Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Е-ПОРТФОЛИО ВЫПУСКНИКОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА

Шилина Н.Г. 1 Смолянинова О.Г. 2
1 ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого», Красноярск
2 ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», Красноярск
В статье представлены результаты пилотного исследования возможностей и перспектив использования е-портфолио для трудоустройства выпускников в Красноярском крае. Разработчиками была предложена структура е-портфолио для трудоустройства. Исследование проводилось на базе Сибирского федерального университета в рамках экспертного семинара с привлечением работодателей различных сегментов рынка труда, выпускников общеобразовательных учреждений, вузов, ссузов, преподавателей и управленцев ВПО и СПО, представителей агентств по трудоустройству. В результате глубинных интервью в фокус-группах и обработки анкет участников методами непараметрической статистики были уточнены структура и содержание разделов е-портфолио для трудоустройства, выявлены предпочтения работодателей различных сегментов рынка труда по структуре е-портфолио. Анализ анкет позволил выявить противоречия в разных возрастных группах по способу представления информации в е-портфолио. Все респонденты отметили необходимость создания базы е-портфолио на региональном уровне.
фокус-группы
рынок труда
е-портфолио выпускника
1. Смолянинова О.Г. Использование технологии е-портфолио в высшем образовании в Российской Федерации / О.Г. Смолянинова, О.А. Иманова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 9. – С. 65–76.
2. Смолянинова О.Г. Возможности и перспективы использования технологии электронного портфолио в практике учебного процесса в Сибирском федеральном университете / О.Г. Смолянинова, Н.Г. Шилина // Вопросы образования. – 2010. – № 2. – С. 164–177.
3. Шилина Н.Г. Электронный портфолио как технология оценивания профессиональной деятельности педагога / Н.Г. Шилина, С.М. Геращенко // Материалы 19 Международной научно-методической конференции «Диверсификация Российских архитектурных школ в условиях внедрения ГОС третьего поколения». – Воронеж : Воронежский ГАСУ, 2010. – С. 72–76.
4 Шилина Н.Г. Электронный портфолио как способ комплексного оценивания образовательных достижений студентов / Н.Г. Шилина, Д.А. Россиев // Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании : материалы конференции. –Красноярск : Версо, 2010. – С. 114–117.
5. Smolyaninova O.G., Shilina N.G. E-Portfolio in Higher Educational Institution of Russia // 33-rd International conference on INFORMATION TECHNOLOGY INTERFACES. – 2011. – Vol. 2. – P. 331–337.
Структура и содержание электронного портфолио является предметом изучения авторских коллективов нескольких вузов г. Красноярска. В работах [1-4] рассмотрены различные аспекты использования е-портфолио: для комплексного оценивания образовательных достижений студентов (магистров и бакалавров), а также для оценивания профессиональной деятельности педагогов. Результаты проведенных исследований доложены на конференциях различного уровня: российских и зарубежных [3-5].

Для исследования возможностей и перспектив использования е-портфолио для трудоустройства выпускников в Красноярском крае был проведен экспертный семинар на базе Сибирского федерального университета. В исследовании использовался метод фокус-групп и анкетирования различных категорий целевой аудитории. В качестве возможных целевых групп, заинтересованных в использовании е-портфолио для трудоустройства, были выделены: выпускники школ, вузов и сузов; преподаватели и управленцы системы СПО/ВПО; работодатели из различных сегментов рынка труда Красноярского края; представители агентств по трудоустройству.

Всего в работе экспертного семинара по исследованию перспектив и возможностей использования технологии е-портфолио для трудоустройства в различных сегментах рынка труда приняли участие 36 человек. Молодежная группа была представлена абитуриентами, учащимися бакалавриата, магистратуры, аспирантуры (47,2% респондентов).

Экспертный семинар состоял из двух частей: фокус-групп и глубинных интервью и анкетирования участников семинара.

Цель экспертного семинара: используя методы групповых дискуссий в малых группах, глубинных интервью, анкетирования различной категории респондентов исследовать перспективы использования технологии е-портфолио для трудоустройства в различных сегментах рынка труда, уточнить структуру е-портфолио для трудоустройства.

Задачи исследования

  • В ходе беседы и дискуссии в разнородных группах участников уточнить содержание отдельных разделов е-портфолио, значимых для работодателя. (Методы исследования: глубинные интервью, фокус-группы.)
  • Выявить предпочтения различных целевых групп по структуре и содержанию е-портфолио для регионального рынка труда. (Методы исследования: фокус-группы, опрос, анкетирование различных целевых групп.)
  • Получить данные для анализа возможностей и рисков использования е-портфолио в качестве инструмента трудоустройства. (Метод исследования: анкетирование работодателей, представителей агентств по трудоустройству.)

Следует отметить, что проводя фокус-группы, мы пытались изучить ожидания от ресурсов е-портфолио как инструмента трудоустройства различных целевых групп. Поэтому участники выбирались среди представителей различных сегментов рынка труда Красноярского края, различных типов общеобразовательных учреждений, представителей агентств по трудоустройству, центров карьеры в вузах и ссузах.

В число участников экспертного семинара вошли представители работодателей, представляющие различные сегменты рынка труда в Красноярском крае, студенты, работники Агентства труда и занятости населения Красноярского края и служб по трудоустройству в вузах региона.

Образовательные учреждения были представлены несколькими институтами Сибирского федерального университета, Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева, Красноярским государственным медицинским университетом им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярским педагогическим колледжем № 1 имени М. Горького, Красноярским индустриально-металлургическим техникумом.

Исследование проводилось в следующем порядке:

  • актуализация участия в исследовании;
  • свободная беседа с элементами дискуссии;
  • проведение фокус-группы;
  • обработка результатов глубинных интервью;
  • обсуждение на проектном семинаре результатов.

В данной статье мы опишем результаты анализа анкетного опроса респондентов, представляющих различные сегменты рынка труда Красноярского края.

Результаты анкетирования участников семинара обрабатывались методами непараметрической статистики. Множественное сравнение выполнялось с помощью критерия Kruskal-Wallis (Крускала-Уоллиса). Для сравнения данных в двух группах (пара вопросов) использовался критерий Манна-Уитни. Различия принимались статистически значимыми при Р£0,05. Размеры статьи не позволяют детально проанализировать все вопросы, заданные экспертам в анкетах, поэтому мы остановимся только на наиболее интересных и важных, по нашему мнению, результатах.

Все респонденты были разделены по возрастным группам. Распределение респондентов по возрасту и сферам деятельности представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Распределение респондентов по возрасту

Диапазон, лет

Гр. 1 (20-29)

Гр. 2 (30-39)

Гр. 3 (40-49)

Гр. 4 (50-60)

Всего

Кол. человек

17

7

4

8

36

В результате анкетирования мы пытались выявить наиболее значимые с точки зрения респондентов разделы портфолио для трудоустройства выпускников как со стороны работодателей, так и со стороны выпускников. Разделы е-портфолио, предложенные разработчиками для анализа, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Разделы е-портфолио для трудоустройства

 

Раздел е-портфолио

1.

Резюме (персональная информация, образование, личностные характеристики, профессиональный опыт, компетенции)

2.

Видеорезюме

3.

Рекомендации предыдущих работодателей

4.

Награды и достижения (сертификаты, дипломы и т.д.)

5.

Примеры проектов/работ

6.

Карьерные планы (цели и перспективы профессионального и личностного развития)

7.

Социальная и общественная деятельность

8.

Условия работы (график работы, желаемая заработная плата)

9.

Мобильность (готовность к поездкам и переезду)

10.

Обратная связь

Ранжирование разделов е-портфолио по важности по возрастным группам значимых различий в ответах респондентов в группах (Р>0,05) не выявило.

Таблица 3 - Среднее значение признака со стандартной ошибкой

Раздел портфолио

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

1.

9,4±0,41

10±0,00

9,3±0,48

8,8±0,62

2.

6,2±0,77

4,7±1,19

5,3±1,44

4,8±1,36

3.

4,7±0,71

4,7±1,04

2,5±0,65

3,6±0,92

4.

6,5±0,59

5,9±0,99

5,3±1,89

5,9±0,97

5.

5,9±0,44

6,9±0,77

6,8±0,75

5,9±0,81

6.

4,5±0,58

3,9±0,96

4,5±0,87

4,6±0,32

7.

2,7±0,44

2,3±0,36

1,5±0,5

2,8±0,41

8.

7,3±0,43

6,7±0,57

7,5±1,04

8±0,63

9.

3,8±0,4

4,6±0,75

5,0±1,08

5,4±0,86

10.

4,5±0,72

5,1±1,26

5,5±1,85

5,5±1,02

В качестве примера приведем график (рис. 1), построенный в STATISTICA.Graph и описывающий результаты по определению важности раздела 1 портфолио (Резюме) для различных возрастных групп, представленные в табл. 2.

pic 

Рис. 1. Диаграмма размаха по разделу «Резюме» портфолио для трудоустройства.

Сравнение мнений работодателей и соискателей позволило выстроить приоритеты в структуре портфолио для трудоустройства (таблица 4).

Таблица 4 - Рейтинг разделов е-портфолио

№ вопроса

(наиболее важный 9 баллов, наименее информативный для Вас - 1)

Среднее

Резюме (персональная информация, образование, личностные характеристики, профессиональный опыт, компетенции)

9,33

Условия работы (график работы, желаемая заработная плата)

7,36

Примеры проектов/работ

6,17

Награды и достижения (сертификаты, дипломы и т.д.)

6,08

Видеорезюме

5,49

Обратная связь

4,97

Мобильность (готовность к поездкам и переезду)

4,44

Карьерные планы (цели и перспективы профессионального и личностного развития)

4,39

Рекомендации предыдущих работодателей

4,19

Социальная и общественная деятельность

2,5

Таким образом, с позиций различных целевых групп наиболее значимыми и обязательными разделами электронного портфолио для трудоустройства можно считать разделы: «Резюме», «Условия работы», «Примеры работ/проектов», документы подтверждающие достижения соискателя («Награды и достижения»).

Представляют интерес выявленные различия среди возрастных групп (работодатели, соискатели) по отношению к способам представления информации в электронном портфолио. Парные сравнения проводились с использованием критерия Манна-Уитни. Данные сведены в таблицу 5.

Таблица 5 - Отношение респондентов к способу представления информации

Сравниваемые возрастные

группы

Текст

Таблицы

Звуковые файлы (голосовые файлы)

Видеоролики

№ 3 - № 4

 

 

 

Р=0,046558

№ 1 - № 4

 

Р=0,008035

Р=0,054554

Р=0,012247

№ 2 - № 3

Р=0,058783

 

 

 

Представление информации для возрастной группы 2 (30-39 лет) в виде текста оказалось предпочтительней, чем для группы 3 (40-49 лет) в 1,8 раза. Для возрастных групп 1 (20-29 лет) и 3 (40-49 лет) представление информации в формате видеоролика оказались значимее в 1,5 и 1,7 раза соответственно, чем для возрастной группы 4 (50-60 лет). Звуковые файлы и таблицы предпочли респонденты 4 группы (значимее в 1, 2 раза и 1,5 раза соответственно). Сравнение проходило в возрастных группах 4 (50-60 лет) и 1 (20-29 лет). Для нас данные результаты оказались достаточно парадоксальными, так как мы предполагали, что различные мультимедиапредставления выберет самая молодая возрастная группа. Планируется проведение дополнительных глубинных интервью с респондентами для уточнения полученных результатов.

Рейтинг представления данных, выстроенный с использованием сравнения средних, выглядит следующим образом (таблица 6).

Таблица 6 - Способ представления данных

Вид представления информации

(самый важный - 1, наименее важный - 5)

Средние

Текст

1,83

Графические изображения (сканированные документы)

2,33

Видеоролики

3,25

Таблицы

3,31

Звуковые файлы (голосовые файлы)

4,2

Большую полемику на семинаре вызвал вопрос о необходимости подтверждения данных, вносимых в портфолио. Мнения респондентов разделились. Большинство (65% опрошенных) считают, что подлинность не всех материалов должна быть подтверждена. С другой стороны, есть ряд документов, которые, по мнению респондентов, должны быть подтверждены обязательно. Например, диплом. При анализе анкет мы обнаружили явное противоречие. В вопросе о структуре е-портфолило раздел «Рекомендации предыдущих работодателей» был отнесен на 9 (предпоследнее) место. Однако 60,6% респондентов считают необходимым подтверждать рекомендации предыдущих работодателей! 75,7% экспертов считают безусловным подтверждения подлинности диплома. Интересная информация заложена в структуре ответа на этот вопрос по возрастным группам. Эксперты среднего и старшего поколения все до одного считают подтверждение диплома обязательным. В то время как респонденты молодого возраста высказывали сомнения в достоверности скан-подтверждений и возможности электронных фальсификаций.

Исследования по использованию е-портфолио в качестве инструмента трудоустройства на рынках труда показали, что все респонденты (100%) считают необходимым создание базы е-портфолио специалистов на региональном уровне. При этом на международном рынке труда наличие е-портфолио, по мнению опрошенных, является конкурентным преимуществом. На региональном рынке пока оно таковым не является. Данные результаты были ожидаемы, так как работа по внедрению и использованию технологии электронного портфолио для трудоустройства в Красноярском крае только начинается.

Выводы

В ходе дискуссий, анкетирования представителей различных фокус-групп были:

  1. уточнены структура и содержание е-портфолио выпускников системы СПО/ВПО для трудоустройства;
  2. выявлены предпочтения различных целевых групп по структуре и содержанию разделов е-портфолио для регионального рынка труда;
  3. статистические методы обработки анкет позволили выявить предпочтения работодателей по содержанию отдельных разделов е-портфолио, значимых для различных сегментов регионального рынка труда.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований(«Электронный портфолио как средство профессионально-личностного развития»), проект № 12-26-19001 / The project "ePortfolio as the Means of Professional and Personal Development" is carried out with the support from Russian Scientific Humanitarian Fund, project № 12-26-19001."

Рецензенты:

Немировский Валентин Геннадьевич, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии Института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.

Россиев Дмитрий Анатольевич, доктор медицинских наук, проректор по информационным технологиям и корпоративной политике ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития РФ, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Шилина Н.Г., Смолянинова О.Г. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Е-ПОРТФОЛИО ВЫПУСКНИКОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7337 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674