Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

РОЛЬ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Феськова Е.В. 1 Приходько О.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Статья посвящена определению роли программно-методического обеспечения учебного процесса в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи». Отмечено отсутствие единых подходов к определению программно-методического обеспечения (ПМО). За основу берется определение, данное П.И. Образцовым. Рассматриваются три основных взаимосвязанных компонента ПМО: содержательный, функциональный и оценочный. Называются педагогические и методические задачи, которые могут быть решены с помощью ПМО. Раскрываются функции ПМО: планирующая, распределяющая, синтезирующая, интегрирующая, информационная. Обоснованы преимущества ПМО при использовании информационных технологий и целесообразность применения электронного учебника по дисциплине «Русский язык и культура речи» в аудиторной, самостоятельной и домашней работе студентов. Делается вывод, что применение ПМО позволяет учащимся спланировать индивидуальную траекторию в процессе профессионального саморазвития и получить личностно-ориентированную информационную поддержку со стороны педагога.
электронный учебник
функции ПМО
компоненты программно-методического обеспечения
программно-методическое обеспечение
речевая культура
1. Антонова H.A. Программно-методическое обеспечение университетской подготовки юристов и экономистов по английскому языку: Дис... канд. пед. наук. – Стерлитамак, 2006. – С. 6.
2. Буримская Д.В. Использование информационно-технологического обеспечения в обучении студентов вузов // Вестник университета (ГУУ). – 2007. - №8(34).
3. Калмыков A.A. Программно-методическое обеспечение переподготовки преподавателей вуза: на примере преподавания в Интернете.: Дис. ...канд.пед.наук. – М., 2002. – С. 69.
4. Королева Г.В. Программно-методическое обеспечение преподавания психолого-педагогичсского цикла дисциплин подготовки социальных работников в профессиональном лицее.: Дис. ...канд.пед.наук. – Екатеринбург, 2000. – С. 104.
5. Образцов П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. – Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. – 317 с.
6. Осипова С.И. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде [Текст] / С.И.Осипова, Н.В.Гафурова // Новосибирск: Сибирский педагогический журнал (научно практическое издание) – 2010. - № 1.– С. 117-123.
7. Смирнова Е.В. Формирование и использование программно-методического обеспечения, реализующего возможности информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности: на примере обучения английского языка студентов неязыковых специальностей.: Дис. ... канд.псд.наук. – М., 2007. – С. 5.
8. Тугая A.B. Программно-методическое обеспечение курса обучения иностранному языку курсантов военного ВУЗа. Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2311.

В настоящее время в обществе широко обсуждаются проблемы падения уровня культуры, разрушения нравственных ценностей, снижения речевой культуры. Речевая культура - показатель уровня образованности человека. Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо владеть высокой речевой культурой: уметь вести диалог с представителями разных поколений, общаться с коллегами и партнерами, налаживать производственные связи, проявляя высокие коммуникативные качества, добиваясь взаимопонимания, вызывая уважение к себе. Поэтому одной из первостепенных задач образования является подготовка специалистов, не только обладающих необходимыми профессиональными знаниями, но и имеющих навыки делового общения, умеющих пользоваться всеми средствами родного языка, грамотно пишущих, то есть готовых к будущей профессиональной деятельности.

Содержание программы дисциплины «Русский язык и культура речи» для студентов специальности «Профессиональное обучение в области информатики и вычислительной техники» ориентировано на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком, а также общей речевой культуры студентов посредством ознакомления и овладения всей возможной полнотой коммуникативных функций языка, ознакомления со знаковыми особенностями текстов разных функциональных стилей и жанров; совершенствование владения нормами устной и письменной речи.

В рамках изучения данной дисциплины решаются следующие задачи:

  • закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;
  • формирование коммуникативной компетенции специалиста;
  • обучение профессиональному общению в области избранной специальности;
  • развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссий и т.п.);
  • повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений.

Решение поставленных задач приводит к необходимости разработки программно-методического обеспечения по дисциплине. Проблема обеспечения учебного процесса в условиях информационной образовательной среды находится в центре внимания педагогов-исследователей [6]. Вместе с тем анализ научных публикаций приводит к выводу, что единых, принимаемых всеми учеными, научных подходов к раскрытию сущности данного феномена до сих пор не выработано. Об этом может свидетельствовать тот факт, что данное понятие не вошло в Российскую педагогическую энциклопедию. В различных источниках можно встретить обоснование таких видов обеспечения учебного процесса, как методическое, учебно-методическое, системно-методическое, научно-методическое, дидакто-методическое, программно-методическое и др.

П.И. Образцов под обеспечением учебного процесса понимает совокупность дидактических средств, позволяющих преподавателю организовать свою педагогическую деятельность и сделать ее эффективной. Введение в научный оборот и обоснование программно-методического обеспечения произошло сравнительно недавно и связано, в основном с развитием  дидактики и научно-технического прогресса в сфере образования. О программно-методическом обеспечении впервые заговорили с появлением компьютерных средств обучения. По мнению Г.В. Королевой, программно-методическое обеспечение «включает в себя экспериментальный учебный план и экспериментальную учебную программу, разработанную автором» [4]. А.А. Калмыкова под программно-методическим обеспечением понимает «учебно-методическую документацию, разработка которой связана с определенными условиями: содержательными, организационными, экономическими, дидактическими и методическими» [3]. Н.А. Антонова считает, что программно-методическое обеспечение - это «оптимальный комплекс учебно-методических пособий и рекомендаций для студентов по изучению данной дисциплины на уровне учебных планов факультетов и отделений» [1]. Е.В. Смирнова рассматривает программно-методическое обеспечение как «совокупность прикладных и инструментальных программных средств, учебно-методических материалов, ориентированных на автоматизацию процессов сбора, поиска, архивирования, передачи-приема, тиражирования информации, представленной в символах, анимации, аудио-видео информации, при реализации обратной связи; визуализацию явлений; интерактивный диалог с пользователем; реализацию различных режимов работы с учебным материалом» [7].

П.И. Образцов отмечает, что при раскрытии сущности понятия программно-методическое обеспечение в первую очередь рассматривается не столько методическая сторона обеспечения, сколько подчеркивается необходимость выбора педагогом адекватных применяемой методике средств обучения. Мы придерживаемся определения, данного П.И. Образцовым, он считает, что программно-методическое обеспечение - это совокупность программных продуктов учебного назначения, созданных под конкретные методики обучения  [5].

Программно-методическое обеспечение включает в себя три основных взаимосвязанных компонента - содержательный, функциональный и оценочный.

Содержательный компонент представляет собой программное обеспечение (рабочая, типовая, авторская программы, поурочные и тематические планы, предусматривающие использование информационно-технологического обеспечения на занятиях, расписание учебных занятий) и методическое обеспечение (печатные книги, печатные учебные пособия, учебно-методические пособия, учебно-методические материалы, критерии оценки), которое включает в себя и информационно-технологическое обеспечение: учебное и аутентичное (электронные базы данных вузов, электронные библиотеки, разработка программных продуктов по темам или модулям и методические рекомендации по их применению, электронная почта, форумы, блоги, телеконференции, видеоконференции, аудио-видео информация, учебные и информационные веб-сайты, тесты, критерии оценки).

Функциональный компонент состоит из набора функций преподавателя и студента; преподавателя и сети; методов, применяемых в процессе обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий, форм (семинар, основанный на динамической презентации, слайд-лекция, самостоятельная работа в компьютерной лаборатории).

Оценочный компонент содержит комплекс педагогических требований, предъявленных к применению компьютерных технологий. Также необходимо уделить внимание умениям и навыкам учебной работы, которые способствуют самостоятельному приобретению и усвоению знаний  [2].

Структурируя учебный материал, педагог может выделить наиболее существенные элементы темы, выявить среди них системообразующие, определяющие эффективность функционирования дидактической системы в целом. При этом важно учитывать влияние, которое та или иная структура учебного материала оказывает на мотивацию обучения, формирование интереса к обучению и научного стиля мышления. Анализируя содержание учебной дисциплины, целесообразно выделить такие элементы структуры, как категории, определения и понятия, по которым обучение следует вести на уровне знаний, умений, навыков и творческого подхода к практическому применению.

Процесс создания программно-методического обеспечения предполагает наличие четко поставленных целей и задач, объекта и субъекта, функций, закономерностей, противоречий, принципов, методов, средств и форм его реализации, видов контроля. Цель программно-методического обеспечения - разработка и совершенствование программного и методического обеспечения для проведения всех видов учебных занятий, повышение образовательного уровня обучающихся любых образовательных учреждений при использовании информационно-коммуникационных технологий.

С помощью программно-методического обеспечения могут быть достигнуты такие педагогические и методические задачи, как:

  • индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности;
  • стимулирование самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление самоконтроля и самокоррекции с диагностикой результатов учебной деятельности;
  • высвобождение учебного времени без ущерба качеству усвоения знаний за счет выполнения рутинных операций с помощью компьютера, связанных с работой с большим объемом информации;
  • усиление мотивации обучения и повышение автономии обучающихся;
  •  повышение осознанности учебного процесса;
  • увеличение информационной емкости учебного процесса за счет использования различных способов представления учебного материала;
  • возможность осуществления творческой и исследовательской деятельности путем создания собственных учебных материалов: создание учебных проектов, ресурсов, презентаций, моделирование и имитация изучаемых явлений, решение заданий с помощью информационно-обучающей среды.

Изучение научной литературы показало, что программно-методическое обеспечение имеет несколько функций: планирующую, распределяющую, синтезирующую, интегрирующую, информационную.

Планирующая функция предполагает планирование и конструирование учебного материала в системе занятий и отдельных занятий разного типа, конструирование коммуникативно-обучающей деятельности преподавателя и учебно-коммуникативной деятельности студентов с учетом условий обучения в каждой группе, планирование методического и информационного обеспечения для каждого вида занятий.

Распределяющая функция реализуется через распределение часов по каждому аспекту в учебной программе. При этом учитываются все виды обеспечения: информационные, электронные и печатные издания.

Синтезирующая функция помогает преподавателю сочетать, соединять и составлять различные виды, формы и типы обеспечения обучения в единое целое, которое будет применяться в практической деятельности и в процессе познания (самоподготовки).

Интегрирующая функция играет важную роль в междисциплинарном изучении. Используя знания других дисциплин и имея доступ к компетентной информации, студенты развивают коммуникативно-компетентностные знания и умения [2].

Информационная функция всегда реализуется в методическом обеспечении, но использование информационных технологий усиливает  визуальную информацию, звуковую, видео, информацию электронных сообщений.

Преимущества программно-методического обеспечения при использовании информационных технологий заключаются в том, что преподаватель получает возможность постоянно обновлять учебный материал, адаптировать и дополнять уже заложенные в базу данных программы, реализуя интерактивный подход к обучению.

Программно-методическое сопровождение можно определить как поддержку обучающихся в процессе обучения, основанную на использовании информационных технологий и представляющую собой единый программный продукт.

Благодаря применению программно-методического обеспечения в учебном процессе, педагог получает возможность одновременно воздействовать графической, звуковой, фото- и видеоинформацией на обучающихся, что существенно повышает эффективность обучения.

На сегодняшний день программно-методическое обеспечение применяется практически во всех учебных заведениях. Преподаватели разрабатывают и активно используют различные электронные учебные средства: пособия, практикумы, словари, лабораторные работы, педагогические программные средства, научные и методические разработки.

Использование программно-методического обеспечения в учебном процессе положительно влияет на мотивацию обучающихся к учебной деятельности, повышая уровень их самостоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач.

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения - до ста тысяч таких единиц.

Основываясь на целесообразности использования программно-методического обеспечения в учебном процессе, специфических особенностях современного студента, как представителя «цифрового поколения», мы разработали электронный учебник по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов специальности 050501.65.06 - Профессиональное обучение по отраслям: информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии». Учебник состоит из информационного блока (презентации по всем темам курса, содержащие схемы, таблицы, алгоритмы решения орфографических и пунктуационных задач, контрольные вопросы по каждому разделу; словарь профессионализмов и специальной терминологии; видео-уроки) и блока практических заданий, функционирующего в режиме диалога обучающегося с компьютером. Теоретический и практический материал в учебнике представлен семью модулями, поделен на страницы для удобства восприятия.

Для эффективности усвоения материала обучающимися используются рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и видео. При необходимости информацию можно скачать или распечатать. Обучающийся может самостоятельно управлять процессом обучения.

Электронный учебник по дисциплине «Русский язык и культура речи» можно применять:

  • при самостоятельном обучении;
  • на практических занятиях - для отработки навыков;
  • для проведения контроля и самоконтроля знаний обучающихся;
  • при дистанционном обучении - в качестве электронного пособия;
  • разместить в Интернете.

Работа в этом режиме дает возможность обучающемуся закрепить знания, полученные при работе с информационным блоком. Система подсказки позволяет при необходимости обращаться к любому разделу учебного материала.

Целесообразность применения электронного учебника при выполнении обучающимися самостоятельной работы заключается в том, что учебник является образовательным мультимедийным средством, благодаря присущим ему качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствовать повышению их мотивации.

Проведенный анализ целесообразности использования программно-методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» показал, что достижение целей  (повышение уровня практического владения современным русским литературным языком, общей речевой культурой; совершенствование владения нормами устной и письменной речи) возможно при активном использовании программно-методического обеспечения дисциплины, ориентированного не только на поддержку процесса обучения, но и на осуществление разнообразных видов учебной деятельности.

Экспериментальная апробация программно-методического обеспечения в СФУ по дисциплине «Русский язык и культура речи» осуществлялась с использованием  оболочки Moodle. Данная программа для обучения и проведения экзаменов, контрольных и тестовых работ используется для проведения тестирования в компьютерных классах с использованием локальной сети; преподаватель управляет процессом тестирования со своего рабочего места, видя его результаты обучающихся. В программе ведется база данных пользователей и их результатов.

В большинстве проанализированных нами программных средств учебного назначения контроль ограничивается либо предложением обучаемому выбрать верный ответ из нескольких представленных на экране (обычно 3-5), либо констатацией правильности полученного ответа («верно-неверно»), либо предложением прочесть верный ответ в готовом виде (при неправильном ответе). Подобный подход к контролю знаний нельзя назвать педагогически оправданным в условиях использования программно-методического обеспечения, возможности которого позволяют обеспечить диагностику ошибок по результатам обучения и в зависимости от этого направить дальнейшую деятельность обучающегося, организовать диалог в процессе исправления ошибок и обеспечить поэтапный контроль с обратной связью.

Практика показывает, что использование программно-методического обеспечения в организации разных видов работы позволяет:

  • большую информационную емкость (что дает возможность представлять языковую модель в разном контексте и в разных коммуникативных ситуациях);
  • интенсификацию самостоятельной работы каждого обучающегося;
  • создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого обучающегося;
  • повышение познавательной активности обучающегося;
  • усиление мотивации;
  • реализацию процесса целеполагания;
  • предоставление обучающимся свободы выбора вида деятельности и темпа работы;
  • индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения;
  • использование различных форм работы (парные, групповые);
  • разнообразие деятельности обучающихся, активизацию внимания, повышение творческого потенциала личности;
  • работу с электронными энциклопедиями, словарями, учебниками, возможностями ресурсов Интернета;
  • работу с тестирующими программами;
  • создание творческих работ: презентации по теме урока, схемы, таблицы, диаграммы и др.

На компьютер переносятся те виды работ, которые вызывают наибольшие сложности при изучении русского языка. Компьютер позволяет индивидуализировать процесс обучения. Каждый обучаемый работает со своей скоростью. Кроме того, в электронном учебнике заложены задания разной степени сложности, что позволяет организовать эффективную работу с обучаемыми, у которых те или иные навыки находятся на различном уровне сформированности [8].

С включением компьютера в учебный процесс интерес обучающихся к дисциплине значительно повышается. Но гораздо важнее, что такая практика приучает обучающихся следить за своими результатами, выявлять сильные и слабые стороны собственной деятельности, мотивирует на самоанализ, облегчает процесс координации и корректировки самообразования.

Применение программно-методического обеспечения позволяет использовать различные методы обучения: проблемные, игровые, эвристические, развивающие  творческие способности и индивидуальность мышления учащихся.

Использование электронных ресурсов придает новый статус  самостоятельной и домашней работе обучающихся: обучение становится индивидуальным и самостоятельным и в то же время контролируемым и управляемым. С помощью компьютера осуществляется разнообразная по форме и содержанию связь с обучаемым (информативная, справочная, консультирующая, результативная, вербальная, невербальная). Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся важна при закреплении учебного материала, формировании умений и навыков, применении знаний.  Главная цель такого важного этапа учебного процесса, как закрепление - более глубокое усвоение изучаемого материала, его дальнейшее осмысление, уяснение и уточнение вопросов, недостаточно хорошо понятых при первичном ознакомлении, формирование и упрочнение необходимых умений и навыков. Активизирует внимание и мышление обучающихся использование интерактивных таблиц. Использование презентаций во время самостоятельной работы дает возможность обучающимся сочетать выполнение интерактивных практических заданий с работой над теоретическим материалом. Используя презентации перед проведением контрольных работ, можно в короткий срок активизировать в памяти большие объёмы материала. Использование компьютерной программы при проведении контрольных работ позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).

Таким образом, описанные выше варианты применения программно-методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» позволяют обучающимся планировать индивидуальную траекторию культурноречевого совершенствования в процессе профессионального саморазвития, позволяют осуществлять личностно-ориентированную информационную поддержку обучающихся со стороны педагога.

Рецензенты:

Осипова С.И., д.п.н., профессор-наставник кафедры фундаментального естественнонаучного образования ФГАОУ ВПО Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.

Гафурова Н.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального обучения института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВПО Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Феськова Е.В., Приходько О.В. РОЛЬ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13698 (дата обращения: 02.03.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074