Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ГОРОДА ХАНОЯ

Клепик Н.К. 1 Нгуен Т.А. 1 Динь Т.Ф.З. 1
1 ГОУ ВПО « Волгоградский государственный технический университет»
В статье рассмотрен уровень безопасности дорожного движения в городе Ханое, проведен анализ дорожно-транспортных происшествий Ханоя за 2008-2012 годы. По количественному анализу: количество ДТП уменьшается, но степень тяжести последствий ДТП увеличивается. В данной работе выявлены основные причины возникновения ДТП: низкая дисциплина участников дорожного движения, состояние улиц и дорог, потребность в перевозке грузов и пассажиров, рост транспортных средств и их состояние, уровень организации дорожного движения. Показанные в предыдущей части проблемы организации и безопасности дорожного движения в городе Ханое требуют системного решения. Мероприятия могут быть направлены на повышение пропускной способности дорог, регулирование интенсивности движения на дорожной сети, а также регламентирование режимов движения автомобилей и повышение эксплуатационного состояния дорог на участках с низким уровнем загрузки дорог движением.
столкновение
Ханой
Дорожно-транспортное происшествие
транспорт
1. Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения : учеб. для вузов / Г.И. Клинковштейн, М.Б. Афанасьев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Транспорт, 2001. - 247 с.
2. Клепик Н.К. Дорожные условия и безопасность движения : учеб. пособие / Н.К. Клепик, Е.И. Железнов. – Волгоград : ВолгГТУ, 1997. - 61 с.
3. Статистика 2012 г. - Ханой : Издательство Статистики, 2012.
4. Планирование по строительству транспортной системы Ханоя до 2020 г.
5. О срочных мероприятиях по снижению количества дорожно-транспортных происшествий и дорожных пробок : Постановление Правительства Вьетнама № 32/2007/NQ-CP. – 2007.
6. Bao Gia. Решения для снижения дорожных пробок в Ханое [Электронный ресурс]. – [2010]. – Режим доступа: http://giadinh.net.vn/2010031208269192p0c1000/giai-phap-giao-thong-cua-ha-noi-xen-hay-bit-deu-la-tinh-the.htm.

Ханой - столица Вьетнама и один из городов, который имеет большую численность и высокую плотность населения во Вьетнаме. Поэтому транспорт играет важную роль в удовлетворении спроса для путешествий и перевозки пассажиров и грузов. При высокой численности населения и ограниченной площади дорожный транспорт города является большой проблемой.

Статистический анализ дорожно-транспортных происшествий является неотъемлемой частью в организации безопасного дорожного движения. Только с помощью анализа можно выявить очаги аварийности, оценить эффективность мероприятий и очередность их проведения [1]. Сведения о состоянии аварийности города Ханоя за 2008-2012 гг. представлены в таблице 1 [3].

Таблица 1 – Сведения о состоянии аварийности г. Ханой за 2008-2012 гг.

 

2008

2009

2010

2011

2012

Количество ДТП

1221

1207

1109

1027

813

Погибло

868

865

808

750

653

Ранено

543

531

485

450

410

Рисунок 1 – Распределение количества ДТП г. Ханой за 2008-2012 гг.

Из рисунка 1 видно, что по сравнениию с 2008 г. количество ДТП в 2012 г. уменьшается на 1,5 раза. В среднем коэффициент тяжести ДТП [2] для города Ханоя за 2008 г. составляет 0,71 и за 2012 - 0,8. Это значит, что количество ДТП уменьшается, но степень тяжести последствий ДТП увеличивается.

Наиболее часто совершаемым видом проишествий являются столкновения (рис. 2а). При столкновении число погибших является максимумом (1205 человек) и число раненых достигает 775 человек. Основные причины ДТП в г. Ханой: превышение скорости движения – 30,3%, eзда по запрещенной полосе – 23,5% и нарушение правил обгона – 21,6% (рис. 2б). Количество ДТП резко увеличивается в конце года (ноябрь и декабрь), а также во время Нового года (январь) и в апреле (время традиционных фестивалей) (рис. 2в). В конце недели люди часто выходят на улицу для покупки товаров и за развлечениями, поэтому количество ДТП резко увеличивается (рис. 2г).

2a. Распределение ДТП по видам 2б. Распределение ДТП по причинам

2в. Распределение ДТП по месяцам 2г. Распределение ДТП по дням недели

Рисунок 2 – Распределение ДТП г. Ханой за 2008-2012 гг.

Собранные данные показывают, что дорожное движение Ханоя стало сложной проблемой, которая требует большого внимания и системного решения. Для этого сначала нужен анализ основных факторов, влияющих на уровень ДТП в городе Ханое.

· Низкий уровень дисциплины участников дорожного движения

Это основной фактор, ведущий к увеличению аварий. Согласно статистическим данным, только около 48% участников управления транспортным средством имеют действующую лицензию (водительское удостоверение). У водителей нет достаточной квалификации: не соблюдают правила дорожного движения и имеют плохие навыки управления транспортом.

а) http://vnexpress.net/Files/Subject/3b/bd/e9/79/Untitled-7.jpg б) 7-Hinh1.jpg (360×250) в) 6a-(2)-2063copy.gif (255×191)

Рисунок 3 – Виды нарушения ПДД участниками дорожного движения.

На перекрестках, где часто образуются пробки, люди едут, нарушая правила; часто водители мотоциклов везут по два-три человека (рис. 3а) или нагромождают товар большого размера. Такие нарушения правил дорожного движения мотоциклистами, как поворот без включения сигнала поворота или включение сигнала поворота направо и поворот налево, являются распространенными. Пешеходы переходят улицу не по своим полосам, а как они хотят (3б, в). Это приводит к повышению количества дорожно-транспортных происшествий.

· Состояние улиц и дорог

Общая протяженность улиц г. Ханой составляет 7-8% пригородной зоны, в то время как в развитых странах - 15-20% (даже 30%). В Ханое насчитывается 319 улиц общей протяженностью 343 км (в том числе 65 магистральных улиц длиной 108,32 км) [4]. Средняя плотность городской улично-дорожной сети в городе - 0,19 км/1000 чел., площадь улиц, приходящаяся на 1 жителя, получается очень низкой, составляя в среднем 3,38 м /чел. [3].

Таблица 2 - Сравнительный анализ нормативов строительства городских дорог в России и Вьетнаме

Категория дороги

Вьетнам (20TCVN - 104-83)

Россия (2.07.01-89)

Скорость (км/ч)

Ширина полосы

движения, м

Число полос

движения

Скорость (км/ч)

Ширина

полосы

движения, м

Число полос

движения

Магистральные дороги

скоростного

движения

120

3,75

4-6

120

3,75

4-8

регулируемого

движения

80

3,50

2-4

80

3,50

2-6

Главные магистральные улицы

80

3,75

4-6

100

3,75

4-8

Городские улицы

районного значения

60

3

2-4

70

3,50

2-4

Местные улицы

60

2,75

2

40

3,00

2-3

Как видно в табл. 2, основные нормируемые параметры дорог и улиц, применяемые при проектировании улиц в городах Вьетнама, практически совпадают со СНиПом, однако, учитывая принципиально иную структуру транспортного потока, они явно не соответствуют реальным условиям движения.

· Потребность в перевозке грузов и пассажиров

В настоящее время во Вьетнаме существуют все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, речной, морской, воздушный и трубопроводный. Имеется устойчивая связь между ВВП (валовой внутренний продукт) и количеством перевезенных грузов и пассажиров. Так, при росте ВВП на 1% темпы роста количества перевезенных грузов увеличились с 0,54 до 0,66% [3]. Темпы роста грузо- и пассажироперевозок в Ханое за период 2008-2012 гг. представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели грузо- и пассажироперевозок в г. Ханой за период 2008-2012 гг.

 

Грузоперевозок

(по сравнению с 2007), %

Пассажироперевозок

(по сравнению с 2007), %

2007

100

100

2008

108,9

108,1

2009

105,4

129,2

2010

137,3

175,7

2011

158,4

218,6

2012

220,5

304,3

     

Автомобильный транспорт занимает особую позицию в системе перевозок пассажиров, ежегодно автомобильный транспорт перевозит более 80% объёма пассажироперевозок. Таким образом, автомобильный транспорт и автомобильные дороги играют решающую роль в развитии экономики СРВ и также в обслуживании населения.

· Рост транспортных средств и их состояние

Основная особенность транспортных средств на автомобильных дорогах СРВ - их сложный и неоднородный состав: велосипеды, мотоциклы, автобусы, легковые, грузовые автомобили, специальные и гужевые. В 2012 г. по сравнению с 1990 г. суммарное количество моторизованных транспортных средств увеличилось на 880,9%, количество автомобилей - на 903,8% , количество мотоциклов - на 1425,8 [3].

Другая особенность парка моторных машин Вьетнама - высокий срок эксплуатации. По данным Главного регистрационного управления Вьетнама, срок эксплуатации автомобилей следующий: 10 лет и ниже - 48%, от 10 до 15 лет - 24%, от 15 до 20 лет - 9%, свыше 20 лет - 19%. Положение парка автобусов также не лучше. Срок эксплуатации автобусов следующий: 12 лет и ниже - 56%, от 12 до 15 лет - 15%, от 15 до 17 лет - 6%, от 17 до 20 лет - 4% и свыше 20 лет - 19%. Таким образом, плохое техническое состояние парка моторных машин влияет на безопасность дорожного движения.

Сложный и неоднородный состав парка моторизованных транспортных средств привел к разнообразному составу транспортного потока на сети автомобильных дорог. На городских улицах доля велосипедов составляет 20-40%, мотоциклов – 40-70% и доля автомобилей – 5-20%. А на внегородских дорогах, особенно на магистралях, ситуация обратная. Здесь доля велосипедов составляет 5-20%, мотоциклов – 40-70% и доля автомобилей – 20-40%. Однако эти отношения отличаются по городам, районам и провинциям.

Показанные в предыдущей части проблемы организации и безопасности дорожного движения в Ханое требуют системного решения. Необходимо проводить эффективные мероприятия для снижения уровня опасности на дорогах и совершенствования схемы организации дорожного движения (табл. 4).

Таблица 4 - Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения

Вид мероприятий по повышению безопасности дорожного движения

Характеристика мероприятий

1

2

Регулирование интенсивности движения

 

Совершенствование структуры дорожной сети [5]

Строительство автомобильных магистралей и скоростных дорог (в т.ч. в застроенных территориях), объездов населенных пунктов с целью разделения местного и транзитного движения, снижения транспортной нагрузки на основную и местную сети дорог за счет оптимизации распределения транспортных потоков

Развитие местной сети дорог

Снижение транспортной нагрузки на основных дорогах государственного значения, оптимизация распределения местного и транзитного движения по дорожной сети

Ограничение дорожного движения

Уменьшение количества пересечений и примыканий на основных дорогах, запрещение въездов, в т.ч. на участках дорог в населенных пунктах

Введение дифференцированной платы за проезд по дорогам, совершенствование налогообложения за пользование транспортными средствами

Ограничение интенсивности движения, сокращение времени использования транспортных средств в отдельные часы суток

Повышение пропускной способности существующих дорог

 

Совершенствование параметров поперечного профиля

Увеличение числа полос движения; устройство разделительной полосы на многополосных дорогах; удаление боковых препятствий, ограничивающих видимость; увеличение габаритов мостов

Совершенствование параметров геометрических элементов плана трассы

Смягчение кривизны плана трассы, увеличение радиусов кривых в плане с устройством виражей и расширений

Совершенствование параметров на участках подъемов

Устройство дополнительных полос для движения на подъемах; расширение проезжей части в верхней и нижней частях подъема; устройство разделительного островка в пределах вертикальной кривой; увеличение радиуса вертикальной кривой

Участки дорог в населенных пунктах

Строительство пешеходных переходов разных уровней; устройство оборудованных стоянок автомобилей у объектов придорожного сервиса (отделенных от проезжей части) с переходно-скоростными полосами; обустройство автобусных остановок заездными карманами и переходно-скоростными полосами; строительство тротуаров и пешеходных дорожек

Пересечения и примыкания

Устройство канализированных пересечений и примыканий; строительство пересечений разных уровней

Регламентирование режимов движения при низком уровне загрузки движения [6]

 

Регламентирование скорости движения

Применение автоматизированных систем управления режимом движения; введение местного ограничения скорости движения транспортных потоков на опасных участках дороги

Запрещение обгонов

Введение ограничения обгонов в зоне участков концентрации ДТП

Совершенствование схем организации движения

Повышение сцепных качеств покрытия проезжей части с нанесением краевой и осевой линий разметки

Рецензенты:

Гудков Владислав Александрович, д.т.н, профессор, заведующий кафедрой «Автомобильные перевозки» Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград.

Ревин Александр Александрович, д.т.н, профессор, заведующий кафедрой «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей» Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Клепик Н.К., Нгуен Т.А., Динь Т.Ф.З. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ГОРОДА ХАНОЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9170 (дата обращения: 17.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074