Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА, ОСНОВАННАЯ НА ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНОМ ПОДХОДЕ

Колодий Н.А. 1 Родионова Е.В. 1 Кирьянова Л.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», Институт социально-гуманитарных технологий, кафедра культурологии и социальной коммуникации
Методология проектирования современных образовательных стандартов в сфере туризма должна базироваться на использовании основных положений компетентностного подхода. Использование модульных программ, основанных на компетенциях, в системе ДПО обусловлено требованиями интеграционных процессов высшего образования во всем мире. Модули представляют собой законченные блоки знаний и навыков и включают все необходимые для обучения компоненты. Интеграционно-модульный подход требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как структурно-организационный блок, связанный внутри межпредметной интеграцией. Предложены основные интегративы модульной программы: «проектный», «инновационный», «личностно ориентированный». Введение в учебный процесс интегративов позволит обеспечить тесную связь теоретической и практической направленности подготовки специалистов в сфере туризма, согласовать личностные и профессиональные цели и ценности, обеспечить связанность и системность образовательного процесса.
межпредметная интеграция
интегративы
интегративно-модульный подход
компетентностный подход
дополнительное профессиональное образование (ДПО)
1. Колодий Н.А., Родионова Е.В., Агранович В.Б. Анализ российского опыта организации дополнительного профессионального образования в сфере туризма [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №. 2. - C. 9-17. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/108-8991
2. Михайлова М.М. О подготовке кадров для сферы туризма [Электронный ресурс] // Псковский регионологический журнал. - 2011. - № 11. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-podgotovke-kadrov-dlya-sfery-turizma
3. Родионова Е.В., Колодий Н.А., Конюхова Т.В. Анализ зарубежного опыта организации дополнительного профессионального образования в сфере туризма [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №. 2. - C. 1-8. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/108-8992
4. Фурманков А.Н. Особенности ведения дополнительной образовательной деятельности в нестабильной среде. Современная бизнес-среда и образовательная среда - совпадающие тенденции // Дополнительное профессиональное образование. - 2008. - № 9. - С. 4-6.
5. Шевченко М.И. Актуальные проблемы подготовки кадров для индустрии туризма в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию МГИИТ «Современные тенденции развития системы подготовки кадров для индустрии туризма: Опыт, инновации, перспективы». - М., 2011. - Режим доступа: http://scipeople.ru/publication/105963/
Предназначением программ дополнительного профессионального образования (ДПО) является подготовка высококвалифицированных специалистов для удовлетворения растущих кадровых потребностей динамично развивающейся индустрии туризма России [2; 5] за счет:
  • вовлечения в индустрию туризма новых кадров из других отраслей экономики;
  • развития компетенций, приобретенных во время работы в сфере туризма;
  • приобретения новых компетенций в области современных туристских организаций, продуктов, процессов и технологий [1].

Основными объектами профессиональной деятельности специалистов индустрии туризма являются:

  • потребители услуг туристской индустрии (индивидуальные или корпоративные клиенты), их потребности;
  • туристский продукт;
  • технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии;
  • результаты интеллектуальной деятельности в сфере туризма;
  • нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;
  • средства размещения, предприятия питания, объекты экскурсионной деятельности, спортивно-оздоровительных услуг, средства транспорта, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;
  • информационные ресурсы и системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий.

Проведенный авторским коллективом мониторинг требований стейкхолдеров к содержанию компетенций современных кадров туристской индустрии показал, что система дополнительного профессионального образования (ДПО) должна базироваться на использовании основных положений компетентностного подхода, что обеспечит релевантность концепции системы подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма практическому опыту, накопленному в сфере оказания туристических услуг.

 Ключевые принципы ДПО - это обучение, ориентированное на слушателя, умение работать в команде, связь базовых дисциплин с вариативными, междисциплинарный подход, активация предшествующих знаний, достижение границ понимания, умение формулировать проблемные вопросы, самостоятельный поиск информации, предоставление обратной связи. Реализация компетентностного подхода в программе ДПО предусматривает широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающегося, адекватных целям программ ДПО; в рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов [4]. В учебном процессе по программе ДПО они должны составлять не менее одной трети аудиторных занятий.

Основой такого подхода при реализации ДПО может служить Problem Based Learning (PBL) - проблемно-ориентированное обучение. Это подход к организации учебного процесса, при котором студентам предлагают найти решение практическим проблемам из реальной жизни, что стимулирует их к изучению материала. Проблемно-ориентированный подход к изучению эффективнее, чем традиционное обучение, поскольку знания, используемые в контексте проблем, более ценные, чем знания, которые просто удовлетворяют структурам отдельных дисциплин.

Таким образом, целью проблемно-ориентированного обучения является не перегрузка студентов с акцентом на запоминание, а процесс исследования, осуществляемый как выяснение, какой материал необходимо изучить, и разрешение определенной ситуации, которая подается преподавателем в том виде, как она могла бы возникнуть в реальной жизни. Студенты могут пользоваться текстом задания, процедурой (порядком выполнения операций) решения, а также любой необходимой, по их мнению, литературой для «прояснения» ситуации, уточнения некоторых непонятных вопросов и т.д. Студенты работают в группах по 10-13 человек. За ходом занятия наблюдает преподаватель, однако он выполняет особые функции, отличные от функций лектора или преподавателя, ведущего семинар. Метод проблемно-ориентированного обучения основан на выполнении определённых видов заданий.

Задание - это стартовый пункт для занятий по PBL-методу. Задание содержит описание проблемы. Задания могут носить не только теоретический, но также практический характер.

Выделяют следующие типы заданий:

  • проблемное задание - содержит описание проблемы из конкретной области деятельности менеджера, директора организации, оказывающей услуги. Это наиболее часто встречающийся тип заданий;
  • задание для обсуждения - вид дискуссии;
  • стратегическое задание - требуется выработать стратегию для поведения в определённой ситуации;
  • задание для изучения - содержит конкретное указание, какой материал должен быть изучен и каким образом это должно быть сделано;
  • задание на выполнение действия - конкретные инструкции для встреч, интервью, сбора информации и так далее;
  • прикладное задание - требует приложения имеющихся знаний к определённой задаче.

Поскольку проблемная ситуация может выходить за традиционные рамки одной дисциплины, то данный подход легко может быть реализован в модульных программах.

Использование модульных программ, основанных на компетенциях, в системе дополнительного профессионального образования обусловлено требованиями интеграционных процессов высшего образования во всем мире [3].

Данный подход обладает следующими преимуществами:

1) предполагается наличие постоянной обратной связи с потенциальными работодателями в определении требований к знаниям, умениям и навыкам сотрудников;

2) в пределах одного модуля осуществляется комплексное освоение знаний, умений и навыков при формировании конкретной компетенции, обеспечивающей выполнение конкретной трудовой функции, в отличие от традиционного подхода, в котором изучался один предмет (модуль) без взаимосвязи с другими знаниями, умениями, навыками;

3) учащийся имеет возможность осуществлять непрерывное образование, учится нести ответственность за собственное обучение, а в дальнейшем - за собственный профессиональный рост и карьеру;

4) интегрируются теоретическая и практическая составляющие обучения: обеспечивается переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций, их упорядочивание и систематизация, что в конечном счете приводит к повышению мотивации учащихся в их освоении;

5) имеется возможность оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях  и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне;

6) появляется возможность применять одни и те же модули в нескольких учебных программах;

7) открывается возможность индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения  путём комбинирования необходимых модулей;

8) контроль качества полученного образования заключается не только в оценке уровня освоения дисциплин, но и в оценке компетенций обучающихся.

Модули представляют собой законченные «порции знаний и навыков» и включают все необходимые для обучения компоненты: от формулировки целей обучения до финальных экзаменов и оценки студентами качества модуля.

Программа предусматривает фиксированный набор обязательных модулей. Тематический междисциплинарный подход состоит в том, что в центре каждого модуля стоит ключевая тема, которой подчинены все дисциплины модуля и формы работы. Она задаёт генеральное направление обучения в модуле, определяет предметную область и соответствующий набор дисциплин.

Все дисциплины в модуле взаимосвязаны и дополняют друг друга, то есть нет «главного» предмета, а есть интеграция предметных областей, необходимых для решения конкретных практических задач, с которыми сталкивается специалист по туризму.

Интегративно-модульный подход  требует рассматривать учебный материал в рамках модуля не только как единое целое, направленное на достижение цели, но и как структурно-организованный блок, сцементированный внутри межпредметной интеграцией. При структурировании содержания обучения его основные компоненты и элементы должны быть интегрированы, сцементированы связями системообразования и функционирования и подчинены общей дидактической цели и содержательно-методической идее.

Реализуется такой подход посредством следующих основных компонентов/составляющих учебного процесса (интегративов).

  • «Проектный» интегратив предполагает взаимодействие формируемых теоретических знаний и практических навыков через реализацию метода проектов. Данный интегратив должен реализовываться посредством выполнения различных по масштабу прикладных проектов, анализа эффективности разработанных прикладных проектов и их апробацию на экспериментальных площадках.
  • «Инновационный» интегратив направлен на формирование инновационного мышления специалистов туристской индустрии, высокая динамика которой требует постоянного поиска и внедрения инноваций. Данный интегратив должен реализовываться посредством введения в содержание программ ДПО материалов об инновациях в предметной области, инноваций-продуктов, инноваций-процессов, инноваций-технологий.
  • «Личностно ориентированный» интегратив предполагает такую организацию обучения, которая позволяет слушателям постепенно выстраивать свою индивидуальную карьерную траекторию. Данный интегратив предполагает индивидуализацию организации образовательного процесса, использование образовательных форм, нацеленных на формирование профессионального ролевого поведения, формирование навыков самопрезентации.

Введение в учебный процесс интегративов позволяет обеспечить тесную связь теоретической и практической направленности подготовки, согласовать личностные и профессиональные цели и ценности, обеспечить связанность и системность образовательного процесса.

Сущность концепции интегративно-модульного подхода предполагает обоснование ведущей идеи целостного личностно-ценностного становления будущего работника туристской индустрии в образовательном процессе:

  • в процессе межпредметной интеграции происходит принятие субъектами педагогического сообщества цели профессионально-личностного становления будущего работника туриндустрии в единстве сущностных характеристик: профессионала, интеллигента и исследователя при интегрирующей функции педагогической позиции;
  • в процессе внутрипредметной интеграции осуществляется проектирование системы изучения учебной дисциплины на основе взаимосвязи с другими дисциплинами;
  • в процессе межличностной интеграции - сотворчество студентов и преподавателей, принимающих диалоговую позицию при решении комплексных профессиональных задач обучения, развития и воспитания;
  • в процессе внутриличностной интеграции - формирование профессионально-личностной готовности к профессиональной деятельности в сфере туризма. Разработанные критерии готовности дали возможность оценить ее уровень в следующих конкретных умениях: методологических, теоретико-методических, организационно-коммуникативных и рефлексивных.

Таким образом, методологическую основу проектирования современных образовательных программ составляют компетентностный и интегративно-модульный подходы. Использование основных положений компетентностного подхода позволяет обеспечить релевантность концепции системы подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма практическому опыту, накопленному в сфере оказания туристических услуг. Структуру и содержание образовательных программ предлагается выстраивать в соответствии с определенными профессиональными и общекультурными компетенциями кадров туристской индустрии. Указанные компетенции посредством декомпозиции на знания, умения и навыки формируют содержание всех модулей и дисциплин программ ДПО. Таким образом обеспечивается целостность программы, нацеленность всех модулей и дисциплин на единые образовательные результаты. Как средство структурирования содержания обучения предлагается использовать интегративно-модульный подход. Он рассматривает учебный материал в рамках модуля не только как единое целое, направленное на достижение цели, но и как структурно-организованный блок, сцементированный внутри межпредметной интеграцией.

Исследования выполнены в рамках государственного задания «Наука»,  тема № 6.2158.2011 «Исследование адаптации науки и высшего профессионального образования в условиях инновационных преобразований общества».

Рецензенты:

Лойко Ольга Тимофеевна, д.ф.н., профессор  кафедры  культурологии и социальной коммуникации Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.

Ардашкин Игорь Борисович, д.ф.н., профессор кафедры философии Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Колодий Н.А., Родионова Е.В., Кирьянова Л.Г. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА, ОСНОВАННАЯ НА ИНТЕГРАТИВНО-МОДУЛЬНОМ ПОДХОДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9333 (дата обращения: 12.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674