Вызывает серьезную обеспокоенность и социально-экономическое положение медицинских работников. Несмотря на некоторые улучшения в середине 2000-х гг., уровень жизни врачей до сих пор ниже уровня жизни промышленных работников, а медсестринский персонал по доходам находится ниже черты бедности [2].
Несмотря на то что западная медицина у нас традиционно считается частной и платной, в ЕС доля государственных расходов в затратах на здравоохранение больше, чем в России. Так, по данным 2008 г., в России в пересчете на душу населения уровень общих (государственных и частных) затрат на здравоохранение более чем в 3 раза меньше аналогичного показателя в ЕС: Россия - 866 долларов на душу населения; ЕС - 2 877 долларов [4].
Следует отметить, что неудовлетворенность медработников своим статусом в обществе и результатами своей деятельности ведет к кризису гратификации вследствие противоречия между высоким уровнем энергетических затрат и низким вознаграждением за труд, к стагнации профессиональной деятельности, к нарушениям профессиональной идентичности, к синдрому выгорания, прочим личностно-профессиональным деформациям, деструкциям и девиациям в рамках профессиональной деятельности.
Очевидно, что перед Россией стоит сложная задача, связанная с необходимостью дальнейшего всестороннего реформирования отрасли здравоохранения, включая меры по совершенствованию качества профессиональной деятельности и системы подготовки и переподготовки медперсонала, улучшению социально-экономического положения медицинских работников и сохранению здоровья населения РФ в целом. Реализация данных мер ввиду их масштабности и сложности должна продвигаться на всех уровнях: от федеральных министерств и региональных органов власти до конкретных лечебно-профилактических учреждений.
С целью оптимизации медицинской организационной среды, а также совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров на базе факультета переподготовки врачей Астраханской государственной медицинской академии (АГМА) был проведен SWOT-анализ. Объектом исследования стала медицинская организационная среда Астраханской области: медучреждения, система переподготовки врачей и отрасль в целом.
Классическая методика SWOT-анализа достаточно полно изложена в работах К. Фляйшера и Б. Бенсуссана [8, с. 124-138], Е.В. Богомоловой [1]. SWOT-анализ предполагает разделение факторов, описывающих объект исследования, на четыре категории: силы (Strengths), слабости (Weaknesses), возможности (Opportunities), угрозы (Threats). Силы и слабости являются факторами внутренней среды изучаемого объекта (то есть тем, на что способен повлиять объект исследования); возможности и угрозы являются факторами внешней среды (то есть тем, что может извне повлиять на объект и при этом не поддается прямому контролю со стороны объекта).
К. Фляйшер и Б. Бенсуссан называют SWOT-анализ «ситуационным анализом», подразумевая, что он позволяет увидеть текущую ситуацию - состояние самой организации и внешних сил, её окружающих; выявить как явные тенденции, так и «подводные камни». При этом ученые подчеркивают, что ситуационный анализ - один из основных элементов формулирования стратегии развития организации [8, с. 127].
В проведенном авторами статьи SWOT-анализе можно выделить следующие этапы:
- выявление факторов, описывающих современное состояние организационной среды в медицинских учреждениях Астраханской области и положение отрасли в целом;
- оценка и ранжирование выявленных факторов по важности (весу) и истинности (вероятности);
- формулирование стратегий развития медицинской организационной среды.
Экспертами по выделению факторов SWOT выступили: четыре преподавателя АГМА, врач-педиатр и иглорефлексотерапевт, психолог, специалист в области информационных систем. В оценке важности (веса) и истинности (вероятности) факторов приняли участие слушатели курсов подготовки и переподготовки врачей в количестве 31 человека. Затем с применением компьютерной подсистемы автоматизации SWOT-анализа [7] для каждого фактора был рассчитан усредненный весо-вероятностный показатель по следующей формуле:
где pi - истинность (вероятность) фактора, wi - важность (вес) фактора; i ϵ [1..n] - номер эксперта; F ϵ [0, 1].
Представленные ниже факторы были подвержены экспертному оцениванию (в скобках указаны их весо-вероятностные показатели). Рассмотрим их.
Сильные стороны. Возможность бесплатного повышения квалификации для работающих врачей и среднего медперсонала (0,93). Любовь к врачебному делу (0,82). Сочувствие и терпимость к больным, клиентам (0,8). Стремление медперсонала к профессиональному росту (0,77). Нравственность медперсонала, следование медицинской этике (0,74). Высокий уровень ответственности медперсонала (0,74). Сплоченность трудового коллектива вокруг грамотного руководителя (0,7). Компетентный и опытный медперсонал, владеющий современными профессиональными технологиями (0,7). Высокая мотивация к профессиональной деятельности (0,7). Бесплатность медицинских услуг и доступность медпомощи (0,66). Сильная материально-техническая база медицинских учреждений (0,45).
Слабые стороны. Недостаточный уровень оказания населению медицинских услуг в сравнении с развитыми странами (0,55). Недостаточное знание медперсоналом юридических основ медицинской помощи (0,55). Слабая материально-техническая база медицинских учреждений (0,51). Неумение работать на современной специальной медицинской аппаратуре (0,51). Застой или остановка в профессиональном развитии (0,5). Недостаточно высокий уровень психофизического и психосоматического здоровья медперсонала (0,49). Нарушение медперсоналом должностных инструкций, профессионально-этических и морально-правовых норм (0,48). Невысокая мотивация медперсонала к профессиональной деятельности (0,43). Платная медицина (0,4). Равнодушие медперсонала к клиентам и больным, проявление других профессионально нежелательных качеств (0,36).
Возможности. Качественное улучшение процесса подготовки и переподготовки медперсонала (0,76). Обучение медперсонала внутри учреждения или организации, в которой он работает (0,74). Внедрение в медицинской сфере компьютерных и др. инновационных технологий (0,72). Развитие материально-технической базы медицинских учреждений (0,7). Просвещение населения в области медицины и здоровья через СМИ (0,62). Материальное стимулирование медперсонала (0,61). Возможности дистанционного обучения и консультирования (0,6). Возможности дополнительного заработка в медицинской сфере (0,5). Возможности льготного лечения и дополнительного отдыха сотрудников медучреждений (0,46).
Угрозы. Плохая экологическая обстановка (0,71). Распространенность среди населения социально опасных болезней (алкоголизма, наркомании и др.), психопатологических состояний, асоциальных устремлений (0,66). Низкий уровень вознаграждения за труд, приводящий к неудовлетворенности результатами профессиональной деятельности (0,6). Недостаточно развитая правовая база медицинской помощи (0,6). Экономический кризис и инфляция (0,59). Снижение психофизического и психосоматического здоровья населения (0,58). Эпидемии, стихийные бедствия, теракты и экстремальные ситуации (0,5). Непрофессиональное руководство медицинскими учреждениями (0,5). Различия национальных фармакопей (0,48). Пессимистичный взгляд населения на развитие страны и отечественной медицины (0,48). Низкие возможности для карьерного роста в медицинской отрасли (0,47). Ухудшение контроля качества медпомощи вследствие появления лечебных учреждений частной формы собственности (0,43). Недостаточно эффективное обучение в медицинских вузах и профанация переподготовки медперсонала (0,4).
На основе сочетаний факторов в ходе логического анализа экспертами были сформулированы стратегии развития медицинской организационной среды: системы послевузовской подготовки специалистов и повышения квалификации врачей, медицинских учреждений и отрасли в целом.
Стратегии развития - это пути изменения объекта исследования; определенные управленческие решения. Задача построения стратегий предполагает интеграцию сил и возможностей (Strengths + Opportunities), минимизацию угроз с помощью сил (Strengths + Threats), использование возможностей для нивелирования слабостей (Weaknesses + Opportunities). Кроме того, Е. Леденёв в рамках концепции Анти-SWOT [6] предлагает выявлять возможные взаимодействия слабостей и угроз (Weaknesses + Threats), а также иные нежелательные взаимодействия, которые необходимо избежать.
По результатам нашего исследования был составлен ряд стратегий развития медицинской организационной среды, некоторые из них исполнимы на локальном уровне (медучреждения), а другие - на уровне отрасли здравоохранения или смежных отраслей.
1. Стратегии реагирования на масштабные угрозы здоровью населения:
- 1.1. Разработка мер по регулярному мониторингу состояния здоровья населения для профилактики заболеваний на ранних стадиях.
- 1.2. Внедрение технологий формирования экологического сознания населения.
- 1.3. Развитие спорта и экологического туризма.
- 1.4. Ужесточение законов и правоприменения в сфере:
- 1.4.1. промышленной и бытовой экологии,
- 1.4.2. оборота крепкого алкоголя, наркотиков и табачной продукции.
- 1.5. Повышение акцизов на крепкий алкоголь и табачную продукцию.
- 1.6. Ужесточение антимонопольных мер в отношении производителей и распространителей лекарств и медицинского оборудования, стимулирование конкуренции на рынке лекарств с целью сдерживания цен.
2. Стратегии повышения доходов и мотивации медицинских работников:
- 2.1. Значительное повышение зарплат медицинских работников.
- 2.2. Поиск внебюджетных источников дохода на уровне медучреждений.
- 2.3. Организация дистанционного консультирования клиентов и пациентов через Интернет как источник дополнительного заработка для врачей.
3. Стратегии переподготовки и повышения квалификации медицинских работников:
- 3.1. Совершенствование программ подготовки и переподготовки врачей, включая организацию практики по следующим направлениям:
- 3.1.1. Использование современной медицинской аппаратуры в диагностике и терапии.
- 3.1.2. Компьютерная грамотность и использование ресурсов Интернета в профессиональных целях.
- 3.1.3. Современные универсальные фармакопеи.
- 3.1.4. Юридические основы медицинской деятельности.
- 3.1.5. Медицинская этика и деонтология.
- 3.1.6. Формирование комплаенса специалиста и профилактика отклонений от профессиональной нормы в процессе тренингов и коучинга.
- 3.1.7. Стрессоустойчивость и совладающее поведение медперсонала.
- 3.1.8. Возрастная и клиническая психология.
- 3.1.9. Менеджмент лечебного учреждения, управление персоналом.
- 3.1.10. Дистанционное консультирование населения.
- 3.2. Стимулирование врачей к научной деятельности и написанию диссертаций.
- 3.3. Развитие академической мобильности (обмен опытом между профессорско-преподавательским составом вузов и врачами лечебных учреждений).
- 3.4. Внедрение технологий дистанционного обучения в системе послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки медицинских кадров.
- 3.5. Обучение и повышение квалификации на межрегиональном и международном уровне.
4. Стратегии технологического совершенствования медицинской отрасли и развития коммуникации с населением:
- 4.1. Развитие материально-технической базы медицинских учреждений (прежде всего, оснащение современным медицинским оборудованием) с привлечением бюджетных и спонсорских средств.
- 4.2. Обеспечение рабочих мест медицинских работников компьютерной техникой и доступом в Интернет.
- 4.3. Создание национальной базы данных историй болезни; постепенный переход на электронный документооборот в масштабах всей отрасли.
- 4.4. Создание и поддержка медицинских ресурсов в Интернете (силами отраслевого министерства, медицинских учреждений, врачей, интернов, ординаторов) по направлениям:
- 4.4.1. Информирование населения по вопросам здоровья, экологии и смежных областей.
- 4.4.2. Обеспечение медицинских работников актуальной профессиональной информацией (нормативные документы, фармакопеи, новости медицины, научные статьи); обмен информацией в рамках отрасли.
- 4.5. Создание и распространение печатных информационных материалов, инфографики по теме здоровья и экологии с привлечением интернов, ординаторов, молодежных организаций.
- 4.6. Привлечение бизнеса и спонсорских средств в качестве третьей стороны в решении задач коммуникации между медицинскими учреждениями и населением.
5. Стратегии лоббирования интересов медицины:
- 5.1. Создание профессиональных, научных, межотраслевых объединений (независимые профсоюзы, движения) для актуализации и разрешения проблем в медицине и внешней среде.
- 5.2. Продвижение необходимых для медицины законодательных инициатив через общественные движения, партии, государственные органы всех уровней.
Мы полагаем, что реализация данных стратегий в конкретной организационной среде и отрасли здравоохранения в целом позволит повысить профессиональную компетентность врачей, минимизировать отклонения от профессиональной нормы, улучшить социально-экономическое положение медицинских работников, поднять престиж этой профессии и довести качество медицинских услуг до международного уровня.
Рецензенты:
- Андреев М.К., д.м.н., доцент, директор ОГУ «Медицинский информационно-аналитический центр» министерства здравоохранения Астраханской области, г. Астрахань.
- Шаповалова М.А., д.м.н., доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, г. Астрахань.
Библиографическая ссылка
Майсак О.С., Майсак Н.В., Сагитова Г.Р., Майсак О.С. SWOT-АНАЛИЗ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5080 (дата обращения: 12.12.2024).