Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года говорится, что «система образования призвана обеспечить:
· разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
· непрерывность образования в течение всей жизни человека» [3].
Идея непрерывного образования состоит в том, что общеобразовательная и профессиональная подготовка в сочетании с общекультурным, гуманистическим становлением личности сопровождают человека на протяжении всей его жизни, создавая условия для осознанного выбора каждым человеком самообразования, которое в наибольшей мере соответствует его интересам, мотивам, ценностным ориентациям.
Довузовская подготовка является звеном системы непрерывного образования в университете и вносит свой вклад в достижение наиболее полного удовлетворения потребностей слушателей в области образования.
Существующая система довузовской подготовки является той организованной средой, в которой проявляются реальные мотивы и интересы школьников, их установки на получение той или иной профессии.
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Ст.2., п.14) определено дополнительное образование, как такой вид образования, который «направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании …»(Ст.2., п.14) .
Довузовское образование – это «процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей в особом образовательном пространстве, в котором надстраивается базовый компонент среднего образования, ведется работа по профессиональной ориентации учащихся и поиску талантливой и одаренной молодежи» [1].
Учеными-педагогами выделяются следующие особенности организации довузовской подготовки в современной российской системе образования [5]:
· добровольность участия;
· свободный выбор содержания, форм и видов деятельности;
· возможность работы на основе вариативных программ с учетом индивидуальных интересов, способностей, уровня развития учащихся;
· возможность организации неформального образовательного процесса, где приоритет отдается, прежде всего, передаче опыта творчества;
· непрерывность образовательного процесса, так как он переходит последовательно из одной стадии в другую;
· динамическая ориентация образовательного процесса на профессию.
К наиболее распространенным организационным формам довузовского образования можно отнести:
1) подготовительные курсы;
2) подготовительные отделения;
3) лицейские классы (Малые академии);
4) занятия по индивидуальному договору с абитуриентом.
На факультете довузовского и непрерывного профессионального образования (далее ФДиНПО) Красноярского государственного медицинского университета им.проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого (далее КрасГМУ) существуют разные программы подготовки абитуриентов по дисциплинам медико-биологического профиля. Программы отличаются сроками реализации, содержательной частью, формами контроля. Это:
· Малая медицинская академия (ММА) – 2-х годичное обучение;
· вечерние подготовительные курсы разной продолжительности (от 1 до 6 месяцев);
· очные курсы для иногородних абитуриентов в дни школьных каникул (осень, зима, весна);
· дистанционные подготовительные курсы.
Традиционно в качестве вступительных испытаний в медицинский вуз (КрасГМУ) засчитываются результаты ЕГЭ по биологии, химии, русскому языку для специальностей «Лечебное дело, «Педиатрия», «Стоматология», «Фармация». Для специальностей «Клиническая психология», «Медицинская кибернетика» – это биология, русский язык и математика. Учебный план довузовской подготовки в КрасГМУ приведен в таблице 1.
Таблица 1
Учебный план довузовской подготовки в КрасГМУ
Форма обучения |
Всего час. |
В том числе по предметам |
|||||||
Биология |
Химия |
Физиология |
Анатомия |
Мед. практика |
|||||
ММА (1 год обучения) |
274 |
87 |
84 |
42 |
33 |
28 |
|||
Форма обучения |
Всего час. |
В том числе по предметам |
|||||||
Биология |
Химия |
Русский язык |
Математика |
Мед. практика |
|||||
ММА (2 год обучения) |
300 |
96 |
96 |
72 |
36 |
|
|||
Подготовительные курсы (6 мес) |
432 |
144 |
144 |
144 |
|
|
|||
Подготовительные курсы (3 мес) |
216 |
72 |
72 |
72 |
|
|
|||
Подготовительные курсы в дни школьных каникул |
200 |
100 |
100 |
|
|
|
|||
Подготовительные курсы (1,5 мес) |
20 |
|
|
|
|
20 |
|||
Дистанционные подготовит. курсы |
252 |
126 |
126 |
|
|
|
Довузовская подготовка обеспечивает условия для высокоэффективного обучения слушателей на основе постоянного совершенствования качества учебного процесса, внедрения прогрессивных методик обучения. Кроме того, она создает условия для выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями, обеспечивает углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов, более эффективно готовит выпускников к профессиональному самоопределению, обеспечивая преемственность общего и профессионального образования.
Следует отметить, что все формы довузовской подготовки факультета ДиНПО ориентированы на следующие основные цели:
1) ликвидировать существующие пробелы в знаниях абитуриентов;
2) сформировать устойчивые знания по предметам медико-биологического профиля;
3) подготовить обучающегося к сдаче ЕГЭ;
4) помочь в выборе образовательной траектории;
5) отразить специфику обучения в медицинском вузе.
Дистанционная форма обучения на довузовском этапе дает сегодня возможность решить еще две задачи:
· удовлетворить потребности тех абитуриентов, которые в связи с негибкостью и жесткой привязанностью процесса обучения к конкретному времени, испытывают трудности в получении образовательных услуг;
· предоставить возможность тем, кто территориально отдален от учебного заведения, сделать процесс обучения доступным [4].
На сайте дистанционного образования КрасГМУ у абитуриентов есть возможность пройти тестирование по профильным предметам – биологии и химии, тем самым выяснить степень готовности к сдаче экзаменов по этим дисциплинам и решить, нужна ли ему дополнительная подготовка [4].
По статистическим данным за период с 17.12.2010 г. по 01.02.2013 г. тестирование по профильным предметам на сайте дистанционного довузовского образования прошли 8174 человека. Результаты тестирования оценивались по 100-балльной шкале (меньше 50 % — «неудовлетворительно»; 50–70 % — «удовлетворительно»; 70–90 % — «хорошо»; больше 90 % – «отлично»). При анализе полученных результатов (табл. 2) можно увидеть, что по биологии положительную оценку (т.е. более 50 % правильных ответов) получили 3223 человек из 5855, что составляет 55 %. В свою очередь, по химии положительную оценку получили 486 человек из 2305, что составляет 21 %. Очевидно, что такой большой процент неудовлетворительных оценок показывает, что потребность в подготовительных курсах по профильным предметам, необходимым для поступления в медицинский вуз, достаточно велика.
Таблица 2
Результативность прохождения абитуриентами тестов по биологии и химии на сайте КрасГМУ
|
Общее число абитуриентов прошедших тесты |
Число абитуриентов с результатом от 0 до 2 баллов |
Число абитуриентов с результатом 3 балла |
Число абитуриентов с результатом 4 балла |
Число абитуриентов с результатом 5 баллов |
Химия |
2305 |
1819 |
321 |
159 |
6 |
Биология |
5855 |
2632 |
1854 |
1291 |
78 |
В тестировании по методике «Профессиональная ориентация», призванном помочь определить доминирующие сферы интересов абитуриентов, которые необходимо учитывать при выборе будущей специальности или направления подготовки, чтобы избежать разочарований [2], участие приняли 4519 человек.
Еще одно тестирование «Профессиональные установки» позволяет получить информацию о доминирующих профессиональных установках, которые указывают на степень ответственности профессионального выбора. Эта информация позволит согласовать профессиональные намерения, интересы, понять перспективы профессионального образования. Количество человек, прошедших данное тестирование – 1988.
По данным Министерства образования Красноярского края, начиная с 2007 года численность выпускников школ снижалась, и в 2011 году достигла минимального значения – 11638 человек, что в 2 раза меньше по сравнению с 2007 г. (26486 челочек). Основной причиной этого стал демографический спад в 90 годах. Следует отметить, что на общем фоне снижения конкурса на технические и некоторые гуманитарные специальности в других вузах региона, КрасГМУ никогда не испытывал недостатка в абитуриентах. Стабильно высокий конкурс от 4 до 23 человек на бюджетное место (в зависимости от специальности и формы обучения) держится в течение последних 5 лет. Сформированная потребность школьников в получении медицинского образования, по нашему мнению, является следствием правильно выстроенной системы профессиональной ориентации и довузовской подготовки. Динамика набора на подготовительные курсы и в ММА представлена на рис.1.
Рис.1. Динамика набора слушателей в ММА и на подготовительные курсы
В 2012 г. нами проведен анализ эффективности образовательных программ в зависимости от их продолжительности. Для подготовки абитуриентов существуют: 3-х, 6-ти месячные, 2-годичная программы обучения и курсы в дни школьных каникул (3 блока от 7 до 10 дней в зависимости от продолжительности школьных каникул). В качестве критерия эффективности был взят процент абитуриентов, поступивших в вуз, в том числе КрасГМУ.
Проанализировав результаты, мы пришли к следующим заключениям:
1) продолжительность подготовительных курсов практически не влияет на количество поступивших в вузы абитуриентов, за исключением обучения в ММА;
2) закономерностью следует считать, что слушатели ФДиНПО, окончившие Малую медицинскую академию (2 года обучения), имеют стабильный показатель поступления в вузы – в среднем 93,4 %. Колебания показателя в течение 5 лет различаются незначимо (от 89 % до 96 %);
3) считаем, что закономерны результаты, которые показали слушатели краткосрочных курсов в дни школьных каникул. Преподаватели использовали систему погружения в предмет, что дало свои положительные результаты. Процент поступления в КрасГМУ для слушателей таких курсов составил 73,3 %, что на 15 % выше, чем у слушателей, окончивших вечерние курсы.
Деканатом ФДиНПО ежегодно проводится анализ поступления слушателей факультета в вуз. Динамика поступления выпускников факультета довузовского и непрерывного профессионального образования представлена на рис.2.
Эффективность подготовки абитуриентов по программам довузовского образования мы оцениваем по следующим параметрам:
· процент поступления для выпускников ФДиНПО в вузы;
· успеваемость студентов, прошедших довузовскую подготовку;
· участие в СНО и общественной жизни КрасГМУ.
Рис. 2. Процент поступления выпускников ФДиНПО в вузы
Одним из важных аспектов деятельности ФДиНПО является адаптация выпускников нашего факультета к системе вузовского образования. Существует накопленный материал об успеваемости, социальной и научной активности выпускников факультета в статусе студента КрасГМУ. Успеваемость студентов КрасГМУ, прошедших подготовку в ММА, по сравнению со студентами, не прошедшими обучение на факультете ДиНПО, выше в среднем на 17 %.
Как правило, многие из слушателей ММА и подготовительных курсов занимаются исследовательской работой. Это позволяет им формировать умения логической обработки материала и правил построения научного сообщения, осваивать экспериментальные методики и не бояться аудитории, так как многие из них выступают на ежегодных конференциях, проводимых в нашем вузе. В рамках ежегодной студенческой научной конференции в КрасГМУ организована специальная секция для школьников по предметам медико-биологического профиля. Например, в 2013 г. на конференцию заявлено 48 докладов. Проявляется тенденция: выпускники ФДиНПО занимают призовые места на тех секциях, где преимущественно выступают студенты младших курсов. Обычно по 18 таким секциям выпускники ММА и подготовительных курсов занимают в среднем 58 % призовых мест.
Ниже приведена процессная модель организации довузовской подготовки в КрасГМУ (рис. 3).
Рис. 3. Процессная модель организации довузовской подготовки в КрасГМУ
Таким образом, система довузовского образования в КрасГМУ направлена на эффективную организацию и высокое качество образовательного и научно-исследовательского процессов, а также на обеспечение рынка высшего медицинского образования конкурентоспособными абитуриентами.
Рецензенты:
Смолянинова Ольга Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.
Никулина Светлана Юрьевна, доктор медицинских наук, проректор по учебной работе ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава РФ, г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Шилина Н.Г., Таптыгина Е.В. МОДЕЛЬ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В КРАСНОЯРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. ПРОФ. В. Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9032 (дата обращения: 14.10.2024).