Проблема преждевременных родов на протяжении многих лет остаётся одним из актуальных вопросов акушерства [6, 8]. Частота преждевременных родов варьирует от 6 % до 15 % в зависимости от географической и демографической ситуации изучаемой популяции. В ряде научных публикаций подчеркивается, что преждевременные роды являются полиэтиологичным осложнением беременности [2]. При этом многочисленные исследования в этой области демонстрируют эволюционную смену доминирующих факторов в генезе преждевременных родов. В настоящее время существует убеждение о наличии различных патогенетических путей в развитии преждевременных родов [4]. В научной литературе все чаще рассматриваются вопросы инициации преждевременных родов, обусловленные действием ряда биоактивных веществ, содержащихся в амниотической жидкости [8]. Это подтверждается обнаруженными, данными авторами, в околоплодных водах изменениями в экспрессии белков, осуществляющих непосредственно обмен протеинов и проведение сигнала, а также транспорт определенных соединений, участвующих в различных реакциях, характерных для сократительной деятельности матки. Несмотря на обширную информацию, до настоящего времени нет полной определенности в отношении роли того или иного фактора в процессах регуляции родовой деятельности, нет четких представлений о влиянии локальных пулов тканевых биорегуляторов на их системную динамику, недостаточно выяснены взаимоотношения между отдельными клеточно-молекулярными регуляторами сократительной активности миометрия.
Все вышеизложенное послужило основанием для изучения в околоплодных водах вазоактивных соединений, обеспечивающих сократительную и релаксирующую реакции миометрия в процессе родового акта.
Цель исследования - выяснение патогенетических механизмов преждевременных родов с позиций измененной продукции ТФРβ1, контролирующего ангиогенные компоненты, участвующих в регуляции биохимических процессов, индуцирующих родовую деятельность.
Материалы и методы исследования
Проспективно обследовано 70 беременных, у 49 из которых роды произошли в сроки 34 - 37 недель. При этом в течение гестации у данных женщин не выявлено каких-либо инфекционных заболеваний и ИППП (I группа). Контрольную группу составили 21 женщина, беременность и роды у которых были физиологическими. Средний возраст в контрольной группе составил 24,86 + 5,17, в основной - 24,12 + 5,07. В контрольной группе 3 (15,4 %) пациентки были первобеременными, а 18 (84,6 %) - повторнобеременными. В основной группе из 49 пациенток 6 (12,24 %) были первобеременными, 43 (87,6 %) - повторнобеременными. Особое внимание обращает на себя тот факт, что у 39 (79,6 %) беременных основной группы имеют место нарушения в эндокринной системе, представленные чаще всего аутоиммунным тиреоидитом, диффузным нетоксическим зобом, гипокортицизмом.
Материалом для исследования служили околоплодные воды, взятые в I периоде родов при поступлении женщины в родильное отделение ФГБУ «РНИИАП».
Содержание сосудисто-эндотелиального фактора роста (СЭФР-А) и ТФРβ1 в околоплодных водах определяли методом иммуноферментного анализа, наборами фирмы Cytimmunesystems (USA). Эндогенное содержание оксида азота определяли с помощью классической реакции Грисса по содержанию его метаболитов (NO-2, NO-3) с использованием коммерческого набора реактивов фирмы «AldrichChemicalCO» (USA). Активность NO- синтазы (КФ 1.14.13.39) измеряли по увеличению продукции NO из L-аргинина в присутствии NADPH [9]. Активность аргиназы (КФ 3.5.3.1) определяли колориметрическим унифицированным методом [5].
Статистическую обработку данных осуществляли с помощью программы «Statistika-6» с применением основных методов описательной статистики и непараметрических методов (определение различий между сравниваемыми группами с применением U-критерия Манна -Уитни и критерия Вилкоксона). Достоверными считались различия при p<0,05.
Результаты и обсуждение
Полученные результаты исследования представлены в таблице 1 и свидетельствуют о том, что при преждевременных родах имеет место нарушение баланса биоактивных соединений.
Таблица 1
Содержание ангиогенных и ростовых факторов в околоплодных водах при срочных и преждевременных родах
Показатель |
Преждевременные роды |
Срочные (физиологические роды) |
СЭФР-А (пкг/мл) |
186,0 + 16,2* |
114,0 + 7,01 |
NOх (пкг/мл) |
22,8 + 1,5* |
36,9 + 2,72 |
NO-синтаза (мкмоль/л) |
19,26 + 1,1* |
42,6 + 1,91 |
Аргиназа (мкмоль/мин мг белка) |
0,154 + 0,02* |
0,077 + 0,0351 |
ТФР β1(пкг/мл) |
29,1 + 4,2* |
09,6 + 1,13 |
* - достоверные различия между показателями у женщин с преждевременными и срочными (физиологическими) родами.
1 - р< 0,001; 2- р < 0,01; 3- р < 0,04
Инициация родовой деятельности при физиологической беременности происходит в генетически закреплённый срок, а в случае развития патологии - на фоне изменения регуляции метаболических процессов, участвующих в активации веществ, синтезируемых организмами матери и плода. Обращает внимание тот факт, что индукция родовой деятельности определяется не только абсолютным количеством биологически активных соединений, но и их соотношением [6]. В ранее проведённых исследованиях при преждевременных родах у данных женщин нами не выявлено изменений в продукции провоспалительных интерлейкинов: ИЛ-1β и ФНО-α [3]. Последнее подтверждает, что преждевременные роды у пациенток I группы обусловлены метаболическими нарушениями.
В полученных данных об уровне факторов роста при преждевременных родах выявлено повышение в околоплодных водах содержания СЭФР-А в 1,63 раза, а ТФР β1 - более чем в 3 раза (таблица). Поскольку экспрессия гена СЭФР-А активируется гипоксией [10], можно полагать, что такое значительное увеличение его содержания обусловлено выраженной гипоксемией. Следует подчеркнуть, что полученные результаты, касающиеся модификации продукции ТФР β1, увеличивают возможность повреждения различных звеньев в общей цепи метаболических эффектов ТФР β1, одним из которых является усиление дерепрессии гена СЭФР-А, в результате чего становится очевидным его участие в процессе усиленного синтеза СЭФР-А. Особое внимание заслуживает факт взаимосвязи и взаимозависимости между уровнем СЭФР-А и ТФР β1.
Под контролем последнего полипептида находится активность NO-синтазы и аргиназы, высокий уровень которого обусловил снижение первой в 2,21 раза и повышение второй - в 2 раза. Такое увеличение продукции ТФР β1 согласуется с данными об индукции ТФР β1 под действием элиситирующих агентов, в частности, холестерина [7]. Повышенное содержание ТФР β1 индуцирует активность аргиназы, в результате чего усиливается продукция пролина (основного компонента соединительной ткани), способствующего структурным изменениям плодных оболочек (увеличивается их плотность). Учитывая физиологические эффекты ТФР β1, очевидно, что в условиях преждевременных родов высокий уровень этого цитокина может быть фактором фиброгенеза [7]. Следует отметить отсутствие преждевременного разрыва плодных оболочек у женщин I группы. В то же время повышенное содержание ТФР β1 (таблица) снижает активность NO-синтазы, приводящее к падению генерации NO, и как следствие - NO-радикала [6]. По нашим данным, у женщин с преждевременными родами показатели NOx оказались ниже контрольных данных в 1,62 раза. Мы полагаем, что выявленная динамика метаболитов оксида азота (NOx) и активности NO-синтазы свидетельствует об изменении регуляторных процессов при преждевременных родах, по сравнению с физиологическими.
Известно, что непосредственным индуктором сокращения гладкомышечных клеток миометрия являются ионы кальция, концентрация которых наряду с утеротониками, обеспечивается действием релаксантов (NO). К одной из функций последнего относят снижение концентрации Са2+ внутри гладкомышечных клеток миометрия [1]. Их темп сокращения и расслабления определяется скоростью нарастания и падения концентрации Са2+ в цитоплазме.
Становится очевидным, что в развитии преждевременных родов участвуют процессы, обусловленные снижением выработки NO, не достигающего уровня, необходимого для обеспечивания падения концентрации Са2+ в клетках миометрия.
Полученные данные свидетельствуют о том, что при преждевременных родах повышенная сократительная активность клеток миометрия обусловливается нарушением процессов, регулирующих в них уровень Са2+, в частности, за счёт низкого содержания NO, которое является одним из факторов повышения контрактильной активности матки. Существенное значение в падении генерации NO играет высокая продукция ТФРβ1.
Выявленные нами нарушения содержания в околоплодных водах эндогенных регуляторов метаболизма клеток миометрия-ангиогенных соединений, позволили определить роль каждого из этих биоактивных компонентов в механизме развязывания родовой деятельности при преждевременных родах, что будет способствовать совершенствованию терапевтических мероприятий при данной патологии.
Рецензенты:
Каушанская Людмила Владимировна, д.м.н., профессор кафедры акушерства и гинекологии № 1 ГБОУ ВПО Рост ГМУ Минздрава России, г. Ростов-на-Дону.
Андреева Вера Олеговна, доктор медицинских наук, главный научный сотрудник акушерско-гинекологического отдела ФГБУ «РНИИАП» Минздрава РФ, г. Ростов-на-Дону.
Библиографическая ссылка
Зенкина З.В., Линде В.А., Друккер Н.А., Некрасова М.Г., Кулакова В.А., Александрова Е.М. РОЛЬ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГО ФАКТОРА РОСТА БЕТА В МОДИФИКАЦИИ ВНУТРИКЛЕТОЧНЫХ АНГИОГЕННЫХ ФАКТОРОВ ПРИ ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫХ РОДАХ // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8423 (дата обращения: 11.05.2025).