Одно из направлений исследования поведения в ситуации стресса - изучение «психологических ресурсов» как посредника во взаимосвязях психологических и физиологических характеристик, отражающих реакцию на стресс. Первоначально данный термин использовался в исследованиях копинг-поведения для характеристики способности человека в большей или меньшей степени управлять собственными реакциями в угрожающих ситуациях [12]. Понятие «психологический ресурс» остаётся недостаточно чётким, в него включают разные характеристики: оптимизм, самоконтроль, позитивное самоощущение и даже экстраверсия. Например, было установлено [6], что люди с большим оптимизмом и самоконтролем лучше управляют своим поведением в стрессовой ситуации, причем, как на психологическом, так и на физиологическом уровне. Одна из наиболее исследуемых характеристик в качестве психологического ресурса - психологическое благополучие, характеризующее отношение человека к собственной жизни, оценке собственного бытия [5]. Теоретическая основа понимания «психологического благополучия» представлена в исследованиях Н. Брэдбурна и Э. Динера, но наибольшее распространение в эмпирических исследованиях получила концепция К. Рифф [11], которая интегрирует различные психологические теории. Психологическое благополучие как психологический ресурс позволяет противостоять стрессу или предупреждать его негативные проявления до того, как они могут нанести существенный вред [14]. При этом снижение негативных стрессовых реакций благодаря «психологическому ресурсу» наблюдается как на психологическом, так и на биологическом уровнях [11, 12]. В отечественной науке также есть работы, в которых обсуждается первичная роль психологических характеристик в процессе адаптации, в частности Медведев В. И. [2] утверждает, что психологические характеристики помогают формированию более адекватной структуры адаптационного ответа.
В контексте исследований психологического благополучия одним из наиболее изучаемых показателей является уровень тревожности, который рассматривается и как эмоциональная нестабильность, или нейротизм, и как самостоятельная черта. Тревожность сопряжена с возбуждением нервной системы, что проявляется в изменении физиологического состояния и оценки ситуации как угрожающей [1]. Рассматривая тревожность как личностную черту и как состояние, Спилбергер получил многочисленные данные о валидности данной концептуальной модели [1]. Тревожность и ее проявления исследуются при изучении поведения в стрессе и наиболее часто сопоставляются с физиологическимим реакциями. Так, например, в исследовании А. К. Осницкого и С. Ю. Тарасовой [4] получено подтверждение связи проявлений тревожности с адаптированностью детей к школьному обучению, с физиологическими и психологическими показателями, в частности, обнаружена связь уровня концентрации кортизола в слюне и высоких значений по шкале явной тревожности по опроснику Филлипса (r=0,46). Это позволяет утверждать, что концентрация кортизола в пробах слюны детей возрастает при актуальном состоянии школьной тревожности и дезадаптации. В работе [14] тревожность наряду с депрессией рассматривается как одна из составляющих психологического благополучия и включается в факторную структуру «психологического ресурса».
Цель данного исследования - рассмотреть взаимосвязи показателей психологического благополучия, депрессии и тревожности с физиологическим индикатором стрессовой регуляции - уровнем кортизола в слюне. Мы предполагаем, что будут обнаруживаться различия в характеристиках психологического благополучия у людей с разным уровнем тревожности, кроме того при уменьшении уровня тревожности будет увеличиваться психологическое благополучие и снижаться уровень физиологической стрессовой реакции. Выдвигая такие предположения, мы основываемся на работе [14], в которой показано, что особенности позитивного самовосприятия отрицательно связаны с уровнем кортизола, и эта связь может быть опосредована психологическим благополучием. Однако не только психологическое благополучие может выступать в качестве фактора, влияющего на уровень кортизола. Так, в работе [10] было установлено, что семейное окружение может влиять на уровень кортизола при разной силе ежедневных стрессов.
Организация и методы исследования
Участники исследования. В исследовании приняли участие 129 студентов 1 курса Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Респонденты заполняли опросники в ходе группового обследования.
Методики. Использовались следующие опросники: шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина (показатели: «личностная и стуативная тревожность»), шкала депрессии А. Бека (показатель: «депрессия») и шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко) (использовались показатели оригинальной методики: «позитивные отношения с окружающими», «автономия», «управление средой», «личностный рост», «ценность жизни», «самопринятие» и показатели, выделенные авторами адаптации: «баланс аффекта», «осмысленность жизни», «человек как открытая система», «автономность»).
Эндокринологический анализ. Исследовался уровень экскреции кортизола со слюной (показатель: «саливарный кортизол» (нмоль/л)). Образцы слюны собирались в микропробирки из химически инертного материала. Время проведения обследования с 11.30 до 13.00. Образцы слюны замораживались и хранились при температуре -6 ºC до проведения анализов. Анализ проводился иммуноферментным методом с использованием стандартных наборов фирмы Diagnostics Biochem Canada Inc на базе коммерческой диагностической лаборатории.
Статистический анализ. Использовались следующие методы: кластерный анализ, однофакторный дисперсионный анализ ANOVA, корреляционный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Первым этапом работы являлось выделение групп по уровню тревожности. Использовались показатели «уровень ситуативной и личностной тревожности», которые включались в кластерный анализ (метод k-средних). В результате были выделены три группы испытуемых: высокотревожные (группа 1; n=39), со средним уровнем тревожности (группа 2; n=58) и нетревожные (группа 3; n=43), средние и стандартные отклонения приведены в таблице 1.
Таблица 1
Средние значения (M) и стандартные отклонения (SD) показателей ситуативной и личностной тревожности (в баллах)
Показатели |
Уровень тревожности |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
|
Саливарный кортизол (нмоль/л) |
20,66 |
10,89 |
15,91 |
6,38 |
20,14 |
10,86 |
Ситуативная тревожность |
55,85 |
5,80 |
42,76 |
4,50 |
33,79 |
3,86 |
Личностная тревожность |
54,54 |
7,44 |
39,12 |
3,27 |
32,37 |
4,41 |
Депрессия |
38,75 |
6,48 |
30,73 |
5,32 |
28,88 |
4,20 |
Показатели психологического благополучия |
|
|
|
|
|
|
Позитивные отношения с окружающими |
60,47 |
8,83 |
59,44 |
6,63 |
62,92 |
6,81 |
Автономия |
53,19 |
8,24 |
61,14 |
7,87 |
61,85 |
8,21 |
Управление средой |
49,94 |
10,10 |
58,44 |
6,29 |
62,19 |
6,17 |
Личностный рост |
61,36 |
6,91 |
64,09 |
7,16 |
66,42 |
7,55 |
Ценность жизни |
59,56 |
9,85 |
62,75 |
8,46 |
66,34 |
7,63 |
Самопринятие |
48,92 |
8,58 |
58,42 |
6,58 |
59,46 |
6,11 |
Баланс аффекта |
106,14 |
17,37 |
88,27 |
12,62 |
77,71 |
13,45 |
Осмысленность жизни |
90,72 |
13,34 |
96,33 |
10,61 |
98,46 |
12,68 |
Человек как открытая система |
64,00 |
6,92 |
64,48 |
6,54 |
66,19 |
10,39 |
Автономность 2 |
43,28 |
5,97 |
37,21 |
6,21 |
37,90 |
6,99 |
Сравнение групп по уровню кортизола
Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) выявил значимые различия в экскреции кортизола: F(2, 137)=4,01, p=0,02. Post hoc сравнения позволили уточнить этот результат. Так, значимые различия в уровне кортизола обнаруживаются при попарном сравнении групп со средним и высоким уровнем и со средним и низким уровнем тревожности. Различий между группами с высоким и низким уровнем тревожности не обнаружено.
Результаты показывают, что как при высокой, так и при низкой тревожности уровень кортизола одинаков, тогда как при среднем уровне тревожности уровень кортизола значимо снижается. Рассматривая тревожность как ситуативную, можно предполагать, что при усилении тревожности от минимальных значений к средним будет происходить уменьшение уровня кортизола, а при переходе от средних к высоким - наоборот. Личностная тревожность, как более стабильная характеристика, аналогичным образом связана с уровнем кортизола. Это позволяет предполагать нелинейные отношения между уровнем кортизола и тревожностью. В некоторых работах отмечается, что связь данных показателей может быть опосредована различными факторами, например, силой стрессора.
Сходные с нашими результаты получены [7]. Эти исследователи выделили три типа реагирования на воздействие стрессора, при которых наблюдались разные уровни тревожности и содержания кортизола в сыворотке крови: первый без повышения уровня тревожности и кортизола, второй - повышение тревожности, но без повышения уровня кортизола, и третий - повышение и тревожности и кортизола. Авторы объясняют это тем, что первичным является психологический ответ на воздействие стрессора, связанный с повышением уровня тревожности, а увеличение кортизола в крови, как вторичный ответ, может приводить к такой поведенческой реакции дистресса, как «потеря контроля». В наших результатах также наблюдается разное соотношение уровней тревожности и кортизола.
Обратимся к результатам сравнения групп с разным уровнем тревожности по показателю «депрессии». Показатель «депрессии» значимо отличается во всех трех группах F(2, 126)=56,02, p=0,001. Это позволяет утверждать, что по мере снижения уровня тревожности будет снижаться и уровень депрессивности, что показано в таблице 1.
Связь показателей тревожности, депрессии, кортизола
Между показатели «ситуативной и личностной тревожности» выявлена прямая корреляционная связь (r=0,76; р<0,05). Показатель «депрессии» положительно связан с показателями «ситуативной» (r=0,64; р<0,05) и «личностной тревожности» (r=0,68; р<0,05). Значимых корреляций между показателями «тревожности», «депрессии» и уровнем кортизола не обнаружено.
Исходя из полученных корреляционных связей и результатов дисперсионного анализа, возможно предполагать нелинейную связь между показателями «уровень кортизола», «тревожность» и «депрессия». Объяснение можно обнаружить, если обратиться к исследованиям в рамках теории интегральной индивидуальности [3]. Рассматривая связи между разными уровнями индивидуальности и, в частности, между свойствами биохимического уровня и свойствами нервной системы, В. С. Мерлин говорит об опосредующих звеньях, выполняющих компенсаторную функцию [3]. В нашем случае рассматриваются два уровня индивидуальности: биохимический и личностный, с позиции теории интегральной индивидуальности связи между ними могут быть опосредованы как другими уровнями индивидуальности: общесоматическим, нейродинамическим и психодинамическим, так и опосредующими звеньями, в качестве которых могут выступать индивидуальный стиль деятельности и жизнедеятельности организма. Возможными опосредующими звеньями, связанными с компенсаторной функцией, являются, например, установка, ментальная модель стрессовой ситуации [2], которые направлены на формирование адекватного адаптационного ответа, также претендентом на опосредующие звено может быть и «психологический ресурс», о котором говорилось выше [14].
Психологическое благополучие и тревожность
Следующим этапом работы являлось установление различий в показателях психологического благополучия (по К. Риф) в группах с различным уровнем тревожности. Использовался однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA). В качестве зависимых переменных рассматривались показатели методики психологического благополучия, а в качестве независимой - «уровень тревожности». Обнаружены значимые различия по показателям: «автономность» (F(2, 126)=13,62, p=,001), «управление средой» (F(2, 126)=26,53, p=,001), «личностный рост» (F(2, 126)=4,69, p=,01), «цели в жизни» (F(2, 126)=5,96, p=,01), «самоприятие» (F(2, 126)=26,06, p=,001), «баланс аффекта» F(2, 126)=38,21, p=,001, «осмысленность жизни» (F(2, 126)=4,17, p=,01), «автономия» (F(2, 126)=56,02, p=0,001).
Общая тенденция в различиях между группами это то, что более высокие значения показателей «психологического благополучия» обнаруживаются в группе с наименьшим уровнем тревожности. Таким образом, есть основания утверждать, что уровень тревожности напрямую связан с характеристиками психологического благополучия. Люди с низкой тревожностью характеризуются большей независимостью в поступках и суждениях, они ощущают уверенность в жизненных обстоятельствах, стремятся к саморазвитию и имеют четкие представления о целях собственной жизни, кроме того, им свойственная позитивная самооценка, реалистичность и открытость новому опыту.
Связь показателей психологического благополучия, тревожности, депрессии и уровня кортизола
Для установления связей между показателями психологического благополучия, тревожности, депрессии и уровня кортизола предпринят корреляционный анализ по Пирсону в группах с разным уровнем тревожности.
В группе тревожных испытуемых показатель «депрессии» проявил прямую корреляцию с «балансом аффекта» (r=0,63; р<0,05) и негативную - со всеми остальными показателями психологического благополучия (r=-0,37 : -0,56; р<0,05). Показатель «ситуативной тревожности» негативно коррелирует с показателем «человек как открытая система» (r=-0,37; р<0,05). На основании этого можно заключить, что высокий уровень депрессивности напрямую связан с переживанием неблагополучия в отношении собственной жизни и событий, в ней происходящих.
В группе испытуемых со средним уровнем тревожности структура корреляционных связей другая. Показатель «депрессии» отрицательно связан с такими показателями психологического благополучия, как «управление средой» (r=-0,38; р<0,05), «ценность жизни» (r=-0,37; р<0,05), «самопринятие» (r=-0,32; р<0,05), «осмысленность жизни» (r=-0,35; р<0,05), и положительно с показателем «баланс аффекта» (r=0,45; р<0,05). Также обнаружены отрицательные связи показателей «личностной тревожности» и «автономии» (r=-0,27; р<0,05), «управления средой» (r=-0,37; р<0,05), положительная связь с «балансом аффекта» (r=0,48; р<0,05). Такие данные свидетельствуют, что у индивидов со средним уровнем тревожности наблюдается большая связь тревожности как личностной черты с ощущением психологического благополучия в отношении собственной независимости, самостоятельности и возможности адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. «Депрессивность», как и в группе с высокой тревожностью, связана с переживанием психологического неблагополучия.
Отрицательная связь показателя «депрессивности» с уровнем кортизола (r=-0,33; р<0,05) позволяет утверждать, что в данной группе при повышении уровня депрессивности показатели физиологической реакции на стресс будут уменьшаться.
В группе с низким уровнем тревожности обнаружено наименьше число связей показателей «психологического благополучия», «тревожности» и «депрессивности». Показатель «ситуативной тревожности» отрицательно связан с показателем «осмысленность жизни» (r=-0,33; р<0,05), а «личностной тревожности» - с показателями «автономности» (r=-0,34; р<0,05) и «управления средой» (r=-0,42; р<0,05). Показатель «депрессивности» положительно связан с показателями «баланс аффекта» (r=0,49; р<0,05) и «человек как открытая система» (r=0,38; р<0,05). Кроме того, обнаружена положительная связь показателей «уровня кортизола» и «управление средой» (r=0,32; р<0,05). В целом, количество связей между показателями уменьшается от высокого к низкому уровню тревожности. Такая ситуация позволяет предположить, что при высоком и среднем уровнях тревожности будет обнаруживаться симптомокомплекс, характеризующий психологическое неблагополучие и депрессивные проявления.
Заключение
Отсутствие корреляционных связей между «тревожностью» и «депрессией» в нашем исследовании согласуется с идеей о том, что это не сводимые друг к другу феномены [9]. Вместе с тем снижение уровня депрессии в группах со средней и низкой тревожностью позволяет полагать наличие связей между ними.
Уровень кортизола обнаруживает минимальное число связей с показателями депрессии, тревожности и психологического благополучия. Наиболее интересным фактом является то, что в группе со средним уровнем тревожности обнаруживается наиболее низкий уровень «саливарного кортизола» и отрицательная связь экскреции кортизола с депрессивностью. Вероятно, сочетание среднего уровня тревожности и депрессивности будут связаны со снижением физиологического ответа на стресс, что проявляется в низком содержании кортизола в слюне. Вместе с тем, утверждать, что психологическое благополучие связано с низким уровнем кортизола, оснований нет. Скорее, можно говорить о том, что при низком уровне тревожности будут наблюдаться наиболее высокие значения психологического благополучия.
В целом можно констатировать следующее: уровень физиологических и психологических свойств имеет нелинейную связь, при разных уровнях тревожности будет обнаруживаться разный уровень физиологических стрессовых реакций. Кроме того, в группе с низкой тревожностью усиление физиологической реакции будет способствовать увеличению психологического благополучия.
Материал подготовлен в рамках Проекта № 026-Ф Программы стратегического развития ПГПУ.
Рецензенты:
Вяткин Б. А. д.псих.н., профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, директор Института психологии ПГГПУ, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.
Щукин М. Р., д.псих.н., профессор кафедры практической психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Корниенко Д.С., Козлов А.И., Отавина М.Л. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, ДЕПРЕССИИ И ГОРМОНАЛЬНОЙ СТРЕССОВОЙ РЕАКЦИИ В СВЯЗИ С УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9733 (дата обращения: 08.10.2024).