Результаты исследования, проведенного ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», показали, что автоматизированные системы (АС) используются для управления научно-исследовательской деятельностью не более чем в 15 % всех случаев, в то время, как системы управления и поддержки учебной деятельности используются в 54 % вузов [5]. Обзор функциональных спецификаций существующих систем исследовательских университетов показал, что данные системы не обладают необходимым функционалом для эффективного выполнения задач поддержки и организации исследований распределенных научных коллективов, в них не рассматривается интеграция образовательного и научного процессов, не поддерживается расчет рейтингов компетентности исследователей.
В данной работе рассматриваются вопросы внедрения в практику работы НИЯУ МИФИ автоматизированной системы поддержки учебной и научно-исследовательской деятельности (АС УиНИД). Основной целью создания АС является повышение эффективности подготовки исследователей - аспирантов и магистров. В качестве критерия для оценки эффективности подготовки исследователей используется сравнение результатов их деятельности до и после внедрения системы. Создание АС поддержки УиНИД проводилось при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», автоматизированная система предназначена для использования в национальных исследовательских университетах.
Разработка системы проведена по оригинальной методике на основе интеграции комплекса стандартов 34-ой серии (ГОСТ34), унифицированного процесса разработки (RUP), методологии разработки сервис-ориентированных систем (MSOAM) и компетентностного подхода для формирования требований к АС [2]. В качестве платформы для развертывания сервисов системы используется одна из ведущих CMS с открытым исходным кодом - DrupalCommons, распространяемая по лицензии GNU GeneralPublicLicense. Основной язык реализации системы - PHP5, также использовались технологии JavaScript, JQuery, CSS, WSDL. Используемая СУБД - MySQL 5. Разработанная АС работает под управлением Web-сервиса Apache 2. Характеристики разработанной системы приведены в табл. 1, фактическая трудоемкость разработки Ас составила 960 чел/час, что в полтора раза меньше, чем нормированные значения по ОСТ 4.071.030.
Таблица 1. Характеристики АС
Характеристика |
Значение |
Среды разработки: |
Eclipse Web Toolkit, UJMP Matrix Editor |
Объём исходного кода |
390кб (30000 строк) |
Количество программных модулей |
12 сервисов , 84 класса |
Заимствованные библиотеки |
14 сервисов Drupal, Drupal API, JQuery, CoughPHP ORM Framework, MeekroDB, Zend Framework, Simple XML, gChartsPHP |
Этапы разработки |
2009-2010 - разработка системы. 2010 - апробация системы, наращивание функционала. 2011 - внедрение системы в НИЯУ МИФИ, поддержка и наращивание функционала. |
В настоящее время разработанная АС поддержки УиНИД внедрена в опытную эксплуатацию на факультете управления и экономики «У» НИЯУ МИФИ для обеспечения качества подготовки магистров и аспирантов. В системе зарегистрировано 38 пользователей, 19 из которых являются магистрами. Для повышения уровня компетентности исследователей заведено 70 задач, из них более 30 находятся в состоянии «выполнено». Электронное хранилище документов системы содержит более 100 файлов.
Основными пользователями АС являются работники управления научных исследований и учебного управления, руководство факультета и кафедр, руководители молодых исследователей, сами молодые исследователи. Основными функциями АС являются: мониторинг процесса подготовки магистров и аспирантов; планирование процесса подготовки магистров и аспирантов; оценка результатов подготовки магистров и аспирантов; управление моделями компетенций; поддержка среды для работы распределенных научных коллективов. Руководство факультета, работники управлений используют систему для мониторинга и планирования процесса подготовки магистров и аспирантов на уровнях факультета, кафедры и личных планах соответственно. Руководство кафедры использует систему для управления моделями компетенций. Руководители исследователей также используют систему для оценки результатов подготовки магистров и аспирантов и организации среды для работы распределенных коллективов. Исследователи используют систему для выполнения задач личных планов подготовки и дополнительных задач.
В процессе разработки системы [1] были построены модели компетенций аспирантов и магистров по специальностям: 05.13.01 - системный анализ, управление и обработка информации, 05.13.06 - автоматизация и управление технологическими процессами и производствами, 08.00.13 - математические и инструментальные методы экономики, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством; и три модели компетенций магистров: 080100 - экономика, 080200 - менеджмент и 230700 - прикладная информатика. Данные специальности охватывают как технические, так и экономические направления. Построенные модели в общей сложности описывают более 200 компетенций и 500 показателей компетентности и представляют собой иерархию показателей компетенций, значимость каждой компетенции, шкалу и критерии оценки. Для формирования моделей использовались метод анализа иерархий и метод аналитических сетей Т. Саати [4]. По полученным экспертным оценкам, соотношение значимости социально-культурных и профессиональных компетенций при подготовке аспирантов и магистров составляет 0,4: 0,6 соответственно. Для всех направлений подготовки аспирантов наиболее значимыми группами компетенций являются научно-исследовательские и профильные (рис. 1), которые по совокупности отражают способность аспиранта заниматься научной работой и уровень его фундаментальной подготовки.
Рис. 1. Относительная значимость компетенций аспиранта
В зависимости от специальности, по которой обучается аспирант, остальные группы компетенций приобретают больший или меньший вес. Например, для специальности 05.13.06 значимость проектных и производственно-технологических компетенций одинакова и имеет вес 0,15, а для 08.00.13 значимость проектных компетенций в 1,5 раза выше производственно-технологических и имеет вес 0,15. Для экономических специальностей больший вес имеют аналитические и организационно-управленческие компетенции, для технических наук - производственно-технологические и проектные.
При подготовке магистров в национальном исследовательском университете наибольший вес, в соответствии с экспертными значениями, имеют общепрофессиональные и научно-исследовательские компетенции (рис. 2). В зависимости от направления и программы подготовки изменяется вес проектных, производственно-технологических и организационно-управленческих компетенций, которые отражают готовность магистра работать далее по своей специальности. Например, значимость проектных компетенций по направлению прикладная информатика в полтора раза больше, чем для экономических направлений.
Рис. 2. Относительная значимость компетенций магистра
Анализ полученных моделей компетенций привел к принятию ряда управленческих решений в области формирования программ подготовки магистров. К ним относится следующее:
- программы научно-исследовательской работы магистра (НИРМ), разработка усиленных требований к количеству научных публикаций; введение учебных дисциплин «Научно-практический семинар "Информационно-аналитическое обеспечение РОСАТОМа"», «Теория принятия решений» для развития научно-исследовательских и аналитических компетенций;
- введение учебных дисциплин «Управление инновационными проектами», «Коммерциализация технологий и разработок» для развития проектных компетенций;
- введение учебных дисциплин «Экономика предприятия», «Стратегический менеджмент и модели делового совершенствования» для развития организационно-управленческих компетенций.
Анализ моделей компетенций аспирантов показал необходимость включения в программу подготовки по всем специальностям учебных дисциплин «Методология и методы диссертационного исследования», «Системный анализ и общая теория систем», «Математические и инструментальные методы обработки информации».
На рис. 3 приведены данные, отражающие изменения результативности молодых исследователей: 2009 год без системы, 2010 - апробация, 2011 - опытная эксплуатация. Апробация, а затем внедрение системы поддержки и управления УиНИД сделали информацию об успехах молодых исследователях прозрачной и доступной, что привело к усилению ответственности их руководителей. Эти факторы и коррекция программ подготовки положительно повлияли на результативность молодых исследователей, которая возросла на порядок.
Рис. 3. Результаты научно-исследовательской деятельности аспирантов и магистров
Эксплуатация АС показала важность информационной поддержки, которую предоставляет АС, при выполнении научно-исследовательских проектов по федеральным и ведомственным целевым программам, в том числе «Научные и педагогические кадры инновационной России», «Развитие научного потенциала высшей школы», проекта РФФИ и т.д. (2009-2011 гг.). Эти проекты выполнялись распределенными коллективами, и наличие возможности создания команды проекта, планирования и своевременного сбора и оценки отчетов по рабочим задачам позволило выполнить все задачи в срок и с высоким качеством, что отмечено в соответствующих актах сдачи-приемки.
Для расчета эффективности процесса подготовки аспирантов и магистров использовалась методика оценки, предложенная в федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»
(1),
где n - количество целевых индикаторов;
x i - планируемое значение i-го целевого индикатора;
x - фактическая количественная оценка i-го целевого индикатора.
Соответствующие целевые индикаторы и их плановые значения взяты из Программы создания и развития НИЯУ МИФИ [3]. В таблице 2 приведены значения, фактические значения показателей, отражающих резкое повышение эффективности программ подготовки молодых исследователей.
Таблица 2. Показатели эффективности программ подготовки аспирантов и магистров
Показатели эффективности (ПСР НИЯУ МИФИ) |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Отношение численности принятых на работу аспирантов, молодых ученых и преподавателей к общей численности научно-педагогических работников (план) |
0,04 |
0,06 |
0,08 |
Аспиранты факультета «У» (факт.) |
0,16 |
0,2 |
0,3 |
Рост количества публикаций в высокоцитируемых научных изданиях поотношению к 2008году (план) |
0,1 |
0,21 |
0,33 |
Аспиранты и магистры факультета «У» (факт.) |
0 |
5 |
9 |
Доля защитившихся кандидатов наук в общей численности соискателей, процентов (план) |
0,33 |
0,33 |
0,33 |
Аспиранты и магистры факультета «У» (факт.) |
0,02 |
0,25 |
0,4 |
Итоговый показатель эффективности подготовки аспирантов и магистров |
1,5 |
9,3 |
10,7 |
Таким образом, регистрация результатов учебной и научно-исследовательской деятельности магистров и аспирантов в АС поддержки УиНИД позволяет сформировать для них «паспорт молодого специалиста» в виде итоговых рейтингов компетенций. Важно заметить, что «паспорт молодого специалиста», в отличие от диплома, отражает не только экзаменационные оценки магистра, но оценку всех результатов его деятельности, которые включают: публикации, выступления на конференциях, выполненные проекты и работы. Электронная форма «паспорта молодого специалиста» позволяет увидеть детализацию, которая включает рейтинг для каждой отдельной компетенции и результаты работы специалиста в рамках развития каждой компетенции. Паспорт молодого специалиста используется для кадровой поддержки при работе по научно-исследовательским проектам, трудоустройстве молодых исследователей, а также при формировании большого количества разнообразных отчетов, характерных для современной высшей школы.
Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы
Рецензенты:
- Киреев Сергей Васильевич, доктор физико-математических наук, профессор кафедры № 37, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.
- Лисов Олег Иванович, доктор технических наук, профессор кафедры информатики и программного обеспечения вычислительных систем, Национальный исследовательский университет «МИЭТ», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Бачурин С.А., Гусева А.И. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6333 (дата обращения: 14.10.2024).