Введение
При планировании воздушных перелетов большое внимание уделяется безопасности полетов. Статистические исследования показали, что на безопасность полетов в значительной мере оказывает влияние возраст КВС [4, 5]. Следовательно, с целью повышения безопасности полетов руководству авиакомпании необходимо учитывать возраст КВС при управлении штатом сотрудников. При этом возникает задача нахождения достаточно сложного компромисса: набор молодых пилотов обеспечивает увеличение числа пилотов среднего возраста с минимальной аварийностью по истечению некоторого времени их работы, но ведет к увеличению аварийности из-за роста числа малоопытных КВС. Задачей является нахождение оптимальных параметров кадровой политики АК, обеспечивающих снижение аварийности по фактору «человек» [3]. Решается эта задача методами имитационного стохастического моделирования, включающими в себя формальное построение математической модели, ее алгоритмизацию, нахождения оптимальных параметров кадровой политики (являющейся, по–существу, управлением в системе) методами стохастического имитационного моделирования.
Стохастическая имитационная модель политики приема и ухода КВС
Построим формальную математическую модель политики в терминах точечных процессов. Пусть в момент времени число людей в АК в возрасте до
включительно равно
(время будем считать непрерывным). Запишем балансовое соотношение, основываясь на том, что в каждый момент времени
количество вновь пришедших людей в возрастном диапазоне
равно
(т.е.
– число людей поступивших в структуру до момента
при условии, что их возраст не превышал
на момент прихода). Число ушедших из структуры
к моменту времени
в возрастном диапазоне
равно
. Тогда имеет место следующее балансовое соотношение:
(1)
где для любого
.
Процессы и
являются семимартингальными с компенсаторами
(2)
(3)
(основные определения и термины для описания семимартингалов см. в [2]), соответственно – область определения.
Обозначим ,
– минимальный и максимальный допустимые возраста КВС;
– время, начиная с которого сотрудники начнут достигать максимально допустимого возраста. Область определения E функций
и
представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Область определения функций ,
, по оси абсцисс представлено время, по оси ординат возраст КВС
С учетом области определения уравнения (2) и (3) перепишутся в виде
(2*)
(3*)
(4)
Обозначим необходимое количество КВС для управления всеми ВС, обеспечивающих полную загрузку ВС без простоев ВС через . Введем также понятия политики приема компании и политики ухода (естественного и увольнения), выражающихся в предпочтении одной возрастной категории КВС над другой. Для этого разобьем интервал [
,
) на
непересекающихся интервалов: [
),
.
Обозначим политику, в соответствии с которой принимаются новые сотрудники за
,
,
(5)
где – максимальное значение весового коэффициента.
И ухода как
,
,
(6)
Тогда и
будут равны
(7)
(8)
где – скорость, с которой восполняют нехватку КВС;
– скорость ухода (увольнения) КВС; здесь и далее под
будет пониматься
.
Целью данной работы является нахождение оптимальных параметров и
кадровой политики АК, обеспечивающих снижение аварийности по фактору «человек».
Стохастическая имитационная модель изменения вероятности АП в зависимости от возраста
В работе [1] было подробно изложено, как получить оценки вероятностей АП ,
на основе статистики взятой из [4].
Количество человек в каждой возрастной группе на момент времени t будет
,
(9)
Разделив каждое из значений (9) на их сумму
, (10)
получим вероятность того, что возраст КВС принадлежит i-ой возрастной группе
,
(11)
Таким образом, по известным,
– эмпирическим вероятностям возникновения АП при условии, что возраст КВС на момент АП принадлежал i-ой возрастной группе
(12)
Поскольку максимальное количество КВС ограничено значением и процесс
является точечным, то начиная с некоторого момента
распределение вероятностей
,
будет иметь стационарное распределение. Поэтому в формуле (12) будем полагать, что
.
Кроме того, в качестве вероятностей будем брать усредненное значение, построенное по L траекториям процесса
.
(13)
Безусловная вероятность наступления АП в формуле (13) зависит от политики приема КВС ,
и политики ухода
,
см. формулу (6). Необходимо оценить весовые коэффициенты
, при которых значение вероятности (13) было бы минимальным. Т. е.
(14)
При этом полагается, что параметры будут неуправляемые. В качестве них в имитационной компьютерной модели используются их оценки
, полученные из статистики некоторой авиакомпании.
Расчет оптимальных весовых коэффициентов кадровой политики приема
В соответствии со статистикой, приведенной в таблице 2, все КВС поделены на 8 возрастных групп (,
в предположении, что не бывает КВС в возрасте меньше 25 лет,
). Имеется статистика ухода (увольнения) КВС некоторой авиакомпании в процентном соотношении, сгруппированная по возрастным группам (рисунок 2).
Рисунок 2. Статистика ухода (увольнения) КВС некоторой авиакомпании в период с 2005 по декабрь 2012 года
Имеющиеся процентные соотношения были приняты в качестве весовых коэффициентов политики ухода ,
формулы (6).
Проведено имитационное моделирование и построены оценки весовых коэффициентов . Начальное значение процесса
для любого
. Из статистических данных одной авиакомпании были выбраны параметры
,
и
см формулы (7) и (8). Численность состава КВС составляет 23 человека (
), причем в среднем уходит (увольняется) 3 – 4 человека в год, таким образом, параметр
был выбран равным 1,143. Если количество свободных (неустроенных) пилотов, готовых устроиться, меньше потребностей авиакомпании, то
, иначе, если количество свободных (неустроенных) пилотов достаточное для нужд авиакомпании и компания испытывает острую нехватку в КВС, тогда параметр
. В данном исследовании ограничений на КВС нет, и компания не испытывает острой нехватки в КВС, поэтому
принят равным 1. Момент времени
, начиная с которого процесс
становится стационарным, равен 7300.
Значения коэффициентов оптимальной политики, при которых оценка вероятности АП минимальна, зависят от , поэтому моделирование производилось для нескольких значений
равных 0.15, 0.2 и 0.3 (таблица 1).
Как видно из таблицы 1 минимальное значение, оценка вероятности АП достигала с параметрами близкими или равными . Т. е. при приеме в штат более молодых КВС.
Таблица 1. Зависимость коэффициентов оптимальной политики и минимальной оценки вероятности АП от .
|
|
|
0.15 |
|
|
0.2 |
|
|
0.3 |
|
|
Заключение
Результаты, представленные в работе, показывают, что при заданном распределении ухода (увольнения и выхода на пенсию) КВС (см. рисунок 4), кадровой службе при приеме на работу следует отдавать предпочтение специалистам в возрасте от минимального до
, где
– округление в большую сторону. В этом случае вероятность возникновения АП по фактору «человек» в долгосрочной перспективе окажется наименьшей.
Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009–2013, а также при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках постановления правительства РФ № 218.
Рецензенты:
Кемер Александр Робертович, доктор физико-математических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.
Мищенко Сергей Петрович, доктор физико-математических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.
Библиографическая ссылка
Бутов А.А., Савинов Ю.Г., Санников И.А., Егоров А.Г. МОДЕЛЬ ОПТИМАЛЬНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРИЕМА КВС // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8265 (дата обращения: 11.05.2025).