Теоретический анализ проблемы
Представляет интерес разные подходы к пониманию в психологии явления социализации. В психологической науке социализация рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, который происходит в общении и деятельности. Она осуществляется как в условиях стихийного воздействия различных жизненных обстоятельств в обществе, так и в условиях воспитания, в процессе целенаправленного формирования личности [7]. Т.Шибутани полагает, что человек в процессе социализации усваивает конвенциальные значения и символы. Окружение в значительной степени концептуализировано. В результате этого человек способен участвовать в различных коллективных мероприятиях, где научается проводить различия и ему открываются коммуникационные каналы, вводящие его в иное символическое окружение [9].
Раскрытие дефиниции «социализация личности» трудно себе представить без определения ее социальных составляющих представленных в виде ценностей или ценностных ориентаций. Ценности часто рассматриваются в психологии как мощный регулятор социального поведения личности.
Ценностные ориентации образуют качественную составляющую направленности личности, основу ее мировоззрения и отношения к окружающему миру. Как полагает, А.И.Донцов, они являются основой активности человека и их важная функция, как полагает, - направлять и корректировать процесс целеполагания человека [3].
Формирование индивидуальных ценностей, по мнению исследователя, представляет собой процесс интериоризации (присвоения) личностью социальных ценностей. Так, вхождение личности в новую систему приводит к необходимости присвоения новых ценностей, смене приоритетов к этому времени в сформированной системе ценностей. Без этого у личности возникает психологический дискомфорт, который приводит к конфликту с системой [4].
На сегодняшний день исследование характеристик процесса социализации личности в разных его аспектах не должно ограничиваться только рамками известных в психологии подходов. Р.М.Шамионов обращает внимание на применение системно-диахронического подхода к изучению процессов социализации личности. Он понимает данное явление как процесс усвоения социального опыта, его обобщения и преобразования с включением в существующие подсистемы личности и объективизацию ее в системе социальных связей». То есть социализация личности - это сложная, многоуровневая, не линейная, динамическая система со множеством взаимосвязанных подсистем, образующих иерархию [8].
В этой связи, существенное значение в изучении процессов социализации личности имеет анализ ее составляющих, социально-психологических характеристик личности. Так, в исследовании И.В.Малышева рассматривается проблема социально-психологической адаптации личности с точки зрения преодоления ею сложных, стрессовых ситуаций в разных условиях социализации (процесс обучения в Вузе, профессиональная социализация в экстремальных условиях). Определена взаимосвязь между социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями личности в процессе социализации. Обнаружена зависимость между высоким уровнем адаптивности и выбором соответствующей копинг-стратегии [6]. В других исследованиях автора раскрываются жизненно важные ценности, определяющие развитие личности молодых людей. Показано, что определенная иерархия ценностных предпочтений позитивно влияет на стабильность личности студентов разной профессиональной направленности, в дальнейшем (по окончании вузовского образования) на их социальную, профессиональную адаптацию и в целом процесс их социализации [5].
В рамках исследования социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества, М.В.Григорьева анализирует особенности представлений и перспективы о своем будущем старшеклассников в зависимости от условий социализации.
Автор отмечает, что на процесс формирования жизненной перспективы у старшеклассников
оказывают влияние условия жизни в селе и городе. Она выделяет различия по таким критериям как четкость, сложность, долгосрочность перспективы, вариативность планов и т.д [2]. Кроме этого, ученый экспериментальным путем определила специфику значения понятия «Россия» у старшеклассников и студентов в зависимости от условий социализации. То есть, содержания и объема осваиваемых знаний, особенностей субкультуры, сфер взаимодействия представителей групп с другими людьми, межличностных взаимоотношений внутри группы и т.д. [1].
Таким образом, можно в определенной мере говорить о влиянии на успешность социализации личности, как ее адаптационных возможностей, так и социально-психологических составляющих в виде ценностной сферы. Основной целью данного исследования является изучение особенностей социализации и ценностных ориентаций личности на примере представителей трех этносов, проживающих в Саратовской области (русские, лезгины, татары).
Методика
В эмпирическом исследовании для изучения уровня социализации личности использовалась методика Х.Белла. Шкалы методики («приспособленность в семье», «здоровье», «субмиссивность», «эмоциональность», «враждебность», «мужественность-женственность») позволяют определить, в какой именно области индивид испытывает трудности приспособления. Для изучения ценностных ориентаций применялась методика Е.Б.Фанталовой "Уровень соотношения "Ценности" и "Доступности" в различных, жизненных сферах". Для статистической обработки данных применен метод определения средних, параметрический метод сравнения двух независимых выборок (t-критерий Стьюдента, критерий Манн-Уитни). Выборку исследования составили представители трех национальностей (лезгины, русские, татары), проживающие на территории Саратовской области (90 человек в возрасте от 20 до 35 лет).
Результаты и их обсуждение
Из результатов анализа ценностной сферы личности у представителей трех разных национальностей следует, что ценность «уверенность в себе» является ведущей (оценка по двум критериям методики: привлекательность и доступность) у испытуемых лезгин и татар) и у всех трех национальностей по критерию привлекательности. Кроме этого в двух группах испытуемых (лезгины и русские) по критерию привлекательности, а также татар по критерию доступность ведущими являются ценности «счастливая семейная жизнь» и «здоровье». У испытуемых русской национальности сюда также относится ценность «любовь», а у татар ценность «материально-обеспеченная жизнь». Высокие результаты по данным ценностям (7 баллов и выше) отражает как национальные, так и социально-психологические особенности испытуемых, представляющие три народа. Но в то же время практически у всех испытуемых заметно снижение активности (ценность «активность») без которой невозможна или затруднена реализация в профессиональном плане и успешность социальной адаптации в обществе (средний балл 3). Кроме этого у большинства лиц разной национальности отмечается значительное снижение (1-2 балла) по критерию привлекательности ценностей отражающих творчество и интерес к природе и искусству. То есть данные ценностные ориентации не является социально-значимыми для личности испытуемых, что безусловно сдерживает ее духовное и гармоничное развитие. У лиц русской национальности также обнаружено снижение ценности «познание», что негативно влияет на интеллектуальное развитие. Это также важно, как и развитие эстетических качеств («красота природы и искусства»), ведь их развитие позволяет личности наиболее полно раскрыть себя. Здесь мы видим явную негативную тенденцию, которая в целом ограничивает возможности представителей разной национальности, в духовном самосовершенствовании, на пути реализации себя в своей профессии. Несмотря на это привлекательными для большинства лиц являются ценности социальной и межличностной направленности, что заметно в ценностях: «любовь», «счастливая семейная жизнь» и «наличие хороших и верных друзей». Важно отметить, что для многих испытуемых (лезгины и русские) малодоступной ценностью остается «материально-обеспеченная жизнь», что отражено в подобной ценностной ориентации. Кроме этого в двух национальных группах (лезгины, татары) отмечаются трудности в реализации творческой деятельности.
Статистический анализ ценностных ориентаций по критерию Манна-Уитни (см. таб.), проведенный с целью выявления различий по ценностям между разными национальными группами подтверждает проведенное ранее исследование. Так, в группах лезгин и русских обнаружены статистически значимые различия по ценностям (критерий привлекательность) «познание», «свобода как независимость в поступках и действиях», «творчество». В группах испытуемых лезгин и татар обнаружены различия по таким ценностям как «здоровье», «красота природы и искусства», «интересная работа», «материально-обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь». В группах испытуемых русских и татар обнаружены следующие различия по ценностным ориентациям: «здоровье», «красота природы и искусства», «любовь», «материально-обеспеченная жизнь», «свобода как независимость в поступках и действиях», «счастливая семейная жизнь» и «творчество». Заметно, что выявлено более всего различий по ценностям в группах русских и татар. Кроме этого обнаружено различие по ценностям «творчество» во всех трёх группах. Самый низкий уровень привлекательности эта ценность имеет у лезгин, как это следует из качественного анализа ценностной иерархии.
Статистически значимые различия по критерию доступности в группах лезгин и русских обнаружены по ценностям: «материально-обеспеченная жизнь», «уверенность в себе», «счастливая семейная жизнь», «творчество». У представителей национальности лезгины и татары выявлены следующие статистически значимые различия по ценностям: «здоровье», «материально-обеспеченная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «уверенность в себе», «познание». В группах русских и татар обнаружены различия по ценностям: «наличие хороших и верных друзей», «свобода как независимость в поступках и действиях» и «творчество».
Важное значение, при оценки ценностно-мотивационной сферы личности имеет показатель дезинтеграции. Здесь он относительно не высокий, что характеризует во многом стабильность ценностной сферы испытуемых. Особенно это относится к представителям национальности лезгины (ср.ариф. значение 31,5) и татары (35,3). Однако в группе представителей русской национальности данные показатели сравнительно выше (41).
Оценивая иерархию ценностной сферы в целом можно определенно сказать, что, несмотря на некоторую противоречивость в результатах, прослеживается позитивная тенденция, в частности ориентация на счастливую семейную жизнь и уверенность в себе, что особенно важно для успешной социализации и адаптации в современном обществе. Однако недостаточная значимость ценности «активная, деятельная жизнь», что говорит в пользу её снижения и преобладание такой особенности личности как пассивность, а также отсутствие стремлении в эстетическом проявлении чувств («красота природы и искусства»), в творчестве скорее всего тормозит позитивное начало личности, не даёт ей возможности развиваться полноценно.
Показатели различий ценностной сферы в разных группах испытуемых
лезгин и русских |
|
|||||||||||||
Ценности |
Активная, деятельная жизнь |
Здоровье |
Интересная работа |
Красота природы и искусства |
Любовь |
Материально-обеспеченная жизнь |
Наличие хороших и верных друзей |
Уверенность в себе |
Познание |
Свобода как независимость |
Счастливая семейная жизнь |
Творчество |
||
Привлекательные
|
критерий Манн-Уитни |
-1.4 |
-0.7 |
-0.5 |
-1.2 |
-1.8 |
-0.1 |
-1.3 |
-0.3 |
-2.2 |
-2.2 |
-1.1 |
-3.6 |
|
Cтепень значимости (p<) |
0.1 |
0.4 |
0.5 |
0.2 |
0.06 |
0.8 |
0.1 |
0.7 |
0.02 |
0.02 |
0.2 |
2.6 |
||
Доступные |
критерий Манн-Уитни |
-2.3 |
-1.7 |
-0.2 |
-1.1 |
-0.5 |
-2.2 |
-0.9 |
-3.9 |
-0.8 |
-0.5 |
-2.8 |
-3.7 |
|
Cтепень значимости (p<) |
0.02 |
0.07 |
0.8 |
0.2 |
0.5 |
0.02 |
0.3 |
0.01 |
0.3 |
0.5 |
0.004 |
0.00 |
||
лезгин и татар |
|
|||||||||||||
Привлекательные
|
критерий Манн-Уитни |
-1.8 |
-2.2 |
-2.4 |
-2.6 |
-1.2 |
-2.7 |
-1.6 |
-0.6 |
-0.2 |
-1.1 |
-5.0 |
-1.7 |
|
Cтепень значимости (p<) |
0.1 |
0.02 |
0.01 |
0.007 |
0.1 |
0.006 |
0.1 |
0.5 |
0.8 |
0.2 |
0.00 |
0.07 |
||
Доступные |
критерий Манн-Уитни |
-0.5 |
-2.1 |
-0.9 |
-1.2 |
-1.3 |
-2.0 |
-2.1 |
-3.0 |
-0.5 |
-0.8 |
-1.2 |
-0.008 |
|
Cтепень значимости (p<) |
0.5 |
0.03 |
0.3 |
0.1 |
0.1 |
0.04 |
0.03 |
0.002 |
0.5 |
0.4 |
0.2 |
0.9 |
||
русских и татар |
|
|||||||||||||
Привлекательные
|
критерий Манн-Уитни |
-0.9 |
-3.1 |
-1.8 |
-3.6 |
-3.9 |
-2.4 |
-0.7 |
-0.7 |
-1.6 |
-2.9 |
-3.9 |
-1.9 |
|
Cтепень значимости (p<) |
0.3 |
0.002 |
0.06 |
0.00 |
0.00 |
0.01 |
0.07 |
0.07 |
0.09 |
0.003 |
0.00 |
0.04 |
||
Доступные |
критерий Манн-Уитни |
-1.8 |
-0.1 |
-0.8 |
-0.02 |
-0.6 |
-0.1 |
-1.9 |
-0.9 |
-1.2 |
-2.2 |
-1.6 |
-3.5 |
|
Cтепень значимости(p<) |
0.06 |
0.8 |
0.3 |
0.9 |
0.5 |
0.8 |
0.04 |
0.3 |
0.2 |
0.02 |
0.1 |
0.00 |
На основании проведенной диагностики характеристик социализации личности у 13% испытуемых-лезгинов выявлен низкий уровень социальной приспособленности, у 26% он высокий и у 61% он находится в пределах нормы. Эмоциональная нестабильность личности обнаружена у 53% лезгин, только у 20% отмечена хорошая способность контролировать свои субъективные переживания. Необходимо отметить, что ряд лиц с подобными проявлениями (низкие баллы по шкале «эмоциональность») не всегда могут адекватно выражать свои эмоции, то есть подавляют свое действительное эмоциональное состояние. У 47% лезгин показатели шкалы «эмоциональность» соответствуют нормативным. Далее, 33% испытуемых-лезгин склонны проявлять враждебность и критичность в социальных контактах и относятся с недоверием по отношению к окружающим. Напротив, у 30% лезгин отмечается сильное проявление «теплых» признательных отношений и симпатий к окружающим. Анализ характеристик социализации личности у лиц, представляющих русскую национальность показывает у 20% низкий уровень социальной приспособленности, у 17% он высокий и у 63% он находится в пределах нормы. у 56% испытуемых отношения в семье хорошие и у 24% не выявлено нарушения приспособленности в семье. В сфере «здоровья» у 43% «русских» выявлены негативные проявления и озабоченность, связанные с плохим физическим самочувствием. Эмоциональная нестабильность личности обнаружена у 40% испытуемых-русских, только у 33% отмечена хорошая способность контролировать свои субъективные переживания. У 27% данной группы испытуемых показатели шкалы «эмоциональность» соответствуют нормативным.
Анализ характеристик социализации личности у лиц, представляющих татарскую национальность, показывает у 30% низкий уровень социальной приспособленности, у 17% он высокий и у 53% он находится в пределах нормы. При анализе отдельных характеристик социализации у 47% испытуемых-татар отмечаются нарушения приспособленности в семье (напряжения в семейных отношениях), у 26% испытуемых отношения в семье хорошие. В сфере «здоровья» у 53% представителей татарской национальности выявлены негативные проявления и озабоченность, связанные с плохим физическим самочувствием. В то же время у 53% отмечена уверенность в себе, стремление свободно выражать своё мнение, социальная экстравертированность и в ряде ситуаций элементы жестокого и агрессивного поведения. Эмоциональная нестабильность личности обнаружена у 67% испытуемых-татар, только у 13% отмечена хорошая способность контролировать свои субъективные переживания.
В целом, у всех испытуемых представляющих разную национальность и проживающих на территории Саратовской области обнаружен средний уровень социальной приспособленности. Однако у значительной их части (от 40 у лиц-русских до 53 у «лезгин» и 67% у «татар») выявлены нарушения, связанные с эмоциональной нестабильностью, трудностями в управлении и контроле своими чувствами, субъективными переживаниями. Кроме этого у ряда лиц, представляющих национальность «лезгины» отмечается (сред.ариф.значение - 6.1) склонность проявлять враждебность, критичность и недоверие по отношению к окружающим. У лиц русской (сред.ариф.значение - 6.5) и татарской национальности (сред.ариф.значение - 6.6) выявлены проблемы со здоровьем или излишний интерес к нему. Также у значительной части испытуемых-татар (сред.ариф.значение - 6) отмечаются переживания семейных отношений как неблагоприятных. Несмотря на имеющиеся проблемы и трудности социализации у испытуемых-лезгин и русских выявлен хороший уровень приспособленности в области семейных взаимоотношений, в частности отсутствие переживаний семейных проблем как неблагоприятных на субъективном уровне. Также испытуемые-русские меньше всех склонны проявлять враждебность в социальных контактах, а испытуемые-татары более других независимы и активны при взаимодействии с другими людьми.
Выводы
Несмотря на некоторую противоречивость в результатах анализа ценностной сферы личности у представителей трех разных национальностей, прослеживается позитивная тенденция, в частности ориентация на счастливую семейную жизнь и уверенность в себе, что особенно важно для успешной социализации и адаптации в современном обществе. Однако недостаточная значимость ценности «активная, деятельная жизнь», что говорит в пользу её снижения и преобладание такой особенности личности как пассивность, а также отсутствие стремлений в эстетическом проявлении чувств («красота природы и искусства») и в творчестве, скорее всего, тормозит позитивное начало личности, не даёт ей возможности развиваться полноценно.
У большинства испытуемых разной национальности обнаружен средний уровень социальной приспособленности. Однако у значительной их части выявлены нарушения, связанные с эмоциональной нестабильностью, трудностями в управлении и контроле своими чувствами, субъективными переживаниями. Кроме этого у ряда лиц, представляющих национальность «лезгины» отмечается склонность проявлять враждебность, критичность и недоверие по отношению к окружающим. У лиц русской и татарской национальности выявлены проблемы со здоровьем или излишний интерес к нему. Также у значительной части испытуемых-татар отмечаются переживания семейных отношений как неблагоприятных. Несмотря на имеющиеся проблемы и трудности социализации у испытуемых-лезгин и русских выявлен хороший уровень приспособленности в области семейных взаимоотношений, в частности отсутствие переживаний семейных проблем как неблагоприятных на субъективном уровне. Также испытуемые-русские меньше всех склонны проявлять враждебность в социальных контактах, а испытуемые-татары более других независимы и активны при взаимодействии с другими людьми.
В целом прослеживается взаимосвязь между ценностной сферой и социализацией личности, но для детального изучения ее необходим дополнительный анализ данных.
Рецензенты:
Шамионов Р.М., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой социальной психологии образования и развития, декан факультета психолого-педагогического и специального образования, г. Саратов;
Селиванова Ю.В., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики факультета психолого-педагогического и специального образования, г. Саратов.
Библиографическая ссылка
Малышев И.В. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15334 (дата обращения: 19.02.2025).