Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE CONTENT FILLING OF STUDENTS PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT IN SECONDARY TRAINING EDUCATION INSTITUTIONS

Shamsutdinova A.V. 1
1 State independent educational institution of the secondary vocational education of the Komi Republic «Vorkuta Teachers Training College»
The article is devoted to the psycho-pedagogical support notion research in the context of its need explanation in the professional training modernization conditions. The process of students professional training formation in secondary education institutions is presented. The forms and content filling of psycho-pedagogical support process components on the basis of professional formation stages purposes are represented. The content filling of support determines an educational process participants complete activity, which create psycho-pedagogical conditions for the successful training and students professional development. The psycho-pedagogical support is represented as a very perspective activity direction for the professional training purposes and tasks understanding and for the educational institution activity concrete model development, the realization of the latter helps to understand features and problems of educational process, to make effective administrative decisions for the education quality improvement, all these facts help to improve students professional activity adaptation level, to create professional consciousnesses, to increase competitiveness and graduates opportunity to get a job.
the support forms and content filling
career planning
components
professional formation stages
content filling of psycho-pedagogical support
Современная социально-экономическая ситуация актуализировала проблемы профессионального становления личности, подготовки инициативных, компетентных, предприимчивых, профессионально мобильных специалистов. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения обозначили профессиональные и общие компетенции в качестве ожидаемых результатов образования, обеспечивающих самостоятельность и ответственность профессионального выбора человека, понимание им сущности и социальной значимости (миссии) избранной сферы профессиональной деятельности, готовность к профессиональной мобильности, непрерывному образованию и самообразованию.

Кроме того, преобразования в сфере профессиональной занятости населения, появление жесткой конкуренции на рынке труда, позволяет говорить об актуальности внесения корректив в процесс профессиональной подготовки. С целью повышения эффективности процесса профессионального становления необходимо обновление содержания образовательной деятельности в части организационно-методического обеспечения. В связи с этим актуальной становится разработка содержательной основы психолого-педагогического сопровождения (подготовки) профессионального становления будущих специалистов в профессиональном образовании.

Психолого-педагогическое сопровождение - это скоординированная профессиональная деятельность субъектов образовательного процесса, направленная на создание специальных условий для успешного профессионального самоопределения, формирования профессионального сознания и трудоустройства обучающихся, оказание помощи в планировании профессиональной карьеры обучающихся.

Целью психолого-педагогического сопровождения в условиях профессионального образования является содействие развитию профессионально-личностного потенциала обучающихся, что выступает необходимым условием для формирования готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности и создания предпосылок для достижения высокого уровня компетентности в будущей профессиональной деятельности. В свою очередь организация психолого-педагогического сопровождения в учреждении профессионального образования - особое направление образовательной деятельности, нацеленное на формирование ряда социально-значимых компетенций.

Поскольку профессиональное становление - не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие профессиональных компетенций, для обеспечения его постепенности и непрерывности необходимо применять поэтапность профессионального становления с учетом особенностей образовательной среды. Так, в системе психолого-педагогического сопровождения учреждений среднего профессионального образования можно выделить следующие этапы профессионального становления: адаптация, интенсификация, идентификация. Кратко охарактеризуем их.

На этапе адаптации предполагается оказание первокурсникам помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности, коррекция профессионального самоопределения.

Этап интенсификации предусматривает формирование готовности к осознанному, самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития, формированию ценностного отношения к выбранной профессии.

На завершающем этапе профессионального становления - идентификации - формируется готовность принимать решение о продолжении образования и трудоустройстве, готовность к профессиональной деятельности, формируются навыки поведения на рынке труда.

Анализ научных исследований в области педагогики и психологии (В. А. Бодров, А. К. Маркова, Ю. П. Поваренков, Л. Г. Семушина, В. В. Сериков и др.) позволяет выделить следующие компоненты психолого-педагогического сопровождения. [1, 2, 3, 4, 5]:

  1. Мотивационный (направленность на процесс профессионального образования, ориентация на профессию).
  2. Когнитивный (получение знаний о профессии в процессе изучения дисциплин, опыта деятельности в результате прохождения различных видов практики, а также понимание определенных моментов действительности, связанных как с предметом деятельности, так и с субъектом профессиональной деятельности (с самим собой).
  3. Контрольно-оценочный (прогнозирование траектории успешного профессионального становления студентов через оценку результатов профессионального обучения).

Достижение поставленных целей и задач психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе профессионального становления невозможно без программы сопровождения, мониторинговых исследований результативности осуществляемой деятельности, которые будут способствовать более глубокому пониманию особенностей и проблем образовательного процесса, выработке эффективных управленческих решений, стимулирующих повышение качества образования, что, в конечном итоге, приведет к высокому уровню адаптации студентов к профессиональной деятельности, сформированности профессионального сознания, повышению конкурентоспособности и востребованности выпускников, успешному построению собственной профессиональной карьеры.

В соответствии с основными этапами профессионального становления и компонентами процесса психолого-педагогического сопровождения можно определить конкретные формы и содержательное наполнение процесса сопровождения.

Таблица 1

Содержание психолого-педагогического сопровождения студентов в учреждениях среднего профессионального образования

Цель сопровождения

Содержание психолого-педагогического сопровождения

Результат сопровождения

Мотивацион-ный компонент

Когнитивный компонент

Контрольно-оценочный компонент

Этап адаптации

Определение личностного смысла выбранной специальности, сущности и социальной значимости профессии

Мероприятия по адаптации студентов-первокурсников. Система индивидуальных и групповых консультаций.

Тематические часы общения

Насыщение образовательного процесса современным профессиональным контекстом.

Спецкурс «Введение в специальность»

Промежуточная аттестация теоретического и практического обучения.

Создание студентами личного профессионально-образовательного портфолио.

Мониторинг удовлетворенности студентов качеством предоставляемых образовательных услуг

Адаптация к учебно-познавательной среде, личностное самоопределение и выработка нового стиля жизнедеятель-ности

Этап интенсификации

Формирование профессиональ-ного самосознания и профессиональной позиции

Знакомство с положительным опытом профессиональ-ной самореализации в сфере, соответствую-щей профилю получаемого образования.

Привлечение студентов к самостоятельному выбору дополнительной профессиональной образовательной программы (специализации), места прохождения практики, тем курсовых работ и т.п. Участие студентов в обучающих семинарах, мастер-классах на производстве

Промежуточная аттестация теоретического и практического обучения. Отзыв работодателей о результатах прохождения производственной практики.

Работа студента с личным профессионально-образовательным портфолио.

Мониторинг удовлетвореннос-ти студентов качеством предоставляемых образовательных услуг

Интенсивное личностное и интеллектуаль-ное развитие, социальная идентичность, самообразова-ние, оптимистичес-кая социальная позиция

 

Этап идентификации

Формирование профессионально-трудовой самостоятельнос-ти. Формирование готовности к профессиональной самореализации

 

Содействие трудоустрой-ству. Участие в конференции «Мы выбираем, нас выбирают», экскурсии в Центре занятости населения.

Привлечение студентов к самостоятельному выбору темы дипломной работы, места прохождения преддипломной практики и т.п.;

выбора места будущей работы по специальности.

Спецкурсы «Эффективное поведение на рынке труда», «Основы профессионально-го мастерства»

 

Конкурсы профессионального мастерства для студентов с привлечением представителей работодателя.

Отзыв работодателя о результатах прохождения преддипломной практики.

Оформление студентом личного профессионально-образовательного портфолио. Составление резюме.

Мониторинг удовлетворенности студентов качеством предоставляемых образовательных услуг.

Государственная (итоговая) аттестация студентов

Отождествление себя с будущей профессией, готовность к ней, развитая способность к профессиональ-ной самопрезента-ции

 

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение в системе профессионального образования предполагает использование совокупности развернутых во времени форм и методов воздействия на личность студента, включение ее в разнообразные профессионально значимые виды деятельности (познавательную, учебно-профессиональную и др.), с целью формирования у обучающегося системы профессионально важных знаний, умений, качеств, форм поведения и индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности. Результатом такого комплексного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения является ориентация будущего специалиста на профессиональную деятельность и устойчивое отношение к себе как к субъекту определенной профессии.

Рецензенты:

Александрова Наталья Сергеевна, д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики НОУ «Вятский социально-экономический институт», г. Киров.

Помелов Владимир Борисович, д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФГБОУ «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.