Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE ROLE OF PROGRAM-METHODICAL MAINTENANCE OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH CULTURE OF THE STUDENTS

Feskova E.V. 1 Prikhodko O.V. 1
1 Federal state Autonomous educational institution of higher professional education "The Siberian Federal University"
Статья посвящена определению роли программно-методического обеспечения учебного процесса в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи». Отмечено отсутствие единых подходов к определению программно-методического обеспечения (ПМО). За основу берется определение, данное П.И. Образцовым. Рассматриваются три основных взаимосвязанных компонента ПМО: содержательный, функциональный и оценочный. Называются педагогические и методические задачи, которые могут быть решены с помощью ПМО. Раскрываются функции ПМО: планирующая, распределяющая, синтезирующая, интегрирующая, информационная. Обоснованы преимущества ПМО при использовании информационных технологий и целесообразность применения электронного учебника по дисциплине «Русский язык и культура речи» в аудиторной, самостоятельной и домашней работе студентов. Делается вывод, что применение ПМО позволяет учащимся спланировать индивидуальную траекторию в процессе профессионального саморазвития и получить личностно-ориентированную информационную поддержку со стороны педагога.
The article is devoted to definition of the role of program-methodical maintenance of educational process in the teaching discipline "Russian language and speech culture". Indicates that the science is not worked out unified approaches to the definition of methodical software (SW). Based on the definition given Pierazzo. Focuses on three main interrelated components SW: meaningful, functional and evaluation. Called pedagogical and methodological problems that can be solved by using the MT. Functions SW: planning, distributing, synthesizing, integrating, and information. Substantiated the advantages of the software when using information technologies and the expediency of application of the electronic textbook on the subject "Russian language and speech culture" in the classroom, self and home work of students. It is concluded that the application software allows students to plan individual trajectory in the process of professional self-development and to obtain a student-centered information support on the part of the teacher.
electronic textbook
SW
functions
components methodical software
methods and software
speech culture

В настоящее время в обществе широко обсуждаются проблемы падения уровня культуры, разрушения нравственных ценностей, снижения речевой культуры. Речевая культура - показатель уровня образованности человека. Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо владеть высокой речевой культурой: уметь вести диалог с представителями разных поколений, общаться с коллегами и партнерами, налаживать производственные связи, проявляя высокие коммуникативные качества, добиваясь взаимопонимания, вызывая уважение к себе. Поэтому одной из первостепенных задач образования является подготовка специалистов, не только обладающих необходимыми профессиональными знаниями, но и имеющих навыки делового общения, умеющих пользоваться всеми средствами родного языка, грамотно пишущих, то есть готовых к будущей профессиональной деятельности.

Содержание программы дисциплины «Русский язык и культура речи» для студентов специальности «Профессиональное обучение в области информатики и вычислительной техники» ориентировано на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком, а также общей речевой культуры студентов посредством ознакомления и овладения всей возможной полнотой коммуникативных функций языка, ознакомления со знаковыми особенностями текстов разных функциональных стилей и жанров; совершенствование владения нормами устной и письменной речи.

В рамках изучения данной дисциплины решаются следующие задачи:

  • закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;
  • формирование коммуникативной компетенции специалиста;
  • обучение профессиональному общению в области избранной специальности;
  • развитие речевого мастерства для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссий и т.п.);
  • повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений.

Решение поставленных задач приводит к необходимости разработки программно-методического обеспечения по дисциплине. Проблема обеспечения учебного процесса в условиях информационной образовательной среды находится в центре внимания педагогов-исследователей [6]. Вместе с тем анализ научных публикаций приводит к выводу, что единых, принимаемых всеми учеными, научных подходов к раскрытию сущности данного феномена до сих пор не выработано. Об этом может свидетельствовать тот факт, что данное понятие не вошло в Российскую педагогическую энциклопедию. В различных источниках можно встретить обоснование таких видов обеспечения учебного процесса, как методическое, учебно-методическое, системно-методическое, научно-методическое, дидакто-методическое, программно-методическое и др.

П.И. Образцов под обеспечением учебного процесса понимает совокупность дидактических средств, позволяющих преподавателю организовать свою педагогическую деятельность и сделать ее эффективной. Введение в научный оборот и обоснование программно-методического обеспечения произошло сравнительно недавно и связано, в основном с развитием  дидактики и научно-технического прогресса в сфере образования. О программно-методическом обеспечении впервые заговорили с появлением компьютерных средств обучения. По мнению Г.В. Королевой, программно-методическое обеспечение «включает в себя экспериментальный учебный план и экспериментальную учебную программу, разработанную автором» [4]. А.А. Калмыкова под программно-методическим обеспечением понимает «учебно-методическую документацию, разработка которой связана с определенными условиями: содержательными, организационными, экономическими, дидактическими и методическими» [3]. Н.А. Антонова считает, что программно-методическое обеспечение - это «оптимальный комплекс учебно-методических пособий и рекомендаций для студентов по изучению данной дисциплины на уровне учебных планов факультетов и отделений» [1]. Е.В. Смирнова рассматривает программно-методическое обеспечение как «совокупность прикладных и инструментальных программных средств, учебно-методических материалов, ориентированных на автоматизацию процессов сбора, поиска, архивирования, передачи-приема, тиражирования информации, представленной в символах, анимации, аудио-видео информации, при реализации обратной связи; визуализацию явлений; интерактивный диалог с пользователем; реализацию различных режимов работы с учебным материалом» [7].

П.И. Образцов отмечает, что при раскрытии сущности понятия программно-методическое обеспечение в первую очередь рассматривается не столько методическая сторона обеспечения, сколько подчеркивается необходимость выбора педагогом адекватных применяемой методике средств обучения. Мы придерживаемся определения, данного П.И. Образцовым, он считает, что программно-методическое обеспечение - это совокупность программных продуктов учебного назначения, созданных под конкретные методики обучения  [5].

Программно-методическое обеспечение включает в себя три основных взаимосвязанных компонента - содержательный, функциональный и оценочный.

Содержательный компонент представляет собой программное обеспечение (рабочая, типовая, авторская программы, поурочные и тематические планы, предусматривающие использование информационно-технологического обеспечения на занятиях, расписание учебных занятий) и методическое обеспечение (печатные книги, печатные учебные пособия, учебно-методические пособия, учебно-методические материалы, критерии оценки), которое включает в себя и информационно-технологическое обеспечение: учебное и аутентичное (электронные базы данных вузов, электронные библиотеки, разработка программных продуктов по темам или модулям и методические рекомендации по их применению, электронная почта, форумы, блоги, телеконференции, видеоконференции, аудио-видео информация, учебные и информационные веб-сайты, тесты, критерии оценки).

Функциональный компонент состоит из набора функций преподавателя и студента; преподавателя и сети; методов, применяемых в процессе обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий, форм (семинар, основанный на динамической презентации, слайд-лекция, самостоятельная работа в компьютерной лаборатории).

Оценочный компонент содержит комплекс педагогических требований, предъявленных к применению компьютерных технологий. Также необходимо уделить внимание умениям и навыкам учебной работы, которые способствуют самостоятельному приобретению и усвоению знаний  [2].

Структурируя учебный материал, педагог может выделить наиболее существенные элементы темы, выявить среди них системообразующие, определяющие эффективность функционирования дидактической системы в целом. При этом важно учитывать влияние, которое та или иная структура учебного материала оказывает на мотивацию обучения, формирование интереса к обучению и научного стиля мышления. Анализируя содержание учебной дисциплины, целесообразно выделить такие элементы структуры, как категории, определения и понятия, по которым обучение следует вести на уровне знаний, умений, навыков и творческого подхода к практическому применению.

Процесс создания программно-методического обеспечения предполагает наличие четко поставленных целей и задач, объекта и субъекта, функций, закономерностей, противоречий, принципов, методов, средств и форм его реализации, видов контроля. Цель программно-методического обеспечения - разработка и совершенствование программного и методического обеспечения для проведения всех видов учебных занятий, повышение образовательного уровня обучающихся любых образовательных учреждений при использовании информационно-коммуникационных технологий.

С помощью программно-методического обеспечения могут быть достигнуты такие педагогические и методические задачи, как:

  • индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности;
  • стимулирование самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление самоконтроля и самокоррекции с диагностикой результатов учебной деятельности;
  • высвобождение учебного времени без ущерба качеству усвоения знаний за счет выполнения рутинных операций с помощью компьютера, связанных с работой с большим объемом информации;
  • усиление мотивации обучения и повышение автономии обучающихся;
  •  повышение осознанности учебного процесса;
  • увеличение информационной емкости учебного процесса за счет использования различных способов представления учебного материала;
  • возможность осуществления творческой и исследовательской деятельности путем создания собственных учебных материалов: создание учебных проектов, ресурсов, презентаций, моделирование и имитация изучаемых явлений, решение заданий с помощью информационно-обучающей среды.

Изучение научной литературы показало, что программно-методическое обеспечение имеет несколько функций: планирующую, распределяющую, синтезирующую, интегрирующую, информационную.

Планирующая функция предполагает планирование и конструирование учебного материала в системе занятий и отдельных занятий разного типа, конструирование коммуникативно-обучающей деятельности преподавателя и учебно-коммуникативной деятельности студентов с учетом условий обучения в каждой группе, планирование методического и информационного обеспечения для каждого вида занятий.

Распределяющая функция реализуется через распределение часов по каждому аспекту в учебной программе. При этом учитываются все виды обеспечения: информационные, электронные и печатные издания.

Синтезирующая функция помогает преподавателю сочетать, соединять и составлять различные виды, формы и типы обеспечения обучения в единое целое, которое будет применяться в практической деятельности и в процессе познания (самоподготовки).

Интегрирующая функция играет важную роль в междисциплинарном изучении. Используя знания других дисциплин и имея доступ к компетентной информации, студенты развивают коммуникативно-компетентностные знания и умения [2].

Информационная функция всегда реализуется в методическом обеспечении, но использование информационных технологий усиливает  визуальную информацию, звуковую, видео, информацию электронных сообщений.

Преимущества программно-методического обеспечения при использовании информационных технологий заключаются в том, что преподаватель получает возможность постоянно обновлять учебный материал, адаптировать и дополнять уже заложенные в базу данных программы, реализуя интерактивный подход к обучению.

Программно-методическое сопровождение можно определить как поддержку обучающихся в процессе обучения, основанную на использовании информационных технологий и представляющую собой единый программный продукт.

Благодаря применению программно-методического обеспечения в учебном процессе, педагог получает возможность одновременно воздействовать графической, звуковой, фото- и видеоинформацией на обучающихся, что существенно повышает эффективность обучения.

На сегодняшний день программно-методическое обеспечение применяется практически во всех учебных заведениях. Преподаватели разрабатывают и активно используют различные электронные учебные средства: пособия, практикумы, словари, лабораторные работы, педагогические программные средства, научные и методические разработки.

Использование программно-методического обеспечения в учебном процессе положительно влияет на мотивацию обучающихся к учебной деятельности, повышая уровень их самостоятельности и активности в выборе методов решения стоящих перед ними задач.

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения - до ста тысяч таких единиц.

Основываясь на целесообразности использования программно-методического обеспечения в учебном процессе, специфических особенностях современного студента, как представителя «цифрового поколения», мы разработали электронный учебник по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов специальности 050501.65.06 - Профессиональное обучение по отраслям: информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии». Учебник состоит из информационного блока (презентации по всем темам курса, содержащие схемы, таблицы, алгоритмы решения орфографических и пунктуационных задач, контрольные вопросы по каждому разделу; словарь профессионализмов и специальной терминологии; видео-уроки) и блока практических заданий, функционирующего в режиме диалога обучающегося с компьютером. Теоретический и практический материал в учебнике представлен семью модулями, поделен на страницы для удобства восприятия.

Для эффективности усвоения материала обучающимися используются рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и видео. При необходимости информацию можно скачать или распечатать. Обучающийся может самостоятельно управлять процессом обучения.

Электронный учебник по дисциплине «Русский язык и культура речи» можно применять:

  • при самостоятельном обучении;
  • на практических занятиях - для отработки навыков;
  • для проведения контроля и самоконтроля знаний обучающихся;
  • при дистанционном обучении - в качестве электронного пособия;
  • разместить в Интернете.

Работа в этом режиме дает возможность обучающемуся закрепить знания, полученные при работе с информационным блоком. Система подсказки позволяет при необходимости обращаться к любому разделу учебного материала.

Целесообразность применения электронного учебника при выполнении обучающимися самостоятельной работы заключается в том, что учебник является образовательным мультимедийным средством, благодаря присущим ему качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствовать повышению их мотивации.

Проведенный анализ целесообразности использования программно-методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» показал, что достижение целей  (повышение уровня практического владения современным русским литературным языком, общей речевой культурой; совершенствование владения нормами устной и письменной речи) возможно при активном использовании программно-методического обеспечения дисциплины, ориентированного не только на поддержку процесса обучения, но и на осуществление разнообразных видов учебной деятельности.

Экспериментальная апробация программно-методического обеспечения в СФУ по дисциплине «Русский язык и культура речи» осуществлялась с использованием  оболочки Moodle. Данная программа для обучения и проведения экзаменов, контрольных и тестовых работ используется для проведения тестирования в компьютерных классах с использованием локальной сети; преподаватель управляет процессом тестирования со своего рабочего места, видя его результаты обучающихся. В программе ведется база данных пользователей и их результатов.

В большинстве проанализированных нами программных средств учебного назначения контроль ограничивается либо предложением обучаемому выбрать верный ответ из нескольких представленных на экране (обычно 3-5), либо констатацией правильности полученного ответа («верно-неверно»), либо предложением прочесть верный ответ в готовом виде (при неправильном ответе). Подобный подход к контролю знаний нельзя назвать педагогически оправданным в условиях использования программно-методического обеспечения, возможности которого позволяют обеспечить диагностику ошибок по результатам обучения и в зависимости от этого направить дальнейшую деятельность обучающегося, организовать диалог в процессе исправления ошибок и обеспечить поэтапный контроль с обратной связью.

Практика показывает, что использование программно-методического обеспечения в организации разных видов работы позволяет:

  • большую информационную емкость (что дает возможность представлять языковую модель в разном контексте и в разных коммуникативных ситуациях);
  • интенсификацию самостоятельной работы каждого обучающегося;
  • создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого обучающегося;
  • повышение познавательной активности обучающегося;
  • усиление мотивации;
  • реализацию процесса целеполагания;
  • предоставление обучающимся свободы выбора вида деятельности и темпа работы;
  • индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения;
  • использование различных форм работы (парные, групповые);
  • разнообразие деятельности обучающихся, активизацию внимания, повышение творческого потенциала личности;
  • работу с электронными энциклопедиями, словарями, учебниками, возможностями ресурсов Интернета;
  • работу с тестирующими программами;
  • создание творческих работ: презентации по теме урока, схемы, таблицы, диаграммы и др.

На компьютер переносятся те виды работ, которые вызывают наибольшие сложности при изучении русского языка. Компьютер позволяет индивидуализировать процесс обучения. Каждый обучаемый работает со своей скоростью. Кроме того, в электронном учебнике заложены задания разной степени сложности, что позволяет организовать эффективную работу с обучаемыми, у которых те или иные навыки находятся на различном уровне сформированности [8].

С включением компьютера в учебный процесс интерес обучающихся к дисциплине значительно повышается. Но гораздо важнее, что такая практика приучает обучающихся следить за своими результатами, выявлять сильные и слабые стороны собственной деятельности, мотивирует на самоанализ, облегчает процесс координации и корректировки самообразования.

Применение программно-методического обеспечения позволяет использовать различные методы обучения: проблемные, игровые, эвристические, развивающие  творческие способности и индивидуальность мышления учащихся.

Использование электронных ресурсов придает новый статус  самостоятельной и домашней работе обучающихся: обучение становится индивидуальным и самостоятельным и в то же время контролируемым и управляемым. С помощью компьютера осуществляется разнообразная по форме и содержанию связь с обучаемым (информативная, справочная, консультирующая, результативная, вербальная, невербальная). Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся важна при закреплении учебного материала, формировании умений и навыков, применении знаний.  Главная цель такого важного этапа учебного процесса, как закрепление - более глубокое усвоение изучаемого материала, его дальнейшее осмысление, уяснение и уточнение вопросов, недостаточно хорошо понятых при первичном ознакомлении, формирование и упрочнение необходимых умений и навыков. Активизирует внимание и мышление обучающихся использование интерактивных таблиц. Использование презентаций во время самостоятельной работы дает возможность обучающимся сочетать выполнение интерактивных практических заданий с работой над теоретическим материалом. Используя презентации перед проведением контрольных работ, можно в короткий срок активизировать в памяти большие объёмы материала. Использование компьютерной программы при проведении контрольных работ позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).

Таким образом, описанные выше варианты применения программно-методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» позволяют обучающимся планировать индивидуальную траекторию культурноречевого совершенствования в процессе профессионального саморазвития, позволяют осуществлять личностно-ориентированную информационную поддержку обучающихся со стороны педагога.

Рецензенты:

Осипова С.И., д.п.н., профессор-наставник кафедры фундаментального естественнонаучного образования ФГАОУ ВПО Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.

Гафурова Н.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального обучения института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВПО Сибирский федеральный университет, г. Красноярск.