Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОБЩЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ризаева Л.М. 1 Мазунова Л.К. 1
1 ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Проведен междисциплинарный обзор понятия «общение», в результате которого получено объемное представление о феномене «общение», а именно: о генезисе потребности в общении ребенка с взрослыми и, позднее, с сверстниками, о закономерностях последовательной смены обязательных форм общения как результата качественных преобразований в структуре основной, предметно-познавательно-игровой и опосредующей ее коммуникативной деятельности, о взаимозависимости психического развития ребенка как необходимого условия развития его коммуникативной способности, без которой, в свою очередь, блокируется само психическое развитие, о катализирующей роли социального воздействия взрослого в этом тонком процессе. Показана витальная роль взрослых в этом сложном ансамбле взаимодействий как для физического выживания, так и для психического и личностного становления человека с момента его появления на свет, а также роль и ценность сверстников, актуализируемая лишь к концу второго года жизни и формирующая самооценку и самосознание ребенка.
коммуникативная способность
формы общения
структура общения
коммуникативная деятельность
общение
1. Андреева Г. М. Принцип деятельности и построение системы социально-психологического знания // Вестн. Моск. ун-та. Сер 14. Психология. - 1980. - № 4. - С. 3-13.
2. Балл Г. А., Брановицкий В. Н., Довгялло А. М. Мышление и общение. - М., 1973.
3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6-ти т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 328 с.
4. Залевская А. А. Индивидуальное знание: специфика и принципы функционирования. - Тверь: Тверской гос. ун-т, 1992. - 136 с.
5. Каган М. С.Философия культуры. - Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.
6. Капра Ф. Паутина жизни. Новое понимание живых систем / под ред. Т. Трилиса. - К.: София, 2003. - С. 308.
7. Коломенский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. докт. дис. - М., 1981. - 59 с.
8. Кон И. С. Общение и самосознание // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. - М., 1971. - С. 85-108.
9. Леонтьев А. А. Деятельность и общение // Вопросы философии. - 1979. - № 1. - С. 121-132.
10. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М., 1979. - С. 48.
11. Леонтьев А. Н. О значении предметной деятельности для психологии // Тез. докл. к XX Междунар. Психол. Конгрессу. - М., 1972. - С. 104-115.
12. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.
13. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
14. Ломов Б. Ф. Психологические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 151-164.
15. Методическое мастерство учителя: учебное пособие / под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - 40 с. (Серия «Методика обучения иностранным языкам», № 18).
16. Мухина В. С. Психология дошкольника. - М., 1975. - С. 240.
17. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. - С.232.
18. Особенности общения в процессе совместных с взрослым действий у детей раннего возраста // Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. - М., 1974.
19. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1971. - С. 351.
20. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. - М., 1966. - С. 213.
21. Bowlby О. Soins Marernels et Sante Mental health. - Geneva, 1951b. - 199 p.
22. Bowlby О. Marernal Care and Mental health. - Geneva, 1951a. - 166p.
23. White B. L. The First Three Years of Life. - N. Y., 1975. - 285 p.

Введение

Объект исследования - общение детей от рождения до 7 лет, предметом интереса являются закономерности зарождения и развития феномена общение, структура коммуникативной деятельности, обусловливающая формирование у дошкольника способности взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Цель исследования - изучение механизма смены форм общения для моделирования коммуникативной деятельности и управления формированием коммуникативной способности дошкольника. Основной метод - изучение фундаментальных трудов по философии, психологии, педагогике и методике иноязычного образования, интеграция этих знаний для получения системного междисциплинарного представления о феномене общения. Основные выводы: получено объемное представление о феномене общение, позволившее понять его определяющую роль в схеме зависимости развития всех уровней личности ребенка от наличия полноценной трехчастной коммуникативной деятельности (ребенок - родители, ребенок - воспитатели, ребенок - сверстники) и осмыслить механизм прогрессивной смены форм общения в дошкольном и последующих периодах жизни человека.

Общение как способность человека взаимодействовать друг с другом в окружающем мире рассматривается как самостоятельная деятельность, хотя в чистом виде автономно от общего контекста деятельности человека, оно существует, пожалуй, лишь в первые месяцы жизни ребенка и только потому, что такой контекст вообще отсутствует. Очевидно, по этой причине общение как самостоятельный объект было обделено вниманием исследователей. Обычно общение вплетается в другую, доминантную деятельность человека, обусловливая и опосредуя ее. Так, до 7 лет оно опосредует игровую деятельность детей. Далее, только будучи сформированной в своей основе, т.е. обретя определенное содержание, средства, характеристики и форму, общение может способствовать идущей на смену игровой форме учебно-образовательной деятельности. Важно отметить диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность общения (коммуникативной деятельности) со всеми другими видами деятельности, которые составляют основной контекст жизни личности. Опосредуя эти последовательно сменяющие друг друга виды деятельности - игровую-учебно-образовательную-трудовую - коммуникативная способность человека (общение) развивается, совершенствуется в них и благодаря ним, определяя одновременно в значительной степени их успешность. В этом процессе само общение совершенствуется благодаря содержанию и усложняющимся целям, сопрягающим общение с общей деятельностью человека. Познавательно-игровая, затем учебно-образовательная и затем трудовая деятельность человека расширяют пространство общения (от интра- до интеркультурного), разнообразят круг общения (люди с разными социальными и статусными ролями) и его сферы.

Школьный и вузовский периоды являются относительно однородными в плане условий функционирования коммуникативной способности личности, т.к. общение связано продолжительное время (от 9 до 16 лет) здесь с доминантной учебно-образовательной деятельностью. Последняя и формирует далее коммуникативную способность человека, сложившуюся в своей основе в самый первый период зарождения и становления основ этой важной способности человека (от рождения до 7 лет).

Именно в учебно-образовательной полосе жизни индивида должны формироваться новые качества коммуникативной способности личности для бескризисного вхождения ее в новые контексты жизнедеятельности - самостоятельную семейную жизнь и профессионально-производственную деятельность.

В коммуникативном плане это очень сложный и ответственный период, предъявляющий серьезный экзамен человеку. Отсутствие в коммуникативной способности личности умений, обеспечивающих новую систему человеческих взаимоотношений (семейный процесс: супруг/супруга/ их родители/дети; производственный процесс: начальник/подчиненный/ коллектив/ профессиональная деятельность), осложняет адаптационный период вступления в новые периоды жизнедеятельности личности, а иногда приводит к катастрофическим результатам (крах семейных отношений, разочарование в избранной профессии и пр.).

Обратимся к истокам коммуникативной способности человека. Фундамент коммуникативной способности закладывается в период от рождения до 7 лет, полноценное же становление ее в решающей степени определяется рядом внешних условий, в которых оказывается волей судьбы с рождения человек. Нарушение этих условий в первый период становления коммуникативной способности личности негативно сказывается не только на становлении собственно коммуникативной способности личности, но и на эмоциональной, познавательной, интеллектуальной, культурно-языковой и других сферах развития личности ребенка.

Уникальность начального периода зарождения и формирования общения состоит в том, что именно благодаря ему в возрастном диапазоне от 0 до 7 лет у маленького ребенка впервые рождается внутренний мир, формируется сознание и самосознание, строится его личность и происходит реальное развитие всех сторон его психики [13]. Важно понять, как это происходит, как зарождается общение, как общается ребенок с окружающими людьми, как само качество общения влияет на психическое развитие ребенка, благоприятствуя, либо тормозя его [13]. Ответы на эти вопросы позволят понять как причины отклонений в поведении человека, так и найти адекватные способы формирования коммуникативных навыков личности.

«Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [13, с. 25]. Это определение понятия общение психолога М. И. Лисиной, 20 лет плодотворной жизни посвятившей изучению общения ребенка от рождения до 7 лет. В этом определении просматриваются наиболее выпукло сущностные стороны этого сложного процесса: предмет общения - «человеческие отношения», цель самого общения, коммуникативной деятельности человека - «налаживание отношений», интегративная цель, т.е. продукт общей деятельности как результат взаимодействия общающихся - «достижение общего результата». В этом определении дан в самом общем виде и способ стыковки, увязывания, сопряжения деятельностей вступающих в общение людей - это «согласование и объединение усилий».

Охват иного возрастного периода (школьное образование) и связанность автора с иной научной сферой (методика иноязычного образования) определили и иные акценты в определении Е. И. Пассова того же феномена: «Общение - это такой социальный процесс, в котором происходит обмен деятельностью, опытом, способами деятельности, умениями и навыками, результатами деятельности, воплощенными в материальную и духовную культуру [15, с. 31]. Cоциальность как центральная характеристика процесса общения и его генетическая связь с образованием выделены в качестве наиболее важных для следующего периода становления коммуникативной способности человеческой личности. В новейших исследованиях обнаруживается дефиниция, более созвучная двум последним определениям: общение рассматривается не как «процесс передачи информации», что является сутью коммуникации, но как «координация поведения живых организмов посредством их взаимного структурного сопряжения» [6, с. 308]. При анализе общения, являющегося междисциплинарным объектом, следует более прислушаться к психологам, для которых общение есть деятельность со всеми присущими ей атрибутами и характеристиками. Исходя из сказанного, мы рассматриваем термины общение и коммуникативная деятельность в качестве синонимов.

Обратимся к рассмотрению наиболее важных сторон общения. Итак, общение - это не просто действие, но взаимодействие, предполагающее, во-первых, субъектность участников и, во-вторых, их обоюдную активность, т.е. каждый из его участников выступает как личность и является носителем активности: «Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты» [14, с. 8]. Абсолютизация одного из качеств общения обедняет его. Так, абсолютизация обмена информацией как сути общения превращает последнее в коммуникацию - явление намного более узкое, чем общение. У М. И. Лисиной обнаруживаем подтверждающую мысль со ссылкой на К. Маркса, который, говоря о феномене общения, употреблял не английское слово communication - «коммуникация», а немецкое Verkehr - термин, который гораздо в большей степени схватывает связь общения с отношениями в человеческом обществе. [13, с. 26] (сравни: «взаимное структурное сопряжение» поведений у Фритьофа Капры [6, с. 308]).

Психологи, однако, не отождествляя общение с отношениями или взаимоотношениями, считают, что такое отождествление искажает суть термина [7]. С психологической точки зрения общение приравнивается к деятельности, поскольку ему присущи все характеристики последней - свой особый предмет, отличающий его от других видов деятельности, потребности, мотивы и структура, слагающаяся из действий и операций. Мы разделяем эту точку зрения психологов, поскольку она дает ряд преимуществ в понимании механизма онтогенетического и филогенетического развития личности как преобразования потребностей и мотивов общения. Предметом общения является другой человек, партнер по общению как субъект. Потребность в общении - стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. Человек узнает о себе и окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждом из них. Общение играет в этом процессе особую роль, так как оно направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом, приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения.

Перейдем к рассмотрению этапов развития общения и соответствующим им формам общения. Под формами общения понимаются «качественно специфические образования, являющиеся этапами онтогенеза общения», это коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеристик [18]. Основными параметрами, по которым оценивается развитие коммуникативной способности, являются следующие: 1) время появления новой формы общения, 2) место, занимаемое ею в системе более широкой жизнедеятельности человека, 3) основное содержание потребности, удовлетворяемой человеком при данной форме общения, 4) ведущие мотивы, побуждающие к этой новой форме общения и, наконец, 5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации человека с человеком.

Экспериментально обнаружено М. И. Лисиной, что первой потребностью новорожденного является потребность во внимании, ласке и любви. Из этой потребности рождается сама потребность в общении. Первый этап развития общения - это «этап эмоционально-личностного общения», он завершается к 2 месяцам в сфере общения ребенка с взрослым и к 2 годам в сфере его общения с другими детьми [13].

После оформления самой потребности в общении начинается развитие собственно общения. Движущим мотивом в развитии общения является последовательная смена потребностей человека в коммуникативной деятельности. В первые семь лет жизни динамика смены форм общения определяется сначала потребностью в доброжелательном внимании (от 2 до до 5 месяцев), к которой, начиная с 6 месяцев, добавляется потребность в сотрудничестве. Начиная с трех лет, ребенок становиться необычайно чувствительным по отношению к себе - зарождается потребность в уважительном отношении к личности растущего человека. Возрастной диапазон актуальности для ребенка в уважительном отношении - от 3 до 5 лет. Далее, начиная с пяти лет и до начала школьной жизни, почти витальной для него становится потребность во взаимопонимании и сопереживании.

Возникая последовательно одна за другой в онтогенезе человека продолжительностью первых семи лет его жизни, данные потребности становятся не только неотъемлемым условием психологически комфортного его социального и семейного бытия, но делают человека, выросшего в общении, удовлетворяющем последовательно возникающие перечисленные потребности, генератором и транслятором подобного стиля общения со всеми людьми. Такое общение, согласно классификации Н. Б Добровича, именуется конвенциональным, нормативным.

Отсутствие в первые годы жизни опыта конвенционального общения делает жизненное пространство ребенка психологически некомфортным, результатом чего является существенное замедление, блокирование всех линий развития его личности. Ребенок не приобретает опыта подобного стиля общения с окружающими его людьми. В идеале весь набор потребностей, последовательно возникающих в онтогенезе ребенка от 0 до 7 лет жизни и имевший место в его жизни, автоматически становится стилем коммуникативной деятельности растущего человека. Это, однако, вовсе не предполагает некую статику, законсервированность данных характеристик общения. Само общение как сложная, многокомпонентная сущность пребывает в постоянной динамике, развитии. Последнее обусловливается изменением таких его параметров, как 1) более широкая жизнедеятельность человека, и 2) потребности, связанные с этой жизнедеятельностью, 4) ведущие мотивы, побуждающие к новой форме общения и, наконец, 5) основные средства общения, с помощью которых в рамках общей жизнедеятельности осуществляется взаимодействие человека с человеком.

Важно отметить, что успешность протекания основной деятельности любого человека на всем протяжении его последующей жизни (после сензитивного для развития собственно коммуникативной способности возраста - 0-7 лет) напрямую определяется двумя условиями - 1) удовлетворением в полном объеме вышеупомянутых коммуникативных потребностей субъекта - в доброжелательном внимании со стороны участников общения, в сотрудничестве, в уважительном отношении и, наконец, во взаимопонимании и сопереживании; и 2) удовлетворением этих же потребностей по отношению всех тех, с кем он связан по основной деятельности.

Можно констатировать, что потребность человека как социального существа в доброжелательном внимании, в сотрудничестве, в уважительном отношении, во взаимопонимании и сопереживании является витальной, она столь же необходима человеку, как и физическая пища для поддержания физического здоровья его тела. Можно также отметить, что существующий социум как коммуникативная среда зачастую не благоприятен, психологически не комфортен для подавляющего большинства его членов. Отсутствие этой благотворной среды, составляющей витальную потребность людей, чревато аномальными рецидивами в поведении. Основываясь на сказанном, можно связать причины многих аномальных явлений в социальной жизни (разрушение института семьи, брака, акты вандализма, национализм, шовинизм) с несовершенством коммуникативного воспитания человека.

Спецификой и одновременно неотъемлемым условием успешного развития коммуникативной деятельности как контекста протекания основной деятельности человека на протяжении всей последующей жизни человека должно быть гармоничное сочетание всех упомянутых выше характеристик коммуникативной среды обитания человека. Е. И. Пассов назвал такую среду, правда, применительно к иноязычному образованию, «экосредой», «комфортной, человечески уютной».

Изложенные возрастные потребности человека в специфическом по своему содержанию общении находят реализацию в четырех особых формах общения - 1) ситуативно-личностной (непосредственно эмоциональной), 2) ситуативно-деловой (предметно-действенной), 3) внеситуативно-познавательной и 4) внеситуативно-личностной.

Факт, что ребенок становится человеком только в ходе и в результате общения с окружающими людьми, общеизвестен и убедительно подтвержден многолетними экспериментами лаборатории М. И. Лисиной, явлением «госпитализма» и «феноменом Маугли». Гораздо важнее для наших целей понять механизм «запуска» процесса формирования родившегося существа в человеческую личность.

Одним из первых и решающих условий в этом процессе, по единодушному мнению выдающихся отечественных и зарубежных ученых, является максимально раннее вступление ребенка в контакт с взрослым, т.к. уже в первые полтора часа после рождения ребенка «запускается» врожденный механизм формирования привязанности у ребенка к взрослому и взрослого по отношению к ребенку - основа общения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Шаповаленко, White B. L. и др.).

Первый контакт матери и ребенка - телесный - заключается в поглаживании и ласковых прикасаниях матери к ребенку в первые полтора часа его жизни. Именно он пробуждает в ребенке ощущение защищенности и «не одиночества», «запуская» механизм общения. Так начинается первый этап развития общения - «этап эмоционально-личностного общения», который завершается к 2 месяцам в сфере общения ребенка с взрослым и к 2 годам в сфере его общения с другими детьми [13].

Появление таких важных качеств личности человека, как познавательная активность, инициативность, зарождение самой потребности в человеческом общении с окружающими людьми, формирование первых средств общения - «комплекс оживления» (поворот головы, направленность взгляда на голос, шаги взрослого, радостные движения рук, ног, потягивание при его появлении, тихие звуки удовольствия и, наконец, улыбка) - все это возникает в рамках именно первого этапа развития общения. И всего этого лишается ребенок, если выпадает из его жизни этап эмоционально-личностного общения с матерью, с взрослым.

Цель этого этапа - сформировать твердую потребность в общении. В процессе достижения этой цели решается целый комплекс базовых для последующих этапов развития человека задач:

1) вызов интереса к взрослому как первому в жизни ребенка объекту познания;

2) развитие в процессах общения природного ориентировочно-исследовательского рефлекса как основы развития познавательной активности ребенка;

3) преодоление врожденного пассивно-оборонительного рефлекса путем стимулирования другого природного рефлекса - ориентировочно-исследовательского, вытесняющего в конце концов первый рефлекс;

4) «экстравертирование» ребенка путем пробуждения активности, переключения его из состояний погруженности во внутренние ощущения на внешний мир [13];

5) активное использование правильной, четкой в ритмико-интонационном плане речи в первые месяцы и годы, т.к. сроки и темпы усвоения речи определяются довербальными стадиями взаимодействия ребенка с окружающими людьми;

6) вызов новых потребностей ребенка, рождаемых только в ходе реального взаимодействия, организуемого взрослым и др.

Перечислим базовые условия успешности протекания этапа эмоционально-личностного общения:

1) высокий уровень внимания и заботы взрослых; 2) абсолютное доминирование положительных эмоциональных ситуаций как важнейшее условие зарождения и развития общения, проникающего сквозь все барьеры - испуг, пассивность, интравертивность, - изолирующих маленькое существо от мира; 3) создание условий для появления новых потребностей ребенка и др.

Самая существенная черта этой формы общения - удовлетворение ребенка в доброжелательном внимании взрослого. Ведущим мотивом в общении в этот период является личностный мотив. Общение малышей не обслуживает здесь какое-либо иное их взаимодействие, а выступает как самостоятельные эпизоды обмена выражениями нежности и ласки. Основным средством общения здесь являются экспрессивно-мимические операции. Экспрессивный комплекс формируется первоначально для целей общения и лишь позднее становится также и привычным способом выражения детьми радости от любых проявлений.

Общий вывод о главенствующей роли общения с взрослым в первом полугодии нацеливает сосредоточить основное внимание и усилия на развитие общения с младенцем, т.к. именно этот путь наиболее эффективен в обеспечении развития детей и по всем прочим линиям.

Ситуативно-деловая форма общения появляется в онтогенезе второй в возрасте от 6 мес. до 3 лет. В основу названия этой, как и всех последующих форм общения, М. И. Лисина положила мотивы и степень ситуативности контактов. При ситуативно-деловой форме общения на первое место выдвигается предметно-манипулятивная форма деятельности, вплетаемая в общение с взрослым. Главные поводы для контактов - общее дело и практическое сотрудничество, а центральным мотивом к общению становится деловой мотив. Меняется и роль взрослого в этой форме общения: значимость взрослого еще более увеличивается, но качественно меняется его роль: сотрудничество с ребенком, организация его, оказание ему помощи в затруднительных ситуациях, подбадривание при неуспехе и поощрение за достижения.

Существование ситуативно-делового общения - это время, в течение которого дети переходят от не специфических примитивных манипуляций с предметами ко все более специфическим, а затем - к культурно-фиксированным действиям с ними.

В первой половине дошкольного периода (3-4 года) наблюдается третья форма коммуникативной деятельности - внеситуативно-познавательная. Она опосредствована, как и вторая форма общения, но вплетена в совместную познавательную деятельность, в «теоретическое» сотрудничество. Ведущим мотивом в этой форме общения является познавательный мотив.

В процессе «теоретического» сотрудничества обсуждаются проблемы, далекие от обстановки взаимодействия детей и взрослых, общение впервые со дня рождения приобретает выраженный внеситуативный характер. Экспериментальные наблюдения за детьми 3-4 лет привели исследователей к выводу о повышенной чувствительности детей к отношению взрослого, в чем проявляется потребность детей этого возраста к уважению.

Основным средством общения у детей с внеситуативно-познавательной формой общения являются речевые операции, дающие ему возможность выйти за пределы ограниченной ситуации в беспредельный окружающий мир. Для этого периода характерно словотворчество, благодаря которому так быстро осваивается родная речь.

Среди всех видов активности главное значение приобретает игра. Переплетение игры и познавательной активности обеспечивают стремительное расширение познаний детей об окружающем мире, углубление их познаний о чувственно не воспринимаемых сторонах действительности, «конструирование реальности» или построение ребенком субъективного образа мира.

К концу дошкольного периода у детей появляется высшая для школьников форма общения с взрослыми - внеситуативно-личностная. Ведущим мотивом в четвертой форме коммуникативной деятельности является личностный мотив, коренным образом отличающийся от такового в первой генетической форме - ситуативно-личностной.

Взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарований, характерных черт и жизненного опыта. Сотрудничество с взрослым здесь также носит «теоретический» характер и вплетено в познавательную деятельность, но сосредоточено на социальном окружении, на мире людей, а не предметов. Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию взрослых, но к взаимопониманию и сопереживанию с ними. Стремление к общности взглядов с взрослыми дает опору при обдумывании нравственных понятий, при становлении моральных суждений. Контакты с взрослыми и со старшими по возрасту детьми открывают ребенку перспективу его будущей жизни - перспективы учебы в школе.

Результаты опытов демонстрируют, что специальное формирование у дошкольников внеситуативно-личностного общения сопровождается повышением их внимания к воздействиям взрослого, организованности и целенаправленности поведения, эффективности усвоения ими сведений в 1,5 - 2 раза. Коммуникативную готовность ребенка к школе связывается психологами с сформированностью у него данной формы общения [13].

Процесс развития общения как самостоятельной деятельности не завершается данной формой и не ограничивается, разумеется, рассмотренным возрастным диапазоном. Но то, чего достигает человек в развитии коммуникативной способности в эти годы, в значительной степени определяет многие аспекты его дальнейшей жизни.

Рассмотрение последовательно сменяющих друг друга форм общения в первые годы жизни ребенка проливает свет на механизм дальнейшего развития коммуникативной способности человека. Этот механизм заключен в смене содержания деятельности человека, определяемой, в свою очередь, общим развитием человека и его взаимоотношениями с окружающими людьми. Этот механизм может рассматриваться «частным случаем взаимодействия формы и содержания»: пока форма общения обеспечивает обогащение его содержания, а, следовательно, и общее психическое развитие, она существует. Как только содержание общения как бы перерастает свою форму и приходит в противоречие с ней, эта прежняя форма общения оттесняется на второй план, а ее место занимает новая форма, более совершенная.

М. И. Лисина отмечает, что таким образом происходит непрерывное взаимодействие двух линий, разделяемых лишь условно: первая линия касается общего психического развития, а вторая - развития его общения. При этом изменения по первой линии создают условия, необходимые для преобразования форм общения, но недостаточные для него. Они становятся достаточными только в совокупности с социальными воздействиями взрослого, которые относятся уже ко второй линии [13].

В результате оказывается, что развитие общения обеспечивается активностью обоих его участников: активность взрослого выражается в его опережающей истинные достижения субъекта инициативе, раскрывающей ему новые горизонты коммуникативной деятельности; активность же субъекта выражается в его собственной деятельности, с помощью которой он только и способен усвоить новое содержание, передаваемое ему взрослым.

Высшая формы общения - это умение осуществлять продуктивный диалог в ситуациях межкультурного взаимодействия. Достижение этого уровня общения и возведение его в ранг принципа жизнедеятельности человека - та цель, которую ставит перед собой сегодня иноязычное образование.

Рецензенты:

Утехина Алла Николаевна, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», Институт иностранных языков и литературы, г. Ижевск.

Буркова Татьяна Александровна, доктор филологических наук, профессор Института филологического образования и межкультурных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Ризаева Л.М., Мазунова Л.К. ОБЩЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8318 (дата обращения: 11.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074