Введение
Одной из главных задач системы высшего профессионального образования в условиях развития высокотехнологичного сектора производств является усиление внимания к проблеме подготовки специалистов технического профиля качественно нового уровня, а именно формирование активной творческой личности, способной и готовой самостоятельно определять и решать комплексные инженерно-технические проблемы, выходящие за пределы стандартных ситуаций, проектировать и конструировать сложные ресурсоэффективные технические объекты и системы, а также осознанно оценивать результаты своей профессиональной деятельности. Несмотря на то что современное разделение труда в области инженерной деятельности неизбежно ведет к специализации инженеров, базовой составляющей любой инженерно-технической деятельности является проектно-конструкторская. Успешность будущей проектно-конструкторской деятельности, как ключевой составляющей профессиональной деятельности бакалавра технического профиля, зависит от выполнения ряда внешних и внутренних условий и факторов, позволяющих специалисту грамотно и ответственно решать нестандартные задачи в области проектирования и конструирования.
Материал и методы исследования
К внешним условиям подготовки к проектно-конструкторской деятельности можно отнести наличие соответствующей научно-образовательной среды в вузе. К внутренним условиям - ключевые компетенции выпускника, приобретённые им в процессе обучения, как результат собственной проектно-конструкторской деятельности.
Проблемы с внешними условиями в настоящее время решены в большинстве российских вузов. Определяющую роль в формировании новой образовательной среды сыграл приоритетный национальный проект «Образование». В рамках проекта было осуществлено кардинальное обновление материально-технической базы и социальной среды ведущих учреждений высшего профессионального образования, сформировано ядро лидеров (федеральные и национальные исследовательские университеты), которые являются опорными точками новой современной сети учреждений профессионального образования, обновления ее структуры и типологии в соответствии с задачами, стоящими перед системой образования на современном этапе [5]. В рамках проекта отработаны эффективные организационно-экономические механизмы стимулирования инноваций в образовании, поддержки усилий и инициатив образовательных и общественных организаций, объединений работодателей, органов местного самоуправления, субъектов Российской Федерации по обновлению и совершенствованию образовательного процесса и системы образования в целом согласно задачам инновационной экономики.
Что касается внутренних условий, то здесь ситуация усложняется двумя проблемами:
во-первых, в системе высшего профессионально-технического образования нет чёткого определения структуры проектно-конструкторских компетенций;
во-вторых, формирование этих компетенций зависит от верно принятых управленческих решений в организации образовательного процесса вуза и степени готовности научно-педагогических работников к использованию адекватных методических и технологических приемов в организации учебного процесса.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что педагогическая проблема развития проектно-конструкторских компетенций выпускников технических профилей заключается, с одной стороны, в выявлении состава и содержания этих компетенций, удовлетворяющих требованиям современного рынка труда [8]. И с другой стороны, в поиске организационно-педагогических условий, направленных на формирование выявленных компетенций [9].
Решение первой части обозначенной педагогической проблемы состоит в выявлении состава проектно-конструкторских компетенций бакалавров технических профилей с учётом национальных и международных стандартов для ведения успешной проектно-конструкторской деятельности.
Вопросам исследования составляющих проектно-конструкторской компетентности выпускников технических вузов посвящены работы немногих российских учёных, таких как Матушкин Н.Н., Столбова И.Д, Ташкинов А.А., Лалетин В.А., Усанова Е.В., Шангина Е.И., Ерцкина Е.Б., Осипова С.И. [2-4; 7; 10].
Для выявления состава проектно-конструкторской компетентности бакалавров техники и технологии в данной работе был проанализирован состав требований к результатам освоения основных образовательных программ технических профилей на основе ФГОС ВПО по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий: «Энергетика и энергосбережение» (направление подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника»); «Индустрия наносистем и материалов» (направления подготовки 150100 «Материаловедение и технология материалов», 210100 «Электроника и наноэлектроника»); «Информационно-телекоммуникационные системы» (направления подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника», 230400 «Информационные системы и технологии», 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств»); «Рациональное природопользование» (направления подготовки 131000 «Нефтегазовое дело», 280700 «Техносферная безопасность») [6].
Результаты
В результате проведённого анализа ФГОСов для перечисленных направлений подготовки был выявлен обобщенный перечень задач проектно-конструкторской деятельности (столбец 2 табл. 1) и обобщённый перечень профессиональных и универсальных (общекультурные - ОК и общепрофессиональные - ОП) компетенций (столбцы 3 и 4 табл. 1), необходимых для ведения успешной проектно-конструкторской деятельности в соответствии с задачами профессиональной деятельности по указанным направлениям подготовки бакалавров технических профилей.
Выявленный состав проектно-конструкторских компетенций, которые представляют собой компетентностную модель выпускника для ведения проектно-конструкторской деятельности, будут необходимы при организации модели образовательного процесса и определения уровня сформированности проектно-конструкторских компетенций.
Решение второй части педагогической проблемы, а именно поиск организационно-педагогических условий, направленных на развитие выявленных проектно-конструкторских компетенций, вытекает из анализа [1] состояния развития инженерного образования. Данный анализ показал, что эффективность образовательного процесса вуза зависит от верно принятых концептуальных решений руководства и степени готовности научно-педагогических работников к использованию адекватных этим решениям методических и технологических приёмов в организации учебного процесса.
При этом следует отметить, что ориентация образовательного процесса на технологический подход с творческим поиском преподавателей базируется на принципах, суть которых сводится к тому, что строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору и проектированию содержания обучения (что?), организации и управлению учебным процессом (как?), методам и средствам обучения (при помощи чего?), с учётом необходимого уровня квалификации преподавателей (кто?), методов оценки достигнутых результатов обучения (так ли это?). В этих принципах отражены основные условия, необходимые для разработки модели организации образовательного процесса в вузе, для развития проектно-конструкторских компетенций в условиях многоуровневой системы подготовки.
Сопоставление современных требований к профессиональным компетенциям бакалавров в области техники и технологии с актуальными вызовами и задачами социально-экономического развития страны позволяют выделить следующие основные факторы, влияющие на эффективность подготовки бакалавров технического профиля к проектно-конструкторской деятельности [1]:
- подходы к организации учебного процесса, позволяющие студентам быстро осваивать новые виды деятельности, новые производственные технологии, адаптироваться к технологическим изменениям производства и общества;
- цели обучения, соответствующие современному состоянию развития науки, техники и технологий;
Таблица 1
Перечень задач и компетенций, необходимых для ведения проектно-конструкторской деятельности бакалаврами техники и технологии
№ п/п |
Задачи проектно-конструкторской деятельности в соответствии с ФГОС ВПО |
Компетенции в области проектно-конструкторской деятельности |
|
профессиональные |
универсальные (ОК и ОП) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
- содержание профессионального образования, способствующее эффективному формированию проектно-конструкторских компетенций;
- результаты обучения, диагностируемые через соответствующую систему оценки сформированности проектно-конструкторских компетенций;
- система повышения квалификации преподавателей, ориентированная на расширение профессиональных возможностей научно-педагогических кадров по использованию в учебном процессе технологий продуктивного обучения.
Заключение
В последнее время всё больше внимания уделяется исследованию как основных составляющих процесса обучения (цели, средства и результаты обучения), так и оптимизации образовательного процесса в целом, а главным образом за счёт различного сочетания концепций и подходов обучения. В качестве базовой образовательной технологии, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, целесообразно использовать проектно-организованное обучение, которое по своей дидактической сущности нацелено на формирование ключевых компетенций, обозначенных ранее в табл. 1, обладая которыми, выпускник технического вуза может эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Рецензенты:
Смышляева Л.Г., д.п.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.
Стародубцев В.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.
Библиографическая ссылка
Вехтер Е.В., Сафьянников И.А. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНУЮ ПОДГОТОВКУ СТУДЕНТОВ К ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8954 (дата обращения: 14.10.2024).