Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ФАРМАКОГНОЗИИ

Челомбитько В.А. 1, 1, 1 Орловская Т.В. 1 Лозовицкая-Щербинина Е.Ф. 1
1 Пятигорский филиал ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России
В настоящее время Правительством поставлена цель перед отечественной фармацевтической промышленностью – довести в ближайшие годы долю инновационных препаратов до 60 %, но для достижения этой цели, прежде всего, требуется подготовка высококвалифицированных кадров. В реализации одной из важнейших задач модернизации российского образования – повышении качества профессиональных знаний – свою положительную роль может сыграть рейтинговая система оценки качества знаний студентов. Рейтинговая система оценки знаний позволяет снять недостатки традиционной системы контроля или, по крайней мере, нейтрализовать некоторые из них. В настоящее время на кафедре фармакогнозии Пятигорского филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ балльно-рейтинговая система (БРС) введена в учебный процесс. В связи с этим разработаны основные требования к БРС оценки знаний студентов по фармакогнозии, адаптированные к учебному плану и учебно-методическому обеспечению кафедры.
образование
фармакогнозия
бально-рейтинговая система
1. Гаврилина Н. И. Управленческий учет в аптечных организациях как информационная система для принятия управленческих решений // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/107-7632 (дата обращения:¬ 05.12.2012).
2. Гришин А. В. Актуальные направления совершенствования российского высшего фармацевтического образования // Бюллетень сибирской медицины. – Омск, 2006. – Приложение 2. – С. 85-88.
3. Интервью: инновационные подходы к решению вопроса подготовки высококвалифицированных кадров для фармотрасли / Володин Н. Н., Марченко А. Л., Гаврилин М. В., Максимкина Е. А., Шипков В. Г., Дмитриев В. А., Наделяева И. И., Соустин Г. К. // Медицинские технологии. Оценка и выбор. – 2011. – № 1. – С. 74-82.
4. Комплексный подход к учебно-воспитательной работе с целью повышения качества подготовки провизоров / Гаврилин М. В., Курегян А. Г., Куль И. Я., Степанюк С. Н., Благоразумная Н. В., Дуккардт Л. Н., Арчинова Т. Ю., Сенченко С. П. // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6; URL: www.science-education.ru/100-5316 (дата обращения: 03.02.2013).
5. Орловская Т. В., Челомбитько В. А. Балльно-рейтинговая система оценки качества знаний студентов по фармакогнозии: методические указания. – Пятигорск: Изд-во ПФИ, 2012. – 21 с.
6. Панарин А. А. Роль и значение рейтинговой системы оценки качества знаний студентов // Управление качеством: электронный журнал для местной промышленности. – Вып. 1. – 2003. – Режим доступа: http://fh.kubstu.ru/juk/issues/issue01/st0139.pdf (дата обращения: 03.02.2013).
7. Перевощикова Е. Н., Голубева А. И. Рейтинговая система оценивания деятельности студентов как средство управления качеством образовательного процесса по специальности // Инновации в образовании.  2008.  № 12.  C. 65-72.
8. Половина И. П., Ситникова Н. А. Качество обучения – рейтинговая система оценки знаний // Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании» (Самара, 27–28 апр. 2006 г.). – Самара, 2006. – С. 10.
9. Пути совершенствования профессиональных компетенций студентов по фармацевтическому анализу / Гаврилин М. В., Степанюк С. Н., Куль И. Я., Дуккардт Л. Н., Благоразумная Н. В., Сенченко С. П. // Научное обозрение. – 2010. – № 2. – С. 117-118.

В настоящее время Правительством поставлена цель перед отечественной фармацевтической промышленностью - довести в ближайшие годы долю инновационных препаратов до 60 %, но для достижения этой цели, прежде всего, требуется подготовка высококвалифицированных кадров [3].

Проблема реформирования фармацевтического образования в России широко обсуждается уже не один год. Однако спустя десятилетие рыночных преобразований приходится признать, что не удается должным образом адаптировать учебный процесс фармацевтических вузов и факультетов к реалиям системы организации лекарственной помощи [2].

Система контроля знаний студентов в вузах в настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден - она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов. Ко второму курсу студенты начинают понимать, что домашние задания совсем необязательно сдавать в срок, что можно все принести и сдать в последнюю неделю. Такая «штурмовщина» не только многократно усиливает нагрузку на преподавателя и студента в конце семестра, но и имеет своим результатом непрочные знания предмета у студента. Кроме того, существующая система усредняет всех: и студента, сдавшего все контрольные задания досрочно, и студента, сдавшего их лишь в зачетную неделю (они все формально одинаково успевают). При этом окончательная оценка по предмету никак не учитывает «предысторию», содержит существенный элемент случайности [8].

В реализации одной из важнейших задач модернизации российского образования - повышении качества профессиональных знаний - свою положительную роль может сыграть рейтинговая система оценки качества знаний студентов. В настоящее время эта система не приобрела еще широкого распространения, и лишь отдельные вузы приняли ее как основополагающую в своей учебной деятельности [6]. Рейтинговая система оценки знаний позволяет снять недостатки традиционной системы контроля или, по крайней мере, нейтрализовать некоторые из них [7].

В настоящее время на кафедре фармакогнозии Пятигорского филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ балльно-рейтинговая система (БРС) введена в учебный процесс. В связи с этим разработаны  основные требования к БРС оценки знаний студентов по фармакогнозии, адаптированные к учебному плану и учебно-методическому обеспечению кафедры.

Весь объем дисциплины был разбит на дисциплинарные модули. Каждый дисциплинарный модуль включает конкретные темы, по которым проводятся лекционные, семинарские,  практические занятия и осуществляется самостоятельная работа студентов.

По каждому дисциплинарному модулю установили перечень обязательных видов работы студента, включающий:

  • посещение лекционных занятий;
  • ответы на теоретические вопросы на практическом занятии;
  • решение практических задач и заданий на практическом занятии;
  • выполнение лабораторных работ;
  • выполнение контрольных работ;
  • написание рефератов;
  • коллоквиумы по отдельным темам;
  • тестирование по теме (группе тем);
  • другие виды работ, определяемые преподавателем.

Рейтинговая система оценки успеваемости студентов основана на оценке каждого вида работы студента по дисциплине в рейтинговых баллах. Усвоение каждой изучаемой студентом за семестр дисциплины максимально оценивается в 100 рейтинговых баллов, которые распределяются по дисциплинарным модулям в зависимости от их значимости и трудоемкости. Максимальная сумма баллов (100), которую студент может набрать за семестр по дисциплине в ходе текущего (Sтек), промежуточного (Sпром) и итогового (Sитог) контроля (Sтек + Sпром + Sитог = 100 баллов).

Рейтинг за семестр является оценкой успеваемости студента по всем видам учебной работы, предусмотренной учебным планом (в том числе: выполнение самостоятельных работ (курсовые  работы  и  проекты)  и  их защита; учебная и производственная практики; участие студентов в научно-исследовательской работе (СНО), выступление.

По   решению   кафедры   студенты,   имеющие   высокий   рейтинг   по дисциплине (от 90 %) могут быть (с их согласия) освобождены от сдачи экзамена. Экзаменационная оценка рассчитывается из соотношения 50:50, т.е. средний рейтинговый балл за весь период обучения по дисциплине (S 5 сем. + S 6 сем. + S 7 сем. + S кур.р. +S уч.пр. / 5) складывается с баллами, набранными на экзамене, и по средней сумме баллов  выставляется оценка в зачетную книжку.

Максимальная сумма по курсовой работе устанавливается в 100 баллов и по усмотрению кафедры распределяется по видам работы. Например, содержательная часть работы - 50 баллов, оформление - 10 баллов, использование литературных источников - 10 баллов, уровень изложения темы - 10 баллов, защита - 20 баллов. Оценка выставляется преподавателем - руководителем курсовой работы [5].

Максимальная сумма рейтинга по практике также устанавливается в 100 баллов: активное участие во всех мероприятиях во время практических занятий  - 30 баллов, оформление гербарных и сырьевых образцов - 30 баллов, сдача зачета до 40 баллов.

Все виды учебной работы текущего, промежуточного и итогового контроля оцениваются по традиционной пятибалльной системе, что облегчает восприятие оценки студентами. При переводе оценки в рейтинговый балл для каждого вида контроля применяется коэффициент расчета (для текущего - 0,2; промежуточного  - 1,0; итогового - 2,0). Таким образом, учитывается значимость отдельных тем, отдельных видов работ и их трудоемкость. Шкала и критерии оценок доводятся до сведения студентов преподавателем на первом занятии в начале каждого семестра и не могут меняться в течение  учебного семестра.

Текущий контроль успеваемости студентов по дисциплине осуществляется преподавателем учебной группы. В рамках текущего контроля в рейтинговых баллах оцениваются все виды работы студента, предусмотренные рабочей учебной программой по дисциплине (входной контроль, выполнение домашней работы, практические умения и навыки, выходной контроль).

Преподаватель может использовать «штрафы» в виде уменьшения набранных баллов. Размер штрафов устанавливается в пределах норм по соответствующему виду работы студента. При несвоевременной сдаче, отработке лабораторных работ или отработке пропущенного занятия применяется понижающий коэффициент:

  • 1,0 - при отработке в первую неделю;
  • 0,8 - при отработке во вторую неделю;
  • 0,6 - при отработке в третью неделю;
  • 0,4 - при отработке в четвертую и последующие недели.

Для стимуляции теоретической подготовки неудовлетворительная оценка по входному контролю не отрабатывается и соответственно рейтинг понижается на 1 балл.  За блестящее выполнение отдельных видов заданий, активную работу на семинарских занятиях студенту могут начисляться премиальные баллы (например, 2 балла за отсутствие пропуска лекций, 10 баллов за участие в студенческих научных конференциях и т.д.). Премиальные баллы учитываются только при определении итоговой рейтинговой оценки.

Промежуточный контроль успеваемости студентов осуществляется преподавателем по каждому дисциплинарному модулю дисциплины в сроки, установленные графиком учебного процесса. При промежуточном контроле преподавателем выставляется промежуточная рейтинговая оценка, представляющая собой сумму всех рейтинговых баллов, полученных студентом при изучении дисциплинарного модуля, согласно критериям БРС. Рабочей учебной программой, как правило, должно быть предусмотрено проведение промежуточных контрольных мероприятий успеваемости в конце каждого дисциплинарного модуля (контрольная работа, коллоквиум, тестирование, проверка посещения и работы на лекциях).

Полученные «двойки» текущего и промежуточного контроля отрабатываются, а в рейтинг включается положительная оценка с учетом коэффициента своевременности выполнения.

В случае пропуска студентом лекции, но желанием получить по данному разделу рейтинговые баллы, он может ответить теоретический материал лекции лектору или назначенному заведующим кафедрой преподавателю, а также подготовить реферат по теме пропущенной лекции.

Результаты работы студентов фиксируются преподавателем (преподавателями) в журнале успеваемости. Преподаватель, ведущий семинарские занятия, информирует студентов о набранных ими рейтинговых баллах в конце каждого занятия.

Итоговый контроль успеваемости студентов включает в себя сдачу зачета по дисциплине и выставление итоговой рейтинговой оценки. Для получения автоматически теоретического зачета, которым заканчивается изучение дисциплины в каждом семестре, студенту необходимо набрать не менее 70 баллов.

В настоящее время на кафедре фармакогнозии студенты в 5-ом семестре осваивают 2 модуля  (первый: Освоение методик фармакогностического анализа; Лекарственные растения и сырье, содержащие полисахариды, витамины и липиды; второй: Лекарственные растения и сырье, содержащие эфирные масла). В 6-ом семестре  - 3 модуля (первый: Лекарственные растения и сырье, содержащие алкалоиды; второй: Лекарственные растения и сырье, содержащие кардиостероиды, сапонины и антрагликозиды; третий: Лекарственные растения и сырье, содержащие фенольные соединения). Каждый модуль объединяет от 4 до 5 практических занятий и завершается контрольной работой (УИРС) и коллоквиумом. Кафедра применяет четырехкомпонентную оценку знаний и самостоятельной работы студентов на занятии - входной контроль, выполнение домашней работы, практические навыки (на примере определения образцов гербария и сырья - объектов занятия, решения ситуационной задачи), тестирование.

Тестирование проводится в соответствии с заданиями, указанными в соответствующих методических указаниях. Тестовые задания для выходного контроля по каждому практическому занятию включают 10 заданий с одним или несколькими правильными ответами; для промежуточного и итогового контроля 10-20 заданий со всеми типами тестов.

Практические занятия проводятся в строгом соответствии с методическими указаниями для студентов и преподавателей. Все вопросы для подготовки к практическим и контрольным занятиям содержатся в соответствующих учебно-методических материалах.

Таким образом, БРС не только помогает студенту планомерно осваивать дисциплину, но и стимулирует на организацию и управление своей учебной деятельности, что в дальнейшем является неотъемлемой частью его профессионализма, в качестве руководителя аптечного учреждения. Ведь для оперативного управления организаций могут использоваться показатели, объединенные в финансовые, нефинансовые и дополнительные группы. Важным является тот факт, что выбранные показатели должны иметь количественную оценку и алгоритм расчета, быть сопоставимыми на каждом уровне развития предприятия, целевые значения показателей должны быть достижимыми и являться стимулом. Учитывая тот факт, что аптечные организации испытывают финансовые затруднения и невысокие показатели деловой активности, необходимо понимание взаимосвязи показателей. Это позволяет заранее предвидеть нежелательные тенденции в деятельности и приступить к их устранению. Управленческий учет является информационной системой и позволяет руководителю аптечной организации получить достоверную информацию о деятельности организации, установить проблемные моменты и обосновать управленческие решения [1].

Подготовка молодого специалиста - это целостный динамический процесс: от формирования профессиональных компетенций, умений и навыков до полной их реализации в практической деятельности [9]. Только комплексный подход к процессу обучения дает возможность подготовить компетентного специалиста-провизора, который в условиях высоко конкурентного рынка труда может претендовать на достойное место в его структуре [4].

Рецензенты:

Говердовская Е. В., доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора по последипломному и дополнительному образованию Пятигорского филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, г. Пятигорск.

Бурова Г. П., доктор филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Пятигорского филиала ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава России, г. Пятигорск.


Библиографическая ссылка

Челомбитько В.А., Челомбитько В.А., Орловская Т.В., Челомбитько В.А., Лозовицкая-Щербинина Е.Ф. БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ФАРМАКОГНОЗИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8462 (дата обращения: 09.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074