Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ МОТИВОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Калашникова А.В. 1 Чижакова Г.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Статья посвящена актуальной проблеме формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения, призванных в дальнейшем осуществлять подготовку высококвалифицированных рабочих кадров. В ней охарактеризовано понятие «ценностный мотив познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения», представлена структурно-функциональная модель формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения с учетом специфики их подготовки в вузе к осуществлению профессионально-педагогической деятельности. Авторами показаны в единстве и взаимосвязи структурные компоненты данной модели, обладающие направляющей, смыслообразующей, организующей, преобразующей функциями, с позиции деятельностного, аксиологического и компетентностного подходов. Результативность разработки и реализации данной модели подтверждается с помощью анализа методик, позволяющих выявить уровень сформированности ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения.
критерии сформированности.
аксиосфера
модель
ценностный мотив познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения
1. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=137707.
2. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n= 121834
3. О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
4. О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы: Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/
5. Новиков А. М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. - 2005. - № 5. - С. 11-19.
6. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1 - 3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 39 с.
7. Сластенин В. А. Некоторые проблемы педагогических исследований // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - №1. - С. 25-35.
8. Утяганова З. З. Педагогическое проектирование в процессе самореализации студента в ВУЗе: учебно-метод. пособие / З. З. Утяганова, В. А. Анищенко. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 176 с.
Изменения, происходящие во всех странах, выражающиеся в необходимости реализации идеи непрерывного образования на протяжении всей жизни человека, требуют акцентировать внимание образования на формирование ценностных мотивов познавательной деятельности личности. Нормативные документы, связанные со стратегией развития образования в России в ХХI в. (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях»; Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы), отмечают необходимость создания новой системы непрерывного образования, что подчеркивает значимость задачи формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения, призванных в дальнейшей профессионально-педагогической деятельности «учить учиться» будущих высококвалифицированных рабочих кадров.

Следует отметить, что познавательная деятельность будущих бакалавров профессионального обучения отличается от познавательной деятельности, к примеру, школьников, тем, что она направлена на получение как базовых знаний, так и на получение знаний о профессии и способах ее осуществления; формирование навыков предметного и межпредметного характера, так и профессионально-значимых умений и навыков.

Таким образом, на наш взгляд в основе ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения лежит как ценность познавательной, так и ценность профессиональной деятельности.

Ценностный мотив познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения мы определяем как сложное интегральное образование, включающее личностные и профессиональные характеристики. В основе названного образования лежит внутреннее побуждение к осуществлению познавательной деятельности как ценностно-значимой для дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности, которая характеризуется направленностью на личностное и профессиональное самосовершенствование в соответствии с гуманистическими ценностями профессионально-педагогической деятельности.

В обобщенном варианте процесс формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения заключается в определении ценностей - целей (личностное и профессиональное самосовершенствование), характеристике ценностей - средств (средства осуществления познавательной и профессиональной деятельностей), реализации ценностей - отношений (гуманистическая направленность познавательной и профессиональной деятельностей), формировании ценностей - качеств (личностные и профессионально-значимые качества), достижении ценностей - знаний (базовые и профессиональные знания) будущими бакалаврами в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Данные выводы позволили создать структурно-функциональную модель формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения с учетом специфики их подготовки в вузе к осуществлению профессионально-педагогической деятельности.

Мы опирались на утверждение В. А. Сластенина о том, что модель - это любой образ, аналог (мыслительный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график и т. д.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели).

По словам А. М. Новикова, модель - некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, являющийся упрощенной версией моделируемого объекта или явления, в достаточной степени повторяющей свойства, существенные для целей конкретного моделирования, опуская несущественные свойства, в которых он может отличаться от прототипа.

Структурно-функциональная модель включает следующие блоки: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-рефлексивный, которые раскрывают единство и взаимосвязь исследуемого процесса с позиции аксиологического, деятельностного и компетентностного подходов и обладающие соответственно направляющей, смыслообразующей, организующей, преобразующей функциями.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» квалификации «бакалавр» определяет основную цель непрерывного образования: потребность общества в профессионалах, обладающих универсальными способами деятельности, освоение которых позволяет человеку понимать ситуацию и достигать желаемых результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Познавательная деятельность будущих бакалавров представлена на каждом этапе процессами самости (самовоспитание, самообучение, самоизменение, самоактуализация, самосовершенствование, самоанализ, самокоррекция, самоорганизация, самореализация), проектируемыми посредством «Я-концепции».

В соответствии с вышесказанным, целевой блок характеризует направленность будущего бакалавра профессионального обучения как ключевой установки на ценности профессионального образования.

Содержательный блок представляет комплекс образовательных программ, нормативно-правовой документации, формы и методы образовательного процесса.

Следует отметить, что основными документами данного блока, регламентирующими деятельность преподавателя, являются: ФГОС ВПО по направлению 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» квалификации «бакалавр»; Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (ред. от 12.11.2012); Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях; Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

Несмотря на то, что в педагогике существует множество методов обучения, мы в данном блоке представили методы традиционного и активного обучения, в том числе методы устного изложения материала (рассказ, беседа, обсуждение и др.), основанные на предоставлении готовых решений в качестве образца. Данная группа методов была направлена на усвоение новых знаний, расширение, углубление имеющихся знаний, полученных при изучении других психолого-педагогических дисциплин на предыдущем этапе обучения в вузе.

Методы активного обучения (турнир-викторина, собрание-диспут, микроконференция и др.) были направлены на развитие творческого, критического мышления и способностей решать профессионально-педагогические задачи.

Данные методы обучения реализовывались через разнообразные организационные формы:

  • проблемная лекция, основой содержания которой служило моделирование педагогических ситуаций, что позволяло студентам увидеть предметные и социальные аспекты их будущей профессии;
  • имитация научных семинаров и дискуссий, отражающих все основные свойства оригинала;
  • семинарские занятия проблемного, исследовательского характера, в основу проведения которых была заложена методика организации самостоятельной работы студентов на основе постепенного нарастания трудности и проблемности заданий, выполняемых под руководством преподавателя;
  • самостоятельная работа во внеаудиторное время, организуемая на основе того же принципа, что и семинарские занятия проблемного характера.

Организационно-деятельностный блок интегрирует в себе реализацию организационно-педагогических условий, способствующих развитию аксиосферы будущих бакалавров профессионального обучения.

При этом мы опирались на точку зрения З. З. Утягановой, которая аксиосферу человека представляет в виде многоуровневой системы, включающей:

  • уровень аксиологической открытости: открытость новым ценностям и идеям, сформированная установка и умение фиксировать непохожее, новое, выделять его из информационной диалогической среды;
  • уровень аксиологического анализа: владение способами оценивания генерализированных чужих идей с целью присвоения или отвержения новых ценностей;
  • уровень аксиологической самоорганизации: владение способами реконструирования собственной аксиосферы;
  • уровень самореализации: преломление новых ценностей в жизненную философию, составляющую индивидуальность бытия и способа самореализации.

Таким образом, организационно-педагогические условия включают в себя:

  • организацию проблемного обучения будущих бакалавров посредством усвоения специализированных знаний о ценностях познавательной деятельности будущего бакалавра, развития критического мышления, осознание их значимости для профессионального становления, актуализация этих знаний в самостоятельной познавательной деятельности с целью побуждения будущих бакалавров к активному самостоятельному поиску;
  • разработку и реализацию дидактической игры посредством планирования собственной индивидуальной траектории познавательной деятельности, способности к сотрудничеству, сотворчеству, оценивания результата коллективной познавательной деятельности, рефлексии игрового действия и эмоционального состояния с целью развития интереса как осознанного побуждения к познавательной деятельности;
  • включение будущих бакалавров в проектную деятельность посредством усвоения знаний о проектной деятельности, реализации собственной индивидуальной траектории познавательной деятельности, самостоятельной разработки проекта и предоставление результата в виде мультимедийной презентации, доклада, ролевой игры с целью формирования ценностного отношения к познавательной деятельности.

Оценочно-рефлексивный блок предусматривает осуществление будущими бакалаврами ценностной рефлексии как внешней (относительно осуществленной познавательной деятельности), так и внутренней (относительно своего эмоционального состояния).

В целом реализация структурно-функциональной модели обеспечивает формирование ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения.

В качестве основных критериев сформированности ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения были выделены: когнитивный, отражающий осознание значимости познавательной деятельности как личностной и профессиональной ценности; эмотивно-аксиологический, характеризующийся наличием положительного отношения к познавательной деятельности как личностной и профессиональной ценности; рефлексивный, включающий анализ собственной познавательной деятельности.

Сформированность ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения определялась с помощью следующих методик, позволяющих выявить уровень их сформированности (высокий, средний, низкий):

  1. Ориентационная анкета (Б. Басс) по изучению направленности на себя, на общение, на деятельность.
  2. Методика «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина) по изучению жизненных ценностей в сфере образования.
  3. Методика «Цель-Средство-Результат» (А. А. Карманов) по изучению наличия у будущих бакалавров умений ставить цели, выбирать соответствующие им средства, адекватно оценивать результат своей деятельности.

Подводя итог вышесказанному, особенностью разработки и реализации структурно-функциональной модели формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения является:

  • реализация инновационных педагогических технологий, которая способствует формированию субъективной позиции, расширению личного опыта студентов, мотивирует их на ценности познавательной деятельности для дальнейшего саморазвития как в профессиональной деятельности, так и в успешной адаптации в жизни;
  • освоение студентами новых способов самостоятельного получения знаний, получение результатов активного самостоятельного поиска и их восприятие как личностной ценности способствует созданию собственной индивидуальной траектории познавательной деятельности у каждого студента;
  • включение студентов в проектную деятельность способствовало формированию компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО, осмысление которых позволило интегрировать имеющиеся у них знания, находить и применять новые (путем самообразования), объективно оценивать свои возможности.

В целом реализация структурно-функциональной модели формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения позволила преобразовать имеющиеся мотивы познавательной деятельности, среди которых преобладали мотивы прагматической направленности, в ценностные, что подтверждается наличием положительной динамики их сформированности по окончанию опытно-экспериментальной работы.

Рецензенты:

Игнатова Валентина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск.

Пономарев Василий Викторович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры и валеологии ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Калашникова А.В., Чижакова Г.И. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ МОТИВОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8302 (дата обращения: 09.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074