Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Савин К.Н. 1 Попова Г.Л. 1 Сыщиков В.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», Тамбов
В данной статье рассматривается только электроэнергетический бизнес, а точнее бизнес, товаром которого являются услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению. Электроэнергетика – важнейшая отрасль народного хозяйства, наиболее важный фактор социально-экономического развития, важнейший элемент национальной безопасности страны. В статье рассматриваются подходы к определению качества в электроэнергетике. На примере ОАО «Тамбовэнерго» проводится анализ политики компании в области качества. Организация считает необходимым создание Интегрированной системы менеджмента качества. Результатом построения такой системы является предоставление услуг с гарантированным стабильно высоким уровнем качества, соответствующим ожиданиям потребителей. В статье поднимается проблема узкого взгляда на систему менеджмента качества в электроэнергетике.
электроэнергетика
электроэнергия
интеграция
МС ИСО
интегрированная система менеджмента (ИСМ)
1. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ.
2. Законодательные и нормативные документы в ЖКХ // Информационный бюллетень. – 2011. – № 6.
3. Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования : Приказ Минэнерго России от 19.04.2010 № 182.
4. Савин К.Н. Международные стандарты качества ИСО серии 9000 как методологическая основа производственных и инвестиционных программ предприятий и организаций жизнеобеспечения // Вестн. Ижевск. гос. техн. ун-та. – 2009. – Вып. 1 (41). – С. 78-83.
5. Савин К.Н. Приоритеты и проблемы развития ресурсо- и энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве // Вопр. соврем. науки и практики. Ун-т им. В.И. Вернадского. – 2011. – Вып. 3 (32). – С. 110-113.
6. Савин К.Н. Использование методологии решения проблем, инструментов и методов менеджмента качества при выполнении научных исследований / К.Н. Савин [и др.] // Вестник Тамб. гос. техн. ун-та. – 2012. – Т. 12. – № 1. – С. 6-18.
7. Энергоэффективность: перспективы для России: региональный опыт и экспертные предложения. – М. : Изд-во ин-та устойчивого развития, 2010. – 176 с.
8. Чайка И.И. Стратегия качества и развития организации – производная от ее амбиций и внешних условий // Стандарты и качество. – 2002. – № 10. – С. 85-87.
9. Фомичев С.К. Концепции «Шесть сигм» и «Бережливое управление»: Звездный союз / С.К. Фомичев, Н.И. Скрябина, О.Ю. Уразлина // Методы менеджмента качества. – 2004. – № 6. – С. 16-20.
10. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества : учебное пособие / С.В. Пономарёв [и др.]. – М. : Стандарты и качество. – 2005. – 248 с.
Услуги по передаче электроэнергии предоставляются потребителю электросетевыми распределительными компаниями. В условиях отсутствия альтернативы деятельность по передаче электроэнергии является монопольной.

В документе, который носит название «Политика в области качества», многих электросетевых распределительных компаний записано: «Мы несем свет людям». То есть то, без чего современный человек существовать не может. Он зависим от электроэнергетики; все, что окружает современного человека, связано с электроэнергетикой. Поистине по проводам к человеку движется качество его жизни. Энергетики несут людям не только свет и тепло, но и нечто большее...

РАО «ЕЭС России», понимая свою социальную ответственность, присоединилось к «Социальной Хартии российского бизнеса», которая декларирует, что:

  • предпринимательские цели, экономическая и социальная ответственность не противоречат, а дополняют друг друга;
  • достижение высоких долгосрочных экономических и социальных результатов осуществляется на основе разумного баланса интересов акционеров, государства, работников, поставщиков и потребителей, общественных институтов и других заинтересованных сторон;
  • взаимоотношения бизнеса с государством и бизнеса с гражданским обществом строятся на публичной правовой основе.

Таким образом, деятельность электроэнергетической компании должна быть полезной не только владельцам (акционерам) компании, но и остальным заинтересованным сторонам: персоналу, отдельным потребителям и обществу в целом. Это требование прописано не только в требованиях социальной Хартии, но и в требованиях международных стандартов ИСО 9000:2000.

Всеобщее руководство качеством (TQM) - это подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.

Не так давно в России был принят Федеральный закон «О техническом регулировании». В основу этого закона легли положения Марракешской декларации 1994 года. Декларация представляет собой «Соглашение по техническим барьерам в торговле», подписанное 124 странами-участницами. В ней записано: «отношения в области торговли и экономическая политика должны осуществляться с целью повышения жизненного уровня, обеспечения полной занятости и значительного и постоянного роста уровня реальных доходов и эффективного спроса, а также расширения производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития, стремлением к охране и сохранению окружающей среды и к расширению возможностей для этого путями, совместимыми с их соответствующими потребностями и интересами на различных уровнях экономического развития». Т.е. явно просматривается стремление решения вопросов социальной ответственности бизнеса.

Однако, к сожалению, основное назначение закона «О техническом регулировании» - это снятие административных барьеров в торговле, а не решение вопросов социальной ответственности. Именно поэтому в закон не вошло еще одно положение Марракешской декларации: «Общественные блага являются не конкурентными и не эксклюзивными». Это значит, что потребление такого продукта одним лицом не снижает возможности других потреблять этот продукт. В результате очень трудно получить от его пользователей оплату. Оставленный один на один, рынок вряд ли поставит достаточное количество такого продукта, чтобы обеспечить нужды страны. А это требование напрямую относится к электроэнергетике, т.к. электрическая энергия приобрела значение общественного блага.

Но ведь мы говорим о бизнесе, об энергетическом бизнесе, а бизнес не может быть альтруистическим. Каким же образом решить задачу удовлетворения требований всех заинтересованных сторон, в том числе акционеров и персонала электроэнергетических компаний, не забывая о социальной ответственности?

Для претворения этих положений в жизнь нужны разумные, сбалансированные и результативные программы социального характера, которые снижают нефинансовые риски развития бизнеса, укрепляют конкурентоспособность компаний, повышают эффективность персонала и лояльность потребителей, улучшают репутацию делового сообщества в целом. Социально-экономические системы, подобные энергетике, могут устойчиво существовать и развиваться только при достижении баланса интересов поставщиков и потребителей, основанного на паритете ответственности.

Когда мы говорим об ответственности, мы подразумеваем решение вопросов качества как самого товара - электроэнергии, так и услуг по обеспечению потребителей этим товаром: услуг по передаче электроэнергии и услуг присоединения.

Что же есть качество вообще и качество в электроэнергетике в частности? Существует несколько определений понятия качества, начиная с философского: «Качество - совокупность существенных признаков, свойств явления или предмета, которое характеризует его существенную определенность». До определения, данного в МС ИСО 9000:2000: «Качество - это степень соответствия присущих характеристик установленным требованиям». Попробуем проанализировать последнюю формулировку:

  • «присущих» - имеющихся в чем-то, т.е. постоянных характеристик;
  • «установленное требование» - требование, которое определено (например в документе);
  • требования могут выдвигаться любой заинтересованной стороной;
  • установленные требования являются обязательными для исполнения.

Таким образом, качество - полное соответствие требованиям как потребителя, так и самой организации, а не только соответствие техническим характеристикам.

Что же есть качество в электроэнергетике? Прежде всего это поставка электроэнергии с набором характеристик по частоте и напряжению согласно ГОСТ Р 13109-97 (нормативные значения ПКЭ - показателей качества электроэнергии). То есть результат деятельности, в том числе и электросетевой компании. Когда мы говорим о поставках электроэнергии, то неразрывно связываем это понятие с понятием надежности: надежности оборудования, надежности персонала, надежности управления. Таким образом, решая задачи обеспечения надежности, мы можем решать задачи удовлетворения требований заинтересованных сторон: акционеров, потребителей, персонала и общества в целом в надежной поставке электрической энергии требуемых параметров с минимальными нагрузками на природные ресурсы.

Принимая Политику в области качества, высшее руководство ОАО «Тамбовэнерго» взяло на себя ответственность за решение этих задач. В Политике заявлено, что высшее руководство ОАО «Тамбовэнерго» считает создание Интегрированной системы менеджмента, включающей в себя системы менеджмента качества, профессиональной безопасности и здоровья, экологического менеджмента, важным стратегическим направлением своей деятельности, позволяющим выстроить эффективные бизнес-процессы и управлять ими. Результатом построения такой системы является предоставление услуг с гарантированным стабильно высоким уровнем качества, соответствующим ожиданиям потребителей.

Интегрированная система менеджмента! Что это такое? Почему ОАО «Тамбовэнерго» взялось за внедрение интегрированной системы. Какие выгоды для себя видит коллектив? В целях поиска ответов на эти вопросы следует обратиться к некоторым размышлениям на тему интегрированных систем менеджмента (ИСМ).

Во-первых: интегрированная система менеджмента должна быть построена в соответствии с законами общей теории управления. Во-вторых: в связи с тем что ОАО «Тамбовэнерго» ставит перед собой задачу не только улучшения деятельности, но и подтверждения этого факта, то ожидается, что таковым подтверждением станет сертификат соответствия требованиям международных стандартов в области качества управления. При этом когда мы говорим о качестве управления, то подразумеваем скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. В-третьих: интегрированная система менеджмента - это часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов и функционирующая как единое целое. То есть в основе ИСМ должен быть стержень, объединяющий все остальные системы управления в единое целое. Стержнем может быть система менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО серии 9000:2000.

Таким образом, необходимо воздействовать на внешние взаимоотношения - взаимоотношения со своими поставщиками и потребителями и на внутренние взаимоотношения между подразделениями в соответствии с установленными основными и вспомогательными процессами. Но прежде всего это взаимоотношения между людьми. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности (ISO 9000:2000). А для того чтобы вовлечь персонал, необходимо проявить о нем заботу - предоставить ему условия для производительного труда, заботится о его безопасности, здоровье, решать вопросы мотивации.

Взаимоотношения в процессе производства возникают также между людьми и природой. Продукция появляется только в результате преобразования того, что дает нам природа, т.е. в результате использования природных ресурсов. Кроме того, производственные процессы и процессы потребления неизбежно связаны с загрязнением природной среды.

Поэтому стержневую систему менеджмента качества подкрепляют системы экологического менеджмента и профессиональной безопасности и здоровья.

Но почему только эти составляющие системы? Ведь система общего менеджмента включает в себя финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, менеджмент рисков, менеджмент ценных бумаг и т.д. Дело в том, что мы говорим о системе, соответствующей установленным требованиям, т.е. системе, на которую есть стандарты.

Таким образом, разрабатываемая ИСМ носит ограниченный характер и не тождественна системе общего менеджмента, т.к. ограничена область ее распространения.

Рецензенты:

  • Калинин В.Ф., д.т.н., профессор, первый проректор, ФГБОУ ВПО «ТГТУ», г. Тамбов.
  • Быковский В.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент», ФГБОУ ВПО «ТГТУ», г. Тамбов.

Библиографическая ссылка

Савин К.Н., Попова Г.Л., Сыщиков В.А. ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ЭНЕРГЕТИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6686 (дата обращения: 25.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074