Переходный период характеризуется изменением качественного состояния общества, по-разному затрагивающим все без исключения сферы его жизни, влияющим на общее направление социальных трансформаций.
В едином пространстве демократических проблем современной России, в ситуации общества транзитивного (переходного) типа и модернизации особое место занимает проблема власти: ее природы, социального характера, эффективности, легитимности и конституционности. Для аналитиков ключевыми становятся вопросы, касающиеся сущности, содержания и структуры современной власти в транзитивном социуме, ее субъектов и объектов, типов, видов, форм и закономерностей функционирования ее методов и технологий.
Еще Аристотель подчеркивал, что власть нужна, прежде всего, для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства [1]. Исторический опыт также демонстрирует необходимость согласованных действий нации, социального слоя или общества в целом.
Объединяющей силой в России призваны стать идеи утверждения прав человека и солидарности. Сегодня важно преодоление пренебрежения к праву, осознание тезиса второй статьи Конституции РФ о высшей ценности человека, его прав и свобод.
Социально-психологической предпосылкой защиты прав человека является искоренение пренебрежительного отношения к этим правам. Защита прав человека осуществляется в условиях определенного контекста - им является политическое, нравственное, правовое сознание, выражающее отношение к закону. Р. Йеринг в работе «Борьба за право» заметил, что жизнь права, взятая в целом, являет такое же зрелище неустанного напряжения и труда со стороны всей нации, какое представляет деятельность последней в области экономического и духовного производства [3, 27]. В переходном обществе законность выступает гарантом защиты прав человека.
Накопленный опыт борьбы за права человека образует политический капитал современной эпохи. Согласно Конституции РФ, единственным источником власти в нашей стране является народ. Следовательно, обязанностью демократического государства является поддержка законных интересов и учет мнений всех граждан России, независимо от их национальности, религиозных, политических и иных убеждений. Способность выполнять эту обязанность является главным критерием эффективности демократического государства.
Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах в качестве прирожденных свойств самого человека. Таким образом, государство признает автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного, в свою собственность.
Вместе с тем, тот факт, что в России переходного периода природа правового государства обогащается социальными началами, вовсе не говорит об ослаблении государственной власти, так как реализация государственных функций в этих условиях сопровождается его влиянием на экономику страны (налогообложение, инвестиции, антимонопольное законодательство, государственный кредит, экологические ограничения, финансирование социальных программ). Политики и правоведы в создавшейся сложной ситуации предпринимают попытки сформулировать стратегические контуры новой государственности, отыскать баланс свободы экономического развития и воздействия на стихию рынка с целью ее гуманизации.
Самоограничение государственной власти правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства, а государство, как мы выяснили, несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедеятельности. Следовательно, в сильном правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности власти и личности. Вот почему государству не могут быть чужды социальные программы, идущие на пользу всем гражданам. Вот почему все чаще и чаще говорят о правовом социальном государстве [4].
Следует отметить, что переходные преобразования проявляют себя по-разному. Существенным негативным явлением переходного времени явился правовой нигилизм. Именно он во многом способен снизить эффективность работы механизмов властной практики.
В постперестроечную эпоху социальный нигилизм достиг грандиозного размаха. Он выразился в негативном отношении к переменам, каких бы сторон они не касались: сдвига власти и форм собственности, обозначившегося конституционного кризиса, модернизации общественных отношений и социальной структуры, формирования оверстратов. В числе причин интенсивных проявлений правового нигилизма российского общества в переходный период можно назвать распад СССР, дезинтеграцию в системе социальных связей и отношений, конфронтацию в системе «политического класса» на верхнем уровне пирамиды властвующей элиты, устойчивую кризисную ситуацию в экономике, региональный сепаратизм, нравственную нестабильность.
Анализ особенностей современной власти показал, что начавшиеся в экономике глобализационные процессы уже вышли за её пределы и распространились на все области жизнедеятельности общества. Глобальный финансовый кризис вызвал необходимость перемен в большинстве стран, но в России экономический спад оказался более глубоким, что явилось очевидной причиной перемен.
В современном обществе экзистенциальные вопросы свободы и ответственности, духовного опустошения и одиночества, трансформации мировоззренческих векторов личности вновь выходят на первый план, требуя философского осмысления и анализа.
Как отмечал В.В. Ильин, цель власти состоит в том, чтобы путем прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовать напряжение, конфликты; стремиться к максимуму стабильности общественного целого, способствовать его совершенствованию, упрочению, прогрессу [2].
Только в развитой политической системе возможны рост гражданского самосознания и развитие институтов гражданского общества. Утверждение прав и свобод в качестве действительной, а не мнимой ценности, оказывается возможным только путем взаимодействия общества и государства, а не их противостояния. Преодоление правового нигилизма возможно лишь посредством совершенствования законодательства и правовой культуры, формирования в российском обществе уважительного отношения к правам личности, законности, правопорядка, правовой дисциплины посредством подготовки эшелона юристов-профессионалов.
В программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации были поставлены приоритетные задачи выполнения социальных обязательств государства перед гражданами, сохранения и развития промышленного и технологического потенциала, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, ускорения ее перехода на инновационный тип развития, повышения устойчивости национальной финансовой системы. Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации исходит из необходимости проведения институциональных преобразований, обеспечивающих развитие человеческого капитала, повышения эффективности образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, улучшения жилищных условий, развития сферы культуры и других направлений [4].
В 2009 г. президент РФ Д.А. Медведев в своем Послании к Федеральному Собранию отметил: «Модернизация - это стремление быть современными. По-настоящему современным может считаться только общество, настроенное на непрерывное обновление, на постоянные эволюционные преобразования социальных практик, демократических институтов, представлений о будущем, оценок настоящего, на постепенные, но необратимые перемены в технологической, экономической, культурной областях, на неуклонное повышение качества жизни, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон. Только активная позиция приводит в движение тяжелую машину государственной бюрократии» [5].
Становление новой российской государственности, определение вектора и параметров развития власти представляется необходимым условием успешной модернизации общества. Президент РФ
Д.А. Медведев выразил глубокую убеждённость в необходимости и возможности обретения Россией статуса мировой державы на принципиально новой основе. «Престиж Отечества и национальное благосостояние не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого. Настало время сегодняшним поколениям российского народа сказать свое слово, поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации»,- отметил президент Д.А. Медведев [5].
Таким образом, в Российском государстве на рубеже XX - XXI вв. началась всесторонняя модернизация, основанная на ценностях и институтах демократии. Данный процесс немыслим без формирования развитого гражданского общества, а его основу составляют активное включение личности в общественные процессы и участие в формировании социальной политики государства.
Реализация планов всесторонней модернизации диктует значительные перемены в обществе. Они подразумевают способность граждан к критическому анализу и объективной оценке ситуации, к активному участию в модернизационных процессах, призванных укрепить политическую систему и правовые институты, внутреннюю и внешнюю безопасность государства, социальную стабильность, сохранять и развивать культуру и духовные ориентиры общества: солидарность, патриотизм, чувства гражданского долга, социальной справедливости и социальной ответственности.
Эффективность модернизационных процессов политической власти и общества в целом на наш взгляд должны оцениваться с точки зрения структурообразующих ценностей национальной идеологии: строительства социального правового государства и гражданского общества, укрепления самоидентификационной целостности сознания граждан.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аристотель. Сочинения. Т. 4. М., 1984.
- Ильин В. В. Власть // Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. 1992. № 3. С.37.
- Йеринг Р. Борьба за право. СПб., 1991. С. 27.
- Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // СПС «ГАРАНТ».
- Цит. по: Обращение Президента России Д.А. Медведева к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием (2009 г.), которое является программой действий российских властей на ближайшее время и среднесрочную перспективу. Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости.
Библиографическая ссылка
Харлова С.Г. ПЕРЕХОДНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ КАК УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4490 (дата обращения: 12.10.2024).