В документе, который носит название «Политика в области качества», многих электросетевых распределительных компаний записано: «Мы несем свет людям». То есть то, без чего современный человек существовать не может. Он зависим от электроэнергетики; все, что окружает современного человека, связано с электроэнергетикой. Поистине по проводам к человеку движется качество его жизни. Энергетики несут людям не только свет и тепло, но и нечто большее...
РАО «ЕЭС России», понимая свою социальную ответственность, присоединилось к «Социальной Хартии российского бизнеса», которая декларирует, что:
- предпринимательские цели, экономическая и социальная ответственность не противоречат, а дополняют друг друга;
- достижение высоких долгосрочных экономических и социальных результатов осуществляется на основе разумного баланса интересов акционеров, государства, работников, поставщиков и потребителей, общественных институтов и других заинтересованных сторон;
- взаимоотношения бизнеса с государством и бизнеса с гражданским обществом строятся на публичной правовой основе.
Таким образом, деятельность электроэнергетической компании должна быть полезной не только владельцам (акционерам) компании, но и остальным заинтересованным сторонам: персоналу, отдельным потребителям и обществу в целом. Это требование прописано не только в требованиях социальной Хартии, но и в требованиях международных стандартов ИСО 9000:2000.
Всеобщее руководство качеством (TQM) - это подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества.
Не так давно в России был принят Федеральный закон «О техническом регулировании». В основу этого закона легли положения Марракешской декларации 1994 года. Декларация представляет собой «Соглашение по техническим барьерам в торговле», подписанное 124 странами-участницами. В ней записано: «отношения в области торговли и экономическая политика должны осуществляться с целью повышения жизненного уровня, обеспечения полной занятости и значительного и постоянного роста уровня реальных доходов и эффективного спроса, а также расширения производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития, стремлением к охране и сохранению окружающей среды и к расширению возможностей для этого путями, совместимыми с их соответствующими потребностями и интересами на различных уровнях экономического развития». Т.е. явно просматривается стремление решения вопросов социальной ответственности бизнеса.
Однако, к сожалению, основное назначение закона «О техническом регулировании» - это снятие административных барьеров в торговле, а не решение вопросов социальной ответственности. Именно поэтому в закон не вошло еще одно положение Марракешской декларации: «Общественные блага являются не конкурентными и не эксклюзивными». Это значит, что потребление такого продукта одним лицом не снижает возможности других потреблять этот продукт. В результате очень трудно получить от его пользователей оплату. Оставленный один на один, рынок вряд ли поставит достаточное количество такого продукта, чтобы обеспечить нужды страны. А это требование напрямую относится к электроэнергетике, т.к. электрическая энергия приобрела значение общественного блага.
Но ведь мы говорим о бизнесе, об энергетическом бизнесе, а бизнес не может быть альтруистическим. Каким же образом решить задачу удовлетворения требований всех заинтересованных сторон, в том числе акционеров и персонала электроэнергетических компаний, не забывая о социальной ответственности?
Для претворения этих положений в жизнь нужны разумные, сбалансированные и результативные программы социального характера, которые снижают нефинансовые риски развития бизнеса, укрепляют конкурентоспособность компаний, повышают эффективность персонала и лояльность потребителей, улучшают репутацию делового сообщества в целом. Социально-экономические системы, подобные энергетике, могут устойчиво существовать и развиваться только при достижении баланса интересов поставщиков и потребителей, основанного на паритете ответственности.
Когда мы говорим об ответственности, мы подразумеваем решение вопросов качества как самого товара - электроэнергии, так и услуг по обеспечению потребителей этим товаром: услуг по передаче электроэнергии и услуг присоединения.
Что же есть качество вообще и качество в электроэнергетике в частности? Существует несколько определений понятия качества, начиная с философского: «Качество - совокупность существенных признаков, свойств явления или предмета, которое характеризует его существенную определенность». До определения, данного в МС ИСО 9000:2000: «Качество - это степень соответствия присущих характеристик установленным требованиям». Попробуем проанализировать последнюю формулировку:
- «присущих» - имеющихся в чем-то, т.е. постоянных характеристик;
- «установленное требование» - требование, которое определено (например в документе);
- требования могут выдвигаться любой заинтересованной стороной;
- установленные требования являются обязательными для исполнения.
Таким образом, качество - полное соответствие требованиям как потребителя, так и самой организации, а не только соответствие техническим характеристикам.
Что же есть качество в электроэнергетике? Прежде всего это поставка электроэнергии с набором характеристик по частоте и напряжению согласно ГОСТ Р 13109-97 (нормативные значения ПКЭ - показателей качества электроэнергии). То есть результат деятельности, в том числе и электросетевой компании. Когда мы говорим о поставках электроэнергии, то неразрывно связываем это понятие с понятием надежности: надежности оборудования, надежности персонала, надежности управления. Таким образом, решая задачи обеспечения надежности, мы можем решать задачи удовлетворения требований заинтересованных сторон: акционеров, потребителей, персонала и общества в целом в надежной поставке электрической энергии требуемых параметров с минимальными нагрузками на природные ресурсы.
Принимая Политику в области качества, высшее руководство ОАО «Тамбовэнерго» взяло на себя ответственность за решение этих задач. В Политике заявлено, что высшее руководство ОАО «Тамбовэнерго» считает создание Интегрированной системы менеджмента, включающей в себя системы менеджмента качества, профессиональной безопасности и здоровья, экологического менеджмента, важным стратегическим направлением своей деятельности, позволяющим выстроить эффективные бизнес-процессы и управлять ими. Результатом построения такой системы является предоставление услуг с гарантированным стабильно высоким уровнем качества, соответствующим ожиданиям потребителей.
Интегрированная система менеджмента! Что это такое? Почему ОАО «Тамбовэнерго» взялось за внедрение интегрированной системы. Какие выгоды для себя видит коллектив? В целях поиска ответов на эти вопросы следует обратиться к некоторым размышлениям на тему интегрированных систем менеджмента (ИСМ).
Во-первых: интегрированная система менеджмента должна быть построена в соответствии с законами общей теории управления. Во-вторых: в связи с тем что ОАО «Тамбовэнерго» ставит перед собой задачу не только улучшения деятельности, но и подтверждения этого факта, то ожидается, что таковым подтверждением станет сертификат соответствия требованиям международных стандартов в области качества управления. При этом когда мы говорим о качестве управления, то подразумеваем скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. В-третьих: интегрированная система менеджмента - это часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов и функционирующая как единое целое. То есть в основе ИСМ должен быть стержень, объединяющий все остальные системы управления в единое целое. Стержнем может быть система менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО серии 9000:2000.
Таким образом, необходимо воздействовать на внешние взаимоотношения - взаимоотношения со своими поставщиками и потребителями и на внутренние взаимоотношения между подразделениями в соответствии с установленными основными и вспомогательными процессами. Но прежде всего это взаимоотношения между людьми. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности (ISO 9000:2000). А для того чтобы вовлечь персонал, необходимо проявить о нем заботу - предоставить ему условия для производительного труда, заботится о его безопасности, здоровье, решать вопросы мотивации.
Взаимоотношения в процессе производства возникают также между людьми и природой. Продукция появляется только в результате преобразования того, что дает нам природа, т.е. в результате использования природных ресурсов. Кроме того, производственные процессы и процессы потребления неизбежно связаны с загрязнением природной среды.
Поэтому стержневую систему менеджмента качества подкрепляют системы экологического менеджмента и профессиональной безопасности и здоровья.
Но почему только эти составляющие системы? Ведь система общего менеджмента включает в себя финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, менеджмент рисков, менеджмент ценных бумаг и т.д. Дело в том, что мы говорим о системе, соответствующей установленным требованиям, т.е. системе, на которую есть стандарты.
Таким образом, разрабатываемая ИСМ носит ограниченный характер и не тождественна системе общего менеджмента, т.к. ограничена область ее распространения.
Рецензенты:
- Калинин В.Ф., д.т.н., профессор, первый проректор, ФГБОУ ВПО «ТГТУ», г. Тамбов.
- Быковский В.В., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент», ФГБОУ ВПО «ТГТУ», г. Тамбов.