Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шамсутдинова А.В. 1
1 ГАОУ СПО РК «Воркутинский педагогический колледж»
В статье рассматривается понятие «психолого-педагогическое сопровождение» в контексте обоснования его необходимости в условиях модернизации профессионального образования. Отражается процесс профессионального становления студентов в учреждениях среднего профессионального образования. Представлены формы и содержательное наполнение компонентов процесса психолого-педагогического сопровождения на основе целевых установок этапов профессионального становления. Содержание сопровождения определяет целостную деятельность участников образовательного процесса, направленную на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и профессионального развития студентов в процессе профессионального образования. Психолого-педагогическое сопровождение представляется чрезвычайно перспективным направлением деятельности, и с точки зрения осмысления целей, и задач профессионального образования, и с точки зрения разработки конкретной модели деятельности образовательного учреждения, реализация которой позволит более глубоко изучить особенности и проблемы образовательного процесса, выработать эффективные управленческие решения, стимулирующие повышение качества образования, что в конечном итоге приведет к высокому уровню адаптации студентов к профессиональной деятельности, сформированности профессионального сознания, повышению конкурентоспособности и востребованности выпускников.
формы и содержание сопровождения.
компоненты
этапы профессионального становления
содержание психолого-педагогического сопровождения
1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – С. 511.
2. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – С. 308.
3. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М.: УРАО, 2002. – С. 101–124.
4. Семушкина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие для среднего профессионального образования. – М.: Мастерство, 2001. – С. 272.
5. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. – М.: Логос, 1999. – С. 272.
Современная социально-экономическая ситуация актуализировала проблемы профессионального становления личности, подготовки инициативных, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения обозначили профессиональные и общие компетенции в качестве ожидаемых результатов образования, обеспечивающих самостоятельность и ответственность профессионального выбора человека, понимание им сущности и социальной значимости (миссии) избранной сферы профессиональной деятельности, готовность к профессиональной мобильности, непрерывному образованию и самообразованию.

Кроме того, преобразования в сфере профессиональной занятости населения, появление жесткой конкуренции на рынке труда, позволяет говорить об актуальности внесения корректив в процесс профессиональной подготовки. С целью повышения эффективности процесса профессионального становления необходимо обновление содержания образовательной деятельности в части организационно-методического обеспечения. В связи с этим актуальной становится разработка содержательной основы психолого-педагогического сопровождения (подготовки) профессионального становления будущих специалистов в профессиональном образовании.

Психолого-педагогическое сопровождение - это скоординированная профессиональная деятельность субъектов образовательного процесса, направленная на создание специальных условий для успешного профессионального самоопределения, формирования профессионального сознания и трудоустройства обучающихся, оказание помощи в планировании профессиональной карьеры обучающихся.

Целью психолого-педагогического сопровождения в условиях профессионального образования является содействие развитию профессионально-личностного потенциала обучающихся, что выступает необходимым условием для формирования готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности и создания предпосылок для достижения высокого уровня компетентности в будущей профессиональной деятельности. В свою очередь организация психолого-педагогического сопровождения в учреждении профессионального образования - особое направление образовательной деятельности, нацеленное на формирование ряда социально-значимых компетенций.

Поскольку профессиональное становление - не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие профессиональных компетенций, для обеспечения его постепенности и непрерывности необходимо применять поэтапность профессионального становления с учетом особенностей образовательной среды. Так, в системе психолого-педагогического сопровождения учреждений среднего профессионального образования можно выделить следующие этапы профессионального становления: адаптация, интенсификация, идентификация. Кратко охарактеризуем их.

На этапе адаптации предполагается оказание первокурсникам помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности, коррекция профессионального самоопределения.

Этап интенсификации предусматривает формирование готовности к осознанному, самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития, формированию ценностного отношения к выбранной профессии.

На завершающем этапе профессионального становления - идентификации - формируется готовность принимать решение о продолжении образования и трудоустройстве, готовность к профессиональной деятельности, формируются навыки поведения на рынке труда.

Анализ научных исследований в области педагогики и психологии (В. А. Бодров, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, Л. Г. Семушина, В. В. Сериков и др.) позволяет выделить следующие компоненты психолого-педагогического сопровождения. [1, 2, 3, 4, 5]:

  1. Мотивационный (направленность на процесс профессионального образования, ориентация на профессию).
  2. Когнитивный (получение знаний о профессии в процессе изучения дисциплин, опыта деятельности в результате прохождения различных видов практики, а также понимание определенных моментов действительности, связанных как с предметом деятельности, так и с субъектом профессиональной деятельности (с самим собой).
  3. Контрольно-оценочный (прогнозирование траектории успешного профессионального становления студентов через оценку результатов профессионального обучения).

Достижение поставленных целей и задач психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе профессионального становления невозможно без программы сопровождения, мониторинговых исследований результативности осуществляемой деятельности, которые будут способствовать более глубокому пониманию особенностей и проблем образовательного процесса, выработке эффективных управленческих решений, стимулирующих повышение качества образования, что, в конечном итоге, приведет к высокому уровню адаптации студентов к профессиональной деятельности, сформированности профессионального сознания, повышению конкурентоспособности и востребованности выпускников, успешному построению собственной профессиональной карьеры.

В соответствии с основными этапами профессионального становления и компонентами процесса психолого-педагогического сопровождения можно определить конкретные формы и содержательное наполнение процесса сопровождения.

Таблица 1

Содержание психолого-педагогического сопровождения студентов в учреждениях среднего профессионального образования

Цель сопровождения

Содержание психолого-педагогического сопровождения

Результат сопровождения

Мотивацион-ный компонент

Когнитивный компонент

Контрольно-оценочный компонент

Этап адаптации

Определение личностного смысла выбранной специальности, сущности и социальной значимости профессии

Мероприятия по адаптации студентов-первокурсников. Система индивидуальных и групповых консультаций.

Тематические часы общения

Насыщение образовательного процесса современным профессиональным контекстом.

Спецкурс «Введение в специальность»

Промежуточная аттестация теоретического и практического обучения.

Создание студентами личного профессионально-образовательного портфолио.

Мониторинг удовлетворенности студентов качеством предоставляемых образовательных услуг

Адаптация к учебно-познавательной среде, личностное самоопределение и выработка нового стиля жизнедеятель-ности

Этап интенсификации

Формирование профессиональ-ного самосознания и профессиональной позиции

Знакомство с положительным опытом профессиональ-ной самореализации в сфере, соответствую-щей профилю получаемого образования.

Привлечение студентов к самостоятельному выбору дополнительной профессиональной образовательной программы (специализации), места прохождения практики, тем курсовых работ и т.п. Участие студентов в обучающих семинарах, мастер-классах на производстве

Промежуточная аттестация теоретического и практического обучения. Отзыв работодателей о результатах прохождения производственной практики.

Работа студента с личным профессионально-образовательным портфолио.

Мониторинг удовлетвореннос-ти студентов качеством предоставляемых образовательных услуг

Интенсивное личностное и интеллектуаль-ное развитие, социальная идентичность, самообразова-ние, оптимистичес-кая социальная позиция

 

Этап идентификации

Формирование профессионально-трудовой самостоятельнос-ти. Формирование готовности к профессиональной самореализации

 

Содействие трудоустрой-ству. Участие в конференции «Мы выбираем, нас выбирают», экскурсии в Центре занятости населения.

Привлечение студентов к самостоятельному выбору темы дипломной работы, места прохождения преддипломной практики и т.п.;

выбора места будущей работы по специальности.

Спецкурсы «Эффективное поведение на рынке труда», «Основы профессионально-го мастерства»

 

Конкурсы профессионального мастерства для студентов с привлечением представителей работодателя.

Отзыв работодателя о результатах прохождения преддипломной практики.

Оформление студентом личного профессионально-образовательного портфолио. Составление резюме.

Мониторинг удовлетворенности студентов качеством предоставляемых образовательных услуг.

Государственная (итоговая) аттестация студентов

Отождествление себя с будущей профессией, готовность к ней, развитая способность к профессиональ-ной самопрезента-ции

 

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение в системе профессионального образования предполагает использование совокупности развернутых во времени форм и методов воздействия на личность студента, включение ее в разнообразные профессионально значимые виды деятельности (познавательную, учебно-профессиональную и др.), с целью формирования у обучающегося системы профессионально важных знаний, умений, качеств, форм поведения и индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности. Результатом такого комплексного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения является ориентация будущего специалиста на профессиональную деятельность и устойчивое отношение к себе как к субъекту определенной профессии.

Рецензенты:

Александрова Наталья Сергеевна, д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики НОУ «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.

Помелов Владимир Борисович, д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.


Библиографическая ссылка

Шамсутдинова А.В. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8093 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674