Для исследования возможностей и перспектив использования е-портфолио для трудоустройства выпускников в Красноярском крае был проведен экспертный семинар на базе Сибирского федерального университета. В исследовании использовался метод фокус-групп и анкетирования различных категорий целевой аудитории. В качестве возможных целевых групп, заинтересованных в использовании е-портфолио для трудоустройства, были выделены: выпускники школ, вузов и сузов; преподаватели и управленцы системы СПО/ВПО; работодатели из различных сегментов рынка труда Красноярского края; представители агентств по трудоустройству.
Всего в работе экспертного семинара по исследованию перспектив и возможностей использования технологии е-портфолио для трудоустройства в различных сегментах рынка труда приняли участие 36 человек. Молодежная группа была представлена абитуриентами, учащимися бакалавриата, магистратуры, аспирантуры (47,2% респондентов).
Экспертный семинар состоял из двух частей: фокус-групп и глубинных интервью и анкетирования участников семинара.
Цель экспертного семинара: используя методы групповых дискуссий в малых группах, глубинных интервью, анкетирования различной категории респондентов исследовать перспективы использования технологии е-портфолио для трудоустройства в различных сегментах рынка труда, уточнить структуру е-портфолио для трудоустройства.
Задачи исследования
- В ходе беседы и дискуссии в разнородных группах участников уточнить содержание отдельных разделов е-портфолио, значимых для работодателя. (Методы исследования: глубинные интервью, фокус-группы.)
- Выявить предпочтения различных целевых групп по структуре и содержанию е-портфолио для регионального рынка труда. (Методы исследования: фокус-группы, опрос, анкетирование различных целевых групп.)
- Получить данные для анализа возможностей и рисков использования е-портфолио в качестве инструмента трудоустройства. (Метод исследования: анкетирование работодателей, представителей агентств по трудоустройству.)
Следует отметить, что проводя фокус-группы, мы пытались изучить ожидания от ресурсов е-портфолио как инструмента трудоустройства различных целевых групп. Поэтому участники выбирались среди представителей различных сегментов рынка труда Красноярского края, различных типов общеобразовательных учреждений, представителей агентств по трудоустройству, центров карьеры в вузах и ссузах.
В число участников экспертного семинара вошли представители работодателей, представляющие различные сегменты рынка труда в Красноярском крае, студенты, работники Агентства труда и занятости населения Красноярского края и служб по трудоустройству в вузах региона.
Образовательные учреждения были представлены несколькими институтами Сибирского федерального университета, Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева, Красноярским государственным медицинским университетом им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярским педагогическим колледжем № 1 имени М. Горького, Красноярским индустриально-металлургическим техникумом.
Исследование проводилось в следующем порядке:
- актуализация участия в исследовании;
- свободная беседа с элементами дискуссии;
- проведение фокус-группы;
- обработка результатов глубинных интервью;
- обсуждение на проектном семинаре результатов.
В данной статье мы опишем результаты анализа анкетного опроса респондентов, представляющих различные сегменты рынка труда Красноярского края.
Результаты анкетирования участников семинара обрабатывались методами непараметрической статистики. Множественное сравнение выполнялось с помощью критерия Kruskal-Wallis (Крускала-Уоллиса). Для сравнения данных в двух группах (пара вопросов) использовался критерий Манна-Уитни. Различия принимались статистически значимыми при Р£0,05. Размеры статьи не позволяют детально проанализировать все вопросы, заданные экспертам в анкетах, поэтому мы остановимся только на наиболее интересных и важных, по нашему мнению, результатах.
Все респонденты были разделены по возрастным группам. Распределение респондентов по возрасту и сферам деятельности представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Распределение респондентов по возрасту
Диапазон, лет |
Гр. 1 (20-29) |
Гр. 2 (30-39) |
Гр. 3 (40-49) |
Гр. 4 (50-60) |
Всего |
Кол. человек |
17 |
7 |
4 |
8 |
36 |
В результате анкетирования мы пытались выявить наиболее значимые с точки зрения респондентов разделы портфолио для трудоустройства выпускников как со стороны работодателей, так и со стороны выпускников. Разделы е-портфолио, предложенные разработчиками для анализа, представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Разделы е-портфолио для трудоустройства
|
Раздел е-портфолио |
1. |
Резюме (персональная информация, образование, личностные характеристики, профессиональный опыт, компетенции) |
2. |
Видеорезюме |
3. |
Рекомендации предыдущих работодателей |
4. |
Награды и достижения (сертификаты, дипломы и т.д.) |
5. |
Примеры проектов/работ |
6. |
Карьерные планы (цели и перспективы профессионального и личностного развития) |
7. |
Социальная и общественная деятельность |
8. |
Условия работы (график работы, желаемая заработная плата) |
9. |
Мобильность (готовность к поездкам и переезду) |
10. |
Обратная связь |
Ранжирование разделов е-портфолио по важности по возрастным группам значимых различий в ответах респондентов в группах (Р>0,05) не выявило.
Таблица 3 - Среднее значение признака со стандартной ошибкой
Раздел портфолио |
Группа 1 |
Группа 2 |
Группа 3 |
Группа 4 |
1. |
9,4±0,41 |
10±0,00 |
9,3±0,48 |
8,8±0,62 |
2. |
6,2±0,77 |
4,7±1,19 |
5,3±1,44 |
4,8±1,36 |
3. |
4,7±0,71 |
4,7±1,04 |
2,5±0,65 |
3,6±0,92 |
4. |
6,5±0,59 |
5,9±0,99 |
5,3±1,89 |
5,9±0,97 |
5. |
5,9±0,44 |
6,9±0,77 |
6,8±0,75 |
5,9±0,81 |
6. |
4,5±0,58 |
3,9±0,96 |
4,5±0,87 |
4,6±0,32 |
7. |
2,7±0,44 |
2,3±0,36 |
1,5±0,5 |
2,8±0,41 |
8. |
7,3±0,43 |
6,7±0,57 |
7,5±1,04 |
8±0,63 |
9. |
3,8±0,4 |
4,6±0,75 |
5,0±1,08 |
5,4±0,86 |
10. |
4,5±0,72 |
5,1±1,26 |
5,5±1,85 |
5,5±1,02 |
В качестве примера приведем график (рис. 1), построенный в STATISTICA.Graph и описывающий результаты по определению важности раздела 1 портфолио (Резюме) для различных возрастных групп, представленные в табл. 2.
Рис. 1. Диаграмма размаха по разделу «Резюме» портфолио для трудоустройства.
Сравнение мнений работодателей и соискателей позволило выстроить приоритеты в структуре портфолио для трудоустройства (таблица 4).
Таблица 4 - Рейтинг разделов е-портфолио
№ вопроса (наиболее важный 9 баллов, наименее информативный для Вас - 1) |
Среднее |
Резюме (персональная информация, образование, личностные характеристики, профессиональный опыт, компетенции) |
9,33 |
Условия работы (график работы, желаемая заработная плата) |
7,36 |
Примеры проектов/работ |
6,17 |
Награды и достижения (сертификаты, дипломы и т.д.) |
6,08 |
Видеорезюме |
5,49 |
Обратная связь |
4,97 |
Мобильность (готовность к поездкам и переезду) |
4,44 |
Карьерные планы (цели и перспективы профессионального и личностного развития) |
4,39 |
Рекомендации предыдущих работодателей |
4,19 |
Социальная и общественная деятельность |
2,5 |
Таким образом, с позиций различных целевых групп наиболее значимыми и обязательными разделами электронного портфолио для трудоустройства можно считать разделы: «Резюме», «Условия работы», «Примеры работ/проектов», документы подтверждающие достижения соискателя («Награды и достижения»).
Представляют интерес выявленные различия среди возрастных групп (работодатели, соискатели) по отношению к способам представления информации в электронном портфолио. Парные сравнения проводились с использованием критерия Манна-Уитни. Данные сведены в таблицу 5.
Таблица 5 - Отношение респондентов к способу представления информации
Сравниваемые возрастные группы |
Текст |
Таблицы |
Звуковые файлы (голосовые файлы) |
Видеоролики |
№ 3 - № 4 |
|
|
|
Р=0,046558 |
№ 1 - № 4 |
|
Р=0,008035 |
Р=0,054554 |
Р=0,012247 |
№ 2 - № 3 |
Р=0,058783 |
|
|
|
Представление информации для возрастной группы 2 (30-39 лет) в виде текста оказалось предпочтительней, чем для группы 3 (40-49 лет) в 1,8 раза. Для возрастных групп 1 (20-29 лет) и 3 (40-49 лет) представление информации в формате видеоролика оказались значимее в 1,5 и 1,7 раза соответственно, чем для возрастной группы 4 (50-60 лет). Звуковые файлы и таблицы предпочли респонденты 4 группы (значимее в 1, 2 раза и 1,5 раза соответственно). Сравнение проходило в возрастных группах 4 (50-60 лет) и 1 (20-29 лет). Для нас данные результаты оказались достаточно парадоксальными, так как мы предполагали, что различные мультимедиапредставления выберет самая молодая возрастная группа. Планируется проведение дополнительных глубинных интервью с респондентами для уточнения полученных результатов.
Рейтинг представления данных, выстроенный с использованием сравнения средних, выглядит следующим образом (таблица 6).
Таблица 6 - Способ представления данных
Вид представления информации (самый важный - 1, наименее важный - 5) |
Средние |
Текст |
1,83 |
Графические изображения (сканированные документы) |
2,33 |
Видеоролики |
3,25 |
Таблицы |
3,31 |
Звуковые файлы (голосовые файлы) |
4,2 |
Большую полемику на семинаре вызвал вопрос о необходимости подтверждения данных, вносимых в портфолио. Мнения респондентов разделились. Большинство (65% опрошенных) считают, что подлинность не всех материалов должна быть подтверждена. С другой стороны, есть ряд документов, которые, по мнению респондентов, должны быть подтверждены обязательно. Например, диплом. При анализе анкет мы обнаружили явное противоречие. В вопросе о структуре е-портфолило раздел «Рекомендации предыдущих работодателей» был отнесен на 9 (предпоследнее) место. Однако 60,6% респондентов считают необходимым подтверждать рекомендации предыдущих работодателей! 75,7% экспертов считают безусловным подтверждения подлинности диплома. Интересная информация заложена в структуре ответа на этот вопрос по возрастным группам. Эксперты среднего и старшего поколения все до одного считают подтверждение диплома обязательным. В то время как респонденты молодого возраста высказывали сомнения в достоверности скан-подтверждений и возможности электронных фальсификаций.
Исследования по использованию е-портфолио в качестве инструмента трудоустройства на рынках труда показали, что все респонденты (100%) считают необходимым создание базы е-портфолио специалистов на региональном уровне. При этом на международном рынке труда наличие е-портфолио, по мнению опрошенных, является конкурентным преимуществом. На региональном рынке пока оно таковым не является. Данные результаты были ожидаемы, так как работа по внедрению и использованию технологии электронного портфолио для трудоустройства в Красноярском крае только начинается.
Выводы
В ходе дискуссий, анкетирования представителей различных фокус-групп были:
- уточнены структура и содержание е-портфолио выпускников системы СПО/ВПО для трудоустройства;
- выявлены предпочтения различных целевых групп по структуре и содержанию разделов е-портфолио для регионального рынка труда;
- статистические методы обработки анкет позволили выявить предпочтения работодателей по содержанию отдельных разделов е-портфолио, значимых для различных сегментов регионального рынка труда.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований(«Электронный портфолио как средство профессионально-личностного развития»), проект № 12-26-19001 / The project "ePortfolio as the Means of Professional and Personal Development" is carried out with the support from Russian Scientific Humanitarian Fund, project № 12-26-19001."
Рецензенты:
Немировский Валентин Геннадьевич, доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии Института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.
Россиев Дмитрий Анатольевич, доктор медицинских наук, проректор по информационным технологиям и корпоративной политике ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития РФ, г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Шилина Н.Г., Смолянинова О.Г. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Е-ПОРТФОЛИО ВЫПУСКНИКОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7337 (дата обращения: 07.12.2024).