Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PECULIARITIES OF VALUE SPHERE AND SOCIAL ADAPTATION OF PERSONALITY OF REPRESENTATIVES OF DIFFERENT NATIONALITIES

Malyshev I.V. 1
1 Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky
The comparative analysis of the peculiarities of the value sphere and social adaptation of representatives of three nationalities leaving in the Saratov region is done. As the result of the analysis of the value sphere, among the most of the test persons the positive tendency is noted, in particular the orientation to the happy family life and the sureness in itself, which is especially important for the successful socialization in the modern society. However not enough significance of such values as "the active busy life" and of others, brakes the positive source of in the life. Among the majority of the representatives of different nationalities a middle level of social adaptation is discovered. In the same time, some violations related to the emotional instability, difficulties in the management and control on the own feelings are discovered. In general a relation between the phenomena can be seen, its study requires additional analysis of the dates.
value sphere
socialization of personality
social adaptation
Проблематика социализации личности является одной из актуальнейших на сегодняшний день. Современные условия предъявляют высокие требования к самой личности, которой необходимо быть готовой к постоянным переменам оставаясь при этом незыблемой по своей сути, сохраняя основные жизненные ценности и принципы.  Особое место в данном контексте приобретает изучение социальной приспособленности личности во взаимосвязи с ее ценностно-мотивационной сферой на примере разных национальностей. От эффективного  вхождения в различные слои российского общества представителей разных национальностей зависит социальное благополучие не только отдельного человека, но и государства в целом, что определяет перспективы развития будущих поколений.

Теоретический анализ проблемы

Представляет интерес разные подходы к пониманию в психологии явления социализации. В психологической науке социализация рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, который происходит в общении и деятельности. Она осуществляется как в условиях стихийного воздействия различных жизненных обстоятельств в обществе, так и в условиях воспитания, в процессе целенаправленного формирования личности [7]. Т.Шибутани полагает, что человек в процессе социализации усваивает конвенциальные значения и символы. Окружение в значительной степени концептуализировано. В результате этого человек способен участвовать в различных коллективных мероприятиях, где научается проводить различия и ему открываются коммуникационные каналы, вводящие его в иное символическое окружение [9].

Раскрытие дефиниции «социализация личности» трудно себе представить без определения ее социальных составляющих представленных в виде ценностей или ценностных ориентаций. Ценности часто рассматриваются в психологии как мощный регулятор социального поведения личности.

Ценностные ориентации образуют качественную составляющую направленности личности, основу ее мировоззрения и отношения к окружающему миру. Как полагает, А.И.Донцов, они являются основой активности человека и их важная  функция, как полагает, - направлять и корректировать процесс целеполагания человека [3].  

Формирование индивидуальных ценностей, по мнению исследователя, представляет собой процесс интериоризации (присвоения) личностью социальных ценностей. Так, вхождение личности в новую систему приводит к необходимости присвоения новых ценностей, смене приоритетов к этому времени в сформированной системе ценностей. Без этого у личности возникает психологический дискомфорт, который приводит к конфликту с системой [4].

На сегодняшний день исследование характеристик процесса социализации личности в разных его аспектах не должно ограничиваться только рамками известных в психологии подходов. Р.М.Шамионов обращает внимание на применение системно-диахронического подхода к изучению процессов социализации личности. Он понимает данное явление как процесс усвоения социального опыта, его обобщения и преобразования с включением в существующие подсистемы личности и объективизацию ее в системе социальных связей». То есть социализация личности - это сложная, многоуровневая, не линейная, динамическая система со множеством взаимосвязанных подсистем, образующих иерархию [8].

В этой связи, существенное значение в изучении процессов социализации личности имеет анализ ее составляющих, социально-психологических характеристик личности. Так, в   исследовании И.В.Малышева рассматривается проблема социально-психологической адаптации личности с точки зрения преодоления ею сложных, стрессовых ситуаций в разных условиях социализации (процесс обучения в Вузе, профессиональная социализация в экстремальных условиях). Определена взаимосвязь между социально-психологической адаптации и копинг-стратегиями личности в процессе социализации. Обнаружена зависимость между высоким уровнем адаптивности и выбором соответствующей копинг-стратегии [6]. В других исследованиях автора раскрываются жизненно важные ценности, определяющие развитие личности молодых людей. Показано, что определенная иерархия ценностных предпочтений позитивно влияет на стабильность личности студентов разной профессиональной направленности, в дальнейшем (по окончании вузовского образования) на их социальную, профессиональную адаптацию и в целом процесс их социализации [5].

В рамках исследования социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества, М.В.Григорьева анализирует особенности представлений и перспективы о своем будущем старшеклассников в зависимости от условий социализации.

Автор отмечает, что на процесс формирования жизненной перспективы у старшеклассников

оказывают влияние условия жизни в селе и городе. Она выделяет различия по таким критериям как четкость, сложность, долгосрочность перспективы, вариативность планов и т.д [2]. Кроме этого, ученый экспериментальным путем определила специфику значения понятия «Россия» у старшеклассников и студентов в зависимости от условий социализации. То есть, содержания и объема осваиваемых знаний, особенностей субкультуры, сфер взаимодействия представителей групп с другими людьми, межличностных взаимоотношений внутри группы и т.д. [1].

Таким образом, можно в определенной мере говорить о влиянии на успешность социализации личности, как ее адаптационных возможностей, так и социально-психологических составляющих в виде ценностной сферы. Основной целью данного исследования является изучение особенностей социализации и ценностных ориентаций  личности на примере представителей трех этносов, проживающих в Саратовской области (русские, лезгины, татары).

Методика

В эмпирическом исследовании для изучения уровня социализации личности использовалась методика Х.Белла. Шкалы методики («приспособленность в семье», «здоровье», «субмиссивность», «эмоциональность», «враждебность», «мужественность-женственность») позволяют определить, в какой именно области индивид испытывает трудности приспособления. Для изучения ценностных ориентаций применялась методика Е.Б.Фанталовой "Уровень соотношения "Ценности" и "Доступности" в различных, жизненных сферах". Для статистической  обработки данных применен метод определения средних,  параметрический метод сравнения двух независимых выборок (t-критерий Стьюдента, критерий Манн-Уитни). Выборку исследования составили представители трех национальностей (лезгины, русские, татары), проживающие на территории Саратовской области (90 человек в возрасте от 20 до 35 лет).

Результаты и их обсуждение

Из результатов анализа ценностной сферы личности у представителей трех разных национальностей следует, что ценность «уверенность в себе» является ведущей (оценка по двум критериям методики:  привлекательность и доступность) у испытуемых лезгин и татар) и у всех трех национальностей по критерию привлекательности. Кроме этого в двух группах испытуемых (лезгины и русские) по критерию привлекательности, а также  татар по критерию доступность ведущими являются ценности «счастливая семейная жизнь» и «здоровье». У испытуемых русской национальности сюда также относится ценность «любовь», а у татар ценность «материально-обеспеченная жизнь». Высокие результаты по данным ценностям (7 баллов и выше) отражает как национальные, так и социально-психологические особенности  испытуемых, представляющие три народа. Но в то же время  практически у всех испытуемых заметно снижение активности (ценность «активность») без которой невозможна или затруднена реализация в профессиональном плане и успешность социальной адаптации в обществе (средний балл 3). Кроме этого у большинства лиц разной национальности отмечается значительное снижение  (1-2 балла) по критерию привлекательности ценностей отражающих творчество и интерес к природе и искусству. То есть данные  ценностные ориентации не является социально-значимыми для личности испытуемых, что безусловно сдерживает ее духовное и гармоничное развитие. У лиц русской национальности также обнаружено снижение ценности «познание», что негативно влияет на интеллектуальное развитие. Это также важно, как и развитие эстетических качеств («красота природы и искусства»), ведь их развитие позволяет личности наиболее полно раскрыть себя. Здесь мы видим явную негативную тенденцию, которая в целом  ограничивает возможности представителей разной национальности, в духовном самосовершенствовании, на пути реализации себя в своей профессии.  Несмотря на это привлекательными для большинства лиц являются ценности социальной и межличностной направленности, что заметно в ценностях: «любовь», «счастливая семейная жизнь» и «наличие хороших и верных друзей». Важно отметить, что для многих испытуемых (лезгины и русские) малодоступной ценностью остается «материально-обеспеченная жизнь», что отражено в подобной ценностной ориентации. Кроме этого в двух национальных группах (лезгины, татары) отмечаются трудности в реализации творческой деятельности.

Статистический анализ ценностных ориентаций по критерию Манна-Уитни (см. таб.), проведенный с целью выявления различий по ценностям между разными национальными группами подтверждает проведенное ранее исследование. Так, в группах лезгин и русских обнаружены статистически значимые различия по  ценностям  (критерий привлекательность) «познание»,  «свобода как независимость в поступках и действиях», «творчество». В группах испытуемых лезгин и татар обнаружены различия по таким ценностям как «здоровье», «красота природы и искусства», «интересная работа», «материально-обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь». В группах испытуемых русских и татар обнаружены следующие различия по ценностным ориентациям: «здоровье», «красота природы и искусства», «любовь», «материально-обеспеченная жизнь», «свобода как независимость в поступках и действиях», «счастливая семейная жизнь» и  «творчество». Заметно, что выявлено более всего различий по ценностям в группах русских и татар. Кроме этого обнаружено различие по ценностям «творчество» во всех трёх группах. Самый низкий уровень привлекательности эта ценность имеет у лезгин, как это следует из качественного анализа ценностной иерархии.

Статистически значимые различия по критерию доступности в группах лезгин и русских обнаружены по ценностям: «материально-обеспеченная жизнь», «уверенность в себе», «счастливая семейная жизнь», «творчество». У представителей национальности лезгины и татары выявлены следующие статистически значимые различия по ценностям: «здоровье», «материально-обеспеченная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «уверенность в себе», «познание». В группах русских и татар обнаружены  различия по ценностям: «наличие хороших и верных друзей», «свобода как независимость в поступках и действиях» и «творчество».

Важное значение, при оценки ценностно-мотивационной сферы личности имеет показатель дезинтеграции. Здесь он относительно не высокий, что характеризует во многом стабильность ценностной сферы испытуемых. Особенно это относится к представителям национальности лезгины (ср.ариф. значение 31,5) и татары (35,3).  Однако в группе представителей русской национальности данные показатели сравнительно выше (41).

Оценивая иерархию ценностной сферы в целом можно определенно сказать, что, несмотря на некоторую противоречивость в результатах, прослеживается позитивная тенденция, в частности ориентация на счастливую семейную жизнь и уверенность в себе, что особенно важно для успешной социализации и адаптации в современном обществе. Однако недостаточная значимость ценности «активная, деятельная жизнь», что говорит в пользу её снижения и преобладание такой особенности личности как пассивность, а также отсутствие стремлении в эстетическом проявлении чувств («красота природы и искусства»), в творчестве скорее всего тормозит позитивное начало личности, не даёт ей возможности развиваться полноценно.

Показатели различий ценностной сферы в разных группах испытуемых

лезгин и русских

 

 

Ценности

Активная, деятельная жизнь

Здоровье

Интересная работа

Красота природы и искусства

Любовь

Материально-обеспеченная жизнь

Наличие хороших и верных друзей

Уверенность в себе

Познание

Свобода как независимость

Счастливая семейная жизнь

Творчество

Привлекательные

 

критерий

Манн-Уитни

-1.4

-0.7

-0.5

-1.2

-1.8

-0.1

-1.3

-0.3

-2.2

-2.2

-1.1

-3.6

Cтепень значимости  (p<)

0.1

0.4

0.5

0.2

0.06

0.8

0.1

0.7

0.02

0.02

0.2

2.6

Доступные

критерий

Манн-Уитни

-2.3

-1.7

-0.2

-1.1

-0.5

-2.2

-0.9

-3.9

-0.8

-0.5

-2.8

-3.7

Cтепень значимости  (p<)

0.02

0.07

0.8

0.2

0.5

0.02

0.3

0.01

0.3

0.5

0.004

0.00

лезгин и татар

 

 

Привлекательные

 

критерий

Манн-Уитни

-1.8

-2.2

-2.4

-2.6

-1.2

-2.7

-1.6

-0.6

-0.2

-1.1

-5.0

 

-1.7

Cтепень значимости  (p<)

0.1

0.02

0.01

0.007

0.1

0.006

0.1

0.5

0.8

0.2

0.00

0.07

Доступные

критерий

Манн-Уитни

-0.5

-2.1

-0.9

-1.2

-1.3

-2.0

-2.1

-3.0

-0.5

-0.8

-1.2

-0.008

Cтепень значимости  (p<)

0.5

0.03

0.3

0.1

0.1

0.04

0.03

0.002

0.5

0.4

0.2

0.9

русских  и татар

 

Привлекательные

 

критерий

Манн-Уитни

-0.9

-3.1

-1.8

-3.6

-3.9

-2.4

-0.7

-0.7

-1.6

-2.9

-3.9

 

-1.9

 

Cтепень значимости (p<)

0.3

0.002

0.06

0.00

0.00

0.01

0.07

0.07

0.09

0.003

0.00

0.04

Доступные

критерий

Манн-Уитни

-1.8

-0.1

-0.8

-0.02

-0.6

-0.1

-1.9

-0.9

-1.2

-2.2

-1.6

-3.5

Cтепень значимости(p<) 

0.06

0.8

0.3

0.9

0.5

0.8

0.04

0.3

0.2

0.02

0.1

0.00

На основании проведенной диагностики характеристик социализации личности у 13% испытуемых-лезгинов выявлен низкий уровень социальной приспособленности, у 26% он высокий и у 61% он находится в пределах нормы. Эмоциональная нестабильность личности обнаружена у 53% лезгин, только у 20% отмечена хорошая способность контролировать свои субъективные переживания. Необходимо отметить, что ряд лиц с подобными проявлениями (низкие баллы по шкале «эмоциональность») не всегда могут адекватно выражать свои эмоции, то есть подавляют свое действительное эмоциональное состояние. У 47% лезгин показатели шкалы «эмоциональность» соответствуют нормативным. Далее, 33% испытуемых-лезгин склонны проявлять враждебность и критичность в социальных контактах и относятся с недоверием по отношению к окружающим. Напротив, у 30% лезгин отмечается сильное проявление «теплых» признательных отношений и симпатий к окружающим. Анализ характеристик социализации личности у лиц, представляющих русскую национальность показывает  у 20% низкий уровень социальной приспособленности, у 17% он высокий и у 63% он находится в пределах нормы. у 56% испытуемых отношения в семье хорошие и у 24% не выявлено нарушения приспособленности в семье. В сфере «здоровья» у 43% «русских» выявлены негативные проявления и озабоченность, связанные с плохим физическим самочувствием. Эмоциональная нестабильность личности обнаружена у 40%  испытуемых-русских, только у 33% отмечена хорошая способность контролировать свои субъективные переживания. У 27% данной группы испытуемых показатели шкалы «эмоциональность» соответствуют нормативным.

Анализ характеристик социализации личности у лиц, представляющих татарскую национальность, показывает  у 30% низкий уровень социальной приспособленности, у 17% он высокий и у 53% он находится в пределах нормы. При анализе отдельных характеристик социализации у 47% испытуемых-татар отмечаются нарушения приспособленности в семье (напряжения в семейных отношениях), у 26% испытуемых отношения в семье хорошие. В сфере «здоровья» у 53% представителей татарской национальности выявлены негативные проявления и озабоченность, связанные с плохим физическим самочувствием. В то же время у 53% отмечена уверенность в себе, стремление свободно выражать своё мнение, социальная экстравертированность и в ряде ситуаций элементы жестокого и агрессивного поведения. Эмоциональная нестабильность личности обнаружена у 67%  испытуемых-татар, только у 13% отмечена хорошая способность контролировать свои субъективные переживания.

В целом, у всех испытуемых представляющих разную национальность и проживающих на территории Саратовской области обнаружен средний уровень социальной приспособленности. Однако у значительной их части (от 40 у лиц-русских до 53 у «лезгин» и 67% у  «татар») выявлены нарушения, связанные с эмоциональной нестабильностью, трудностями в управлении и контроле своими чувствами, субъективными переживаниями. Кроме этого у ряда лиц, представляющих национальность «лезгины» отмечается (сред.ариф.значение - 6.1) склонность проявлять враждебность, критичность и недоверие по отношению к окружающим. У лиц русской (сред.ариф.значение - 6.5) и татарской национальности (сред.ариф.значение - 6.6) выявлены проблемы со здоровьем или излишний интерес к нему. Также у значительной части испытуемых-татар (сред.ариф.значение - 6) отмечаются переживания семейных отношений как неблагоприятных. Несмотря на имеющиеся проблемы и трудности социализации у испытуемых-лезгин и русских выявлен хороший уровень приспособленности в области семейных взаимоотношений, в частности отсутствие переживаний семейных проблем как неблагоприятных на субъективном уровне. Также испытуемые-русские меньше всех склонны проявлять враждебность в социальных контактах, а испытуемые-татары более других независимы и активны при взаимодействии с другими людьми. 

Выводы

Несмотря на некоторую противоречивость в результатах анализа ценностной сферы личности у представителей трех разных национальностей, прослеживается позитивная тенденция, в частности ориентация на счастливую семейную жизнь и уверенность в себе, что особенно важно для успешной социализации и адаптации в современном обществе. Однако недостаточная значимость ценности «активная, деятельная жизнь», что говорит в пользу её снижения и преобладание такой особенности личности как пассивность, а также отсутствие стремлений в эстетическом проявлении чувств («красота природы и искусства») и  в  творчестве, скорее всего, тормозит позитивное начало личности, не даёт ей возможности развиваться полноценно.

У большинства испытуемых разной национальности обнаружен средний уровень социальной приспособленности. Однако у значительной их части  выявлены нарушения, связанные с эмоциональной нестабильностью, трудностями в управлении и контроле своими чувствами, субъективными переживаниями. Кроме этого у ряда лиц, представляющих национальность «лезгины» отмечается склонность проявлять враждебность, критичность и недоверие по отношению к окружающим. У лиц русской и татарской национальности выявлены проблемы со здоровьем или излишний интерес к нему. Также у значительной части испытуемых-татар отмечаются переживания семейных отношений как неблагоприятных. Несмотря на имеющиеся проблемы и трудности социализации у испытуемых-лезгин и русских выявлен хороший уровень приспособленности в области семейных взаимоотношений, в частности отсутствие переживаний семейных проблем как неблагоприятных на субъективном уровне. Также испытуемые-русские меньше всех склонны проявлять враждебность в социальных контактах, а испытуемые-татары более других независимы и активны при взаимодействии с другими людьми.

В целом прослеживается взаимосвязь между ценностной сферой и социализацией личности, но для детального изучения ее необходим дополнительный анализ данных.

Рецензенты:

Шамионов Р.М., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой социальной психологии образования и развития, декан факультета психолого-педагогического и специального образования, г. Саратов;

Селиванова Ю.В., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики факультета психолого-педагогического и специального образования, г. Саратов.