Под рыночной устойчивостью нами понимается «наличие инновационного потенциала устойчивого развития и его эффективное использование для нейтрализации внешних угроз и инициируемых рыночным окружением факторов дестабилизации, создающих условия для ослабления рыночной позиции...» [5]. Как отмечается в работе [2], рыночная устойчивость вуза обеспечивается его адаптивностью и инновационностью.
Адаптивность организации можно определить как «свойство приспосабливаемости, как форму отношений организации с внешней средой, как процесс внутриорганизационной перестройки» [1]. При исследовании адаптивности как атрибута системы управления высшим учебным заведением необходимо учитывать три основных аспекта данного свойства образовательной системы. Во-первых, адаптивность обеспечивает сохранение рыночной деятельности вуза как хозяйствующего субъекта, т.е. поддержание его образовательных, научно-исследовательских, финансово-хозяйственных, управленческих и других процессов. Во-вторых, адаптивность определяет изменения взаимоотношений вуза с внешней средой под влиянием возмущающих факторов. Наконец, третий основной аспект адаптивности заключается в трансформации высшего учебного заведения путем изменения организационно-экономического механизма управления им.
Под инновационностью вуза нами понимается его способность синтезировать инновации в области образовательных и научных продуктов и услуг, в образовательных технологиях и в сфере управления вузом [3].
Для выявления составляющих рыночной устойчивости предлагается использовать концепцию процессного подхода к управлению высшим учебным заведением. Согласно этой концепции принято выделять бизнес-процессы, обеспечивающие процессы и процессы управления [4]. Соответственно представляется логичным выделить три составляющие рыночной устойчивости вуза: производственную, ресурсную и управленческую.
Под производственной устойчивостью понимается способность высшего учебного заведения стабильно реализовывать все бизнес-процессы, входящие в состав научно-исследовательской и образовательной деятельности, при наличии дестабилизирующих воздействий. Ресурсная устойчивость заключается в способности вуза обеспечивать всеми необходимыми ресурсами (финансовыми, материально-техническими, кадровыми, информационными и др.) реализуемые бизнес-процессы при наличии различных по своей природе отклоняющих воздействий. Управленческая устойчивость - это способность обеспечивать управляемость высшего учебного заведения в условиях действия дестабилизирующих факторов путем изменения отношений с внешней средой, трансформации внутренней структуры и системы управления вузом.
Как выше отмечалось, рыночная устойчивость организации проявляется в недетерминированной внешней среде, при действии различных по своей природе дестабилизирующих факторов. Поэтому представляется необходимым и плодотворным выявление и классификация ключевых факторов, оказывающих влияние на деятельность образовательной системы. Взаимодействие высшей школы с внешней средой следует рассматривать на трех уровнях: мегасреда, макросреда и микросреда [6].
На уровне мегасреды выделим следующие факторы:
- интернациональные - связаны с глобализацией образовательного пространства, присоединением России к Болонскому процессу;
- технологические - определяются использованием современных интеллектуальных технологий, что приводит к формированию принципиально новых требований к содержанию и качеству подготовки специалистов;
- информационные - обусловлены бурным развитием глобальных информационных сетей, широким внедрением в образовательные процессы информационных технологий.
Рис. 1. Механизм обеспечения рыночной устойчивости вуза.
На уровне макросреды ключевыми факторами, по нашему мнению, являются следующие:
- демографические - определяют количество потенциальных потребителей образовательных услуг и продуктов, связаны с демографической ситуацией в регионе;
- нормативно-правовые - обусловлены состоянием и стабильностью правового обеспечения рынка образовательных услуг, уровнем государственного регулирования этого рынка;
- социальные - связаны с социальными процессами, происходящими в обществе, и действиями отдельных социальных групп;
- экономические - обусловлены уровнем экономического развития и конкурентоспособности государства, объемом финансирования системы высшего профессионального образования, уровнем безработицы в стране, развитием науки и инновационной деятельности.
На уровне микросреды представляется необходимым выделить следующие факторы:
- региональные - обусловлены экономическим состоянием территории, структурой региональной экономики, качеством жизни населения, потребностями хозяйствующих субъектов в квалифицированной рабочей силе;
- структурные - определяются структурой регионального рынка образовательных услуг, его емкостью, наличием и потенциалом конкурентов.
Разработан механизм обеспечения рыночной устойчивости (рис. 1), содержащий четыре основных блока.
Первым традиционно является блок целеполагания, где происходит формирование цели процесса - либо обеспечение рыночной устойчивости в целом, либо одной из ее составляющих (производственной устойчивости, ресурсной, управленческой). В блоке диагностики (блок 2) реализуются мероприятия, направленные на определение устойчивости функционирования объекта диагностирования, выявление тенденций и перспектив ее изменения в условиях дестабилизирующего воздействия факторов внешней среды. В случае выявления отклонений от нормального режима функционирования контролируемого объекта «включается» аналитический блок 3, задачей которого является анализ возмущающих факторов мега-, макро- и микросреды с целью обеспечить информацией управляющий блок 4. Под влиянием дестабилизирующих факторов активируются адаптационные и инновационные механизмы системы управления высшим учебным заведением, которые вносят необходимые коррективы в бизнес-процессы, обеспечивающие процессы и процессы управления, формируя тем самым требуемый уровень рыночной устойчивости вуза.
В заключение отметим, что диагностика рыночной устойчивости высшего учебного заведения является самостоятельной научной задачей, требующей серьезного осмысления.
Рецензенты
- Лапин А.Е., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.
- Байгулов Р.М., д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г. Ульяновск.