Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Бачурин С.А. 1 Гусева А.И. 1
1 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением автоматизированной системы поддержки учебной и научно-исследовательской деятельности аспирантов и магистров в НИЯУ МИФИ. При разработке системы был сформирован ряд моделей компетенций, в соответствии с которым осуществляется планирование, мониторинг и оценка процесса подготовки молодых исследователей. Формируется паспорт молодого специалиста, который используется для кадровой поддержки при работе по научно-исследовательским проектам, трудоустройстве молодых исследователей, а также при формировании большого количества разнообразных отчетов, характерных для современной высшей школы. За время эксплуатации системы результативность аспирантов и магистров выросла на порядок. Автоматизированная система разработана в рамках проекта по ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы.
модель компетенций исследователя
компетентностный подход
подготовка аспирантов и магистров
автоматизированная система
1. Бачурин С. А., Гусева А. И. Предметно-ориентированная среда как средство формализации требований к специализированному программному обеспечению // Аудит и финансовый анализ. ­ 2010. ­ № 6. ­ C. 454-457.
2. Бачурин С. А., Гусева А. И. Технология разработка систем поддержки научных исследований // Программные продукты и системы. ­ 2011. ­ № 4. ­C. 56-61.
3. Программа создания и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» на 2009-2017 годы // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. № 915-р.
4. Саати Т. Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети / Пер. с англ.; [Под науч. ред. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н.]. ­ 2 изд. М.: Либроком, 2009. 360 с.
5. Тихонов А. Н. Применение ИКТ в высшем образовании Российской Федерации: текущее состояние, проблемы и перспективы развития // Информатизация образования и науки. ­ 2009. ­№ 4. ­ C. 10-26.
Решение  задачи создания и использования автоматизированных систем поддержки научно-исследовательской деятельности для сети национальных исследовательских университетов является необходимым атрибутом процесса подготовки кадрового обеспечения инновационной экономики России. Такая подготовка означает внедрение научных исследований во все формы подготовки исследователей: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, докторантура, дополнительное обучение. На этой основе происходит интеграция учебного, научного и инновационного процессов и создание единой автоматизированной системы поддержки учебной и научно-исследовательской деятельности вуза, которая берет на себя функции управления научными исследованиями и процессом подготовки самих исследователей. Особо актуальной задача подготовки магистров и аспирантов является для НИЯУ МИФИ, т.к. через три года количество обучающихся магистров должно вырасти более чем  в шесть раз до 1500 человек. При этом каждая магистерская программа  содержит от 70 до 100 компетенций. В силу большого объема данных, управлять подготовкой магистров без системы автоматизации будет невозможно.

Результаты исследования, проведенного ФГУ ГНИИ ИТТ   «Информика», показали, что автоматизированные системы (АС) используются для управления научно-исследовательской деятельностью не более  чем в 15 % всех случаев, в то время, как системы управления и поддержки  учебной деятельности используются в 54 % вузов [5]. Обзор функциональных спецификаций существующих систем исследовательских университетов показал, что данные системы не обладают необходимым функционалом для эффективного выполнения задач поддержки и организации исследований  распределенных научных коллективов, в них не рассматривается интеграция образовательного и научного процессов, не поддерживается расчет рейтингов компетентности исследователей.

В данной работе рассматриваются вопросы внедрения в практику работы НИЯУ МИФИ автоматизированной системы поддержки  учебной и научно-исследовательской деятельности (АС УиНИД). Основной целью создания АС является повышение эффективности подготовки исследователей - аспирантов и магистров. В качестве критерия для оценки эффективности подготовки исследователей используется сравнение результатов их деятельности до и после внедрения системы.  Создание АС поддержки УиНИД проводилось при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», автоматизированная система предназначена для использования в национальных исследовательских университетах.

Разработка системы проведена по оригинальной методике на основе интеграции комплекса стандартов 34-ой серии (ГОСТ34),  унифицированного  процесса разработки (RUP), методологии разработки  сервис-ориентированных систем (MSOAM)  и компетентностного подхода для формирования требований к АС [2]. В качестве платформы для развертывания сервисов системы используется одна из ведущих CMS с открытым исходным кодом - DrupalCommons, распространяемая по лицензии GNU GeneralPublicLicense. Основной язык реализации системы - PHP5, также использовались технологии JavaScript, JQuery, CSS, WSDL. Используемая СУБД - MySQL 5. Разработанная АС работает под управлением Web-сервиса Apache 2. Характеристики разработанной системы приведены в табл. 1, фактическая трудоемкость разработки Ас составила 960 чел/час, что в полтора раза меньше, чем нормированные значения по ОСТ 4.071.030.

Таблица 1.  Характеристики АС

Характеристика

Значение

Среды разработки:

Eclipse Web Toolkit, UJMP Matrix Editor

Объём исходного кода

390кб (30000 строк)

Количество программных модулей

12 сервисов , 84 класса

Заимствованные библиотеки

14 сервисов Drupal, Drupal API,  JQuery, CoughPHP ORM Framework, MeekroDB, Zend Framework, Simple XML, gChartsPHP

Этапы разработки

2009-2010 - разработка системы.

2010 - апробация системы, наращивание функционала.

2011 - внедрение системы в НИЯУ МИФИ, поддержка и наращивание функционала.

В настоящее время  разработанная АС  поддержки УиНИД внедрена в опытную эксплуатацию на факультете управления и экономики «У»  НИЯУ МИФИ для обеспечения качества подготовки магистров и аспирантов. В системе зарегистрировано 38 пользователей, 19 из которых являются магистрами. Для повышения уровня компетентности исследователей заведено 70 задач, из них более 30 находятся в состоянии «выполнено». Электронное хранилище документов системы содержит более 100 файлов.

Основными пользователями АС являются работники управления научных исследований и учебного управления, руководство факультета и кафедр, руководители молодых исследователей, сами молодые исследователи. Основными функциями АС являются: мониторинг процесса подготовки магистров и аспирантов; планирование процесса подготовки магистров и аспирантов; оценка результатов подготовки магистров и аспирантов; управление моделями компетенций; поддержка среды для работы распределенных научных коллективов. Руководство факультета, работники управлений используют систему для мониторинга и планирования процесса подготовки магистров и аспирантов на уровнях факультета, кафедры и личных планах соответственно. Руководство кафедры использует систему для управления моделями компетенций. Руководители исследователей также используют систему для оценки результатов подготовки магистров и аспирантов и организации среды для работы распределенных коллективов. Исследователи используют систему для выполнения задач личных планов подготовки и дополнительных задач.

В процессе разработки системы [1] были построены модели компетенций аспирантов и магистров по специальностям: 05.13.01 - системный анализ, управление и обработка информации, 05.13.06 - автоматизация и управление технологическими процессами и производствами, 08.00.13 - математические и инструментальные методы экономики, 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством; и три модели компетенций магистров: 080100 - экономика, 080200 - менеджмент и 230700 - прикладная информатика. Данные специальности охватывают как технические, так и экономические направления. Построенные модели в общей сложности описывают более 200 компетенций и 500 показателей компетентности и представляют собой иерархию показателей компетенций, значимость каждой компетенции, шкалу и критерии оценки. Для формирования моделей использовались метод анализа иерархий и метод аналитических сетей Т. Саати [4]. По полученным экспертным оценкам, соотношение значимости социально-культурных и профессиональных компетенций при подготовке аспирантов и магистров составляет 0,4: 0,6 соответственно. Для всех  направлений подготовки аспирантов наиболее значимыми группами компетенций являются научно-исследовательские и профильные (рис. 1),  которые по совокупности отражают способность аспиранта заниматься научной работой  и  уровень его фундаментальной подготовки.

Рис. 1. Относительная значимость компетенций аспиранта

В зависимости от специальности, по которой обучается аспирант, остальные группы компетенций приобретают больший или меньший вес. Например, для специальности 05.13.06 значимость проектных и производственно-технологических компетенций одинакова и имеет вес 0,15, а для 08.00.13 значимость проектных компетенций в 1,5 раза выше производственно-технологических и имеет вес 0,15. Для экономических специальностей больший вес  имеют аналитические и организационно-управленческие компетенции, для технических наук - производственно-технологические и проектные.

При подготовке магистров в национальном исследовательском университете наибольший вес, в соответствии с экспертными значениями, имеют общепрофессиональные и научно-исследовательские компетенции (рис. 2). В зависимости от направления и программы подготовки изменяется вес проектных, производственно-технологических и организационно-управленческих компетенций, которые отражают готовность магистра работать далее по своей специальности. Например, значимость проектных компетенций по направлению прикладная информатика в полтора раза больше, чем для экономических направлений.

Рис. 2. Относительная значимость компетенций магистра

Анализ полученных моделей компетенций привел к принятию ряда управленческих решений в области формирования программ подготовки магистров. К ним относится следующее:

  1. программы научно-исследовательской работы магистра (НИРМ), разработка усиленных требований к количеству научных публикаций; введение учебных дисциплин «Научно-практический семинар "Информационно-аналитическое обеспечение РОСАТОМа"», «Теория принятия решений»­ для развития научно-исследовательских и аналитических компетенций;
  2. введение учебных дисциплин «Управление инновационными проектами», «Коммерциализация технологий и разработок» ­ для развития проектных компетенций;
  3. введение учебных дисциплин «Экономика предприятия», «Стратегический менеджмент и модели делового совершенствования»­ для развития организационно-управленческих компетенций.

Анализ моделей компетенций аспирантов показал необходимость включения в программу подготовки по всем специальностям учебных дисциплин «Методология и методы диссертационного исследования», «Системный анализ и общая теория систем», «Математические и инструментальные методы обработки информации».

На рис. 3 приведены данные, отражающие изменения результативности молодых исследователей: 2009 год без системы, 2010 - апробация, 2011  - опытная эксплуатация. Апробация, а затем внедрение системы поддержки и управления УиНИД сделали информацию об успехах молодых исследователях прозрачной и доступной,  что привело к усилению ответственности их  руководителей. Эти факторы и коррекция  программ подготовки  положительно повлияли  на результативность молодых исследователей, которая возросла  на порядок.

Рис. 3. Результаты научно-исследовательской деятельности аспирантов и магистров

Эксплуатация АС показала важность информационной  поддержки, которую предоставляет АС,  при выполнении научно-исследовательских проектов по федеральным и ведомственным целевым программам, в том числе «Научные и педагогические кадры инновационной России»,  «Развитие  научного потенциала высшей школы», проекта РФФИ и т.д. (2009-2011 гг.). Эти проекты выполнялись распределенными коллективами,  и наличие возможности создания команды проекта,  планирования и своевременного сбора и оценки  отчетов по рабочим задачам  позволило выполнить все задачи в срок и с высоким качеством, что отмечено в соответствующих актах сдачи-приемки.

Для расчета эффективности процесса подготовки аспирантов и магистров  использовалась методика оценки, предложенная в федеральной целевой программе  «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»


 (1),

где n - количество целевых индикаторов;

x i - планируемое значение i-го целевого индикатора;

x  - фактическая количественная оценка i-го целевого индикатора.

Соответствующие целевые индикаторы  и их плановые значения взяты из Программы создания и развития НИЯУ МИФИ [3]. В таблице 2 приведены значения, фактические значения показателей, отражающих резкое повышение эффективности программ подготовки молодых исследователей.

Таблица 2. Показатели эффективности программ подготовки аспирантов и магистров

Показатели  эффективности (ПСР НИЯУ МИФИ)

2009 год

2010 год

2011 год

Отношение численности принятых на работу аспирантов, молодых ученых и преподавателей к общей численности научно-педагогических работников (план)

0,04

0,06

0,08

Аспиранты  факультета «У» (факт.)

0,16

0,2

0,3

Рост количества публикаций в высокоцитируемых научных изданиях поотношению к 2008году (план)

0,1

0,21

0,33

Аспиранты  и магистры  факультета «У» (факт.)

0

5

9

Доля защитившихся кандидатов наук в общей численности соискателей, процентов  (план)

0,33

0,33

0,33

Аспиранты  и магистры  факультета «У» (факт.)

0,02

0,25

0,4

Итоговый показатель эффективности подготовки аспирантов и магистров

1,5

9,3

10,7

Таким образом, регистрация результатов учебной и научно-исследовательской деятельности магистров и аспирантов в АС  поддержки УиНИД позволяет сформировать для них «паспорт молодого специалиста» в виде итоговых рейтингов компетенций. Важно заметить, что «паспорт молодого специалиста», в отличие от диплома, отражает не только экзаменационные оценки магистра, но оценку всех результатов его деятельности, которые включают: публикации, выступления на конференциях, выполненные проекты и работы. Электронная форма «паспорта молодого специалиста» позволяет увидеть детализацию, которая включает рейтинг для каждой отдельной компетенции и результаты работы специалиста в рамках развития каждой компетенции. Паспорт молодого специалиста используется для кадровой поддержки при работе по научно-исследовательским проектам, трудоустройстве молодых исследователей, а также  при формировании большого количества разнообразных отчетов, характерных для современной высшей школы.

Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы

Рецензенты:

  • Киреев Сергей Васильевич, доктор физико-математических наук, профессор кафедры  № 37, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.
  • Лисов Олег Иванович, доктор технических наук, профессор кафедры информатики и программного обеспечения вычислительных систем, Национальный исследовательский университет «МИЭТ», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Бачурин С.А., Гусева А.И. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6333 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674