Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Воронин Р.М. 1
1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия
На основе исследований, проводимых в Академии ФСИН России, определены особенности оценки заболеваемости курсантов военных образовательных учреждений. В статье проведена сравнительная оценка показателей заболеваемости групп курсантов с различными психологическими характеристиками. Полученные результаты указывают на имеющиеся различия в этих группах.
заболеваемость
курсанты
психологические характеристики
вариабельность сердечного ритма
1. Адаптация молодого воина к условиям воинской службы и профилактика дизадаптационных расстройств: метод. рук-во / П.О. Вязицкий [и др.]. - М.: МО СССР, 1990. - 28 с.
2. Альманах психологических тестов / под общ. ред. Р.Р. Римского и С.А. Римского. - М.: «КСП», 1995. - 400 с.
3. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (методические рекомендации) / Р.М. Баевский [и др.] // Вестн. аритмологии. - 2001. - № 24. - С. 65-86.
4. Воронин Р.М. Состояние и проблемы здоровья призывников / Р.М. Воронин, Н.В. Шатрова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11, № 1. - С. 847-849.
5. Ласко Н.Б. Основные принципы разработки и применения методики определения уровня невротизации и психопатизации / Н.Б. Ласко // Психологические методы исследования личности в клинике. - Л.: ВМА, 1978. - 135 с.
6. Неверов В.Н. Корреляция показателей вариабельности сердечного ритма с психологическими профилями личности студентов / В.Н. Неверов // Компьютерная электрокардиография на рубеже столетий: мат. междунар. симпозиума [Электронный ресурс]. - Москва, 1999. - Режим доступа: http://www.ecg.ru/conf/simpxxi/text/s5t02.html., свободный. - Загл. с экрана.
7. Практикум по психодиагностике личности: дидактические материалы / отв. ред. Ракович Н.К. - Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2002. - 248 с.
Реформирование Вооруженных Сил и других силовых ведомств Российской Федерации предъявляет новые, особые требования к функциональному состоянию военнослужащих. Военная служба предполагает значительные физические и психические нагрузки на молодого человека, требующие наличия определенного уровня адаптационных способностей [1]. Очевидно, что показатели заболеваемости являются важнейшими индикаторами уровня адаптации к факторам внешней среды, ведь, согласно общепринятой концепции, само возникновение заболевания может свидетельствовать о срыве адаптационных процессов. Вместе с тем, выраженная специфика учебно-служебной деятельности курсантов военных образовательных учреждений, обуславливает необходимость особых методологических подходов для оценки уровня здоровья и адаптационных способностей данной категории.

Целью настоящего исследования явилась оценка заболеваемости курсантов Академии ФСИН России и факторов, влияющих на ее формирование, структуру и уровень.

Материалы и методы исследования. В нашем исследовании были изучены медицинские карты 518 курсантов 18 - 22 лет (1-5 курс) Академии ФСИН России. Систематизация материалов осуществлялась в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). У части данных курсантов (104 человека) проведены дополнительные обследования: психологическое тестирование с использованием тестов EPI Г. Айзенка, Шмишека-Леонгарда, теста для определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) [2, 5, 7]; кардиоинтервалометрия с помощью аппаратно-программного комплекса «Варикард 1.2» фирмы «Рамена».

Результаты и их обсуждение. В нашей работе была исследована структура заболеваемости 518 курсантов 1-5 курсов по данным обращаемости за медицинской помощью в медицинскую часть Академии ФСИН России (рис. 1).

 

По частоте обращаемости на первом месте находятся заболевания органов дыхания (57,1 % от общего количества всех обращений за медицинской помощью),  включающие, в основном, сезонные респираторно-вирусные инфекции. Далее следуют травмы (17,6 %) и заболевания органов пищеварения (6,0 %). Эти данные отличаются от структуры заболеваемости призывников  того же возраста, где первые три места занимают заболевания органов дыхания, костно-мышечной системы, а также заболевания глаз [4]. Выявленные различия в структуре заболеваемости между этими категориями молодых людей обусловлены рядом причин. Во-первых, строгий медицинский отбор курсантов при поступлении в Академию ФСИН России  предполагает отсутствие тяжелых хронических заболевания, поэтому уровень их здоровья намного выше, а структура заболеваемости изначально имеет отличия от структуры заболеваемости призывников. Во-вторых, некоторые причины обращения курсантов за медицинской помощью обусловлены спецификой их служебной деятельности, например, желанием уклониться от несения наряда, избежать тяжелой физической нагрузки во время учений и т.д., то есть имеются случаи аггравации. В-третьих, относительно большое количество обращений за медицинской помощью связано с травмами (17,6 %), в основном спортивными, как следствие широкого охвата курсантов занятиями спортом и физической культурой, в отличие от призывников.

В нашей работе оценивалась частота обращений курсантов за медицинской помощью. Данный показатель, с одной стороны, характеризует уровень здоровья индивидуума, а с другой - уровень  медицинской активности, то есть отношение к своему здоровью. При анализе результатов исследования оказалось, что частота обращаемости за медицинской помощью у курсантов с различным сроком обучения примерно одинакова. В ходе исследования были сформированы три группы:  в первую группу (n=25) вошли лица с низким уровнем обращаемости - 0,35 ± 0,08 раз в год, вторая группа (n=18) - лица с высоким уровнем обращаемости - 3,76 ± 0,12 раз в год, третья группа (n=61) - со средним уровнем обращаемости  - 1,76 ± 0,08 раз в год. С целью сравнительной оценки функционального состояния курсантов этих групп мы использовали метод математического анализа сердечного ритма. Хотя, по данным литературы, отмечена взаимосвязь между заболеваемостью студентов-мужчин и показателями вариабельности сердечного ритма [6], на наш взгляд, использование показателей заболеваемости с целью изучения адаптационных возможностей военнослужащих в воинских коллективах должно проводиться с известной долей осторожности, принимая во внимание специфику профессиональной деятельности этой категории. В нашем исследовании статистически значимых корреляционных связей между показателями вариабельности сердечного ритма (ВСР) и частотой обращаемости курсантов  за медицинской помощью выявлено не было, что может быть объяснено вышеизложенными причинами, т.е. имеющимися случаями аггравации, а также наличием большого количества спортивных травм, что, учитывая, как правило, высокий уровень функционального состояния спортсменов, сложно заключить в рамки общей концепции. Однако, обращает на себя внимание то, что в группе курсантов с «физиологической нормой» (n=32) по показателю активности регуляторных систем (PARS = 1-3 балла) [3] отмечена сильная отрицательная корреляция (r = - 0,693) между величиной PARS и уровнем обращаемости. В этой же группе отмечены слабые корреляционные связи  между уровнем обращаемости и невротизмом (по тесту УНП) - r = 434 и демонстративностью (по тесту Шмишека-Леонгарда) - r = 434. В других группах, сформированных по критерию  PARS, подобных корреляционных взаимосвязей не наблюдалось.

При изучении психологических характеристик групп с различной обращаемостью за медицинской помощью были выявлены определенные различия. Обращает на себя внимание  статистически значимые различия по тесту EPI  Г. Айзенка  по  шкале невротизм-стабильность (pd < 0,05): для групп с  высокой обращаемостью - 10,14 ± 0,81 баллов, для группы с низкой обращаемостью - 7,00 ± 0,98; а также различия между группами по тесту Леонгарда  - Шмишека по шкале тревожности (pd < 0,05): 7,93 ± 1,13 и 4,05 ± 0,76, соответственно. Между данными показателями в нашем исследовании наблюдалась сильная положительная корреляционная связь r = 0,634.

С целью проверки наличия влияния индивидуальных психологических особенностей курсантов на уровень обращаемости за медицинской помощью, в нашей работе был использован метод иерархического кластерного анализа. Результаты исследования уровня обращаемости курсантов с различной тревожностью (тест Д. Тейлор) представлены в виде дендрограммы на рисунке 2.

Рис. 2. Кластерная структура уровня обращаемости за медицинской помощью курсантов с различной тревожностью (тест Д. Тейлор)

Перед процедурой кластеризации данных было проведено нормирование переменных, с тем, чтобы максимальное значение в каждой группе было равно 1, а минимальное - 0. При анализе структуры дендрограммы обращает на себя внимание то, что группировка лиц с высокой обращаемостью осуществляется в узком кластере, что позволяет сделать предположение о сходстве психологических характеристик данной группы. Вместе с тем, лица со средней и низкой обращаемостью демонстрируют относительную близость между собой по тесту Д. Тейлор.

ВЫВОДЫ

  1. Структура заболеваемости курсантов военных образовательных учреждений имеет определенные особенности по сравнению со структурой заболеваемости характерной для гражданских лиц того же возраста и пола.
  2. Психологические особенности курсантов оказывают большее влияние на обращаемость за медицинской помощью, нежели их действительное функциональное состояние.
  3. В группе курсантов с «физиологической нормой» (1-3 балла по PARS) отмечается сильная корреляционная связь между величиной PARS и уровнем обращаемости, что, возможно, связано с однородностью психофизиологических характеристик представителей данной группы.

Рецензенты:

  • Прошляков В.Д., д.м.н., профессор, зав. кафедрой физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, г. Рязань.
  • Сауткин М.Ф., д.м.н., профессор, профессор кафедры физического воспитания и здоровья Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, г. Рязань.

Работа получена 26.09.2011.


Библиографическая ссылка

Воронин Р.М. ОСОБЕННОСТИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4801 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674