Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,936

FORMS OF ORGANIZING THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR COUNSELOR ACTIVITIES IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

Medvedeva Z.V. 1
1 The Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education "Mari State University"
The importance of training camp counselors stems from the President and Government of the Russian Federation's close attention to the organization of recreation and health improvement for children and adolescents. Since 2023, a program to modernize children's camps has been implemented across the country, updating and creating new infrastructure for high-quality, comprehensive, and safe children's recreation and health improvement. Consequently, the issue of training camp counselors has become increasingly important, both quantitatively and qualitatively. The objectives of this study are to summarize and clarify the experience of preparing future teachers for camp counselor work through a combination of curricular and extracurricular activities, the particular importance of which is justified by both the requirements of state policy for camp counselor training and the organization of children's recreation and health improvement, as well as the specifics of the university's modern, technologically advanced educational environment and its established traditions. Analysis of the data obtained during the study allowed us to conclude that the methods used in organizing the professional training of future teachers for camp counselor work at Mari State University are effective.
counselor activities
professional training
university
future teachers
children's health camp

Введение

В настоящее время в России одной из самых динамично развивающихся сфер является сфера отдыха и оздоровления детей и подростков, о чем свидетельствует как государственная политика в данном направлении, так и повышенный интерес со стороны ученых, педагогов – теоретиков и практиков, занимающихся проблемами подготовки вожатских кадров, востребованность которых в детских лагерях, организациях и центрах неизменно растет в летний каникулярный период.

2025 год по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации стал годом детского отдыха в системе образования. В текущем году три крупных федеральных детских центра отметили юбилеи: 100 лет исполнилось «Артеку», 65 лет «Орленку», 40 лет «Смене».

С 2023 г. по поручению президента Российской Федерации реализуется программа модернизации детских лагерей, которая охватывает уже более 60 субъектов и позволяет дополнительно обеспечивать отдых порядка 100 тыс. детей ежегодно. Согласно статистике, опубликованной на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации, летом 2025 г. в работе детских лагерей было задействовано более 720 тыс. чел., из которых более 195 тыс. – это педагоги, более 88 тыс. – вожатые[1].

Современный детский оздоровительный лагерь в теории и практике вожатской деятельности рассматривается как особое социальное, коммуникативное, образовательное пространство, которое, с одной стороны, обладает значительным потенциалом для воспитания и социализации детей и подростков, с другой – потенциалом для формирования профессиональных компетенций и профессиональной позиции вожатых как будущих педагогов [1–3]. Уровень профессионализма вожатого определяется личностными особенностями, опытом работы с детьми и, безусловно, качеством профессиональной подготовки [4–6].

Рассматривая проблему профессиональной подготовки будущих педагогов к вожатской деятельности, современные исследователи выделяют три ее ключевых направления: методологическое, организационное и технологическое [7, 8]. При этом отмечают важность развития лидерских качеств будущих вожатых, в частности организаторских и коммуникативных [9–11].

Вожатская деятельность является важной, неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих педагогов, в том числе в Марийском государственном университете, где накоплен большой и успешный опыт реализации обучения вожатых как в рамках учебных курсов, так и специально организованной системе внеучебных мероприятий, которые в совокупности позволяют сформировать знания, умения и навыки, необходимые для качественной работы как в детских оздоровительных лагерях Республики Марий Эл, так и за ее пределами.

Цель исследования– обобщение и конкретизация опыта подготовки будущих педагогов к вожатской деятельности в контексте использования успешно апробированных форм как в учебной, так и во внеучебной деятельности, применяемых в образовательном пространстве Марийского государственного университета.

Материал и методы исследования

Материалом для данного исследования послужили научные публикации; интернет-сайты; динамика успеваемости студентов по модулю «Основы вожатской деятельности» дисциплины «Педагогика» и их отчетная документация по итогам учебной (вожатской практики); характеристики и отзывы, полученные с баз практики. Для достижения поставленных целей были использованы методы наблюдения, анализа и синтеза, сравнения и обобщения, опроса, описательный метод.

Результаты исследования и их обсуждение

Марийский государственный университет является единственным классическим вузом в Республике Марий Эл, готовящим педагогические кадры. Поэтому уже с первого года обучения в университете студенты направления 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) изучают профильную дисциплину «Педагогика» и ее модуль «Основы вожатской деятельности», который предшествует учебной (вожатской) практике.

Целью изучения данного модуля является качественная теоретическая и практическая подготовка студентов к полноценному осуществлению главной трудовой функции вожатого – сопровождению деятельности временного детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в организациях отдыха детей и их оздоровления. В рамках модуля «Основы вожатской деятельности» рассматривается широкий круг теоретических и прикладных вопросов, вынесенных на изучение в форме лекционных и практических занятий и самостоятельной работы, среди которых: история и опыт вожатской деятельности в России и за рубежом, нормативно-правовые аспекты вожатской деятельности, педагогическое сопровождение деятельности детского общественного объединения, особенности деятельности вожатого и технологии его работы в условиях детского оздоровительного лагеря, логика развития лагерной смены и проектирование программ, профессиональная этика и культура вожатого, информационно-медийное сопровождение деятельности вожатого. Для подготовки студентов к практическим занятиям и самостоятельной работе были изданы учебное пособие и практикум, содержащие как лекционный, так и материалы для текущего, промежуточного (контрольные вопросы и задания, тесты по темам, кроссворды, тексты для проведения вожатского диктанта) и итогового контроля (итоговый тест по окончанию изучения модуля, педагогические задачи), а также список актуальной учебной и учебно-методической литературы. Важная роль при подготовке будущих педагогов к вожатской деятельности отводится игровым практикумам, которые проводятся в новых специализированных лабораториях вуза – лаборатории «Цифровая дидактика» и лаборатории цифровых технологий физического развития и коррекции.

Помимо изучения модуля «Основы вожатской деятельности» дисциплины «Педагогика» важная роль в качественной теоретической и практической подготовке будущих педагогов к вожатской деятельности отводится внеучебным мероприятиям, которые благодаря разнообразным формам организации и проведения, информативному содержанию, а также современной обновленной инфраструктуре вуза вызывают повышенный интерес у студенческой молодежи. В качестве примера приведем некоторые из них.

Процесс подготовки будущих педагогов к деятельности вожатого носит комплексный характер и предполагает активное разноуровневое взаимодействие как с базами практики, так и курирующим их ведомством. Так, в марте 2025 г. в Марийском государственном университете состоялся круглый стол на тему «Методическое сопровождение деятельности ДОЛ. Лето – 2025»[2]. Пространство вуза объединило представителей Министерства образования и науки Республики Марий Эл, ресурсного центра «Лето», регионального отделения «Движения Первых», директоров детских оздоровительных лагерей, а также опытных специалистов в области организации детского отдыха. Круглый стол был посвящен обсуждению тем, связанных с организацией качественного детского отдыха в летний период и его безопасности, при этом особое внимание было уделено вопросу подготовки вожатских кадров на всех этапах – от обучения до трудоустройства. В качестве спикеров также выступили опытные в области вожатской деятельности студенты, которые поделились практическим опытом и актуальными проблемами, с которыми они сталкиваются при работе в детских оздоровительных лагерях.

Важным событием, оказавшим положительное влияние на процесс и качество подготовки вожатских кадров, стало открытие на базе вуза Студ.Пространства – современной площадки для проведения мероприятий от Федерального агентства по делам молодежи, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и партнеров: Всероссийского студенческого проекта «Твой ход», Российского общества «Знание», АНО «Россия – страна возможностей», арт-кластера «Таврида», Общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи», Российского движения детей и молодежи «Движение первых», движения #МЫВМЕСТЕ, которое было приурочено ко Дню российского студенчества. Данный проект направлен на создание благоприятных условий для развития студенческой среды в российских вузах, его основная цель заключается в поддержке активной жизненной позиции студентов, развитии их творческих способностей, а также формировании комфортной образовательной и социальной среды[3]. Студ.Пространство стало местом проведения мероприятий как для будущих, так и для опытных вожатых. Одним из них является интеллектуальная игра «Я – вожатый! Мы – вожатые!» (далее игра) – авторская разработка, ежегодно проводимая на протяжении семи лет для студентов первых курсов педагогических специальностей, завершающая модуль «Основы вожатской деятельности» дисциплины «Педагогика». Основная цель игры – повышение уровня значимости и популяризация деятельности вожатого в студенческой среде. Ее задачами являются: выявление уровня знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения модуля «Основы вожатской деятельности»; развитие навыков командной работы и навыков публичного выступления; выявление и поддержка активных, талантливых и творческих студентов и их вовлечение в культурную, общественную жизнь вуза; создание атмосферы единения студентов со своим учебным заведением; формирование положительного отношения студентов к деятельности вожатого. Поскольку в состав жюри интеллектуальной игры «Я – вожатый! Мы – вожатые»! входят директора и заместители директоров детских оздоровительных лагерей и центров Республики Марий Эл, значимой задачей также является создание ситуаций взаимодействия, живого общения между работодателями и будущими вожатыми, которым в дальнейшем предстоит проходить практику на базе их учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков. Механика игры предполагает командную работу и носит соревновательный характер. Студенты первых курсов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) за неделю до проведения игры путем жеребьевки делятся на 5 команд по 5 чел. и готовятся к игровым этапам: этап 1 «Визитка» – представление команд (домашнее задание); этап 2 – «Теория и история вожатской деятельности»; этап 3 «Коллективное планирование лагерной смены»; этап 4 «Моя игра» – проведение игр с залом; этап 5 – «Кейс-стади»: решение педагогических задач. Большое значение в ходе игры отводится работе со зрительным залом – студентами, не вошедшими в команды, но представляющими группы поддержки. Для них проводится викторина с возможностью передать баллы при условии правильных ответов любой из команд. Также в случае затруднения или неверного ответа на теоретическом этапе игры вопросы переадресуются в зрительный зал. Команда-победитель определяется исходя из количества набранных баллов в ходе игры. Как показывает опыт, проведение данной игры служит важным этапом в подведении итогов изучения модуля «Основы вожатской деятельности», закреплении полученных знаний, умений и навыков, необходимых вожатому для качественного осуществления своих профессиональных функций.

Каждое учреждение отдыха и оздоровления имеет свою специфику, которую важно знать будущим педагогам-вожатым, направляемым на практику. Ежегодно за несколько месяцев до начала летнего сезона на базе вуза проводятся встречи с представителями детских оздоровительных лагерей и центров Республики Марий Эл, которые активно взаимодействуют с Марийским государственным университетом и нуждаются в вожатских кадрах, особенно в летний период. Также в формате диалога на равных такие встречи проводятся с участием опытных вожатых, имеющих большой стаж педагогической деятельности в учреждениях отдыха и оздоровления детей, на которых они выступают в качестве спикеров. Еще одним актуальным форматом являются выездные практикумы для студентов первых курсов педагогических специальностей, которые проводятся на базе детских оздоровительных лагерей и центров республики и включают в себя экскурсии по инфраструктуре, знакомство с педагогическим составом и тренинги, направленные на командообразование. Согласно мнению студентов-первокурсников, данные мероприятия положительно влияют на их психологический настрой перед предстоящей практикой и укрепляют уверенность в будущем положительном вожатском опыте.

Помимо круглых столов, встреч, интеллектуальных игр важная роль в профессиональной подготовке вожатых в вузе отводится возможности их участия в федеральных и внутривузовских проектов. В рамках федерального проекта «Шефство» и в результате подписания соглашения о сотрудничестве после вхождения Запорожской области в состав Российской Федерации Куйбышевский район Запорожской области стал подшефной территорией Республики Марий Эл, которая взяла на себя обязательства по оказанию помощи в восстановлении и развитии района, пострадавшего в результате боевых действий. Марийский государственный университет, как опорный вуз Республики Марий Эл, принимает активное участие в оказании помощи Куйбышевскому району в образовательной сфере. Одним из направлений стала реализация на базе вуза федерального проекта «Университетские смены»[4] при сотрудничестве с общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение Первых» [12–14]. В июле 2024 г. Университетские смены в Марийском государственном университете посетили 20 подростков в возрасте от 14 до 18 лет из г. Мелитополя Запорожской области. Для организации смены были созданы все необходимые условия и привлечены квалифицированные специалисты, в том числе в области вожатской деятельности, оказывавшие качественное психолого-педагогическое сопровождение исходя из особенностей, потребностей и интересов участников смены [15]. В июле 2025 г. количество участников проекта «Университетские смены», посетивших Марийский государственный университет, увеличилось в 2 раза, таким образом, к его реализации было привлечено большее количество вожатых, подготовленных вузом, которые успешно справились со своими профессиональными функциями, о чем свидетельствуют положительные отзывы от подростков и сопровождающих их педагогов, их желание начать и продолжить свой профессиональный путь в стенах данного вуза.

Будущие педагоги также принимают активное участие в реализации внутривузовских проектов, в том числе в рамках учебной практики. Одним из таких проектов является дополнительная общеразвивающая программа «Детский университет», предназначенная для детей от 5 до 12 лет, предусматривающая их дневное пребывание в вузе с трехразовым питанием, образовательными, культурно-досуговыми и спортивными мероприятиями, в том числе профориентационной направленности, организованная Центром дополнительного образования Марийского государственного университета совместно с институтами и факультетами вуза, функционирующая с 2021 г. в летний каникулярный период. Летом 2025 г. в рамках данного проекта было организовано и проведено 8 тематических смен: «Традиционные ценности России: единство народов России»; «Традиционные ценности России: наука и техника»; «Традиционные ценности России: жизнь»; «Традиционные ценности России: здоровое поколение»; Традиционные ценности России: культура»; «Традиционные ценности России: историческая память»; «Традиционные ценности России: добро и милосердие»; «Традиционные ценности России: языки дружбы»[5].

В связи с положительной динамикой востребованности данного проекта среди населения города и республики, обусловленной его высокой социальной значимостью, в Детском университете ежегодно возрастает потребность в вожатских кадрах, которая открывает новые возможности как для будущих педагогов-практикантов, так и уже опытных в данной области студентов, желающих обогатить свой профессиональный опыт и трудоустроиться на летний период.

В 2024–2025 учебном году 99 студентов первых курсов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) Марийского государственного университета изучили модуль «Основы вожатской деятельности» дисциплины «Педагогика», приняли участие в комплексе реализуемых вузом внеучебных мероприятий вожатской направленности и прошли учебную практику. Анализ успеваемости студентов по вышеуказанной учебной дисциплине, а также отзывы и характеристики, полученные от профильных организаций с мест прохождения практики, позволили сделать вывод о том, что 85 студентов успешно (без замечаний) справились с профессиональными функциями вожатого, что свидетельствует результативности используемых учебных и внеучебных форм их подготовки в образовательном пространстве вуза. Опрос, проведенный среди данных студентов-первокурсников, показал, что 67 чел. хотели бы продолжить развиваться в данном направлении и поработать в качестве вожатых в летний сезон 2026 г. Трудности, с которыми будущие педагоги столкнулись в процессе прохождения учебной практики, были обусловлены недостатком реального опыта работы в лагере, в том числе в силу возраста, однако они отмечали, что в затруднительных ситуациях на помощь приходили напарники – более опытные вожатые и педагоги.

Помимо перечисленных выше форм профессиональной подготовки будущих педагогов к вожатской деятельности в ближайшей перспективе на базе вуза планируется организовать и провести конкурс профессионального мастерства для уже опытных вожатых старших курсов, постепенно расширяя географию участников до регионального уровня с целью популяризации лучших практик.

Заключение

Проблема профессиональной подготовки вожатых в науке (теории и практике) не нова и остается актуальной с момента основания учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков по сей день. Однако ее качественная сторона во многом определяется тремя основными составляющими: грамотное преподавание профильных учебных дисциплин и соответствие учебного материала стандартам государственной политики в области отдыха и оздоровления детей и подростков; созданием комфортной и безопасной образовательной среды и системно выстроенными актуальными формами организации данного процесса в образовательном пространстве вуза; единством теории и практики, проявляющимся в том числе в тесном и продуктивном взаимодействии образовательных учреждений, занимающихся подготовкой вожатских кадров с учреждениями отдыха и оздоровления детей и подростков, а также курирующим их ведомством.


[1] Дмитрий Чернышенко: В 2025 г. увеличилось количество мест отдыха для детей – дополнительно ребят принимали более 400 детских лагерей // Сайт Министерства просвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/press/10618/dmitriy-chernyshenko-v-2025-godu-uvelichilos-kolichestvo-mest-otdyha-dlya-detey-dopolnitelno-rebyat-prinimali-bolee-400-detskih-lagerey/ (дата обращения: 01.11.2025).

[2] В Марий Эл обсудили методическое сопровождение детских оздоровительных лагерей в сезоне «Лето — 2025» // Сайт Министерства образования и науки Республики Марий Эл. [Электронный ресурс]. URL: https://mari-el.gov.ru/ministries/minobr/news/v-mariy-el-obsudili-metodicheskoe-soprovozhdenie-detskikh-ozdorovitelnykh-lagerey-v-sezone-leto-2025/ (дата обращения: 02.11.2025).

[3] На базе МарГУ открылось Студ.Пространство // Сайт Марийского государственного университета. [Электронный ресурс]. URL: https://marsu.ru/news_events/university_news/index.php?ELEMENT_ID=103642 (дата обращения: 01.11.2025)

[4] Университетские смены: о проекте // Сайт федерального проекта «Университетские смены». [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1agajwcfvjo1h.xn--p1ai/ (дата обращения: 04.11.2025).

[5] Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Детский университет» // Сайт Марийского государственногоуниверситета.[Электронный ресурс]. URL: https://marsu.ru/news_events/university_news/index.php?ELEMENT_ID=59904&sphrase_id=111371 (дата обращения: 01.11.2025).