Ханой - столица Вьетнама и один из городов, который имеет большую численность и высокую плотность населения во Вьетнаме. Поэтому транспорт играет важную роль в удовлетворении спроса для путешествий и перевозки пассажиров и грузов. При высокой численности населения и ограниченной площади дорожный транспорт города является большой проблемой.
Статистический анализ дорожно-транспортных происшествий является неотъемлемой частью в организации безопасного дорожного движения. Только с помощью анализа можно выявить очаги аварийности, оценить эффективность мероприятий и очередность их проведения [1]. Сведения о состоянии аварийности города Ханоя за 2008-2012 гг. представлены в таблице 1 [3].
Таблица 1 – Сведения о состоянии аварийности г. Ханой за 2008-2012 гг.
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Количество ДТП |
1221 |
1207 |
1109 |
1027 |
813 |
Погибло |
868 |
865 |
808 |
750 |
653 |
Ранено |
543 |
531 |
485 |
450 |
410 |
Рисунок 1 – Распределение количества ДТП г. Ханой за 2008-2012 гг.
Из рисунка 1 видно, что по сравнениию с 2008 г. количество ДТП в 2012 г. уменьшается на 1,5 раза. В среднем коэффициент тяжести ДТП [2] для города Ханоя за 2008 г. составляет 0,71 и за 2012 - 0,8. Это значит, что количество ДТП уменьшается, но степень тяжести последствий ДТП увеличивается.
Наиболее часто совершаемым видом проишествий являются столкновения (рис. 2а). При столкновении число погибших является максимумом (1205 человек) и число раненых достигает 775 человек. Основные причины ДТП в г. Ханой: превышение скорости движения – 30,3%, eзда по запрещенной полосе – 23,5% и нарушение правил обгона – 21,6% (рис. 2б). Количество ДТП резко увеличивается в конце года (ноябрь и декабрь), а также во время Нового года (январь) и в апреле (время традиционных фестивалей) (рис. 2в). В конце недели люди часто выходят на улицу для покупки товаров и за развлечениями, поэтому количество ДТП резко увеличивается (рис. 2г).
2a. Распределение ДТП по видам 2б. Распределение ДТП по причинам
2в. Распределение ДТП по месяцам 2г. Распределение ДТП по дням недели
Рисунок 2 – Распределение ДТП г. Ханой за 2008-2012 гг.
Собранные данные показывают, что дорожное движение Ханоя стало сложной проблемой, которая требует большого внимания и системного решения. Для этого сначала нужен анализ основных факторов, влияющих на уровень ДТП в городе Ханое.
· Низкий уровень дисциплины участников дорожного движения
Это основной фактор, ведущий к увеличению аварий. Согласно статистическим данным, только около 48% участников управления транспортным средством имеют действующую лицензию (водительское удостоверение). У водителей нет достаточной квалификации: не соблюдают правила дорожного движения и имеют плохие навыки управления транспортом.
а) б) в)
Рисунок 3 – Виды нарушения ПДД участниками дорожного движения.
На перекрестках, где часто образуются пробки, люди едут, нарушая правила; часто водители мотоциклов везут по два-три человека (рис. 3а) или нагромождают товар большого размера. Такие нарушения правил дорожного движения мотоциклистами, как поворот без включения сигнала поворота или включение сигнала поворота направо и поворот налево, являются распространенными. Пешеходы переходят улицу не по своим полосам, а как они хотят (3б, в). Это приводит к повышению количества дорожно-транспортных происшествий.
· Состояние улиц и дорог
Общая протяженность улиц г. Ханой составляет 7-8% пригородной зоны, в то время как в развитых странах - 15-20% (даже 30%). В Ханое насчитывается 319 улиц общей протяженностью 343 км (в том числе 65 магистральных улиц длиной 108,32 км) [4]. Средняя плотность городской улично-дорожной сети в городе - 0,19 км/1000 чел., площадь улиц, приходящаяся на 1 жителя, получается очень низкой, составляя в среднем 3,38 м /чел. [3].
Таблица 2 - Сравнительный анализ нормативов строительства городских дорог в России и Вьетнаме
Категория дороги |
Вьетнам (20TCVN - 104-83) |
Россия (2.07.01-89) |
|||||
Скорость (км/ч) |
Ширина полосы движения, м |
Число полос движения |
Скорость (км/ч) |
Ширина полосы движения, м |
Число полос движения |
||
Магистральные дороги |
скоростного движения |
120 |
3,75 |
4-6 |
120 |
3,75 |
4-8 |
регулируемого движения |
80 |
3,50 |
2-4 |
80 |
3,50 |
2-6 |
|
Главные магистральные улицы |
80 |
3,75 |
4-6 |
100 |
3,75 |
4-8 |
|
Городские улицы районного значения |
60 |
3 |
2-4 |
70 |
3,50 |
2-4 |
|
Местные улицы |
60 |
2,75 |
2 |
40 |
3,00 |
2-3 |
Как видно в табл. 2, основные нормируемые параметры дорог и улиц, применяемые при проектировании улиц в городах Вьетнама, практически совпадают со СНиПом, однако, учитывая принципиально иную структуру транспортного потока, они явно не соответствуют реальным условиям движения.
· Потребность в перевозке грузов и пассажиров
В настоящее время во Вьетнаме существуют все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, речной, морской, воздушный и трубопроводный. Имеется устойчивая связь между ВВП (валовой внутренний продукт) и количеством перевезенных грузов и пассажиров. Так, при росте ВВП на 1% темпы роста количества перевезенных грузов увеличились с 0,54 до 0,66% [3]. Темпы роста грузо- и пассажироперевозок в Ханое за период 2008-2012 гг. представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели грузо- и пассажироперевозок в г. Ханой за период 2008-2012 гг.
|
Грузоперевозок (по сравнению с 2007), % |
Пассажироперевозок (по сравнению с 2007), % |
2007 |
100 |
100 |
2008 |
108,9 |
108,1 |
2009 |
105,4 |
129,2 |
2010 |
137,3 |
175,7 |
2011 |
158,4 |
218,6 |
2012 |
220,5 |
304,3 |
Автомобильный транспорт занимает особую позицию в системе перевозок пассажиров, ежегодно автомобильный транспорт перевозит более 80% объёма пассажироперевозок. Таким образом, автомобильный транспорт и автомобильные дороги играют решающую роль в развитии экономики СРВ и также в обслуживании населения.
· Рост транспортных средств и их состояние
Основная особенность транспортных средств на автомобильных дорогах СРВ - их сложный и неоднородный состав: велосипеды, мотоциклы, автобусы, легковые, грузовые автомобили, специальные и гужевые. В 2012 г. по сравнению с 1990 г. суммарное количество моторизованных транспортных средств увеличилось на 880,9%, количество автомобилей - на 903,8% , количество мотоциклов - на 1425,8 [3].
Другая особенность парка моторных машин Вьетнама - высокий срок эксплуатации. По данным Главного регистрационного управления Вьетнама, срок эксплуатации автомобилей следующий: 10 лет и ниже - 48%, от 10 до 15 лет - 24%, от 15 до 20 лет - 9%, свыше 20 лет - 19%. Положение парка автобусов также не лучше. Срок эксплуатации автобусов следующий: 12 лет и ниже - 56%, от 12 до 15 лет - 15%, от 15 до 17 лет - 6%, от 17 до 20 лет - 4% и свыше 20 лет - 19%. Таким образом, плохое техническое состояние парка моторных машин влияет на безопасность дорожного движения.
Сложный и неоднородный состав парка моторизованных транспортных средств привел к разнообразному составу транспортного потока на сети автомобильных дорог. На городских улицах доля велосипедов составляет 20-40%, мотоциклов – 40-70% и доля автомобилей – 5-20%. А на внегородских дорогах, особенно на магистралях, ситуация обратная. Здесь доля велосипедов составляет 5-20%, мотоциклов – 40-70% и доля автомобилей – 20-40%. Однако эти отношения отличаются по городам, районам и провинциям.
Показанные в предыдущей части проблемы организации и безопасности дорожного движения в Ханое требуют системного решения. Необходимо проводить эффективные мероприятия для снижения уровня опасности на дорогах и совершенствования схемы организации дорожного движения (табл. 4).
Таблица 4 - Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения
Вид мероприятий по повышению безопасности дорожного движения |
Характеристика мероприятий |
1 |
2 |
Регулирование интенсивности движения |
|
Совершенствование структуры дорожной сети [5] |
Строительство автомобильных магистралей и скоростных дорог (в т.ч. в застроенных территориях), объездов населенных пунктов с целью разделения местного и транзитного движения, снижения транспортной нагрузки на основную и местную сети дорог за счет оптимизации распределения транспортных потоков |
Развитие местной сети дорог |
Снижение транспортной нагрузки на основных дорогах государственного значения, оптимизация распределения местного и транзитного движения по дорожной сети |
Ограничение дорожного движения |
Уменьшение количества пересечений и примыканий на основных дорогах, запрещение въездов, в т.ч. на участках дорог в населенных пунктах |
Введение дифференцированной платы за проезд по дорогам, совершенствование налогообложения за пользование транспортными средствами |
Ограничение интенсивности движения, сокращение времени использования транспортных средств в отдельные часы суток |
Повышение пропускной способности существующих дорог |
|
Совершенствование параметров поперечного профиля |
Увеличение числа полос движения; устройство разделительной полосы на многополосных дорогах; удаление боковых препятствий, ограничивающих видимость; увеличение габаритов мостов |
Совершенствование параметров геометрических элементов плана трассы |
Смягчение кривизны плана трассы, увеличение радиусов кривых в плане с устройством виражей и расширений |
Совершенствование параметров на участках подъемов |
Устройство дополнительных полос для движения на подъемах; расширение проезжей части в верхней и нижней частях подъема; устройство разделительного островка в пределах вертикальной кривой; увеличение радиуса вертикальной кривой |
Участки дорог в населенных пунктах |
Строительство пешеходных переходов разных уровней; устройство оборудованных стоянок автомобилей у объектов придорожного сервиса (отделенных от проезжей части) с переходно-скоростными полосами; обустройство автобусных остановок заездными карманами и переходно-скоростными полосами; строительство тротуаров и пешеходных дорожек |
Пересечения и примыкания |
Устройство канализированных пересечений и примыканий; строительство пересечений разных уровней |
Регламентирование режимов движения при низком уровне загрузки движения [6] |
|
Регламентирование скорости движения |
Применение автоматизированных систем управления режимом движения; введение местного ограничения скорости движения транспортных потоков на опасных участках дороги |
Запрещение обгонов |
Введение ограничения обгонов в зоне участков концентрации ДТП |
Совершенствование схем организации движения |
Повышение сцепных качеств покрытия проезжей части с нанесением краевой и осевой линий разметки |
Рецензенты:
Гудков Владислав Александрович, д.т.н, профессор, заведующий кафедрой «Автомобильные перевозки» Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград.
Ревин Александр Александрович, д.т.н, профессор, заведующий кафедрой «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей» Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Клепик Н.К., Нгуен Т.А., Динь Т.Ф.З. ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ГОРОДА ХАНОЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9170 (дата обращения: 11.11.2024).