Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

OPTIMIZATION OF THE CHOICE OF CRITERIA AND DEFINITION OF THEIR IMPORTANCE FOR THE ESTIMATION OF COMPETITIVE DEMANDS IN THE SPHERE OF THE STATE PURCHASES

Volkova N.V. 1
1 Voronezh Institute of High Technologies
High requirements to quality of accepted decisions in sphere of planning and distribution of budgetary funds cause necessity of search of new scientifically well-founded approaches to perfection of purchasing practice. The basic form of government the state (municipal) orders is their placing on a competitive basis. In article the developed approach to forms of placing of the state order, definition of criteria of an estimation and their importance for the end results is analyzed. Mechanisms of optimization of competitive procedures on the basis of rationalization of a choice optimum from the point of view of completeness of the description of a subject of the order of criteria of an estimation are considered. On the basis of the offered algorithm the problem of a choice of an optimum set of criteria of an estimation of offers of participants of placing of the order on set of alternatives, establishments of the importance of criteria and a substantiation of a choice of the form of placing of the order dares. The offered approach can be applied as decision-making support at carrying out of purchasing activity by the state customers.
state purchases
multialternative optimization
management
Большой интерес с точки зрения управления представляет собой сфера государственного заказа. Действительно, как комплексная система эта область сформировалась и получила правовое регулирование сравнительно недавно. Основополагающим документом, регламентирующим деятельность в области государственных и муниципальных закупок, является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1]. Вместе с тем, сложно переоценить значимость вопросов, связанных с управлением распределением бюджетных средств в масштабах, как всего государства, так и отдельно взятых регионов.

По способу размещения заказа, путем проведения торгов, выделяют две основные формы - конкурса и аукциона (в т.ч. аукциона в электронной форме). Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом в соответствии с положениями 94 - ФЗ и другими нормативно-правовыми актами [1, 4, 5]. К настоящему времени начала складываться практика проведения аукционов в электронной форме, что в существенной мере способствует устранению многих проблем в этой области [2]. Однако, вопросы, касающиеся конкурсных процедур, особенно связанных с размещением госзаказа на научно-исследовательские работы, продолжают оставаться актуальными, о чем говорит большое количество ежегодно поступающих в ФАС обращений. Рассмотрим задачу выбора оптимальных критериев оценки, в достаточной мере отражающих специфику предмета конкурса, и оптимальной значимости этих критериев на основе алгоритмов многоальтернативной оптимизации.

Оценка заявок участников размещения заказа осуществляется по установленным в конкурсной документации критериям, совокупная значимость которых составляет 100 %. Перечень критериев оценки заявок устанавливается государственным (муниципальным) заказчиком на основании части 4 статьи 28 94 - ФЗ и зависит от предмета конкурса. Полный перечень критериев оценки, которые могут быть установлены в конкурсной документации, приведен в табл. 1.

Таблица 1 - Критерии оценки конкурсных заявок по государственным (муниципальным) контрактам

Критерий

Содержание критерия

Ka

Цена контракта

Kb

Функциональные / качественные характеристики товара

Kc

Качество работ, услуг / квалификация участника конкурса

Kd

Расходы на эксплуатацию товара

Ke

Расходы на техническое обслуживание товара

Kf

Срок поставки товара / выполнения работ / оказания услуг

Kg

Срок предоставления гарантии качества

Kh

Объем предоставления гарантий качества

Оценка предложений участников по заданным критериям проводится в соответствии с «Правилами оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», утвержденными постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722 (далее Правила) [3]. Правила устанавливают ряд ограничений на выбор критериев оценки и их значимости. Формализованная запись ограничений выглядит следующим образом:

Для оценки заявок установлено требование использования не менее двух критериев, одним из которых является «цена контракта». Для торгов, предмет которых позволяет использовать форму конкурса, критерии Kb и Kc эквивалентны. Поэтому, достаточно ограничиться использованием одного критерия Kc - «качество работ, услуг / квалификация участника конкурса».

В качестве критериев оценки могут быть использованы Kd и Ke в случае, если предметом конкурса является выполнение работ, оказание услуг, в результате которых создается товар. Эти критерии можно считать эквивалентными, поскольку они описываются в одинаковых терминах и являются в большинстве случаев синонимами. Поэтому предлагается использование обобщенного критерия Кde.

Критерий Kf (срок поставки товара / выполнения работ / оказания услуг) предлагается не использовать для оценки по нескольким причинам:

а) если установлены два срока - максимальный и минимальный, то рейтинг заявки по этому критерию рассчитывается по формуле:

Rfi = (Fmax - Fi)/(Fmax - Fmin) × Kf, где

Rfi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию Kf ;

Fmax - максимальный срок поставки товара / выполнения работ / оказания услуг, установленный заказчиком;

Fmin - минимальный срок, установленный в конкурсной документации;

Fi - срок, предложенный в i-й заявке.

Как показывает практика, в большинстве случаев участники, стремясь набрать гарантированные баллы, заявляют минимальный срок, и сравнение таких заявок по критерию Kf  становится невозможным.

б) если установлен только максимальный срок, то максимальный балл, который можно набрать по этому критерию, составляет половину значимости, установленной в конкурсной документации для данного критерия (т.е., если Fi < Fmax/2, то Rfi = 50×Kf /100), и в этом случае получается противоречие с установленным удельным весом данного критерия.

в) государственный (муниципальный) заказчик имеет представление о том, к какому сроку необходимо выполнение работ / оказание услуг, являющихся предметом конкурса, поэтому рекомендуется в конкурсной документации прописывать предельно допустимую дату выполнения контракта, а в условия самого контракта включать возможность досрочного выполнения работ исполнителем.

Для определения рейтинга по критериям Kg и Kh в документации должны быть установлены: предмет гарантийного обязательства, объем предоставления гарантий и срок предоставления гарантий. Кроме того, в соответствии с Правилами оценки конкурсных заявок, критерии являются взаимоисключающими [3]. Поэтому, предлагается вместо Kg и Kh ввести объединенный критерий Kgh - «срок и объем предоставления гарантий качества».

Тогда формализованная запись критериев оценки конкурсных заявок выглядит следующим образом:

В соответствии с полученным набором критериев предлагается следующая структурная схема выбора критериев оценки конкурсных заявок (рис. 1).

Рисунок 1 - Структурная схема алгоритмического выбора критериев оценки конкурсных заявок

Как видно на схеме, результатами работ по контракту, заключенному по результатам конкурса, могут быть работы / услуги. Если в результате выполнения работ / оказания услуг создается товар, в техническом задании конкурсной документации устанавливаются функциональные требования к создаваемой продукции. Поэтому включение дополнительного критерия оценки качества товаров не требуется. В качестве второго критерия заказчик устанавливает либо «расходы на эксплуатацию / техническое обслуживание», либо «срок и объем гарантий». Если выполнение контракта связано с производством работ / оказанием услуг, в том числе проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, ключевым является вопрос качества. В качестве гарантии может выступать либо «срок и объем гарантийных обязательств», либо «опыт и квалификация» участника конкурса. Таким образом, задача сводится к выбору следующих альтернатив:

  1. Т.е. в этом случае необходимо размещать заказ путем проведения аукциона.
  2. Аналогичным образом рекомендуется проводить аукцион.
  3. Для случаев, когда результат работ не может быть точно определен (количественно и качественно) изначально (например, поисковые НИР), для снижения рисков размещения заказа необходимо проводить оценку потенциальных исполнителей на предмет наличия ресурсного обеспечения, специалистов, опыта работы в данной области. Для этих случаев в Правилах оговаривается возможность повышения значимости Кс до 45 %. Поскольку приоритетными для заказчика при размещении подобных заказов являются качественные показатели, предлагается устанавливать максимально допустимую значимость критерия Кс. Тогда доля ценового критерия составляет 55 %.

Таким образом, проанализировав специфику размещения заказа и требования к оценке заявок участников конкурса, предлагается в случаях, когда предмет заказа определен, устанавливать полный перечень требований в техническом задании на выполнение работ (оказание слуг) и размещать заказ в форме аукциона (аукциона в электронной форме). Для заказов, предмет которых не может быть четко описан в количественных и качественных характеристиках, как, например, поисковые научно-исследовательские работы, и определяется в первую очередь качественными показателями, необходимо проводить конкурсы, устанавливая максимально возможную значимость критерия «Качество работ, услуг / квалификация участника конкурса».

Рецензенты:

  • Чопоров О.Н., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Технологических и автоматизированных систем электронного машиностроения», ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», г. Воронеж.
  • Остапенко А.Г., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Систем информационной безопасности», ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет», г. Воронеж.