По способу размещения заказа, путем проведения торгов, выделяют две основные формы - конкурса и аукциона (в т.ч. аукциона в электронной форме). Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом в соответствии с положениями 94 - ФЗ и другими нормативно-правовыми актами [1, 4, 5]. К настоящему времени начала складываться практика проведения аукционов в электронной форме, что в существенной мере способствует устранению многих проблем в этой области [2]. Однако, вопросы, касающиеся конкурсных процедур, особенно связанных с размещением госзаказа на научно-исследовательские работы, продолжают оставаться актуальными, о чем говорит большое количество ежегодно поступающих в ФАС обращений. Рассмотрим задачу выбора оптимальных критериев оценки, в достаточной мере отражающих специфику предмета конкурса, и оптимальной значимости этих критериев на основе алгоритмов многоальтернативной оптимизации.
Оценка заявок участников размещения заказа осуществляется по установленным в конкурсной документации критериям, совокупная значимость которых составляет 100 %. Перечень критериев оценки заявок устанавливается государственным (муниципальным) заказчиком на основании части 4 статьи 28 94 - ФЗ и зависит от предмета конкурса. Полный перечень критериев оценки, которые могут быть установлены в конкурсной документации, приведен в табл. 1.
Таблица 1 - Критерии оценки конкурсных заявок по государственным (муниципальным) контрактам
Критерий |
Содержание критерия |
Ka |
Цена контракта |
Kb |
Функциональные / качественные характеристики товара |
Kc |
Качество работ, услуг / квалификация участника конкурса |
Kd |
Расходы на эксплуатацию товара |
Ke |
Расходы на техническое обслуживание товара |
Kf |
Срок поставки товара / выполнения работ / оказания услуг |
Kg |
Срок предоставления гарантии качества |
Kh |
Объем предоставления гарантий качества |
Оценка предложений участников по заданным критериям проводится в соответствии с «Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722 (далее Правила) [3]. Правила устанавливают ряд ограничений на выбор критериев оценки и их значимости. Формализованная запись ограничений выглядит следующим образом:
Для оценки заявок установлено требование использования не менее двух критериев, одним из которых является «цена контракта». Для торгов, предмет которых позволяет использовать форму конкурса, критерии Kb и Kc эквивалентны. Поэтому, достаточно ограничиться использованием одного критерия Kc - «качество работ, услуг / квалификация участника конкурса».
В качестве критериев оценки могут быть использованы Kd и Ke в случае, если предметом конкурса является выполнение работ, оказание услуг, в результате которых создается товар. Эти критерии можно считать эквивалентными, поскольку они описываются в одинаковых терминах и являются в большинстве случаев синонимами. Поэтому предлагается использование обобщенного критерия Кde.
Критерий Kf (срок поставки товара / выполнения работ / оказания услуг) предлагается не использовать для оценки по нескольким причинам:
а) если установлены два срока - максимальный и минимальный, то рейтинг заявки по этому критерию рассчитывается по формуле:
Rfi = (Fmax - Fi)/(Fmax - Fmin) × Kf, где
Rfi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию Kf ;
Fmax - максимальный срок поставки товара / выполнения работ / оказания услуг, установленный заказчиком;
Fmin - минимальный срок, установленный в конкурсной документации;
Fi - срок, предложенный в i-й заявке.
Как показывает практика, в большинстве случаев участники, стремясь набрать гарантированные баллы, заявляют минимальный срок, и сравнение таких заявок по критерию Kf становится невозможным.
б) если установлен только максимальный срок, то максимальный балл, который можно набрать по этому критерию, составляет половину значимости, установленной в конкурсной документации для данного критерия (т.е., если Fi < Fmax/2, то Rfi = 50×Kf /100), и в этом случае получается противоречие с установленным удельным весом данного критерия.
в) государственный (муниципальный) заказчик имеет представление о том, к какому сроку необходимо выполнение работ / оказание услуг, являющихся предметом конкурса, поэтому рекомендуется в конкурсной документации прописывать предельно допустимую дату выполнения контракта, а в условия самого контракта включать возможность досрочного выполнения работ исполнителем.
Для определения рейтинга по критериям Kg и Kh в документации должны быть установлены: предмет гарантийного обязательства, объем предоставления гарантий и срок предоставления гарантий. Кроме того, в соответствии с Правилами оценки конкурсных заявок, критерии являются взаимоисключающими [3]. Поэтому, предлагается вместо Kg и Kh ввести объединенный критерий Kgh - «срок и объем предоставления гарантий качества».
Тогда формализованная запись критериев оценки конкурсных заявок выглядит следующим образом:
В соответствии с полученным набором критериев предлагается следующая структурная схема выбора критериев оценки конкурсных заявок (рис. 1).
Рисунок 1 - Структурная схема алгоритмического выбора критериев оценки конкурсных заявок
Как видно на схеме, результатами работ по контракту, заключенному по результатам конкурса, могут быть работы / услуги. Если в результате выполнения работ / оказания услуг создается товар, в техническом задании конкурсной документации устанавливаются функциональные требования к создаваемой продукции. Поэтому включение дополнительного критерия оценки качества товаров не требуется. В качестве второго критерия заказчик устанавливает либо «расходы на эксплуатацию / техническое обслуживание», либо «срок и объем гарантий». Если выполнение контракта связано с производством работ / оказанием услуг, в том числе проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ключевым является вопрос качества. В качестве гарантии может выступать либо «срок и объем гарантийных обязательств», либо «опыт и квалификация» участника конкурса. Таким образом, задача сводится к выбору следующих альтернатив:
- Т.е. в этом случае необходимо размещать заказ путем проведения аукциона.
- Аналогичным образом рекомендуется проводить аукцион.
- Для случаев, когда результат работ не может быть точно определен (количественно и качественно) изначально (например, поисковые НИР), для снижения рисков размещения заказа необходимо проводить оценку потенциальных исполнителей на предмет наличия ресурсного обеспечения, специалистов, опыта работы в данной области. Для этих случаев в Правилах оговаривается возможность повышения значимости Кс до 45 %. Поскольку приоритетными для заказчика при размещении подобных заказов являются качественные показатели, предлагается устанавливать максимально допустимую значимость критерия Кс. Тогда доля ценового критерия составляет 55 %.
Таким образом, проанализировав специфику размещения заказа и требования к оценке заявок участников конкурса, предлагается в случаях, когда предмет заказа определен, устанавливать полный перечень требований в техническом задании на выполнение работ (оказание слуг) и размещать заказ в форме аукциона (аукциона в электронной форме). Для заказов, предмет которых не может быть четко описан в количественных и качественных характеристиках, как, например, поисковые научно-исследовательские работы, и определяется в первую очередь качественными показателями, необходимо проводить конкурсы, устанавливая максимально возможную значимость критерия «Качество работ, услуг / квалификация участника конкурса».
Рецензенты:
- Чопоров О.Н., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Технологических и автоматизированных систем электронного машиностроения», ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», г. Воронеж.
- Остапенко А.Г., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Систем информационной безопасности», ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», г. Воронеж.
Библиографическая ссылка
Волкова Н.В. ОПТИМИЗАЦИЯ ВЫБОРА КРИТЕРИЕВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ УЧАСТНИКОВ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5046 (дата обращения: 14.09.2024).