь», «свобода как независимость в поступках и действиях», «счастливая семейная жизнь» и  «творчество». Заметно, что выявлено более всего различий по ценностям в группах русских и татар. Кроме этого обнаружено различие по ценностям «творчество» во всех трёх группах. Самый низкий уровень привлекательности эта ценность имеет у лезгин, как это следует из качественного анализа ценностной иерархии.

Статистически значимые различия по критерию доступности в группах лезгин и русских обнаружены по ценностям: «материально-обеспеченная жизнь», «уверенность в себе», «счастливая семейная жизнь», «творчество». У представителей национальности лезгины и татары выявлены следующие статистически значимые различия по ценностям: «здоровье», «материально-обеспеченная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «уверенность в себе», «познание». В группах русских и татар обнаружены  различия по ценностям: «наличие хороших и верных друзей», «свобода как независимость в поступках и действиях» и «творчество».

Важное значение, при оценки ценностно-мотивационной сферы личности имеет показатель дезинтеграции. Здесь он относительно не высокий, что характеризует во многом стабильность ценностной сферы испытуемых. Особенно это относится к представителям национальности лезгины (ср.ариф. значение 31,5) и татары (35,3).  Однако в группе представителей русской национальности данные показатели сравнительно выше (41).

Оценивая иерархию ценностной сферы в целом можно определенно сказать, что, несмотря на некоторую противоречивость в результатах, прослеживается позитивная тенденция, в частности ориентация на счастливую семейную жизнь и уверенность в себе, что особенно важно для успешной социализации и адаптации в современном обществе. Однако недостаточная значимость ценности «активная, деятельная жизнь», что говорит в пользу её снижения и преобладание такой особенности личности как пассивность, а также отсутствие стремлении в эстетическом проявлении чувств («красота природы и искусства»), в творчестве скорее всего тормозит позитивное начало личности, не даёт ей возможности развиваться полноценно.

Показатели различий ценностной сферы в разных группах испытуемых

лезгин и русских

 

 

Ценности

Активная, деятельная жизнь

Здоровье

Интересная работа

Красота природы и искусства

Любовь

Материально-обеспеченная жизнь

Наличие хороших и верных друзей

Уверенность в себе

Познание

Свобода как независимость

Счастливая семейная жизнь

Творчество

Привлекательные

 

критерий

Манн-Уитни

-1.4

-0.7

-0.5

-1.2

-1.8

-0.1

-1.3

-0.3

-2.2

-2.2

-1.1

-3.6

Cтепень значимости  (p<)

0.1

0.4

0.5

0.2

0.06

0.8

0.1

0.7

0.02

0.02

0.2

2.6

Доступные

критерий

Манн-Уитни

-2.3

-1.7

-0.2

-1.1

-0.5

-2.2

-0.9

-3.9

-0.8

-0.5

-2.8

-3.7

Cтепень значимости  (p<)

0.02

0.07

0.8

0.2

0.5

0.02

0.3

0.01

0.3

0.5

0.004

0.00

лезгин и татар

 

 

Привлекательные

 

критерий

Манн-Уитни

-1.8

-2.2

-2.4

-2.6

-1.2

-2.7

-1.6

-0.6

-0.2

-1.1

-5.0

 

-1.7

Cтепень значимости  (p<)

0.1

0.02

0.01

0.007

0.1

0.006

0.1

0.5

0.8

0.2

0.00

0.07

Доступные

критерий

Манн-Уитни

-0.5

-2.1

-0.9

-1.2

-1.3

-2.0

-2.1

-3.0

-0.5

-0.8

-1.2

-0.008

Cтепень значимости  (p<)

0.5

0.03

0.3

0.1

0.1

0.04

0.03

0.002

0.5

0.4

0.2

0.9

русских  и татар

 

Привлекательные

 

критерий

Манн-Уитни

-0.9

-3.1

-1.8

-3.6

-3.9

-2.4

-0.7

-0.7

-1.6

-2.9

-3.9

 

-1.9

 

Cтепень значимости (p<)

0.3

0.002

0.06

0.00

0.00

0.01

0.07

0.07

0.09

0.003

0.00

0.04

Доступные

критерий

Манн-Уитни

-1.8

-0.1

-0.8

-0.02

-0.6

-0.1

-1.9

-0.9

-1.2

-2.2

-1.6

-3.5

Cтепень значимости(p<) 

0.06

0.8

0.3

0.9

0.5

0.8

0.04

0.3

0.2

0.02

0.1

0.00

На основании проведенной диагностики характеристик социализации личности у 13% испытуемых-лезгинов выявлен низкий уровень социальной приспособленности, у 26% он высокий и у 61% он находится в пределах нормы. Эмоциональная нестабильность личности обнаружена у 53% лезгин, только у 20% отмечена хорошая способность контролировать свои субъективные переживания. Необходимо отметить, что ряд лиц с подобными проявлениями (низкие баллы по шкале «эмоциональность») не всегда могут адекватно выражать свои эмоции, то есть подавляют свое действительное эмоциональное состояние. У 47% лезгин показатели шкалы «эмоциональность» соответствуют нормативным. Далее, 33% испытуемых-лезгин склонны проявлять враждебность и критичность в социальных контактах и относятся с недоверием по отношению к окружающим. Напротив, у 30% лезгин отмечается сильное проявление «теплых» признательных отношений и симпатий к окружающим. Анализ характеристик социализации личности у лиц, представляющих русскую национальность показывает  у 20% низкий уровень социальной приспособленности, у 17% он высокий и у 63% он находится в пределах нормы. у 56% испытуемых отношения в семье хорошие и у 24% не выявлено нарушения приспособленности в семье. В сфере «здоровья» у 43% «русских» выявлены негативные проявления и озабоченность, связанные с плохим физическим самочувствием. Эмоциональная нестабильность личности обнаружена у 40%  испытуемых-русских, только у 33% отмечена хорошая способность контролировать свои субъективные переживания. У 27% данной группы испытуемых показатели шкалы «эмоциональность» соответствуют нормативным.

Анализ характеристик социализации личности у лиц, представляющих татарскую национальность, показывает  у 30% низкий уровень социальной приспособленности, у 17% он высокий и у 53% он находится в пределах нормы. При анализе отдельных характеристик социализации у 47% испытуемых-татар отмечаются нарушения приспособленности в семье (напряжения в семейных отношениях), у 26% испытуемых отношения в семье хорошие. В сфере «здоровья» у 53% представителей татарской национальности выявлены негативные проявления и озабоченность, связанные с плохим физическим самочувствием. В то же время у 53% отмечена уверенность в себе, стремление свободно выражать своё мнение, социальная экстравертированность и в ряде ситуаций элементы жестокого и агрессивного поведения. Эмоциональная нестабильность личности обнаружена у 67%  испытуемых-татар, только у 13% отмечена хорошая способность контролировать свои субъективные переживания.

В целом, у всех испытуемых представляющих разную национальность и проживающих на территории Саратовской области обнаружен средний уровень социальной приспособленности. Однако у значительной их части (от 40 у лиц-русских до 53 у «лезгин» и 67% у  «татар») выявлены нарушения, связанные с эмоциональной нестабильностью, трудностями в управлении и контроле своими чувствами, субъективными переживаниями. Кроме этого у ряда лиц, представляющих национальность «лезгины» отмечается (сред.ариф.значение - 6.1) склонность проявлять враждебность, критичность и недоверие по отношению к окружающим. У лиц русской (сред.ариф.значение - 6.5) и татарской национальности (сред.ариф.значение - 6.6) выявлены проблемы со здоровьем или излишний интерес к нему. Также у значительной части испытуемых-татар (сред.ариф.значение - 6) отмечаются переживания семейных отношений как неблагоприятных. Несмотря на имеющиеся проблемы и трудности социализации у испытуемых-лезгин и русских выявлен хороший уровень приспособленности в области семейных взаимоотношений, в частности отсутствие переживаний семейных проблем как неблагоприятных на субъективном уровне. Также испытуемые-русские меньше всех склонны проявлять враждебность в социальных контактах, а испытуемые-татары более других независимы и активны при взаимодействии с другими людьми. 

Выводы

Несмотря на некоторую противоречивость в результатах анализа ценностной сферы личности у представителей трех разных национальностей, прослеживается позитивная тенденция, в частности ориентация на счастливую семейную жизнь и уверенность в себе, что особенно важно для успешной социализации и адаптации в современном обществе. Однако недостаточная значимость ценности «активная, деятельная жизнь», что говорит в пользу её снижения и преобладание такой особенности личности как пассивность, а также отсутствие стремлений в эстетическом проявлении чувств («красота природы и искусства») и  в  творчестве, скорее всего, тормозит позитивное начало личности, не даёт ей возможности развиваться полноценно.

У большинства испытуемых разной национальности обнаружен средний уровень социальной приспособленности. Однако у значительной их части  выявлены нарушения, связанные с эмоциональной нестабильностью, трудностями в управлении и контроле своими чувствами, субъективными переживаниями. Кроме этого у ряда лиц, представляющих национальность «лезгины» отмечается склонность проявлять враждебность, критичность и недоверие по отношению к окружающим. У лиц русской и татарской национальности выявлены проблемы со здоровьем или излишний интерес к нему. Также у значительной части испытуемых-татар отмечаются переживания семейных отношений как неблагоприятных. Несмотря на имеющиеся проблемы и трудности социализации у испытуемых-лезгин и русских выявлен хороший уровень приспособленности в области семейных взаимоотношений, в частности отсутствие переживаний семейных проблем как неблагоприятных на субъективном уровне. Также испытуемые-русские меньше всех склонны проявлять враждебность в социальных контактах, а испытуемые-татары более других независимы и активны при взаимодействии с другими людьми.

В целом прослеживается взаимосвязь между ценностной сферой и социализацией личности, но для детального изучения ее необходим дополнительный анализ данных.

Рецензенты:

Шамионов Р.М., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой социальной психологии образования и развития, декан факультета психолого-педагогического и специального образования, г. Саратов;

Селиванова Ю.В., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики факультета психолого-педагогического и специального образования, г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Малышев И.В. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15334 (дата обращения: 24.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252