Введение
Одной из главных задач системы высшего профессионального образования в условиях развития высокотехнологичного сектора производств является усиление внимания к проблеме подготовки специалистов технического профиля качественно нового уровня, а именно формирование активной творческой личности, способной и готовой самостоятельно определять и решать комплексные инженерно-технические проблемы, выходящие за пределы стандартных ситуаций, проектировать и конструировать сложные ресурсоэффективные технические объекты и системы, а также осознанно оценивать результаты своей профессиональной деятельности. Несмотря на то что современное разделение труда в области инженерной деятельности неизбежно ведет к специализации инженеров, базовой составляющей любой инженерно-технической деятельности является проектно-конструкторская. Успешность будущей проектно-конструкторской деятельности, как ключевой составляющей профессиональной деятельности бакалавра технического профиля, зависит от выполнения ряда внешних и внутренних условий и факторов, позволяющих специалисту грамотно и ответственно решать нестандартные задачи в области проектирования и конструирования.
Материал и методы исследования
К внешним условиям подготовки к проектно-конструкторской деятельности можно отнести наличие соответствующей научно-образовательной среды в вузе. К внутренним условиям - ключевые компетенции выпускника, приобретённые им в процессе обучения, как результат собственной проектно-конструкторской деятельности.
Проблемы с внешними условиями в настоящее время решены в большинстве российских вузов. Определяющую роль в формировании новой образовательной среды сыграл приоритетный национальный проект «Образование». В рамках проекта было осуществлено кардинальное обновление материально-технической базы и социальной среды ведущих учреждений высшего профессионального образования, сформировано ядро лидеров (федеральные и национальные исследовательские университеты), которые являются опорными точками новой современной сети учреждений профессионального образования, обновления ее структуры и типологии в соответствии с задачами, стоящими перед системой образования на современном этапе [5]. В рамках проекта отработаны эффективные организационно-экономические механизмы стимулирования инноваций в образовании, поддержки усилий и инициатив образовательных и общественных организаций, объединений работодателей, органов местного самоуправления, субъектов Российской Федерации по обновлению и совершенствованию образовательного процесса и системы образования в целом согласно задачам инновационной экономики.
Что касается внутренних условий, то здесь ситуация усложняется двумя проблемами:
во-первых, в системе высшего профессионально-технического образования нет чёткого определения структуры проектно-конструкторских компетенций;
во-вторых, формирование этих компетенций зависит от верно принятых управленческих решений в организации образовательного процесса вуза и степени готовности научно-педагогических работников к использованию адекватных методических и технологических приемов в организации учебного процесса.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что педагогическая проблема развития проектно-конструкторских компетенций выпускников технических профилей заключается, с одной стороны, в выявлении состава и содержания этих компетенций, удовлетворяющих требованиям современного рынка труда [8]. И с другой стороны, в поиске организационно-педагогических условий, направленных на формирование выявленных компетенций [9].
Решение первой части обозначенной педагогической проблемы состоит в выявлении состава проектно-конструкторских компетенций бакалавров технических профилей с учётом национальных и международных стандартов для ведения успешной проектно-конструкторской деятельности.
Вопросам исследования составляющих проектно-конструкторской компетентности выпускников технических вузов посвящены работы немногих российских учёных, таких как Матушкин Н.Н., Столбова И.Д, Ташкинов А.А., Лалетин В.А., Усанова Е.В., Шангина Е.И., Ерцкина Е.Б., Осипова С.И. [2-4; 7; 10].
Для выявления состава проектно-конструкторской компетентности бакалавров техники и технологии в данной работе был проанализирован состав требований к результатам освоения основных образовательных программ технических профилей на основе ФГОС ВПО по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий: «Энергетика и энергосбережение» (направление подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника»); «Индустрия наносистем и материалов» (направления подготовки 150100 «Материаловедение и технология материалов», 210100 «Электроника и наноэлектроника»); «Информационно-телекоммуникационные системы» (направления подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника», 230400 «Информационные системы и технологии», 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств»); «Рациональное природопользование» (направления подготовки 131000 «Нефтегазовое дело», 280700 «Техносферная безопасность») [6].
Результаты
В результате проведённого анализа ФГОСов для перечисленных направлений подготовки был выявлен обобщенный перечень задач проектно-конструкторской деятельности (столбец 2 табл. 1) и обобщённый перечень профессиональных и универсальных (общекультурные - ОК и общепрофессиональные - ОП) компетенций (столбцы 3 и 4 табл. 1), необходимых для ведения успешной проектно-конструкторской деятельности в соответствии с задачами профессиональной деятельности по указанным направлениям подготовки бакалавров технических профилей.
Выявленный состав проектно-конструкторских компетенций, которые представляют собой компетентностную модель выпускника для ведения проектно-конструкторской деятельности, будут необходимы при организации модели образовательного процесса и определения уровня сформированности проектно-конструкторских компетенций.
Решение второй части педагогической проблемы, а именно поиск организационно-педагогических условий, направленных на развитие выявленных проектно-конструкторских компетенций, вытекает из анализа [1] состояния развития инженерного образования. Данный анализ показал, что эффективность образовательного процесса вуза зависит от верно принятых концептуальных решений руководства и степени готовности научно-педагогических работников к использованию адекватных этим решениям методических и технологических приёмов в организации учебного процесса.
При этом следует отметить, что ориентация образовательного процесса на технологический подход с творческим поиском преподавателей базируется на принципах, суть которых сводится к тому, что строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору и проектированию содержания обучения (что?), организации и управлению учебным процессом (как?), методам и средствам обучения (при помощи чего?), с учётом необходимого уровня квалификации преподавателей (кто?), методов оценки достигнутых результатов обучения (так ли это?). В этих принципах отражены основные условия, необходимые для разработки модели организации образовательного процесса в вузе, для развития проектно-конструкторских компетенций в условиях многоуровневой системы подготовки.
Сопоставление современных требований к профессиональным компетенциям бакалавров в области техники и технологии с актуальными вызовами и задачами социально-экономического развития страны позволяют выделить следующие основные факторы, влияющие на эффективность подготовки бакалавров технического профиля к проектно-конструкторской деятельности [1]:
- подходы к организации учебного процесса, позволяющие студентам быстро осваивать новые виды деятельности, новые производственные технологии, адаптироваться к технологическим изменениям производства и общества;
- цели обучения, соответствующие современному состоянию развития науки, техники и технологий;
Таблица 1
Перечень задач и компетенций, необходимых для ведения проектно-конструкторской деятельности бакалаврами техники и технологии
№ п/п |
Задачи проектно-конструкторской деятельности в соответствии с ФГОС ВПО |
Компетенции в области проектно-конструкторской деятельности |
|
профессиональные |
универсальные (ОК и ОП) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
6 |
|
|
|
7 |
|
|
|
8 |
|
|
|
- содержание профессионального образования, способствующее эффективному формированию проектно-конструкторских компетенций;
- результаты обучения, диагностируемые через соответствующую систему оценки сформированности проектно-конструкторских компетенций;
- система повышения квалификации преподавателей, ориентированная на расширение профессиональных возможностей научно-педагогических кадров по использованию в учебном процессе технологий продуктивного обучения.
Заключение
В последнее время всё больше внимания уделяется исследованию как основных составляющих процесса обучения (цели, средства и результаты обучения), так и оптимизации образовательного процесса в целом, а главным образом за счёт различного сочетания концепций и подходов обучения. В качестве базовой образовательной технологии, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, целесообразно использовать проектно-организованное обучение, которое по своей дидактической сущности нацелено на формирование ключевых компетенций, обозначенных ранее в табл. 1, обладая которыми, выпускник технического вуза может эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Рецензенты:
Смышляева Л.Г., д.п.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.
Стародубцев В.А., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.