Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE TRANSITIVE CHANGES OF THE RUSSIAN STATEHOOD AS CONDITIONS OF SUCCESSFUL MODERNIZATION OF THE PUBLIC

Харлова С.Г.
The article reflects the process of becoming of the new Russian statehood and the modernization of the Russian public in the conditions of the transitive period (from the ending of 1990-s to the beginning of 2000-s). The author explains that ability of the citizens to active participation in the modernization defines the perspectives of strengthening of the political system and the law institutions, the home and foreign states security, social stability, conservation and developing of the culture. Keywords: power, the transitive period, the new Russian statehood, the modernization of the public

Переходный период характеризуется изменением качественного состояния общества, по-разному затрагивающим все без исключения сферы его жизни, влияющим на общее направление социальных трансформаций.

В едином пространстве демократических проблем современной России, в ситуации общества транзитивного (переходного) типа и модернизации особое место занимает проблема власти: ее природы, социального характера, эффективности, легитимности и конституционности. Для аналитиков ключевыми становятся вопросы, касающиеся сущности, содержания и структуры современной власти в транзитивном социуме, ее субъектов и объектов, типов, видов, форм и закономерностей функционирования ее методов и технологий.

Еще Аристотель подчеркивал, что власть нужна, прежде всего, для организации общества, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания его целостности и единства [1]. Исторический опыт также демонстрирует необходимость согласованных действий нации, социального слоя или общества в целом.

Объединяющей силой в России призваны стать идеи утверждения прав человека и солидарности. Сегодня важно преодоление пренебрежения к праву, осознание тезиса второй статьи Конституции РФ о высшей ценности человека, его прав и свобод.

Социально-психологической предпосылкой защиты прав человека является искоренение пренебрежительного отношения к этим правам. Защита прав человека осуществляется в условиях определенного контекста - им является политическое, нравственное, правовое сознание, выражающее отношение к закону. Р. Йеринг в работе «Борьба за право» заметил, что жизнь права, взятая в целом, являет такое же зрелище неустанного напряжения и труда со стороны всей нации, какое представляет деятельность последней в области экономического и духовного производства [3, 27]. В переходном обществе законность выступает гарантом защиты прав человека.

Накопленный опыт борьбы за права человека образует политический капитал современной эпохи. Согласно Конституции РФ, единственным источником власти в нашей стране является народ. Следовательно, обязанностью демократического государства является поддержка законных интересов и учет мнений всех граждан России, независимо от их национальности, религиозных, политических и иных убеждений. Способность выполнять эту обязанность является главным критерием эффективности демократического государства.

Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах в качестве прирожденных свойств самого человека. Таким образом, государство признает автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного, в свою собственность.

Вместе с тем, тот факт, что в России переходного периода природа правового государства обогащается социальными началами, вовсе не говорит об ослаблении государственной власти, так как реализация государственных функций в этих условиях сопровождается его влиянием на экономику страны (налогообложение, инвестиции, антимонопольное законодательство, государственный кредит, экологические ограничения, финансирование социальных программ). Политики и правоведы в создавшейся сложной ситуации предпринимают попытки сформулировать стратегические контуры новой государственности, отыскать баланс свободы экономического развития и воздействия на стихию рынка с целью ее гуманизации.

Самоограничение государственной власти правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства, а государство, как мы выяснили, несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедеятельности. Следовательно, в сильном правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности власти и личности. Вот почему государству не могут быть чужды социальные программы, идущие на пользу всем гражданам. Вот почему все чаще и чаще говорят о правовом социальном государстве [4].

Следует отметить, что переходные преобразования проявляют себя по-разному. Существенным негативным явлением переходного времени явился правовой нигилизм. Именно он во многом способен снизить эффективность работы механизмов властной практики.

В постперестроечную эпоху социальный нигилизм достиг грандиозного размаха. Он выразился в негативном отношении к переменам, каких бы сторон они не касались: сдвига власти и форм собственности, обозначившегося конституционного кризиса, модернизации общественных отношений и социальной структуры, формирования оверстратов. В числе причин интенсивных проявлений правового нигилизма российского общества в переходный период можно назвать распад СССР, дезинтеграцию в системе социальных связей и отношений, конфронтацию в системе «политического класса» на верхнем уровне пирамиды властвующей элиты, устойчивую кризисную ситуацию в экономике, региональный сепаратизм, нравственную нестабильность.

Анализ особенностей современной власти показал, что начавшиеся в экономике глобализационные процессы уже вышли за её пределы и распространились на все области жизнедеятельности общества. Глобальный финансовый кризис вызвал необходимость перемен в большинстве стран, но в России экономический спад оказался более глубоким, что явилось очевидной причиной перемен.

В современном обществе экзистенциальные вопросы свободы и ответственности, духовного опустошения и одиночества, трансформации мировоззренческих векторов личности вновь выходят на первый план, требуя философского осмысления и анализа.

Как отмечал В.В. Ильин, цель власти состоит в том, чтобы путем прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения противодействовать деструкции, кризису, упадку, нейтрализовать напряжение, конфликты; стремиться к максимуму стабильности общественного целого, способствовать его совершенствованию, упрочению, прогрессу [2].

Только в развитой политической системе возможны рост гражданского самосознания и развитие институтов гражданского общества. Утверждение прав и свобод в качестве действительной, а не мнимой ценности, оказывается возможным только путем взаимодействия общества и государства, а не их противостояния. Преодоление правового нигилизма возможно лишь посредством совершенствования законодательства и правовой культуры, формирования в российском обществе уважительного отношения к правам личности, законности, правопорядка, правовой дисциплины посредством подготовки эшелона юристов-профессионалов.

В программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации были поставлены приоритетные задачи выполнения социальных обязательств государства перед гражданами, сохранения и развития промышленного и технологического потенциала, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, ускорения ее перехода на инновационный тип развития, повышения устойчивости национальной финансовой системы. Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации исходит из необходимости проведения институциональных преобразований, обеспечивающих развитие человеческого капитала, повышения эффективности образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, улучшения жилищных условий, развития сферы культуры и других направлений [4].

В 2009 г. президент РФ Д.А. Медведев в своем Послании к Федеральному Собранию отметил: «Модернизация - это стремление быть современными. По-настоящему современным может считаться только общество, настроенное на непрерывное обновление, на постоянные эволюционные преобразования социальных практик, демократических институтов, представлений о будущем, оценок настоящего, на постепенные, но необратимые перемены в технологической, экономической, культурной областях, на неуклонное повышение качества жизни, где граждане ценят общественную стабильность и уважают закон. Только активная позиция приводит в движение тяжелую машину государственной бюрократии» [5].

Становление новой российской государственности, определение вектора и параметров развития власти представляется необходимым условием успешной модернизации общества. Президент РФ
Д.А. Медведев выразил глубокую убеждённость в необходимости и возможности обретения Россией статуса мировой державы на принципиально новой основе. «Престиж Отечества и национальное благосостояние не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого. Настало время сегодняшним поколениям российского народа сказать свое слово, поднять Россию на новую, более высокую ступень развития цивилизации»,- отметил президент Д.А. Медведев [5].

Таким образом, в Российском государстве на рубеже XX - XXI вв. началась всесторонняя модернизация, основанная на ценностях и институтах демократии. Данный процесс немыслим без формирования развитого гражданского общества, а его основу составляют активное включение личности в общественные процессы и участие в формировании социальной политики государства.

Реализация планов всесторонней модернизации диктует значительные перемены в обществе. Они подразумевают способность граждан к критическому анализу и объективной оценке ситуации, к активному участию в модернизационных процессах, призванных укрепить политическую систему и правовые институты, внутреннюю и внешнюю безопасность государства, социальную стабильность, сохранять и развивать культуру и духовные ориентиры общества: солидарность, патриотизм, чувства гражданского долга, социальной справедливости и социальной ответственности.

Эффективность модернизационных процессов политической власти и общества в целом на наш взгляд должны оцениваться с точки зрения структурообразующих ценностей национальной идеологии: строительства социального правового государства и гражданского общества, укрепления самоидентификационной целостности сознания граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аристотель. Сочинения. Т. 4. М., 1984.
  2. Ильин В. В. Власть // Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. 1992. № 3. С.37.
  3. Йеринг Р. Борьба за право. СПб., 1991. С. 27.
  4. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // СПС «ГАРАНТ».
  5. Цит. по: Обращение Президента России Д.А. Медведева к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием (2009 г.), которое является программой действий российских властей на ближайшее время и среднесрочную перспективу. Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости.