Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ENSURING MARKET STABILITY OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Belyy E.M. 1
1 Ulyanovsk State University
In article it is shown that key attributes of market stability of a higher educational institution are his adaptability and innovativeness. On the basis of the concept of a process approach it is offered to allocate three components of market stability of higher education institution – production stability, resource stability and administrative stability. The maintenance of these components is defined. The major destabilizing factors influencing market stability of higher education institution, for three levels of environment – for mega-environment (international, technological, information) are revealed; for macro-environment (demographic, standard and legal, social, economic); for micro- environment (regional, structural). The mechanism of ensuring market stability of the higher educational institution, based on adaptability and innovativeness of higher education institution and including four main blocks – the goal-setting block, diagnostics block, the analytical block and the control unit is offered. It is shown that ensuring market stability of higher education institution is reached at the expense of correction of the business processes, providing processes and management processes.
a higher educational institution
market stability
adaptability
innovativeness
influencing factors
the providing mechanism a higher educational institution
market stability
adaptability
innovativeness
influencing factors
the providing mechanism
Снижение спроса на образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования в условиях демографического спада на фоне роста предложения государственного и негосударственного секторов рынка образовательных услуг, несовершенство правового обеспечения данного рынка, влияние различных макроэкономических и политических факторов выдвинули на первый план проблему обеспечения рыночной устойчивости вуза.

Под рыночной устойчивостью нами понимается «наличие инновационного потенциала устойчивого развития и его эффективное использование для нейтрализации внешних угроз и инициируемых рыночным окружением факторов дестабилизации, создающих условия для ослабления рыночной позиции...» [5]. Как отмечается в работе [2], рыночная устойчивость вуза обеспечивается его адаптивностью и инновационностью.

Адаптивность организации можно определить как «свойство приспосабливаемости, как форму отношений организации с внешней средой, как процесс внутриорганизационной перестройки» [1]. При исследовании адаптивности как атрибута системы управления высшим учебным заведением необходимо учитывать три основных аспекта данного свойства образовательной системы. Во-первых, адаптивность обеспечивает сохранение рыночной деятельности вуза как хозяйствующего субъекта, т.е. поддержание его образовательных, научно-исследовательских, финансово-хозяйственных, управленческих и других процессов. Во-вторых, адаптивность определяет изменения взаимоотношений вуза с внешней средой под влиянием возмущающих факторов. Наконец, третий основной аспект адаптивности заключается в трансформации высшего учебного заведения путем изменения организационно-экономического механизма управления им.

Под инновационностью вуза нами понимается его способность синтезировать инновации в области образовательных и научных продуктов и услуг, в образовательных технологиях и в сфере управления вузом [3].

Для выявления составляющих рыночной устойчивости предлагается использовать концепцию процессного подхода к управлению высшим учебным заведением. Согласно этой концепции принято выделять бизнес-процессы, обеспечивающие процессы и процессы управления [4]. Соответственно представляется логичным выделить три составляющие рыночной устойчивости вуза: производственную, ресурсную и управленческую.

Под производственной устойчивостью понимается способность высшего учебного заведения стабильно реализовывать все бизнес-процессы, входящие в состав научно-исследовательской и образовательной деятельности, при наличии дестабилизирующих воздействий. Ресурсная устойчивость заключается в способности вуза обеспечивать всеми необходимыми ресурсами (финансовыми, материально-техническими, кадровыми, информационными и др.) реализуемые бизнес-процессы при наличии различных по своей природе отклоняющих воздействий. Управленческая устойчивость - это способность обеспечивать управляемость высшего учебного заведения в условиях действия дестабилизирующих факторов путем изменения отношений с внешней средой, трансформации внутренней структуры и системы управления вузом.

Как выше отмечалось, рыночная устойчивость организации проявляется в недетерминированной внешней среде, при действии различных по своей природе дестабилизирующих факторов. Поэтому представляется необходимым и плодотворным выявление и классификация ключевых факторов, оказывающих влияние на деятельность образовательной системы. Взаимодействие высшей школы с внешней средой следует рассматривать на трех уровнях: мегасреда, макросреда и микросреда [6].

На уровне мегасреды выделим следующие факторы:

  • интернациональные - связаны с глобализацией образовательного пространства, присоединением России к Болонскому процессу;
  • технологические - определяются использованием современных интеллектуальных технологий, что приводит к формированию принципиально новых требований к содержанию и качеству подготовки специалистов;
  • информационные - обусловлены бурным развитием глобальных информационных сетей, широким внедрением в образовательные процессы информационных технологий.

 

Рис. 1. Механизм обеспечения рыночной устойчивости вуза.

На уровне макросреды ключевыми факторами, по нашему мнению, являются следующие:

  • демографические - определяют количество потенциальных потребителей образовательных услуг и продуктов, связаны с демографической ситуацией в регионе;
  • нормативно-правовые - обусловлены состоянием и стабильностью правового обеспечения рынка образовательных услуг, уровнем государственного регулирования этого рынка;
  • социальные - связаны с социальными процессами, происходящими в обществе, и действиями отдельных социальных групп;
  • экономические - обусловлены уровнем экономического развития и конкурентоспособности государства, объемом финансирования системы высшего профессионального образования, уровнем безработицы в стране, развитием науки и инновационной деятельности.

На уровне микросреды представляется необходимым выделить следующие факторы:

  • региональные - обусловлены экономическим состоянием территории, структурой региональной экономики, качеством жизни населения, потребностями хозяйствующих субъектов в квалифицированной рабочей силе;
  • структурные - определяются структурой регионального рынка образовательных услуг, его емкостью, наличием и потенциалом конкурентов.

Разработан механизм обеспечения рыночной устойчивости (рис. 1), содержащий четыре основных блока.

Первым традиционно является блок целеполагания, где происходит формирование цели процесса - либо обеспечение рыночной устойчивости в целом, либо одной из ее составляющих (производственной устойчивости, ресурсной, управленческой). В блоке диагностики (блок 2) реализуются мероприятия, направленные на определение устойчивости функционирования объекта диагностирования, выявление тенденций и перспектив ее изменения в условиях дестабилизирующего воздействия факторов внешней среды. В случае выявления отклонений от нормального режима функционирования контролируемого объекта «включается» аналитический блок 3, задачей которого является анализ возмущающих факторов мега-, макро- и микросреды с целью обеспечить информацией управляющий блок 4. Под влиянием дестабилизирующих факторов активируются адаптационные и инновационные механизмы системы управления высшим учебным заведением, которые вносят необходимые коррективы в бизнес-процессы, обеспечивающие процессы и процессы управления, формируя тем самым требуемый уровень рыночной устойчивости вуза.

В заключение отметим, что диагностика рыночной устойчивости высшего учебного заведения является самостоятельной научной задачей, требующей серьезного осмысления.

Рецензенты

  • Лапин А.Е., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.
  • Байгулов Р.М., д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.