Сетевое научное издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,936

О РОЛИ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Березнева Е.Ю. 1 Астафьева Э.Н. 1 Цускман И.Г. 1 Худорожко М.П. 2
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»
Березнева Е.Ю. - разработка концепции, проведение исследования, написание рукописи – рецензирование и редактирование
Астафьева Э.Н. - методология исследования, научное руководство
Цускман И.Г. - анализ данных, валидация результатов
Худорожко М.П. - визуализация результатов, написание черновика рукописи
Данная статья посвящена действующему институту кураторства в медицинском университете, совершенствование организации которого является серьезной задачей современной системы воспитательной работы высшего учебного заведения. Целью данного исследования стала актуальность и необходимость существования института кураторства среди студентов Омского государственного медицинского университета. Представлена кураторская деятельность как связующее звено между студентами и высшим учебным заведением. Приведены результаты анкетирования обучающихся медицинского университета по вопросам работы кураторов студенческих групп. Предложенная респондентам анкета состояла из вопросов, предполагающих возможность одного или множественного выбора ответов и свободного варианта ответа. Выделены три основных направления работы куратора: информирование о мероприятиях, помощь в трудных ситуациях и учебном процессе. Необходимо учитывать тот факт, что в течение всего учебного процесса потребность в различных функциях, которые осуществляет куратор, может значительно отличаться и зависит ступени обучения. Куратор помогает не только во время обучения в высшем учебном заведении, но и в профессиональном самоопределении и росте обучающегося. Поэтому при планировании работы со студентами определенных курсов нужно учитывать особенности интересов и задач, которые стоят перед ними.
студенты-первокурсники
куратор
воспитательная работа
студенты первого курса
1. Фисенко А.А. Роль куратора в системе педагогической поддержки студентов // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 6. С. 82-94. DOI: 10.15293/1813-4718.2306.08. EDN: LQMFNL.
2. Мусохранова М.Б., Муль И.Л., Астафьева Э.Н. К вопросу о проблеме воспитания в медицинских вузах // Воспитательный процесс в медицинском вузе: теория и практика: Сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иваново: Ивановская государственная медицинская академия. 2023. С. 120-123. URL: https://ivgmu.ru/attachments/73863. EDN: SPMSLO.
3. Коротков А.М., Макарова И.А. Воспитательная работа в современном педагогическом вузе: приоритетные направления // Нижегородское образование. 2022. № 4. С. 12-19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-rabota-v-sovremennom-pedagogicheskom-vuze-prioritetnye-napravleniya. EDN: GLUAIZ.
4. Хайрутдинова Р.И. Роль педагога-куратора спо в становлении профессиональной личности студентов // Вестник науки. 2024. Т. 2. № 10 (79). С. 371-374. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-kuratora-spo-v-stanovlenii-professionalnoy-lichnosti-studentov. EDN: KDLCIN.
5. Карпова Г.В. Роль куратора в процессе адаптации студентов-первокурсников в ВУЗе// Вестник педагогических наук. 2024. № 4. С. 143-149. URL: https://vpn-journal.ru/wp-content/uploads/2024/05/vpn-2024-4.pdf#page=143. DOI: 10.62257/2687-1661-2024-4-143-149.
6. Степанова Л.В., Цускман И.Г., Сергеева Е.Д., Березнева Е.Ю., Шоронова А.Ю. Особенности успешной адаптации студентов медицинского университета (по результатам анкетирования лечебного факультета Омского государственного медицинского университета) // Современные проблемы науки и образования. 2024. № 3. URL: https://science-education.ru/article/view?id=33426. DOI: 10.17513/spno.33426.
7. Зерчанинова Е.И., Скорнякова А.В., Маханькова П.Н., Маклакова И.Ю. Исследование отношения студентов медицинского университета к институту кураторства, теме патриотического воспитания // Флагман науки. 2024. № 6 (17). С. 194-200. EDN: LBGEPG. URL: https://flagmannauki.ru/files/617-Skornyakova_Anzhela_Vitalevna__2038.pdf.
8. Пазухина С.В., Декина Е.В. Психологические индикаторы удовлетворенности студентов взаимодействием с кураторами нового типа - наставниками // Научно-педагогическое обозрение.2023. № 1 (47). С. 158-169. DOI: 10.23951/2307-6127-2023-1-158-169. EDN: DQBUWL.
9. Новикова Е.С., Прошкин С.С. Роль куратора в формировании мотивации студента к успешной учебе // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2020. Т. 1. С. 541-543. EDN: PSFFKQ.
10. Кравцова Л.М., Шакамалов Г.М. Оценка влияния куратора группы на качество обучения студентов педагогического вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13. № 1 (51). С. 54-60. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-54-60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vliyaniya-kuratora-gruppy-na-kachestvo-obucheniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza/viewer. EDN: OTKNTF.
11. Полетайкин А.Н., Монастырская Т.И., Кулешова Н.В., Двуреченская Н.А. К вопросу развития воспитательной работы в вузе посредством повышения эффективности деятельности кураторов // Вестник СибГУТИ. 2020. № 4 (52). С. 53-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-razvitiya-vospitatelnoy-raboty-v-vuze-posredstvompovysheniya-effektivnosti-deyatelnosti-kuratorov. EDN: EZBKNV.
12. Губанова Н.Ф. Особенности воспитательной работы в культурной среде вуза // Педагогическое образование и наука. 2022. № 4. С. 28-32. DOI: 10.56163/2072-2524-2022-4-28-32. EDN: CATOSA. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50154655_51876809.pdf.
13. Устинова Н.П. Организационная эффективность управления воспитательной работой в ВУЗе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021. № 5 (80). С. 9-12DOI: 10.51904/2306-8329_2021_80_5_9. EDN: WNMVVO.
14. Алексеева О.С., Баурова Ю.В., Славнецкова Л.В. Институт кураторства как фактор эффективного воспитательного процесса вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/97PDMN623.pdf.
15. Мусаткина Б.В., Васильев Д.И. Исследование удовлетворенности студентов вуза работой кураторов // Исследование современных тенденций в психологии и педагогике: Сборник статей III всероссийской научной конференции, Петрозаводск, 13 июня 2024 года. Санкт-Петербург: ООО "Международный институт перспективных исследований им. Ломоносова", 2024. С. 17-18. EDN: NTCPXN.

Введение

В настоящее время все больше возрастает значимость воспитания в высших учебных заведениях, которое направлено наформирование системы сопровождения и поддержки для адаптации обучающихся к новой среде образовательного учреждения, студенческому коллективу, профессорско-преподавательскому составу, а также способствует развитию профессиональных и личностных качеств студентов, так как образование – это не только обучение, но и воспитание [1-3]. Одну из ключевых ролей в максимальном вовлечении и погружении студенческой аудитории в культуру вуза играет кураторская деятельность, которая способствует социализации студентов, помогая им адаптироваться как к студенческой среде, так и друг к другу. Успех этого процесса во многом зависит от личных качеств куратора и его серьезного отношения к дополнительным обязанностям [4-6]. В обязанности современного куратора входит не только академическое руководство студенческой группой, но и такие приоритетные задачи, как организация жизни группы с определенными традициями, нормами и правилами, существующими в университете [7]. Куратор принимает участие и в создании благоприятного психологического климата, культуры общения, и в воспитании активной гражданской позиции у обучающихся [8-10]. В зависимости от этапов обучения студентов воспитательная работа имеет свои специфические задачи и особенности. На 1-3 курсах роль куратора заключается в качественном информировании студентов об организации мероприятий образовательной организации, в академическом контроле, а также своевременной помощи и поддержке. У куратора 4-6 курсов появляются дополнительные проблемы и задачи.

Цель исследования – исследование актуальности и необходимости института кураторства среди студентов Омского государственного медицинского университета.

Материал и методы исследования

Работа выполнена на основе анализа анкет обучающихся ОмГМУ. Вопросы анкеты были разработаны с опорой на анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались различные аспекты проблемы кураторства в вузах [2; 5; 6]. Предложенная респондентам анкета состояла из вопросов, предполагающих возможность одного, множественного выбора ответов и свободного варианта ответа. В исследовании приняли участие 1243 студента ОмГМУ. Анкетирование проводилось посредством интернет-ресурса GoogleForms. В опросе приняли участие лица как женского, так и мужского пола в возрастной категории от 17 до 25 лет и старше. Предложенная анкета включала 13 вопросов анонимного характера.

Результаты исследования и их обсуждение. В высшем учебном заведении единая воспитательная система помогает сформировать гармоничную и всесторонне развитую личность. Студенты делают акцент в большей степени на будущей профессиональной деятельности, а личностному росту уделяют меньше внимания. В настоящее время практически во всех высших учебных заведениях имеются кураторы, которые принимают непосредственное участие в воспитательной работе со студентами. Куратор – это профессионал педагогической деятельности, который создает благоприятную психологическую обстановку для протекания учебного процесса и взаимодействия студентов друг с другом и преподавателем, помогает социализации студентов, проводит индивидуальную коррекцию при необходимости, помогает разрешать возникшие конфликты [11-13].

Весной 2025 года управлением по молодежной политике и социальному развитию было проведено анкетирование среди студентов ОмГМУ с целью учета их мнения при планировании своей деятельности. Большинство студентов (54,5%) отмечают необходимость куратора в университете, только 16,7% обучающихся не видят потребности в работе куратора.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Для чего, на Ваш взгляд, нужны кураторы?»

Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.

При ответах на дискуссионные вопросы о необходимости и важности куратора в ОмГМУ большинство обучающихся выделяют три основные функции куратора: информирование о мероприятиях вуза (54,8%), помощь в трудных ситуациях (59,8%) и помощь в учебном процессе (58,2%) (рис. 1). Организацию мероприятий отметили только 27,5%, что может быть связано не столько с нежеланием участвовать во внеучебных мероприятиях, сколько с нехваткой времени и большим объемом учебной работы.

Наиболее полезной деятельностью куратора студенты считают информационную (29,8%), помощь и поддержку в трудных ситуациях (20,4%) и помощь в учебном процессе (27,4%) (рис. 2), причем информацию от куратора им удобнее получать через групповой чат в мессенджере (68,4%) и социальные сети (39,3%) (рис. 3). Общение через мессенджеры очень удобно как студентам, так и куратору. Это очень быстрый и доступный способ общения. Личные встречи предпочитают 27,2% человек. Личное взаимодействие, общение предпочтительней при определенных ситуациях, чаще всего личного, деликатного характера. Вербальный контакт помогает быстрее найти верное решение проблемы, не только подержать словами, но и выразить сочувствие и понимание.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Укажите, что из кураторской деятельности для Вас наиболее важно и полезно?»

Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Какая коммуникация с куратором Вас бы устроила?»

Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.

Студенты отмечают важность и необходимость помощи куратора в учебном процессе, которые значительно возрастают при увеличении количества задач и запросов, решаемых куратором. Возможно, у обучающихся 1-3 курсов это будет более значимо. Многие, а особенно проживающие в общежитии, студенты ощущают отсутствие постоянного ежедневного контроля, со стороны родителей в том числе, что вызывает страх перед учебным процессом. Все это может снизить веру в себя и, как следствие, интерес к обучению. Куратор же на данном этапе жизни обучающегося может оказать благоприятное влияние на студента посредством проведения индивидуальных бесед и привлечения ко внеучебным мероприятиям, что опосредованно будет способствовать повышению мотивации и успеваемости студента [14; 15]. В то же время на вопрос со свободным вариантом ответа о том, что не должен делать куратор, студенты отмечают излишнюю опеку и постоянный контроль (рис. 4). Куратору необходимо так организовать помощь студенту, чтобы не быть слишком навязчивым и не создавать ему дискомфорт, тем самым выступая не только в качестве собеседника, друга, наставника, но еще и психолога. Куратор должен давать возможность студентам организовывать свое собственное учебное и свободное время на свое усмотрение, но периодически напоминать и пояснять обучающимся о необходимости дисциплины не только в учебном процессе, но и при планировании внеучебной деятельности.

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «В какой деятельности куратора нет необходимости?»

Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.

Совершенствование организации кураторской работы – серьезная задача современной системы воспитательной работы образовательной организации высшего образования. Общепринятое мнение заключается в том, что только обучающиеся первого курса нуждаются в поддержке и наставничестве. Начиная же со второго или третьего курсов необходимость в опеке снижается, и на первый план выступает наставничество. Но куратор ведь не только преподаватель, но и тот, кто готов прийти на помощь студенту, если это будет необходимо, так как проблемы возникают у обучающихся всех курсов.

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «На каких курсах, на Ваш взгляд, нужна кураторская деятельность?»

Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.

Около 49,5% обучающихся считают, что кураторство должно быть не только на первом курсе, но и на втором и третьем тоже. Почти 13,8% (171 человек) студентов отметили необходимость кураторства на 4-6 курсах (рис. 5). Как показывают результаты анкетирования, а также данные исследований ряда авторов, деятельность куратора при работе с 1-3 курсами сводится, прежде всего, к информированию, поддержке в трудных жизненных ситуациях. Задачи, которые стоят перед куратором 4-6 курсов, должны быть гораздо шире и разнообразнее. У студентов 4-6 курсов есть свои проблемы, например связанные с прохождением практики и трудоустройством. Куратор может помочь в решении этих вопросов, а также в профессиональном самоопределении и росте обучающегося. Нужно учитывать также и то, что куратор ближе и активнее взаимодействует со студентами, а значит, быстрее и легче сможет решить различные спорные вопросы. Также у педагогов-кураторов очень хорошо развита наблюдательность и интуиция, благодаря чему они могут предвидеть назревающие проблемы как учебного, так и личного характера в жизни студента [10; 15].

Заключение. Результаты проведенного исследования показали значимость кураторской деятельности как связующего звена между обучающимися и университетом, а также необходимость некоторой коррекции организации работы кураторов. В кураторе студенты видят не только посредника в своевременной передаче актуальной и необходимой информации об учебных и внеучебных мероприятиях, но и верного друга и помощника в трудных жизненных ситуациях, который готов прийти на помощь, когда это необходимо. В течение всего учебного процесса потребность в различных функциях, которые осуществляет куратор, может значительно отличаться и зависит ступени обучения. Поэтому при планировании работы со студентами нужно учитывать особенности интересов и задач, которые стоят перед ними. В рамках образовательного процесса в университете необходимо соблюдение условий, при которых воспитательная работа будет наиболее эффективной.


Конфликт интересов
Конфликта интересов нет

Библиографическая ссылка

Березнева Е.Ю., Астафьева Э.Н., Цускман И.Г., Худорожко М.П. О РОЛИ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34344 (дата обращения: 03.12.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34344