Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЫНОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Белый Е.М. 1
1 ФГБОУ ВПО "Ульяновский государственный университет"
В статье показано, что ключевыми атрибутами рыночной устойчивости высшего учебного заведения являются его адаптивность и инновационность. На основе концепции процессного подхода предложено выделять три составляющие рыночной устойчивости вуза – производственную устойчивость, ресурсную устойчивость и управленческую устойчивость. Определено содержание этих составляющих. Выявлены основные дестабилизирующие факторы, влияющие на рыночную устойчивость вуза, для трех уровней внешней среды – для мегасреды (интернациональные, технологические, информационные); для макросреды (демографические, нормативно-правовые, социальные, экономические); для микросреды (региональные, структурные). Предложен механизм обеспечения рыночной устойчивости высшего учебного заведения, основанный на адаптивности и инновационности вуза и включающий четыре основные блока – блок целеполагания, блок диагностики, аналитический блок и блок управления. Показано, что обеспечение рыночной устойчивости вуза достигается за счет коррекции бизнес-процессов, обеспечивающих процессов и процессов управления.
высшее учебное заведение
рыночная устойчивость
адаптивность
инновационность
влияющие факторы
механизм обеспечения
1. Баринов В.А. Развитие организации в конкурентной среде / В.А. Баринов, А.В. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом. - 2000. - № 6. - С. 24-36.
2. Белый Е.М. О конкурентоспособности и рыночной устойчивости государственных вузов / Е.М. Белый, М.П. Беспалова, И.Б. Романова // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 6. - С. 15-17.
3. Белый Е.М. Концепция конкурентоспособности высшего учебного заведения / Е.М. Белый, И.Б. Романова // Качество. Инновации. Образование. - 2005. - № 2. - С. 26-28.
4. Кошкарева Н.В. Методические подходы к описанию процессов системы менеджмента качества вуза / Н.В. Кошкарева, В.В. Левшина // Качество. Инновации. Образование. - 2004. - № 1. - С. 42-48.
5. Максимов Д.А. Рыночная устойчивость, экономическая безопасность, инновационная стратегия предприятия в условиях трансформируемой экономики / Д.А. Максимов, М.А. Халиков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 2. - С. 15-21.
6. Савенкова Ю.С. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях / Ю.С. Савенкова, А.А. Советкина // Вопросы образования. - 2009. - № 4. - С. 182-198.
Снижение спроса на образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования в условиях демографического спада на фоне роста предложения государственного и негосударственного секторов рынка образовательных услуг, несовершенство правового обеспечения данного рынка, влияние различных макроэкономических и политических факторов выдвинули на первый план проблему обеспечения рыночной устойчивости вуза.

Под рыночной устойчивостью нами понимается «наличие инновационного потенциала устойчивого развития и его эффективное использование для нейтрализации внешних угроз и инициируемых рыночным окружением факторов дестабилизации, создающих условия для ослабления рыночной позиции...» [5]. Как отмечается в работе [2], рыночная устойчивость вуза обеспечивается его адаптивностью и инновационностью.

Адаптивность организации можно определить как «свойство приспосабливаемости, как форму отношений организации с внешней средой, как процесс внутриорганизационной перестройки» [1]. При исследовании адаптивности как атрибута системы управления высшим учебным заведением необходимо учитывать три основных аспекта данного свойства образовательной системы. Во-первых, адаптивность обеспечивает сохранение рыночной деятельности вуза как хозяйствующего субъекта, т.е. поддержание его образовательных, научно-исследовательских, финансово-хозяйственных, управленческих и других процессов. Во-вторых, адаптивность определяет изменения взаимоотношений вуза с внешней средой под влиянием возмущающих факторов. Наконец, третий основной аспект адаптивности заключается в трансформации высшего учебного заведения путем изменения организационно-экономического механизма управления им.

Под инновационностью вуза нами понимается его способность синтезировать инновации в области образовательных и научных продуктов и услуг, в образовательных технологиях и в сфере управления вузом [3].

Для выявления составляющих рыночной устойчивости предлагается использовать концепцию процессного подхода к управлению высшим учебным заведением. Согласно этой концепции принято выделять бизнес-процессы, обеспечивающие процессы и процессы управления [4]. Соответственно представляется логичным выделить три составляющие рыночной устойчивости вуза: производственную, ресурсную и управленческую.

Под производственной устойчивостью понимается способность высшего учебного заведения стабильно реализовывать все бизнес-процессы, входящие в состав научно-исследовательской и образовательной деятельности, при наличии дестабилизирующих воздействий. Ресурсная устойчивость заключается в способности вуза обеспечивать всеми необходимыми ресурсами (финансовыми, материально-техническими, кадровыми, информационными и др.) реализуемые бизнес-процессы при наличии различных по своей природе отклоняющих воздействий. Управленческая устойчивость - это способность обеспечивать управляемость высшего учебного заведения в условиях действия дестабилизирующих факторов путем изменения отношений с внешней средой, трансформации внутренней структуры и системы управления вузом.

Как выше отмечалось, рыночная устойчивость организации проявляется в недетерминированной внешней среде, при действии различных по своей природе дестабилизирующих факторов. Поэтому представляется необходимым и плодотворным выявление и классификация ключевых факторов, оказывающих влияние на деятельность образовательной системы. Взаимодействие высшей школы с внешней средой следует рассматривать на трех уровнях: мегасреда, макросреда и микросреда [6].

На уровне мегасреды выделим следующие факторы:

  • интернациональные - связаны с глобализацией образовательного пространства, присоединением России к Болонскому процессу;
  • технологические - определяются использованием современных интеллектуальных технологий, что приводит к формированию принципиально новых требований к содержанию и качеству подготовки специалистов;
  • информационные - обусловлены бурным развитием глобальных информационных сетей, широким внедрением в образовательные процессы информационных технологий.

 

Рис. 1. Механизм обеспечения рыночной устойчивости вуза.

На уровне макросреды ключевыми факторами, по нашему мнению, являются следующие:

  • демографические - определяют количество потенциальных потребителей образовательных услуг и продуктов, связаны с демографической ситуацией в регионе;
  • нормативно-правовые - обусловлены состоянием и стабильностью правового обеспечения рынка образовательных услуг, уровнем государственного регулирования этого рынка;
  • социальные - связаны с социальными процессами, происходящими в обществе, и действиями отдельных социальных групп;
  • экономические - обусловлены уровнем экономического развития и конкурентоспособности государства, объемом финансирования системы высшего профессионального образования, уровнем безработицы в стране, развитием науки и инновационной деятельности.

На уровне микросреды представляется необходимым выделить следующие факторы:

  • региональные - обусловлены экономическим состоянием территории, структурой региональной экономики, качеством жизни населения, потребностями хозяйствующих субъектов в квалифицированной рабочей силе;
  • структурные - определяются структурой регионального рынка образовательных услуг, его емкостью, наличием и потенциалом конкурентов.

Разработан механизм обеспечения рыночной устойчивости (рис. 1), содержащий четыре основных блока.

Первым традиционно является блок целеполагания, где происходит формирование цели процесса - либо обеспечение рыночной устойчивости в целом, либо одной из ее составляющих (производственной устойчивости, ресурсной, управленческой). В блоке диагностики (блок 2) реализуются мероприятия, направленные на определение устойчивости функционирования объекта диагностирования, выявление тенденций и перспектив ее изменения в условиях дестабилизирующего воздействия факторов внешней среды. В случае выявления отклонений от нормального режима функционирования контролируемого объекта «включается» аналитический блок 3, задачей которого является анализ возмущающих факторов мега-, макро- и микросреды с целью обеспечить информацией управляющий блок 4. Под влиянием дестабилизирующих факторов активируются адаптационные и инновационные механизмы системы управления высшим учебным заведением, которые вносят необходимые коррективы в бизнес-процессы, обеспечивающие процессы и процессы управления, формируя тем самым требуемый уровень рыночной устойчивости вуза.

В заключение отметим, что диагностика рыночной устойчивости высшего учебного заведения является самостоятельной научной задачей, требующей серьезного осмысления.

Рецензенты

  • Лапин А.Е., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.
  • Байгулов Р.М., д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.

Библиографическая ссылка

Белый Е.М. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЫНОЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6045 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674