Введение
В настоящее время все больше возрастает значимость воспитания в высших учебных заведениях, которое направлено наформирование системы сопровождения и поддержки для адаптации обучающихся к новой среде образовательного учреждения, студенческому коллективу, профессорско-преподавательскому составу, а также способствует развитию профессиональных и личностных качеств студентов, так как образование – это не только обучение, но и воспитание [1-3]. Одну из ключевых ролей в максимальном вовлечении и погружении студенческой аудитории в культуру вуза играет кураторская деятельность, которая способствует социализации студентов, помогая им адаптироваться как к студенческой среде, так и друг к другу. Успех этого процесса во многом зависит от личных качеств куратора и его серьезного отношения к дополнительным обязанностям [4-6]. В обязанности современного куратора входит не только академическое руководство студенческой группой, но и такие приоритетные задачи, как организация жизни группы с определенными традициями, нормами и правилами, существующими в университете [7]. Куратор принимает участие и в создании благоприятного психологического климата, культуры общения, и в воспитании активной гражданской позиции у обучающихся [8-10]. В зависимости от этапов обучения студентов воспитательная работа имеет свои специфические задачи и особенности. На 1-3 курсах роль куратора заключается в качественном информировании студентов об организации мероприятий образовательной организации, в академическом контроле, а также своевременной помощи и поддержке. У куратора 4-6 курсов появляются дополнительные проблемы и задачи.
Цель исследования – исследование актуальности и необходимости института кураторства среди студентов Омского государственного медицинского университета.
Материал и методы исследования
Работа выполнена на основе анализа анкет обучающихся ОмГМУ. Вопросы анкеты были разработаны с опорой на анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались различные аспекты проблемы кураторства в вузах [2; 5; 6]. Предложенная респондентам анкета состояла из вопросов, предполагающих возможность одного, множественного выбора ответов и свободного варианта ответа. В исследовании приняли участие 1243 студента ОмГМУ. Анкетирование проводилось посредством интернет-ресурса GoogleForms. В опросе приняли участие лица как женского, так и мужского пола в возрастной категории от 17 до 25 лет и старше. Предложенная анкета включала 13 вопросов анонимного характера.
Результаты исследования и их обсуждение. В высшем учебном заведении единая воспитательная система помогает сформировать гармоничную и всесторонне развитую личность. Студенты делают акцент в большей степени на будущей профессиональной деятельности, а личностному росту уделяют меньше внимания. В настоящее время практически во всех высших учебных заведениях имеются кураторы, которые принимают непосредственное участие в воспитательной работе со студентами. Куратор – это профессионал педагогической деятельности, который создает благоприятную психологическую обстановку для протекания учебного процесса и взаимодействия студентов друг с другом и преподавателем, помогает социализации студентов, проводит индивидуальную коррекцию при необходимости, помогает разрешать возникшие конфликты [11-13].
Весной 2025 года управлением по молодежной политике и социальному развитию было проведено анкетирование среди студентов ОмГМУ с целью учета их мнения при планировании своей деятельности. Большинство студентов (54,5%) отмечают необходимость куратора в университете, только 16,7% обучающихся не видят потребности в работе куратора.

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Для чего, на Ваш взгляд, нужны кураторы?»
Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.
При ответах на дискуссионные вопросы о необходимости и важности куратора в ОмГМУ большинство обучающихся выделяют три основные функции куратора: информирование о мероприятиях вуза (54,8%), помощь в трудных ситуациях (59,8%) и помощь в учебном процессе (58,2%) (рис. 1). Организацию мероприятий отметили только 27,5%, что может быть связано не столько с нежеланием участвовать во внеучебных мероприятиях, сколько с нехваткой времени и большим объемом учебной работы.
Наиболее полезной деятельностью куратора студенты считают информационную (29,8%), помощь и поддержку в трудных ситуациях (20,4%) и помощь в учебном процессе (27,4%) (рис. 2), причем информацию от куратора им удобнее получать через групповой чат в мессенджере (68,4%) и социальные сети (39,3%) (рис. 3). Общение через мессенджеры очень удобно как студентам, так и куратору. Это очень быстрый и доступный способ общения. Личные встречи предпочитают 27,2% человек. Личное взаимодействие, общение предпочтительней при определенных ситуациях, чаще всего личного, деликатного характера. Вербальный контакт помогает быстрее найти верное решение проблемы, не только подержать словами, но и выразить сочувствие и понимание.

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Укажите, что из кураторской деятельности для Вас наиболее важно и полезно?»
Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Какая коммуникация с куратором Вас бы устроила?»
Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.
Студенты отмечают важность и необходимость помощи куратора в учебном процессе, которые значительно возрастают при увеличении количества задач и запросов, решаемых куратором. Возможно, у обучающихся 1-3 курсов это будет более значимо. Многие, а особенно проживающие в общежитии, студенты ощущают отсутствие постоянного ежедневного контроля, со стороны родителей в том числе, что вызывает страх перед учебным процессом. Все это может снизить веру в себя и, как следствие, интерес к обучению. Куратор же на данном этапе жизни обучающегося может оказать благоприятное влияние на студента посредством проведения индивидуальных бесед и привлечения ко внеучебным мероприятиям, что опосредованно будет способствовать повышению мотивации и успеваемости студента [14; 15]. В то же время на вопрос со свободным вариантом ответа о том, что не должен делать куратор, студенты отмечают излишнюю опеку и постоянный контроль (рис. 4). Куратору необходимо так организовать помощь студенту, чтобы не быть слишком навязчивым и не создавать ему дискомфорт, тем самым выступая не только в качестве собеседника, друга, наставника, но еще и психолога. Куратор должен давать возможность студентам организовывать свое собственное учебное и свободное время на свое усмотрение, но периодически напоминать и пояснять обучающимся о необходимости дисциплины не только в учебном процессе, но и при планировании внеучебной деятельности.

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «В какой деятельности куратора нет необходимости?»
Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.
Совершенствование организации кураторской работы – серьезная задача современной системы воспитательной работы образовательной организации высшего образования. Общепринятое мнение заключается в том, что только обучающиеся первого курса нуждаются в поддержке и наставничестве. Начиная же со второго или третьего курсов необходимость в опеке снижается, и на первый план выступает наставничество. Но куратор ведь не только преподаватель, но и тот, кто готов прийти на помощь студенту, если это будет необходимо, так как проблемы возникают у обучающихся всех курсов.

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «На каких курсах, на Ваш взгляд, нужна кураторская деятельность?»
Источник: составлено авторами по результатам данного исследования.
Около 49,5% обучающихся считают, что кураторство должно быть не только на первом курсе, но и на втором и третьем тоже. Почти 13,8% (171 человек) студентов отметили необходимость кураторства на 4-6 курсах (рис. 5). Как показывают результаты анкетирования, а также данные исследований ряда авторов, деятельность куратора при работе с 1-3 курсами сводится, прежде всего, к информированию, поддержке в трудных жизненных ситуациях. Задачи, которые стоят перед куратором 4-6 курсов, должны быть гораздо шире и разнообразнее. У студентов 4-6 курсов есть свои проблемы, например связанные с прохождением практики и трудоустройством. Куратор может помочь в решении этих вопросов, а также в профессиональном самоопределении и росте обучающегося. Нужно учитывать также и то, что куратор ближе и активнее взаимодействует со студентами, а значит, быстрее и легче сможет решить различные спорные вопросы. Также у педагогов-кураторов очень хорошо развита наблюдательность и интуиция, благодаря чему они могут предвидеть назревающие проблемы как учебного, так и личного характера в жизни студента [10; 15].
Заключение. Результаты проведенного исследования показали значимость кураторской деятельности как связующего звена между обучающимися и университетом, а также необходимость некоторой коррекции организации работы кураторов. В кураторе студенты видят не только посредника в своевременной передаче актуальной и необходимой информации об учебных и внеучебных мероприятиях, но и верного друга и помощника в трудных жизненных ситуациях, который готов прийти на помощь, когда это необходимо. В течение всего учебного процесса потребность в различных функциях, которые осуществляет куратор, может значительно отличаться и зависит ступени обучения. Поэтому при планировании работы со студентами нужно учитывать особенности интересов и задач, которые стоят перед ними. В рамках образовательного процесса в университете необходимо соблюдение условий, при которых воспитательная работа будет наиболее эффективной.
Конфликт интересов
Библиографическая ссылка
Березнева Е.Ю., Астафьева Э.Н., Цускман И.Г., Худорожко М.П. О РОЛИ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. 2025. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=34344 (дата обращения: 03.12.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.34344



