Сетевое научное издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,936

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Медведева З.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет"
Медведева З.В. - разработка концепции, работа с данными, анализ данных, проведение исследования, методология исследования, административное руководство исследовательским проектом, написание черновика рукописи
Актуальность проблемы подготовки вожатских кадров обусловлена пристальным вниманием со стороны президента и правительства Российской Федерации к вопросам организации отдыха и оздоровления детей и подростков. С 2023 г. и по настоящее время в стране реализуется программа модернизации детских лагерей, благодаря которой обновляется и создается новая инфраструктура для качественного, полноценного, безопасного детского отдыха и оздоровления. В связи с этим актуализируется проблема подготовки вожатых как в количественном, так и в качественном отношении. Целями данного исследования являются обобщение и конкретизация опыта подготовки будущих педагогов к вожатской деятельности посредством использования совокупности форм учебной и внеучебной деятельности, особая значимость которых обоснована как требованиями государственной политики в области подготовки вожатских кадров и организации детского отдыха и оздоровления, так и спецификой современного технологичного образовательного пространства вуза и сложившимися в его стенах традициями. Анализ данных, полученных в ходе исследования, позволил сделать вывод о результативности используемых форм организации процесса профессиональной подготовки будущих педагогов к вожатской деятельности, применяемых в образовательном пространстве Марийского государственного университета.
вожатская деятельность
профессиональная подготовка
университет
будущие педагоги
Детский оздоровительный лагерь
1. Владимирова Т.Н., Лесконог Н.Ю., Огнев А.С. Проблемы и перспективы подготовки современных вожатых // Педагогика и психология образования. 2019. № 4. С. 82–94. DOI: 10.31862/2500-297X-2019-4-82-94.
2. Кулаченко М.П. Готовность студенческой молодежи к вожатской деятельности: современный взгляд // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2024. № 2. С. 114–125. URL: https://ekoncept.ru/2024/241020.htm (дата обращения: 03.11.2025). DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11020.
3. Линкер Г.Р., Кругликова Г.Г., Кантеева Е.А. Современные аспекты подготовки будущих педагогов к организации летнего отдыха детей // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2. URL: https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html (дата обращения: 01.11.2025).
4. Алеева Ю.В. Подготовка профессионального вожатого в парадигме современного образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 205–207. https://amnko.ru/index.php/russian/journals/ (дата обращения: 03.11.2025).
5. Романова Г.А. Подготовка вожатых к решению проблемы социализации воспитанников детских оздоровительных лагерей // Государственный гуманитарно-технологический университет. 2019. № 3. С. 26–29. URL: https://vestnikggtu.ru/%D0%B2%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA-%E2%84%963-2019-4 (дата обращения: 04.11.2025).
6. Сайфина А.А. Вожатство как первая ступень профессиональной подготовки педагогов // Народное образование. 2019. № 2. С. 75–80. URL: https://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2019-2/vojatstvo-kak-pervaya-stepen-professionalnoiy-podgotovki-pedagogov (дата обращения: 04.11.2025).
7. Никитина Э.К., Любченко О.А., Львова А.С. Разработка модели подготовки вожатых в системе педагогических отрядов для работы в детских оздоровительных центрах // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27937 (дата обращения: 04.11.2025).
8. Лесконог Н.Ю., Шаламова Л.Ф. Программы подготовки вожатских кадров: результаты мониторинга деятельности организаций, осуществляющих профессиональное обучение вожатых // Наука и школа. 2025. № 2. С. 135–145. DOI: 10.31862/1819-463X-2025-2-135-145.
9. Бриль Л.Д. Успех педагогического коллектива лагеря – залог «Школы вожатых» или правильной работы административной группы? // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. 2022. № 37. С. 208–221. URL: https://drive.google.com/file/d/19IYWcwe4lU1DiQEjcMSDzIAZKIxUjEGp/view (дата обращения: 21.11.2015).
10. Зенкин М.А., Березкин А.А., Козик С.В. и др.: коллективная монография / под общ. ред. канд. филол. наук М.А. Зенкина, А.А. Березкина. СПб.: Изд-во ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2021. 226 с. ISBN 978-5-9509-0427-1.
11. Медведева Е.Б. Исследование лидерских качеств студентов, обучающихся в школе вожатых // Научные записки академии. 2024. Т. 15. № 4. С. 60–64. DOI: 10.36683/nz52.60-64.
12. Балакирев А.Н. Создание и деятельность общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых» // Вестник Бурятского государственного университета. 2024. № 3. С. 44–51. DOI: 10.18101/2305-753X-2024-3-44-51.
13. Демина А.А. Реализация профориентационных проектов в общеобразовательной организации // Международный научный журнал «Вестник науки». 2024. № 12 (81). Т. 3. С. 1007–1013. URL: https://www.xn----8sbempclcwd3bmt.xn--p1ai/article/19840 (дата обращения: 21.11.2025).
14. Лазарева А.Г., Королькова Ю.В., Шалыгина О.Н. Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых» – курс на консолидацию и объединение // Вестник Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования. 2023. № 17. С. 75–81. URL: chromeextension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://staviropk.ru/attachments/article/322/260623vest.pdf (дата обращения: 04.11.2025).
15. Медведева З.В. Технологии профессионального самоопределения старших подростков в рамках проекта «Университетские смены» // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34075 (дата обращения: 04.11.2025). DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34075.

Введение

В настоящее время в России одной из самых динамично развивающихся сфер является сфера отдыха и оздоровления детей и подростков, о чем свидетельствует как государственная политика в данном направлении, так и повышенный интерес со стороны ученых, педагогов – теоретиков и практиков, занимающихся проблемами подготовки вожатских кадров, востребованность которых в детских лагерях, организациях и центрах неизменно растет в летний каникулярный период.

2025 год по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации стал годом детского отдыха в системе образования. В текущем году три крупных федеральных детских центра отметили юбилеи: 100 лет исполнилось «Артеку», 65 лет «Орленку», 40 лет «Смене».

С 2023 г. по поручению президента Российской Федерации реализуется программа модернизации детских лагерей, которая охватывает уже более 60 субъектов и позволяет дополнительно обеспечивать отдых порядка 100 тыс. детей ежегодно. Согласно статистике, опубликованной на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации, летом 2025 г. в работе детских лагерей было задействовано более 720 тыс. чел., из которых более 195 тыс. – это педагоги, более 88 тыс. – вожатые[1].

Современный детский оздоровительный лагерь в теории и практике вожатской деятельности рассматривается как особое социальное, коммуникативное, образовательное пространство, которое, с одной стороны, обладает значительным потенциалом для воспитания и социализации детей и подростков, с другой – потенциалом для формирования профессиональных компетенций и профессиональной позиции вожатых как будущих педагогов [1–3]. Уровень профессионализма вожатого определяется личностными особенностями, опытом работы с детьми и, безусловно, качеством профессиональной подготовки [4–6].

Рассматривая проблему профессиональной подготовки будущих педагогов к вожатской деятельности, современные исследователи выделяют три ее ключевых направления: методологическое, организационное и технологическое [7, 8]. При этом отмечают важность развития лидерских качеств будущих вожатых, в частности организаторских и коммуникативных [9–11].

Вожатская деятельность является важной, неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих педагогов, в том числе в Марийском государственном университете, где накоплен большой и успешный опыт реализации обучения вожатых как в рамках учебных курсов, так и специально организованной системе внеучебных мероприятий, которые в совокупности позволяют сформировать знания, умения и навыки, необходимые для качественной работы как в детских оздоровительных лагерях Республики Марий Эл, так и за ее пределами.

Цель исследования– обобщение и конкретизация опыта подготовки будущих педагогов к вожатской деятельности в контексте использования успешно апробированных форм как в учебной, так и во внеучебной деятельности, применяемых в образовательном пространстве Марийского государственного университета.

Материал и методы исследования

Материалом для данного исследования послужили научные публикации; интернет-сайты; динамика успеваемости студентов по модулю «Основы вожатской деятельности» дисциплины «Педагогика» и их отчетная документация по итогам учебной (вожатской практики); характеристики и отзывы, полученные с баз практики. Для достижения поставленных целей были использованы методы наблюдения, анализа и синтеза, сравнения и обобщения, опроса, описательный метод.

Результаты исследования и их обсуждение

Марийский государственный университет является единственным классическим вузом в Республике Марий Эл, готовящим педагогические кадры. Поэтому уже с первого года обучения в университете студенты направления 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) изучают профильную дисциплину «Педагогика» и ее модуль «Основы вожатской деятельности», который предшествует учебной (вожатской) практике.

Целью изучения данного модуля является качественная теоретическая и практическая подготовка студентов к полноценному осуществлению главной трудовой функции вожатого – сопровождению деятельности временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления. В рамках модуля «Основы вожатской деятельности» рассматривается широкий круг теоретических и прикладных вопросов, вынесенных на изучение в форме лекционных и практических занятий и самостоятельной работы, среди которых: история и опыт вожатской деятельности в России и за рубежом, нормативно-правовые аспекты вожатской деятельности, педагогическое сопровождение деятельности детского общественного объединения, особенности деятельности вожатого и технологии его работы в условиях детского оздоровительного лагеря, логика развития лагерной смены и проектирование программ, профессиональная этика и культура вожатого, информационно-медийное сопровождение деятельности вожатого. Для подготовки студентов к практическим занятиям и самостоятельной работе были изданы учебное пособие и практикум, содержащие как лекционный, так и материалы для текущего, промежуточного (контрольные вопросы и задания, тесты по темам, кроссворды, тексты для проведения вожатского диктанта) и итогового контроля (итоговый тест по окончанию изучения модуля, педагогические задачи), а также список актуальной учебной и учебно-методической литературы. Важная роль при подготовке будущих педагогов к вожатской деятельности отводится игровым практикумам, которые проводятся в новых специализированных лабораториях вуза – лаборатории «Цифровая дидактика» и лаборатории цифровых технологий физического развития и коррекции.

Помимо изучения модуля «Основы вожатской деятельности» дисциплины «Педагогика» важная роль в качественной теоретической и практической подготовке будущих педагогов к вожатской деятельности отводится внеучебным мероприятиям, которые благодаря разнообразным формам организации и проведения, информативному содержанию, а также современной обновленной инфраструктуре вуза вызывают повышенный интерес у студенческой молодежи. В качестве примера приведем некоторые из них.

Процесс подготовки будущих педагогов к деятельности вожатого носит комплексный характер и предполагает активное разноуровневое взаимодействие как с базами практики, так и курирующим их ведомством. Так, в марте 2025 г. в Марийском государственном университете состоялся круглый стол на тему «Методическое сопровождение деятельности ДОЛ. Лето – 2025»[2]. Пространство вуза объединило представителей Министерства образования и науки Республики Марий Эл, ресурсного центра «Лето», регионального отделения «Движения Первых», директоров детских оздоровительных лагерей, а также опытных специалистов в области организации детского отдыха. Круглый стол был посвящен обсуждению тем, связанных с организацией качественного детского отдыха в летний период и его безопасности, при этом особое внимание было уделено вопросу подготовки вожатских кадров на всех этапах – от обучения до трудоустройства. В качестве спикеров также выступили опытные в области вожатской деятельности студенты, которые поделились практическим опытом и актуальными проблемами, с которыми они сталкиваются при работе в детских оздоровительных лагерях.

Важным событием, оказавшим положительное влияние на процесс и качество подготовки вожатских кадров, стало открытие на базе вуза Студ.Пространства – современной площадки для проведения мероприятий от Федерального агентства по делам молодежи, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и партнеров: Всероссийского студенческого проекта «Твой ход», Российского общества «Знание», АНО «Россия – страна возможностей», арт-кластера «Таврида», Общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи», Российского движения детей и молодежи «Движение первых», движения #МЫВМЕСТЕ, которое было приурочено ко Дню российского студенчества. Данный проект направлен на создание благоприятных условий для развития студенческой среды в российских вузах, его основная цель заключается в поддержке активной жизненной позиции студентов, развитии их творческих способностей, а также формировании комфортной образовательной и социальной среды[3]. Студ.Пространство стало местом проведения мероприятий как для будущих, так и для опытных вожатых. Одним из них является интеллектуальная игра «Я – вожатый! Мы – вожатые!» (далее игра) – авторская разработка, ежегодно проводимая на протяжении семи лет для студентов первых курсов педагогических специальностей, завершающая модуль «Основы вожатской деятельности» дисциплины «Педагогика». Основная цель игры – повышение уровня значимости и популяризация деятельности вожатого в студенческой среде. Ее задачами являются: выявление уровня знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения модуля «Основы вожатской деятельности»; развитие навыков командной работы и навыков публичного выступления; выявление и поддержка активных, талантливых и творческих студентов и их вовлечение в культурную, общественную жизнь вуза; создание атмосферы единения студентов со своим учебным заведением; формирование положительного отношения студентов к деятельности вожатого. Поскольку в состав жюри интеллектуальной игры «Я – вожатый! Мы – вожатые»! входят директора и заместители директоров детских оздоровительных лагерей и центров Республики Марий Эл, значимой задачей также является создание ситуаций взаимодействия, живого общения между работодателями и будущими вожатыми, которым в дальнейшем предстоит проходить практику на базе их учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков. Механика игры предполагает командную работу и носит соревновательный характер. Студенты первых курсов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) за неделю до проведения игры путем жеребьевки делятся на 5 команд по 5 чел. и готовятся к игровым этапам: этап 1 «Визитка» – представление команд (домашнее задание); этап 2 – «Теория и история вожатской деятельности»; этап 3 «Коллективное планирование лагерной смены»; этап 4 «Моя игра» – проведение игр с залом; этап 5 – «Кейс-стади»: решение педагогических задач. Большое значение в ходе игры отводится работе со зрительным залом – студентами, не вошедшими в команды, но представляющими группы поддержки. Для них проводится викторина с возможностью передать баллы при условии правильных ответов любой из команд. Также в случае затруднения или неверного ответа на теоретическом этапе игры вопросы переадресуются в зрительный зал. Команда-победитель определяется исходя из количества набранных баллов в ходе игры. Как показывает опыт, проведение данной игры служит важным этапом в подведении итогов изучения модуля «Основы вожатской деятельности», закреплении полученных знаний, умений и навыков, необходимых вожатому для качественного осуществления своих профессиональных функций.

Каждое учреждение отдыха и оздоровления имеет свою специфику, которую важно знать будущим педагогам-вожатым, направляемым на практику. Ежегодно за несколько месяцев до начала летнего сезона на базе вуза проводятся встречи с представителями детских оздоровительных лагерей и центров Республики Марий Эл, которые активно взаимодействуют с Марийским государственным университетом и нуждаются в вожатских кадрах, особенно в летний период. Также в формате диалога на равных такие встречи проводятся с участием опытных вожатых, имеющих большой стаж педагогической деятельности в учреждениях отдыха и оздоровления детей, на которых они выступают в качестве спикеров. Еще одним актуальным форматом являются выездные практикумы для студентов первых курсов педагогических специальностей, которые проводятся на базе детских оздоровительных лагерей и центров республики и включают в себя экскурсии по инфраструктуре, знакомство с педагогическим составом и тренинги, направленные на командообразование. Согласно мнению студентов-первокурсников, данные мероприятия положительно влияют на их психологический настрой перед предстоящей практикой и укрепляют уверенность в будущем положительном вожатском опыте.

Помимо круглых столов, встреч, интеллектуальных игр важная роль в профессиональной подготовке вожатых в вузе отводится возможности их участия в федеральных и внутривузовских проектов. В рамках федерального проекта «Шефство» и в результате подписания соглашения о сотрудничестве после вхождения Запорожской области в состав Российской Федерации Куйбышевский район Запорожской области стал подшефной территорией Республики Марий Эл, которая взяла на себя обязательства по оказанию помощи в восстановлении и развитии района, пострадавшего в результате боевых действий. Марийский государственный университет, как опорный вуз Республики Марий Эл, принимает активное участие в оказании помощи Куйбышевскому району в образовательной сфере. Одним из направлений стала реализация на базе вуза федерального проекта «Университетские смены»[4] при сотрудничестве с общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение Первых» [12–14]. В июле 2024 г. Университетские смены в Марийском государственном университете посетили 20 подростков в возрасте от 14 до 18 лет из г. Мелитополя Запорожской области. Для организации смены были созданы все необходимые условия и привлечены квалифицированные специалисты, в том числе в области вожатской деятельности, оказывавшие качественное психолого-педагогическое сопровождение исходя из особенностей, потребностей и интересов участников смены [15]. В июле 2025 г. количество участников проекта «Университетские смены», посетивших Марийский государственный университет, увеличилось в 2 раза, таким образом, к его реализации было привлечено большее количество вожатых, подготовленных вузом, которые успешно справились со своими профессиональными функциями, о чем свидетельствуют положительные отзывы от подростков и сопровождающих их педагогов, их желание начать и продолжить свой профессиональный путь в стенах данного вуза.

Будущие педагоги также принимают активное участие в реализации внутривузовских проектов, в том числе в рамках учебной практики. Одним из таких проектов является дополнительная общеразвивающая программа «Детский университет», предназначенная для детей от 5 до 12 лет, предусматривающая их дневное пребывание в вузе с трехразовым питанием, образовательными, культурно-досуговыми и спортивными мероприятиями, в том числе профориентационной направленности, организованная Центром дополнительного образования Марийского государственного университета совместно с институтами и факультетами вуза, функционирующая с 2021 г. в летний каникулярный период. Летом 2025 г. в рамках данного проекта было организовано и проведено 8 тематических смен: «Традиционные ценности России: единство народов России»; «Традиционные ценности России: наука и техника»; «Традиционные ценности России: жизнь»; «Традиционные ценности России: здоровое поколение»; Традиционные ценности России: культура»; «Традиционные ценности России: историческая память»; «Традиционные ценности России: добро и милосердие»; «Традиционные ценности России: языки дружбы»[5].

В связи с положительной динамикой востребованности данного проекта среди населения города и республики, обусловленной его высокой социальной значимостью, в Детском университете ежегодно возрастает потребность в вожатских кадрах, которая открывает новые возможности как для будущих педагогов-практикантов, так и уже опытных в данной области студентов, желающих обогатить свой профессиональный опыт и трудоустроиться на летний период.

В 2024–2025 учебном году 99 студентов первых курсов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) Марийского государственного университета изучили модуль «Основы вожатской деятельности» дисциплины «Педагогика», приняли участие в комплексе реализуемых вузом внеучебных мероприятий вожатской направленности и прошли учебную практику. Анализ успеваемости студентов по вышеуказанной учебной дисциплине, а также отзывы и характеристики, полученные от профильных организаций с мест прохождения практики, позволили сделать вывод о том, что 85 студентов успешно (без замечаний) справились с профессиональными функциями вожатого, что свидетельствует результативности используемых учебных и внеучебных форм их подготовки в образовательном пространстве вуза. Опрос, проведенный среди данных студентов-первокурсников, показал, что 67 чел. хотели бы продолжить развиваться в данном направлении и поработать в качестве вожатых в летний сезон 2026 г. Трудности, с которыми будущие педагоги столкнулись в процессе прохождения учебной практики, были обусловлены недостатком реального опыта работы в лагере, в том числе в силу возраста, однако они отмечали, что в затруднительных ситуациях на помощь приходили напарники – более опытные вожатые и педагоги.

Помимо перечисленных выше форм профессиональной подготовки будущих педагогов к вожатской деятельности в ближайшей перспективе на базе вуза планируется организовать и провести конкурс профессионального мастерства для уже опытных вожатых старших курсов, постепенно расширяя географию участников до регионального уровня с целью популяризации лучших практик.

Заключение

Проблема профессиональной подготовки вожатых в науке (теории и практике) не нова и остается актуальной с момента основания учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков по сей день. Однако ее качественная сторона во многом определяется тремя основными составляющими: грамотное преподавание профильных учебных дисциплин и соответствие учебного материала стандартам государственной политики в области отдыха и оздоровления детей и подростков; созданием комфортной и безопасной образовательной среды и системно выстроенными актуальными формами организации данного процесса в образовательном пространстве вуза; единством теории и практики, проявляющимся в том числе в тесном и продуктивном взаимодействии образовательных учреждений, занимающихся подготовкой вожатских кадров с учреждениями отдыха и оздоровления детей и подростков, а также курирующим их ведомством.


[1] Дмитрий Чернышенко: В 2025 г. увеличилось количество мест отдыха для детей – дополнительно ребят принимали более 400 детских лагерей // Сайт Министерства просвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/press/10618/dmitriy-chernyshenko-v-2025-godu-uvelichilos-kolichestvo-mest-otdyha-dlya-detey-dopolnitelno-rebyat-prinimali-bolee-400-detskih-lagerey/ (дата обращения: 01.11.2025).

[2] В Марий Эл обсудили методическое сопровождение детских оздоровительных лагерей в сезоне «Лето — 2025» // Сайт Министерства образования и науки Республики Марий Эл. [Электронный ресурс]. URL: https://mari-el.gov.ru/ministries/minobr/news/v-mariy-el-obsudili-metodicheskoe-soprovozhdenie-detskikh-ozdorovitelnykh-lagerey-v-sezone-leto-2025/ (дата обращения: 02.11.2025).

[3] На базе МарГУ открылось Студ.Пространство // Сайт Марийского государственного университета. [Электронный ресурс]. URL: https://marsu.ru/news_events/university_news/index.php?ELEMENT_ID=103642 (дата обращения: 01.11.2025)

[4] Университетские смены: о проекте // Сайт федерального проекта «Университетские смены». [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1agajwcfvjo1h.xn--p1ai/ (дата обращения: 04.11.2025).

[5] Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Детский университет» // Сайт Марийского государственногоуниверситета.[Электронный ресурс]. URL: https://marsu.ru/news_events/university_news/index.php?ELEMENT_ID=59904&sphrase_id=111371 (дата обращения: 01.11.2025).


Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Библиографическая ссылка

Медведева З.В. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОЖАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34346 (дата обращения: 03.12.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34346